Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС дошкольного образования. «Дидактический Синквейн»
электронный образовательный ресурс (младшая группа)
В условиях введения ФГОС дошкольного образования перед педагогами дошкольного образования встаёт много вопросов:
- Как сделать современного дошкольника социально мобильным выпуская его во взрослую жизнь, в школу?
- Как научить применять знания в конкретной ситуации?
- Как научить умению выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, делать выводы, принимать продуманные решения?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_didakticheskiy_sinkveyn.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
Использование инновационных педагогических технологий
в условиях введения ФГОС дошкольного образования.
«Дидактический Синквейн»
В условиях введения ФГОС дошкольного образования перед педагогами дошкольного образования встаёт много вопросов:
- Как сделать современного дошкольника социально мобильным выпуская его во взрослую жизнь, в школу?
- Как научить применять знания в конкретной ситуации?
- Как научить умению выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, делать выводы, принимать продуманные решения?
Говоря о формах, методах и приемах обучения детей, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования. В настоящее время требуется более глубокое продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов.
Для себя, мы отметили, что одним из методов, который позволяет активизировать познавательную и интеллектуальную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.
Синквейн – с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. В педагогических и образовательных целях, может использоваться как результативный метод развития образной речи, интеллектуальных и аналитических способностей.
Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что прежде всего:
- открываются новые творческие интеллектуальные возможности;
- гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий;
- способствует обогащению и актуализации словаря;
- носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление)
-используется для закрепления изученной темы;
-является игровым приемом;
При творческом использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра. Но нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы хорошо известные детьми и обязательно показывать образец.
Дети должны иметь достаточный словарный запас, владеть обобщением, понятиями: слово-предмет, слово -действия, слово-признак.
Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации, очень хорошо использовать его по окончанию работы над проектом.
Самое главное, что мне очень импонирует в данном методе, это то, что Синквейн –получается у всех!
При работе с данным приёмом можно решить сразу множество важнейших задач:
- изученный на занятии материал приобретает некую эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению;
- отрабатываются знания о частях речи;
- знания о предложении;
- умение соблюдать интонацию;
- значительно активизируется словарный запас ребёнка;
- совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов;
- активизируется и развивается мыслительная деятельность;
- совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.
К основным правилам составления синквейна относятся следующие:
- первая строка - одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
- вторая строка - два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
- третья строка - три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
- четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
- пятая строка - слова, связанные с первым, отражающие сущность темы.
Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для всестороннего развития ребенка. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому человеку. Конечно же, умение сочинить синквейн требует от ребенка определённой подготовки, а от педагога тщательно продуманной, планомерной работы.
Когда же начинать знакомство с этим приёмом? В старшем дошкольном возрасте!
На сегодняшний день десятки отечественных авторов указывают на большую помощь дидактического синквейна в постановке правильности и осмысленности речи для детей дошкольного возраста, а также в опыте правильного использования различных терминов.
Например:
Кто? - Медведь.
Какой? - Мохнатый, большой.
Что делает? - Рычит, Лакомится, Спит.
Предложение - Зимой спит в берлоге.
Ассоциация - Зверь.
Дидактический синквейн можно использовать:
Для закрепления изученной лексической темы.
1. Рябина.
2. Тонкая, кудрявая.
3. Растет, Зеленеет, Цветет.
4. Ягоды рябины любят снегири.
5. Дерево.
Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте:
1. Звуки речи.
2. Гласные, согласные.
3. Слышим, произносим, выделяем.
4. Звуки складываются в слоги.
5. Речь.
Используя слова из синквейна, придумать рассказ.
1. Белка.
2. Пушистая. Рыжая.
3. Прыгает, Скачет, Заготавливает.
4. Белка живет в дупле.
5. Дикое животное.
В лесу живет рыжий, пушистый зверек. Это белка. Жизнь у белки хлопотливая, она заготавливает себе пищу на зиму. Ловко прыгает и скачет по веткам. На большом дереве у нее дупло. Зимой диким животным жить трудно. Мы подкармливаем белку орешками, семечками.
Синквейн для воспитателя детского сада - это:
- инструмент для синтеза и обобщения сложной информации,
- средство творческого самовыражения ребёнка,
- способ обогащения словарного запаса,
- подготовка к краткому пересказу,
- и просто увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.
Использовать метод дидактический Синквейн в своем детском саду мы стали с декабря 2015 года. На всех тематических неделях мы составляли синквейн. Для примера я хотела бы продемонстрировать книгу «Радужные страницы» тематической недели «Семья»
Этапы работы по лексическим темам «Семья»:
I этап. Информационно-познавательный (получение информации с последующим обсуждением)
Цель: получение информации о самом себе, сверстниках, о близких ребенку людях, их занятиях, увлечениях, взаимоотношениях.
II этап. Эмоционально-волевой (понимание и оценка)
Цель: помочь детям выработать положительную оценку по отношению к окружающим близким людям, сверстникам.
III этап. Мотивоционно-поведенческий (апробация способов толерантного поведения в повседневной жизни)
Цель: привитие нравственных норм поведения, уважения к окружающим, доброжелательности, вежливости, понимания.
Материалы работы по составлению дидактического синквейна сгруппировали по следующим направлениям:
1 Блок: Синквейны «Что такое дом?»
2 Блок: Синквейны «О семье!»
3 Блок: Синквейны «Детство, дети, дружба, друг, наша группа!»
4 Блок: Синквейны «О маме!»
5 Блок: Синквейны «О папе!»
6 Блок: Синквейны «Отношения детей в семье!»
7 Блок: Синквейны «О бабушке!»
8 Блок: Синквейны «О дедушке!»
9 Блок: Синквейны «День рождения!»
Таким образом: выстраивание работы с детьми по формированию речемыслительной деятельности с использованием метода Синквейн, способствует освоению коммуникативных умений, обеспечивает полноценное включение в общение, как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности совместной деятельности, а также подготовки дошкольника к успешному обучению в школе.
Думаю, что коллеги, применяющие метод Синквейн в работе, согласятся с тем, что созданные детьми стихотворения нередко становятся «изюминкой» образовательной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Инновационные формы работы с семьей в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
Статья для педагогов ДОУ....
Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС дошкольного образования.
laquo;Дидактический Синквейн»В условиях введения ФГОС дошкольного образования перед педагогами дошкольного образования встаёт много вопросов:- Как сделать современного дошкольника социально моб...
ДОКЛАД «Использование ИКТ-технологий в условиях введения ФГОС ДОУ как показатель педагогического мастерства»
ДОКЛАД «Использование ИКТ-технологий в условиях введения ФГОС ДОУ как показатель педагогического мастерства»...
Консультация для педагогов:" Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС дошкольного образования. Дидактический Синквейн»
Консультация для педагогов"Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС дошкольного образования".«Дидактический Синквейн»...
Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС дошкольного образования. «Дидактический Синквейн"
Консультация для педагогов...
Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС дошкольного образования
Использование технологии синквейна в занятиях развития речи....
Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС дошкольного образования
ТРИЗ для дошкольника - занятия, на которых ребенок радуется своим первым творческим открытиям. Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию - это дать детям возможно...