Метод трех вопросов в ДОУ - основа взаимодействия детей и взрослых.
статья (старшая группа)

Молькова Кристина Николаевна

Метод трех вопросов в ДОУ  -

основа взаимодействия детей и взрослых.

 

Образовательная технология «Модель трех вопросов» актуальна в условиях ФГОС, так как позволяет реализовать на практике индивидуализацию дошкольного образования. Цели и задачи образовательной технологии, содержание практических материалов показывают, как осуществляется интегрированный подход в педагогическом процессе, как предъявляется образовательное содержание ребенку в условиях нового стандарта.

Образовательная технология «Модель трех вопросов» выступает как способ разработки проектов. Благодаря ей педагог получает первичную информацию о запасе знаний, представлений детей и помогает ориентироваться в способах получения информации. Действуя по данной технологии в разработке проектов, мы создаем условия для развития самостоятельности и инициативности у детей, их познавательной активности, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности.

Предлагаю вашему вниманию «Методику трех вопросов». Это эффективная методика и заключается она в следующем.

Накануне новой лексической темы педагог начинает обсуждение с детьми. Что они знают и что хотят узнать по этой теме? Педагог просто ведет разговор в виде познавательной беседы. Все вместе дети отвечают на 3 основных вопроса:

 

1. Что мы знаем про это?

2. Что хотим узнать?

3. Что надо сделать, чтобы это узнать?

 

Все ответы, идеи детей педагог фиксирует наглядно, записывает печатными буквами на доске (отлично, если некоторые дети уже умеют читать) или фиксирует идеи детей схематично, знаками (для нечитающих). Возле каждой записанной идеи ставится имя ее автора (имя ребенка). Получается своего рода наглядный план работы над темой.

Заполненная таким образом, «модель трех вопросов» вывешивается в приемной, там, где ее хорошо видят родители. В этом случае взрослые невольно продолжат разговор с детьми дома — будут спрашивать, подсказывать, вместе посмотрят нужные книги или телепередачи. Таким простым образом взрослые будут включены в образовательный процесс.

В качестве примера привожу план по теме «Земля - наш общий дом».

  • Что мы знаем?

- Земля – дом для всех людей.

- Земля круглая, как мяч.

- На Земле живут люди, птицы, рыбы, животные.

- В Земле есть уголь и полезные камни.

- На юге жарко, а на севере холодно.

 

  • Что мы хотим узнать?

- Почему на Земле бывает утро и вечер?

- Почему на Севере нет лета?

- Как мы держимся на Земле, если она круглая?

- Бывает ли у Земли День рождения?

 

  • Что надо сделать, чтобы узнать?

- Почитать энциклопедию.

- Спросить у родителей.

- По телевизору посмотреть специальную программу.

- Узнать из журналов и газет.

- Узнать ответ в интернете.

- Посмотреть по карте и глобусу.

Вся эта предварительная работа ведется накануне. Я провожу это в пятницу, анонсируя тему следующей недели. Далее работа продолжается на следующий день. В моем случае - это понедельник.

 

Дети, придя в садик, планируют – в каком центре они бы хотели заниматься сегодня, завтра и т. д. На всю неделю спланировать им трудно, поэтому делаем планы на сегодняшний день и максимум на завтра.

 

Далее идет работа в «Центрах активности».

Привожу примерные задания, которые дети выполняют в центрах.

• Центр математики

- Измерить расстояние между городами

- Запомнить название полезных камней, взвесить их.

- Найти самый тяжелый камень.

 

• Центр строительства

Построить обычный и необычный дом (дом из будущего).

 

• Центр познания

- Рассмотреть глобус.

- Запомнить 2 моря, 2 океана и 2 страны.

- Подготовить рассказ - сообщение о Земле.

 

• Центр игровой

- Разучить подвижную игру какого либо народа по выбору.

- Сюжетно – ролевая игра «Путешествие вокруг света»

 

• Центр кулинарии

Приготовить блюдо какого либо народа по выбору.

