Музыкотерапия
статья

Мовсисян Мэри Спартаковна

 

Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями,

способствует полёту воображения;

музыка придаёт жизнь и веселье всему существующему...

Её можно назвать воплощением всего

прекрасного и всего возвышенного.

Платон

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykoterapiya.docx24.1 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


Музыкотерапия – это форма взаимодействия педагога с детьми, с применением разнообразной музыки в любом её проявлении. Сегодня это направление необычайно популярно в детских садах и других дошкольных учреждениях.

Что представляет собой музыкотерапия для детей?

Музыкальная терапия в группе детей может быть выражена в следующих формах:

  • прослушивание музыки;
  • хоровое пение;
  • танцы;
  • игра на простых музыкальных инструментах и т.п.

Кроме групповой формы, нередко используется индивидуальная форма влияния на ребёнка. В этом случае педагог или психолог взаимодействует с малышом с помощью музыкальных произведений. Обычно такой метод применяется, если у ребёнка имеются какие-либо нарушения психики или отклонения в развитии. Нередко такая ситуация возникает после перенесённого малышом стресса, например, связанного с проблемами в семье и т. д.

В чем польза музыкотерапии для детей?

Правильно подобранная музыка способна полностью изменить душевное и физическое состояние  как взрослого человека, так и ребёнка. Мелодии, которые нравятся деткам, улучшают их настроение и избавляют от негативных эмоций, настраивают на позитивный лад, способствуют раскрепощению. Некоторые малыши перестают стесняться в процессе танцев под весёлую музыку.

Кроме того, танцевальная музыка стимулирует двигательную активность, что особенно полезно для деток с различными нарушениями физического развития.

К тому же, музыкотерапия способствует сенсорному развитию ребёнка и усилению активности речевых функций. Сегодня многие врачи-логопеды также стараются использовать в своей работе с детьми дошкольного возраста элементы музыкотерапии, отмечая необычайно высокую эффективность таких занятий.

Для развития ребёнка, несомненно, классическая музыка предпочтительнее незамысловатых попсовых  мелодий.

Конечно, простые детские песни вызовут у малыша радость и восторг. Маленькие дети, которые даже не знают, что такое танец, услышав любую заводную мелодию, на интуитивном уровне начинают хлопать, топать ножкой или приплясывать. Музыка подталкивает деток к выражению своих эмоций.

Классическая же музыка успокаивает и вдохновляет.

Музыкотерапия помогает наладить отношения между педагогом и ребёнком, развивает чувство внутреннего контроля, открывает новые способности, повышает самооценку.

Гармонизирующее воздействие музыки на психические процессы можно, а порой необходимо использовать в работе с детьми.  

Число методов, облегчающих детям выражение их чувств  при использовании музыкотерапии, бесконечно. Независимо от того, что ребёнок и педагог выбирают  для

своих занятий, основная цель педагога всегда одна и та же: помочь ребёнку начать осознавать себя и существование в своём мире. Нельзя забывать главную заповедь педагога – не навреди.

В детском саду музыка необходима детям в течение всего дня. Это не значит, что она должна звучать непрерывно и громко. Музыка должна прослушиваться детьми дозированно, в зависимости от времени суток, вида деятельности, даже настроения детей.

Хорошо, если детей утром в группе будет встречать приветливый воспитатель, который предусмотрительно включит солнечную мажорную классическую музыку, добрые песни с хорошим текстом. Ведь каждый день ребенку наносится, пусть незаметная, травма - ситуация отрыва от дома и родителей. Поэтому одной из оздоровительно-профилактических задач ДОУ должно стать создание оптимальных условий ежедневного приема детей в их второй дом - детский сад. И музыка в этом плане оказывает неоценимую услугу.

Для расслабления, снятия эмоционального и физического напряжения, для приятного погружения в дневной сон необходимо воспользоваться благотворным влиянием мелодичной классической и современной релаксирующей музыки, наполненной звуками природы (шелест листьев, голоса птиц, стрекотание насекомых, шум морских волн и крик дельфинов, журчание ручейка). Дети на подсознательном уровне успокаиваются, расслабляются.

Особое внимание педагогам следует уделить музыкально-рефлекторному пробуждению малышей после дневного сна. Эта методика разработана Н. Ефименко в противовес стандартному пробуждению детей по громкой команде воспитателя «Подъем!». Для этого используется тихая, нежная, легкая, радостная музыка.

Небольшая композиция должна быть постоянной в течение примерно месяца, чтобы у ребенка выработался рефлекс просыпания. Услышав звучание привычной музыки, малышам будет легче и спокойнее переходить из состояния полного покоя к активной деятельности. Кроме того, под музыку можно провести комплексы упражнений, не поднимая с кроватей детей.

