Статья на тему: "Сенсорное развитие ребенка дошкольного возраста".
статья

 Еременко Валентина Евгеньевна

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также вкусе, запахе и т.п. Значение сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования  деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка  в детском саду, школе, и для многих видов труда

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sensornoe_vospitanie.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

   Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также вкусе, запахе и т.п. Значение сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования  деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребёнка  в детском саду, школе, и для многих видов труда.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – мышление, запоминание, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

    Педагогическая задача с.в. состоит в образовании у ребёнка такого чувственного опыта, который раскроет перед ним окружающий мир в доступных детскому восприятию появлениях.

     Разработка способов сенсорного воспитания  строится с учётом, во-первых, общих закономерностей строения и функционирования сенсорных процессов: неправильное понимание этих закономерностей приведёт к разработке неправильных способов сенсорного восприятия. Во-вторых, разработка должна быть подчинена тем результатам, которые мы хотим получить. Если формировать отдельное представление о предмете, то это можно сделать одним способом, если же требуется формировать обобщённое умение воспринимать  и представлять самые разные предметы, то это уже совсем другие способы. Немного рассмотрим 1 -  закономерности строения и функционирования сенсорных процессов,  2 -  результаты.

    Сенсорные процессы на протяжении дошкольного детства испытывают значительное развитие. С возрастом дети начинают правильнее и полнее воспринимать форму предмета, их величину, пропорции т.д. Развитие сенсорных процессов зависит от возраста ребёнка.

          1.Сенсорные процессы у детей с развитыми с. способностями протекают несколько иначе, чем у детей с неразвитыми способностями. Всё дело заключается в том,  как ребёнок рассматривает предмет в процессе его восприятия. Вопрос о том, как взор обегает предмет и его отдельные части, -это важный вопрос для понимания строения и функционирования сенсорных процессов. Процесс восприятия представляет собой ряд разнородных действий. В него входят – действие восприятия  и действие узнавания. Первое  называется перцептивным – главная задача такого действия состоит в обследовании предмета, объекта. Перцептивное действие всегда развёрнуто, и в процессе его развития совершенствуются приёмы и способы обследования объектов. Что касается опознавательного действия, то тенденция его прямо противоположно – чем более развито опознавательное действие , тем в более свёрнутой форме оно происходит. Опознавательное действие совершается очень быстро, почти без движения глаз. Общий вывод – сенсорные процессы зрительного восприятия являются достаточно сложными процессами, состоящими из ряда движений глаз, которые обегают предмет в определённой последовательности. Таким образом, процесс сенсорного познания предмета протекает с обязательным участием моторных процессов. Полное и правильное отражение предмета на сетчатке глаза ещё совершенно не обеспечивает формирование у ребёнка правильного представления об этом предмете.  Для его формирования необходимо, чтобы ребёнок ещё проделывал с ним ряд определённых движений глазами и руками.

Понимание процесса восприятия как процесса действия с предметом позволяет сделать важные педагогические  выводы: сенсорное воспитание ребёнка должно заключаться в том, чтобы сформировать у него такие формы действий с предметом , которые бы привели к наиболее полному и правильному познанию предмета.

2. Одной из основных и конечных целей сенсорного воспитания является формирование сенсорных способностей. Обучение детей обобщённым   способам  обследования объектов даёт возможность детям самостоятельно ориентироваться в различных свойствах новых предметов. Широкие переносы этих способов действия в новые условия позволяют думать , что именно формирование таких обобщённых умений должно стать основой воспитания сенсорных способностей . Способности, с одной стороны, являются условием успешного выполнения какой-либо деятельности, а с  другой стороны развиваются в процессе этой деятельности, в процессе овладения новыми знаниями и умениями. Несмотря на тесную связь знаний и умений с развитием способностей,  следует отличать знания и умения которыми владеет ребёнок от способностей. Так ребёнок может получить под руководством взрослого достаточное количество представлений о форме каких-либо предметов, но его способность восприятия формы может остаться на низком уровне. Может быть и по-другому, конкретных представлений о форме предмета мало, а уровень восприятия данной формы предметов высокий.