 

• Центр искусства

- Слепить из пластилина глобус.

- Нарисовать карту нашей страны.

- Выполнить аппликацию «Моя планета»

 

• Центр литературы

- Рассмотреть книги о земле с выставки.

- Выбрать и прочитать рассказ о Земле.

- Сочинить сказку о Земле.

- Сделать газету о Земле.

 

В конце дня подводятся итоги. Итоги желательно подводить также наглядно. Возле каждой строчки в плане выставляется значок о его выполнении. Происходит корректировка планов на следующий день. Ребенок, который работал в понедельник, например, в «Центре математики», во вторник пожелает потрудиться в «Центре искусства». И так далее. Таким образом, каждый ребенок за неделю проходит максимальное количество центров, приемлемое индивидуально для него. Решается задача комплексности обучения.

 

Достижения ребенка по результатам работы по этой методике отражаются в умении:

• самостоятельно ставить вопросы

• самостоятельно планировать свою деятельность, т. е. отвечать на вопрос «Каким образом я это сделаю?», «Что я буду делать сначала? Что я буду делать потом?»

• придерживаться выбранной цели

• доводить начатое дело до конца

• согласовывать свои действия с действиями других детей

• использовать полученные знания в разных видах деятельности

• испытывать чувство успешности, удовлетворённости своими результатами

Дети становятся раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными к мелочам; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_treh_voprosov_v_dou.docx19.83 КБ

Предварительный просмотр:

Метод трех вопросов в ДОУ  -

основа взаимодействия детей и взрослых.

Образовательная технология «Модель трех вопросов» актуальна в условиях ФГОС, так как позволяет реализовать на практике индивидуализацию дошкольного образования. Цели и задачи образовательной технологии, содержание практических материалов показывают, как осуществляется интегрированный подход в педагогическом процессе, как предъявляется образовательное содержание ребенку в условиях нового стандарта.

Образовательная технология «Модель трех вопросов» выступает как способ разработки проектов. Благодаря ей педагог получает первичную информацию о запасе знаний, представлений детей и помогает ориентироваться в способах получения информации. Действуя по данной технологии в разработке проектов, мы создаем условия для развития самостоятельности и инициативности у детей, их познавательной активности, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности.

Предлагаю вашему вниманию «Методику трех вопросов». Это эффективная методика и заключается она в следующем.

Накануне новой лексической темы педагог начинает обсуждение с детьми. Что они знают и что хотят узнать по этой теме? Педагог просто ведет разговор в виде познавательной беседы. Все вместе дети отвечают на 3 основных вопроса:

1. Что мы знаем про это?

2. Что хотим узнать?

3. Что надо сделать, чтобы это узнать?

Все ответы, идеи детей педагог фиксирует наглядно, записывает печатными буквами на доске (отлично, если некоторые дети уже умеют читать) или фиксирует идеи детей схематично, знаками (для нечитающих). Возле каждой записанной идеи ставится имя ее автора (имя ребенка). Получается своего рода наглядный план работы над темой.

Заполненная таким образом, «модель трех вопросов» вывешивается в приемной, там, где ее хорошо видят родители. В этом случае взрослые невольно продолжат разговор с детьми дома — будут спрашивать, подсказывать, вместе посмотрят нужные книги или телепередачи. Таким простым образом взрослые будут включены в образовательный процесс.

В качестве примера привожу план по теме «Земля - наш общий дом».

  • Что мы знаем?

- Земля – дом для всех людей.

- Земля круглая, как мяч.

- На Земле живут люди, птицы, рыбы, животные.

- В Земле есть уголь и полезные камни.

- На юге жарко, а на севере холодно.

  • Что мы хотим узнать?

- Почему на Земле бывает утро и вечер?

- Почему на Севере нет лета?

- Как мы держимся на Земле, если она круглая?

- Бывает ли у Земли День рождения?

  • Что надо сделать, чтобы узнать?

- Почитать энциклопедию.

- Спросить у родителей.