Современные сведения показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека: звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы.

Духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы. Причем, медные духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, активным.

Интеллектуальной сфере соответствует музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная. Не случайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает четким мышлением и очень хорошей памятью.

Струнные инструменты прямо воздействуют на сердце. Они, в особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания. Вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло.

Достоинствами музыкотерапии являются:

- абсолютная безвредность;

- лёгкость и простота применения;

- возможность контроля;

- уменьшение необходимости применения других методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени. 

Музыка для встречи детей и их свободной деятельности

Классические произведения:

И. Бах «Прелюдия до мажор».

И. Бах «Шутка».

И. Брамс «Вальс».

А. Вивальди «Времена года».

И. Гайдн «Серенада».

Д. Кабалевский «Петя и волк».

А. Лядов «Музыкальная табакерка».

В.  Моцарт  «Маленькая ночная серенада».

В. Моцарт  «Турецкое рондо»

М. Мусоргский «Картинки с выставки».

А. Рубинштейн «Мелодия».

П. Чайковский «Детский альбом».

П. Чайковский «Времена года».

П. Чайковский «Щелкунчик» (отрывки из балета).

Ф. Шопен «Вальсы».

И. Штраус «Вальсы».

Детские песни:

 «Антошка» (Ю. Энтин, В. Шаинский).

 «Бу-ра-ти-но» (из к/ф «Буратино», Ю. Энтин, А. Рыбников).

 «Будьте добры» (А. Санин, А. Флярковский).

 «Веселые путешественники» (С. Михалков, М. Старокадомский).

 «Все мы делим пополам» (М. Пляцковский, В. Шаинский).

 «Где водятся волшебники» (из к/ф «Незнайка с нашего двора», Ю. Энтин, М. Минков).

 «Да здравствует сюрприз» (из к/ф «Незнайка с нашего двора», Ю. Энтин, М. Минков).

 «Если добрый ты» (из м/ф «Приключения кота Леопольда», М. Пляцковский, Б. Савельев).

 «Колокола» (из к/ф «Приключения Электроника», Ю. Энтин, Е. Крылатов).

 «Крылатые качели» (из к/ф «Приключения Электроника», Ю. Энтин, Е. Крылатов).

 «Настоящий друг» (из м/ф «Тимка и Димка», М. Пляцковский, Б. Савельев).

 «Песенка Бременских музыкантов» (Ю. Энтин, Г. Гладков).

 «Песенка о волшебниках» (В. Луговой, Г. Гладков).

  «Песня смелого моряка» (из м/ф «Голубой щенок», Ю. Энтин, Г. Гладков).

 «Прекрасное далеко» (из к/ф «Гостья из будущего»,Ю.Эн тин, Е. Крылатов).

 «Танец утят» (французская народная песня).

Музыка для пробуждения после дневного сна

Классические произведения:

Л.Боккерини «Менуэт».

Э. Григ «Утро».

А. Дворжак «Славянский танец».

4. Лютневая музыка XVII века.

Ф. Лист «Утешения».

Ф. Мендельсон «Песня без слов».

К. Сен-Санс «Аквариум».

П. Чайковский «Вальс цветов».

П. Чайковский «Зимнее утро».

П. Чайковский «Песня жаворонка».

Д. Шостакович «Романс».

Музыка, подобно дождю, просачивается в сердце человека и оживляет его.

Ромен Роллан


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Музыкотерапия в детском саду и дома".

Музыкотерапия - одно из перспективных направлений в жизни дошкольного образовательного учреждения. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. Различают...

Музыкотерапия

Музыкотерапия– это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство....

Проект«Развитие речи у детей раннего возраста с элементами музыкотерапии в рамках Службы ранней помощи»

Ранняя стимуляция речевого развития у детей актуальна в настоящее время и соответствует общим приоритетам развития образования в Российской Федерации.С каждым годом все большее значение приобретает пр...

Музыкотерапия и ее влияние на человека (консультация для воспитателей)

Консультация для воспитателей по теме  "Музыкотерапия и ее влияние на человека"...

статья " Музыкальному руководителю о музыкотерапии"

Эта статья адресована музыкальным руководителям качестве рекомендаций. Статья вошла в сборник международной  научно - практической конференции, посвящённой проблемам психолого - медико - педагоги...

МУЗЫКОТЕРАПИЯ. РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ МУЗЫКОТЕРАПИИ В СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ

После проведения исследования, хочется  поделиться некоторыми рекомендациями по использованию музыкальной терапии как в совместной деятельности педагогов и родителей с детьми, так и отдельн...

Музыкотерапия как метод психологической коррекции. Музыкотерапия в детском саду

Музыкотерапия как метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств детей и взрослых...