Дополнительная общеразвивающая программа для детей 6-7 лет "Волшебный мир оригами"
методическая разработка (подготовительная группа)

Садовникова Оксана Петровна

Цель программы:     Развитие конструктивных и творческих способностей у детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Скачать:


Предварительный просмотр:

img130.jpg

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Октябрьский детский сад «Светлячок»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

  ПРОГРАММА

ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ

« ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»

 

Составитель программы

  воспитатель

МКДОУ Октябрьский детский сад «Светлячок»

Садовникова О.П.

п.Октябрьский

Мошковский район

2018г.

Содержание.

  1. Пояснительная записка………………………………………………………………3

  1. Содержание программы……………………………………………………………………….4

  1. Методическое обеспечение программы ………………………….6

  1.  Учебно-тематическое планирование……………………………..19

  1. Список литературы…………………………………………………………..21

Пояснительная записка.

Таинственный мир превращенья бумаги…

Здесь все чародеи, волшебники, маги.

Творят они сказки своими руками

И мир тот чудесный зовут ОРИГАМИ.

 

                     Искусство оригами известно с давних времён. Впервые оно зародилось в Китае - на родине возникновения бумаги. Позже распространилось в Японии. «Оригами» в переводе с японского - «ори» - бумага, «ками»-

складывать.

                     Художественно – эстетическое, творческое развитие занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения и является его приоритетным направлением. Для творческого развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др. Важной задачей  является формирование у детей творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей, а также развития их творческих способностей представляет бумажная пластика и оригами.

                 Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству. Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.

                Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы. А также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей.

Оригинальность композиции достигается тем, что фон, на который наклеиваются фигуры, оформляют дополнительными деталями, выполненными в технике аппликации. Так, в зависимости от темы композиции, создают нужную окружающую обстановку, среду обитания: луг с цветами, островок в пруду, небо с облаками, тучами, ярким солнцем, бушующее море и т.п.

                Для выразительности композиции большое значение имеет цветовое оформление. При помощи цвета передается определенное настроение или состояние человека или природы. Дети учатся правильно располагать предметы на плоскости листа, устанавливать связь между предметами, расположенными в разных частях фона (ближе, выше, ниже, рядом). Таким образом, создание композиций при обучении оригами способствует закреплению и применению знаний, полученных  на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Данная рабочая программа разработана на основе программы С. Мусиенко, Г. Бутылкиной  «Оригами в детском саду», как вид дополнительного образования в форме совместной деятельности педагога с воспитанниками детского сада.

Цель программы: Развитие конструктивных и творческих способностей у детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

Обучающие: 

· Знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами.

· Формировать умения следовать устным инструкциям.

· Обучать приемам работы с бумагой в технике оригами.

· Знакомить детей с основными геометрическими понятиями (круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина). Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

· Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.

Развивающие: 

· Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

· Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

· Развивать художественный вкус и творческие способности детей.  

Воспитательные:

· Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

· Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Организационно-методическое обеспечение программы (возраст детей, сроки реализации, режим занятий)

Программа « Волшебный мир оригами» рассчитана на 1 год (подготовительная группа 6-7лет). Для успешного освоения программы совместная деятельность проводится в подготовительной группе «Радуга». Занятия проводятся фронтально. Проводится диагностика уровня развития детей на начало и конец года. Занятия проводятся четыре раза в месяц, с сентября по май.  Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия: 30 минут – подготовительная группа. Общее количество занятий в год – 30.

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

1. «Театрализованная деятельность». Создание  сказочных героев, персонажей для драматизации.

2.«Музыкальное воспитание». Использование музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.

3. «Развитие речи». Использование на занятиях художественного слова, создание поделок к сказкам,  потешкам, стихотворениям.

4. «Ознакомление с окружающим». Расширение кругозора в процессе различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир), а также знакомства со строением предметов, объектов.

5. «Изобразительная деятельность». Дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, имеющими связь с темой занятия, учатся рисовать разными материалами, сочетать цвета по тону и оттенкам.

Формы и методы обучения.

В процессе занятий используются различные формы обучения:
традиционные, комбинированные и практические занятия; игры.
А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

          словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.),
         наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций),

          наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.

          практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

          объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую

          информационно-репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

           исследовательский – самостоятельная творческая работа воспитанников.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
          фронтальный – одновременная работа со всеми воспитанниками.
          индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы
          групповой – организация работы в группах.
          индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Ожидаемые результаты:

 В результате обучения по данной программе дети:
– научатся приемам работы с бумагой в технике оригами;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
– научатся следовать устным инструкциям,; создавать изделия оригами
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок детских работ.

Учебно- тематический план

Тема

Количество часов

1.

Знакомство со свойствами бумаги. Знакомство с оригами

1

3.

Волшебные превращения. Изготовление фигурок.

19

4.

Составление композиций, картин.

8

5.

Организация выставки

2

Итого:

30

Перспективный план работы

В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Месяц

Тема

Цели и задачи

Сентябрь

1

Знакомство со свойствами бумаги. Знакомство с оригами.

Познакомить детей со свойствами бумаги, разнообразием ее видов и свойств (однотонная и цветная, тонкая и толстая, гладкая и шероховатая, легко рвется, мнется, горит). Учить делать разноцветные шарики (мятая бумага).

2

Знакомство детей с пооперационной картой. "Воздушный змей"

Познакомить с изготовлением простейших поделок в технике оригами путем складывания квадрата по диагонали. Учить детей выполнять пошагово действия пооперационной карты.

Октябрь

3

"Деревья"

Повышать интерес детей к работе с бумагой, развивать конструктивное творчество, воображение.

4

"Ветка рябины"

Продолжать учить выполнять базовую форму» воздушный змей»

5

"Птицы на ветке"

Продолжать упражнять отгибать уголок в нужном направлении ,готовить заготовки на определенную тему, соединять заготовки в единую композицию.

6

"Осенняя открытка"

Познакомить детей с базовой формой «дверь».

Ноябрь

7

Выставка "В гостях у осени"

Дополнять поделку украшениями, подбирать детали по размеру.

8

"Фонарик для гномика"

Продолжать знакомить детей с техникой оригами. Закрепить базовую форму «дверь». Создать хорошее настроение. Дополнять поделку украшениями

9

"Парусник"

Продолжать упражнять в сгибании квадрата по диагонали, отгибать заданную сторону в нужном направлении

10

"Кит"

Продолжать упражнять в сгибании квадрата по диагонали, отгибать заданную сторону в нужном направлении

Декабрь

11

"Снежинка"

Продолжать учить выполнять б. ф. «блинчик»

12

"Елочка"

Учить выполнять поделку из нескольких частей. Продолжать учить понимать слова «сгиб», «до сгиба», «центр»

13

"Снеговик"

Учить выполнять поделку из нескольких частей. Продолжать учить понимать слова «сгиб», «до сгиба», «центр»

Январь

14

"Звезда"

Учить создавать поделку путем соединения нескольких одинаковых частей

15

"Рамка для фото"

Продолжать знакомство с базовой формой «блинчик» ,упражнять в сгибании квадрата по диагонали, отгибать заданные уголки в нужном направлении

16

"Лодочка"

Продолжать учить пользоваться пооперационной картой

Февраль

17

"Мышка Лягушка Зайчик"

Учить понимать действие «перевернуть», «загнуть».

18

"Лисичка Волк Медведь"

Закрепить умение следовать инструкции педагога; развивать фантазию и конструктивное воображение; формировать речевое дыхание;  

19

"Теремок"

Продолжать упражнять в сгибании квадрата пополам («книжка»), отгибать уголки в нужном направлении

20

Театрализация "Сказка теремок"

Разыгрывание сказки детьми с персонажами сделанными на занятиях.

Март

21

Открытка на 8 Марта «Тюльпанчики»

Закреплять умение выполнять базовую форму « простой треугольник». Продолжать закреплять умение самостоятельно пользоваться пооперационными картами.

22

"Солнышко"

Учить создавать поделку путем соединения нескольких одинаковых частей

23

" Рыбки в аквариуме "

Закреплять умение делать квадрат, складывать по диагонали, самостоятельное изготовление поделки по пооперационной карте.

24

"Грач"

Продолжать закреплять умение самостоятельно пользоваться пооперационными картами.