- По телевизору посмотреть специальную программу.

- Узнать из журналов и газет.

- Узнать ответ в интернете.

- Посмотреть по карте и глобусу.

Вся эта предварительная работа ведется накануне. Я провожу это в пятницу, анонсируя тему следующей недели. Далее работа продолжается на следующий день. В моем случае - это понедельник.

Дети, придя в садик, планируют – в каком центре они бы хотели заниматься сегодня, завтра и т. д. На всю неделю спланировать им трудно, поэтому делаем планы на сегодняшний день и максимум на завтра.

Далее идет работа в «Центрах активности».

Привожу примерные задания, которые дети выполняют в центрах.

• Центр математики

- Измерить расстояние между городами

- Запомнить название полезных камней, взвесить их.

- Найти самый тяжелый камень.

• Центр строительства

Построить обычный и необычный дом (дом из будущего).

• Центр познания

- Рассмотреть глобус.

- Запомнить 2 моря, 2 океана и 2 страны.

- Подготовить рассказ - сообщение о Земле.

• Центр игровой

- Разучить подвижную игру какого либо народа по выбору.

- Сюжетно – ролевая игра «Путешествие вокруг света»

• Центр кулинарии

Приготовить блюдо какого либо народа по выбору.

• Центр искусства

- Слепить из пластилина глобус.

- Нарисовать карту нашей страны.

- Выполнить аппликацию «Моя планета»

• Центр литературы

- Рассмотреть книги о земле с выставки.

- Выбрать и прочитать рассказ о Земле.

- Сочинить сказку о Земле.

- Сделать газету о Земле.

В конце дня подводятся итоги. Итоги желательно подводить также наглядно. Возле каждой строчки в плане выставляется значок о его выполнении. Происходит корректировка планов на следующий день. Ребенок, который работал в понедельник, например, в «Центре математики», во вторник пожелает потрудиться в «Центре искусства». И так далее. Таким образом, каждый ребенок за неделю проходит максимальное количество центров, приемлемое индивидуально для него. Решается задача комплексности обучения.

Достижения ребенка по результатам работы по этой методике отражаются в умении:

• самостоятельно ставить вопросы

• самостоятельно планировать свою деятельность, т. е. отвечать на вопрос «Каким образом я это сделаю?», «Что я буду делать сначала? Что я буду делать потом?»

• придерживаться выбранной цели

• доводить начатое дело до конца

• согласовывать свои действия с действиями других детей

• использовать полученные знания в разных видах деятельности

• испытывать чувство успешности, удовлетворённости своими результатами

Дети становятся раскрепощёнными и самостоятельными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными к мелочам; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация единого культурно-образовательного и духовно-нравственного пространства на основе взаимодействия детей, молодежи и взрослого населения.

. Чему учить и как воспитывать, как научить ребенка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. Детство – это уд...

Использование метода трех вопросов и утреннего сбора

В своей работе к планированию совместной и самостоятельной образовательной деятельности привлекаю детей через использование "Метода трех вопросов" и "Утреннего сбора"...

Метод трех вопросов в рамках Дошкольного образования (конспект по теме: "Что такое музей?")

Что такое музей? История создания музеев.(Метод трех вопросов)...

Метод трех вопросов в ДОУ - основа взаимодействия детей и взрослых.

Метод трех вопросов в ДОУ  - основа взаимодействия детей и взрослых. Образовательная технология «Модель трех вопросов» актуальна в условиях ФГОС, так как позволяет реализовать на...

Модель трёх вопросов - основа взаимодействия детей и взрослых

Образовательная технология «Модель трех вопросов» актуальна в условиях ФГОС, так как позволяет реализовать на практике индивидуализацию дошкольного образования.Цели и задачи образова...

Проект по методу "Трех вопросов"

Проект по методу "Трех вопросов" "За что можно любить зиму?"...

Метод трех вопросов

Предлагаю Вашему вниманию "Методику трех вопросов". Это эффективная методика и заключается она в следующем....