Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС дошкольного образования. «Дидактический Синквейн»
электронный образовательный ресурс (младшая группа)

Быхова Нина Олеговна

В условиях введения ФГОС дошкольного образования перед педагогами дошкольного образования  встаёт много вопросов:

- Как сделать современного дошкольника социально мобильным выпуская его  во взрослую жизнь, в школу?
- Как научить применять знания  в конкретной ситуации?
- Как научить умению выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, делать выводы, принимать продуманные решения?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_didakticheskiy_sinkveyn.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

Использование инновационных педагогических технологий
в условиях введения ФГОС дошкольного образования.

«Дидактический Синквейн»

В условиях введения ФГОС дошкольного образования перед педагогами дошкольного образования  встаёт много вопросов:

- Как сделать современного дошкольника социально мобильным выпуская его  во взрослую жизнь, в школу?
- Как научить применять знания  в конкретной ситуации?
- Как научить умению выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, делать выводы, принимать продуманные решения?

 Говоря о формах, методах и приемах обучения детей, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования.  В настоящее время требуется более глубокое продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов.

Для себя, мы отметили, что одним из методов, который позволяет активизировать познавательную и интеллектуальную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Синквейн –  с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. В педагогических и образовательных целях, может использоваться как результативный метод развития образной речи, интеллектуальных и аналитических способностей.

Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что прежде всего:

- открываются новые творческие интеллектуальные возможности;

- гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий;

- способствует обогащению и актуализации словаря;

- носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)

-используется для закрепления изученной темы;

-является игровым приемом;

При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.

Дети должны иметь достаточный словарный запас, владеть обобщением, понятиями: слово-предмет, слово -действия, слово-признак.

Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации, очень хорошо использовать его по окончанию работы над проектом.

Самое главное, что мне очень импонирует в данном методе, это то, что Синквейн –получается у всех!

При работе с данным приёмом можно решить сразу множество важнейших задач:

  • изученный на занятии материал приобретает некую эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению;
  • отрабатываются знания о частях речи;
  • знания о предложении;
  • умение соблюдать интонацию;
  • значительно активизируется словарный запас ребёнка;
  • совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов;
  • активизируется и развивается мыслительная деятельность;
  • совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.

К основным правилам составления синквейна относятся следующие:

  1. первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
  2. вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
  3. третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
  4. четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
  5. пятая строка - слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.

Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для всестороннего развития ребенка. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому человеку. Конечно же, умение сочинить синквейн требует от ребенка определённой подготовки, а от педагога тщательно продуманной, планомерной работы.


Когда же начинать знакомство с этим приёмом? В старшем дошкольном возрасте!

На  сегодняшний день десятки отечественных авторов указывают на большую помощь дидактического синквейна в постановке правильности и осмысленности речи для детей дошкольного возраста, а также в опыте правильного использования различных терминов.

Например:
Кто?   -  Медведь.
Какой?  -   Мохнатый, большой.
Что делает?  -  Рычит, Лакомится, Спит.
Предложение  -   Зимой спит в берлоге.
Ассоциация  -   Зверь.

Дидактический синквейн можно использовать:

Для закрепления изученной лексической темы.
1. Рябина.
2. Тонкая, кудрявая.
3. Растет, Зеленеет, Цветет.
4. Ягоды рябины любят снегири.
5. Дерево.

Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте:
1. Звуки речи.
2. Гласные, согласные.
3. Слышим, произносим, выделяем.
4. Звуки складываются в слоги.
5. Речь.

Используя слова из синквейна, придумать рассказ.

1. Белка.

2. Пушистая. Рыжая.

3. Прыгает, Скачет, Заготавливает.

4. Белка живет в дупле.

5. Дикое животное.

В лесу живет рыжий, пушистый зверек. Это белка. Жизнь у белки хлопотливая, она заготавливает себе пищу на зиму. Ловко прыгает и скачет по веткам. На большом дереве у нее дупло. Зимой диким животным жить трудно. Мы подкармливаем белку орешками, семечками.

Синквейн для воспитателя детского сада - это:


- инструмент для синтеза и обобщения сложной информации,
- средство творческого самовыражения ребёнка,
- способ обогащения словарного запаса,
- подготовка к краткому пересказу,
- и просто увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.

Использовать метод  дидактический  Синквейн  в своем детском саду мы стали с  декабря 2015 года.  На всех тематических неделях мы составляли синквейн.  Для примера я хотела бы продемонстрировать книгу «Радужные страницы» тематической  недели  «Семья»

Этапы работы по лексическим темам «Семья»:

I этап. Информационно-познавательный (получение информации с последующим обсуждением)
Цель: получение информации о самом себе, сверстниках, о близких ребенку людях, их занятиях, увлечениях, взаимоотношениях.
II этап. Эмоционально-волевой (понимание и оценка)
Цель: помочь детям выработать положительную оценку по отношению к окружающим близким людям, сверстникам.
III этап. Мотивоционно-поведенческий (апробация способов толерантного поведения в повседневной жизни)
Цель: привитие нравственных норм поведения, уважения к окружающим, доброжелательности, вежливости, понимания.

Материалы работы по составлению дидактического синквейна сгруппировали по следующим направлениям:

1 Блок:  Синквейны «Что такое дом?»

2 Блок:  Синквейны «О семье!»  

3 Блок:  Синквейны «Детство, дети, дружба, друг, наша группа!»  

4 Блок:  Синквейны «О маме!»  

5 Блок:  Синквейны «О папе!»

6 Блок:  Синквейны «Отношения детей в семье!»  

7 Блок:  Синквейны «О бабушке!»  

8 Блок:  Синквейны «О дедушке!»  

9 Блок:  Синквейны «День рождения!»  

Таким образом:   выстраивание работы с детьми по формированию речемыслительной деятельности с использованием  метода Синквейн, способствует освоению коммуникативных умений, обеспечивает полноценное включение в общение, как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности совместной деятельности, а также подготовки дошкольника к успешному обучению в школе.

Думаю, что коллеги, применяющие метод Синквейн в работе, согласятся с тем, что созданные детьми стихотворения нередко становятся «изюминкой» образовательной деятельности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС дошкольного образования.

laquo;Дидактический Синквейн»В условиях введения ФГОС дошкольного образования перед педагогами дошкольного образования встаёт много вопросов:- Как сделать современного дошкольника социально моб...

ДОКЛАД «Использование ИКТ-технологий в условиях введения ФГОС ДОУ как показатель педагогического мастерства»

ДОКЛАД «Использование ИКТ-технологий в условиях введения ФГОС ДОУ как показатель педагогического мастерства»...

Консультация для педагогов:" Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС дошкольного образования. Дидактический Синквейн»

Консультация для педагогов"Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС дошкольного образования".«Дидактический Синквейн»...

Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС дошкольного образования

ТРИЗ для дошкольника - занятия, на которых ребенок радуется своим первым творческим открытиям. Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию - это дать детям возможно...