Апрель

25

"Собака"

Учить выполнять поделку из нескольких частей

26

"Ракета"

Продолжать учить складывать квадратный лист в разных направлениях. Дополнять поделку готовыми деталями.

27

"Кошка"

Учить выполнять поделку из нескольких частей

28

"Лягушата на болоте"

научить конструировать лягушат путем сложения базовой формы «воздушный змей»

Май

29

Коллективная работа "Цветущий луг"

Помогать каждому ребенку добиваться желаемого результата (базовая форма «простой треугольник», «воздушный змей» и т.д.).

30

Итоговая выставка

Критерии диагностики:

Высокий уровень: знание простейших базовых форм оригами, умение выполнять поделки в технике оригами, создавать собственные композиции.

Средний уровень: знание простейших базовых форм в технике оригами, выполнение поделок в технике оригами при помощи пооперационных карт, с помощью взрослого.

Низкий уровень: частичное знание базовых форм оригами, выполнение поделок в технике оригами при непосредственном участии взрослого.

Учебно- методическое обеспечение программы.

Учебные и методические пособия:
• Научная, специальная, методическая литература
(См. список литературы).
Материалы из опыта работы педагога: 
Дидактические материалы:
• Пооперационные карты и схемы базовых форм оригами.
• Инструкционные карты сборки изделий.
• Пооперационные карты создания изделий оригами  (размноженные на ксероксе).
• Образцы изделий.

Оборудование для совместной деятельности.

  • Подготовленное рабочее место с набором бумаги (Белая бумага, цветная  тонкая и плотная, двухсторонняя цветная бумага)
  • Ножницы, клей. Емкость для сбора обрезков.
  • Емкость для кисточки, салфетка.
  • Записи музыки леса или шума воды, японских мотивов.
  • Набор иллюстративного материала.
  • Журналы и книги по оригами
  • Простые карандаши
  • Цветные карандаши
  • Трафареты с кругами
  • Ластик

Список литературы.

  1. Оригами в детском саду. О.Белобрыкина. учебное пособие. – М.: Владос, 2001 г.
  2. Аппликация в детском саду. М.А.Гусакова. – М.: Просвещение, 1987 г.
  3. Сто поделок из бумаги. Г.И.Долженко.- Яросдавль.: Академия. 1999 г.
  4. Оригами в детском саду. С.Мусиенко, Г.Бутылкина –М.: Владос, 2003 г.
  5. Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 1999
  6. Игрушки из бумаги. Около 100 моделей простых и сложных для детей и взрослых. Санкт-Петербург, «Дельта», 1996
  7. Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П. Оригами и аппликация, Санкт - Петербург, «Кристалл», 1998
  8. Соколова С.В. Театр оригами. Игрушки из бумаги. М: «Эксмо», Санкт - Петербург: «Валери СПД», 2003
  9. Соколова С. Сказки из бумаги. Санкт -Петербург, «Валерии СПб» «Сфинкс СПб», 1998
  10. Сухаревская О.Н. Оригами для самых маленьких. М: «Айрис-пресс», 2008

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Ручной труд»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 190 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников...

Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста «Почемучки» (возраст детей 4-5 года)

Цель: расширить знания детей об окружающем мире, посредством экспериментальной деятельности; способствоватьразвитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятель...

Дополнительная общеразвивающая программа по техническому воспитанию в старшей группе «Оригами для дошкольников»

Дополнительная общеразвивающая программа «Оригами для дошкольников» является авторской и реализуется в технической направленности.Программа составлена на  примере методической разрабо...

Дополнительная общеразвивающая программа для детей по кружковой деятельности «Волшебные ладошки» для детей младшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цел...

Дополнительная общеразвивающая программа для детей «Фитнес для детей»

Программа «Фитнес для детей» направлена на укрепление здоровья дошкольников, обеспечение оптимальной двигательной активности детей, повышение уровня привлекательности занятий физической ку...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ 5 – 8 ЛЕТ «Оригами. Волшебная бумага»

Предлагаемая программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами в условиях дошкольной образовательной организации и является существенным дополнением в реше...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста (5-6 лет) с ТНР художественной направленности «Необычное в обычном» (32 часов)

Пояснительная записка      Программа «Необычное в обычном»  разработана  согласно  федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного о...