Дело в том, как, каким образом ребёнок овладевает знаниями. Важно не то количество конкретных знаний, сколько то, как владеет он этими знаниями, как они функционируют, как он умеет овладеть новыми знаниями. Рассматривая задачу формирования сенсорных способностей , как одну из важнейших задач сенсорного воспитания, необходимо определить круг тех сенсорных способностей, которые являются наиболее важными для развития деятельности ребёнка. Необходимо, чтобы результат, полученный в ходе сенсорного воспитания, с наибольшей эффективностью использовался в других важнейших звеньях общей системы воспитания:

1 для умственного воспитания детей;

2. для трудового воспитания ;

3. для физического воспитания;

4. для формирования продуктивных видов деятельности (рисование, лепка, конструирование).

Несомненно каждая область воспитания требует своей специфической организации тех сенсорных процессов, которые связаны с этой областью. Однако можно выделить ряд таких общих способностей, которые в определённой  мере являются необходимыми для всех звеньев системы воспитания.

В первую очередь надо выделить такие сенсорные способности, которые бесспорно играют существенную роль на  протяжении длительного периода дошкольного детства.

В сфере зрительного восприятия такими способностями являются :

1. способность целостного восприятия предмета во всей совокупности его свойств ;

2. способность аналитического восприятия , т.е. способность расчленять предмет на его различные свойства. Эта способность очень широкая и охватывает ряд более частные способностей:

  • Способность восприятия формы,
  • Способность восприятия величины,
  • Способность восприятия цвета,
  • Способность восприятия взаимоотношений между частями предмета(конструкция предмета),
  • Способность восприятия пространственных отношений между предметами,
  • Способность восприятия различного рода перемещений предметов в пространстве.

В сфере зрительных представлений можно выделить следующие способности:

1. способность целостного представления предметов в совокупности их индивидуальных свойств

2.целостного обобщения представлений

3. представления предмета по частям

4. представлять один или более предметов в различных пространственных положениях.

            Для успешного осуществления той или иной  продуктивной деятельности ребёнок должен иметь чёткое представление об основных свойствах того предмета, который он намерен воспроизводить. Такое представление формируется у ребёнка в процессе восприятия данного предмета.

             В чём же должен заключаться способ формирования сенсорных умений и способностей, чтобы в результате его применения у ребёнка сформировались сенсорные способности , позволяющие ему успешно воспринимать различные чувственно познаваемые свойства вещей и регулировать свои практические действия на основе этого восприятия?

            Для успешного восприятия свойств предметов  необходимо произвести с каждым свойством определённую систему действий: так для того, чтобы правильно воспринять форму предмета, ребёнок должен совершить одну систему действий, для величины - другую и т.д..

Форма предмета.

  • Последовательное прослеживание взором основных очертаний предмета;
  • Прослеживание очертаний идёт в тесной связи с другим действием  - действием соотнесения уже прослеженной части контура предмета с прослеживаемой в данный момент;
  • Сравнение этих очертаний с различными видами форм, выделение формы, соответствующей найденным очертаниям  и обозначение её в слове.

Затем начинается более детальное рассматривание предмета. Оно состоит из следующих действий:

  • Выделение отдельных частей предмета и определение их формы. Для этого необходимо прослеживание взором очертаний каждой части.
  • Установление пространственного взаимоотношения частей. Для этого необходимо выделить центральную часть предмета и установить, как пространственно соотносятся с ней другие части.(для детей младшего возраста в упрощённом виде).

Последовательное выполнение указанных в схеме действий обеспечивает полноту и всесторонность восприятия формы. Овладевая подобной обобщенной системой действий , ребёнок овладевает общим принципом анализа самых различных форм и показывает высокие результаты при восприятии различных конкретных форм предметов.

Суть способов сенсорного воспитания в самом общем виде должна заключаться в обучении детей заранее разработанным системам действий с чувственно познаваемыми свойствами вещей. На основании всего вышеизложенного можно представить схему способов сенсорного воспитания .

Первый, предварительный этап, в процессе которого чётко выясняют:

  • Те объективные свойства, которые должны быть познаны
  • Те системы  действий с этими свойствами, которые ведут к наиболее полному познанию этих свойств, т.е. на первом этапе выясняется то, что должно быть усвоено ребёнком.

    Второй этап – этап усвоение выделенной системы действий, как отдельных, так и целиком. Важно, чтобы ребёнок научился применять систему действий для анализа различных предметов. Предметы для восприятия берутся разные(животные, птицы, рыбы). Предметы разные, а способ общий.

      Для формирования полного  и правильного зрительного представления о форме предмета взрослый сначала организует процесс рассматривания – контур, обвести, показать основную часть и т.д.

Последовательность действий может варьировать в зависимости от того, какое необходимо сформировать представление у ребёнка, в какой продуктивной деятельности оно будет использовано.

Так, для того чтобы сформированное представление способствовало изодеятельности, необходимо учитывать закономерности  этой деятельности.                  Процесс изображения какого-либо предмета подчиняется определённым закономерностям: он должен идти в определённой последовательности.   Изображение одних свойств  предмета может успешно осуществиться ишь после изображения других. Ребёнку легче представить свойства предмета в той последовательности, в которой он воспринимал эти свойства.

Процесс конструктивной деятельности так же требует своей специальной организации восприятия. Не делая ошибке в рисунке (кран, имеет правильное представление о кране и его частях), можно сделать грубые ошибки в процессе конструирования. Процесс конструирования тоже идёт по особым закономерностям.

       Формование у детей обобщённых способов обследования предметов тесно связано с формированием обобщённых умений ориентироваться в различных чувственных качествах предметов (цвет, форма, величина и т.д.)такта обобщённая ориентировка выражается в том , что ребёнок должен уметь отнести то или иное конкретное свойство предмета к определённому классу свойств, предварительно выделив эти свойства. Так, например, при восприятии формы какой-либо геометрической фигуры надо выделить специфические особенности этой фигуры и отнести к тому или иному виду форм.

        Для того, чтобы ребёнок справлялся с подобного рода задачами надо сформировать у него необходимые элементарные представления об основных  классах чувственных свойств вещей и основных признаках каждого класса.

          Большое значение в сенсорном воспитании имеет формирование у детей представлений о сенсорных эталонах – общепринятых образцах внешних свойств предметов. В качестве сенсорных эталонов цвета выступают 7 цветов спектра  и их оттенки по светлоте и насыщенности, в качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер,  свои виды эталонов имеются в слуховом восприятии(фонемы, звуковысотные отношения), свои – во вкусовом, обонятельном восприятии.  

         Усвоение сенсорных эталонов  - длительный и сложный процесс , не ограничивающийся рамками дошкольного детства . Усвоить сенсорный эталон не значит научиться правильно называть то, или иное свойство предмета. Необходимо иметь чёткие представления для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях.

          А способы сенсорного воспитания дают возможность не только правильно и полно воспринимать предмет, но и переходить от восприятия предмета к его воспроизведению. Представления ребёнка получают действенный, жизненный характер.

 

Список литературы.

1. Венгер Л.А. , Пилюгина Э.Г. Венгер Н.Б.  Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М. : Просвещение, 1988.

2. Выготский Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. - СПб. : Союз, 1997.

3. Запорожец А.В. , Венгер Л.А. и др. Восприятие и действие. - М. :Прогресс, 1966.

4. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на воспитание цвета, формы, величины у младших дошкольников. - М.: Просвещение,  1996.

5. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. М.: Мозаика - Синтез, 2003.

6. Поддьяков Н.Н. Способы сенсорного воспитания в детском саду. - М, 1965.

7. Поддьяков Н.Н.  Аванесова В.Н.  Сенсорное воспитание в детском саду. Пособие для воспитателей – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2001.

8. Поддьяков Н.Н., Николаева С.Н., Парамонова Л.А. Умственное воспитание детей дошкольного возраста.  – М.: Просвещение, 1988.

9. Сенсорное воспитание дошкольников. / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. - М. : Просвещение. 1963.

10.Янушко Е.А.  Сенсорное развитие детей раннего возраста. – М.:  Мозаика-Синтез, 2009.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Роль общения в развитии ребенка дошкольного возраста"

Данный материал поможет воспитателю в работе....

Статья "Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста"

В данной статье описывается работа по ознакомлению дошкольников всех возрастов с художественной литературой....

Статья на тему: "Сенсорное познание у детей дошкольного возраста"

О важности развития сенсорного познания у детей дошокльного возраста. И о том, как оно развивается....

Статья " Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста"

Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом....

Статья: "Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста"

Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дош...

Статья "Проблема социально-личностного развития ребенка дошкольного возраста в процессе его взаимодействия с окружающим миром".

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности ребёнка. Исторический анализ убеждает в необходимости оказать ребёнку квалифицирова...

Статья на тему: «Сенсорно-моторное умение детей дошкольного возраста по средствам дидактической игры»

Сенсорно-моторное умение детей дошкольного возраста по средствам дидактической игры...