Картотека сюжетно-ролевых игр
картотека (старшая группа)

Осенчакова Ангелина Дмитриевна

Игровая деятельность-ведущая деятельность дошкольника. Сюжетно-ролевые игры занимают важную роль в игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_syuzhetno.docx45.41 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека  сюжетно  -  ролевых  игр

Старшая группа


Поездка  в лес за грибами

Задачи: 

Побуждение  детей  творчески воспроизводить  в  играх  быт  семьи. Совершенствование  умения  самостоятельно создавать  для  задуманного  сюжета  игровую обстановку.

Игровые действия: 

  • Дети  помогают  собраться  в поездку.
  •  Мама  проверяет,  как  дети  оделись.
  •  Папа ведёт  машину,  рулит,  подаёт  сигнал,  устраняет неполадки,  делает  остановки,  объявляет  их.

 В  лесу родители  проверяют  детей,  знают  ли  они  названия грибов  и  ягод,  какие  ядовитые,  а  какие  съедобные.

Предварительная  работа: 

Беседы  о взаимоотношениях  в  семье.  Куклы,  игрушечная посуда,  мебель,  игровые  атрибуты (передники, косынки),  предметы-заместители.  Чтение художественной  литературы.  Рассматривание иллюстраций  по  теме. Изготовление  атрибутов  к игре.

Поликлиника

Задачи: 

Вызвать  у  детей  интерес  к  профессии врача.  Воспитывать  чуткое,  внимательное отношение  к  больному,  доброту,  отзывчивость, культуру  общения.

Игровые  действия:   

  • Больной  идет  в регистратуру,  берет  талон  к  врачу,  идет  на  прием.
  • Врач  принимает  больных,  внимательно выслушивает  их  жалобы,  задает  вопросы, прослушивает  фонендоскопом,  измеряет  давление, смотрит  горло,  делает  назначение.  
  • Медсестра выписывает  рецепт,  врач  подписывает.  Больной идет  в  процедурный  кабинет.  Медсестра  делает уколы,  перевязывает  ранки,  смазывает  мазью  и  т.д.  
  • Санитарка  убирает  кабинет,  меняет  полотенце.

Игровые  ситуации:  

«На приеме  у  лор  врача», «На  приеме  у  хирурга»,  «На  приеме  у  окулиста»  и  др.

Предварительная  работа: 

Экскурсия  в медицинский  кабинет  д/с. Наблюдение  за  работой врача  (прослушивает  фонендоскопом,  смотрит горло,  задает  вопросы).  Слушание  сказки  К. Чуковского  «Доктор  Айболит»  в  грамзаписи. Экскурсия  к  детской  поликлинике.

Чтение  лит. произведений:  Я. Забила  «Ясочка  простудилась»,  Э. Успенский  «Играли  в  больницу»,  В. Маяковский «Кем быть?». Рассматривание  медицинских инструментов  (фонендоскоп,  шпатель,  термометр, тонометр,  пинцет  и  др.)  Беседа  с  детьми  о  работе врача,  медсестры.  Рассматривание  иллюстраций  о враче,  мед. сестре. Лепка «Подарок для больной Ясочки». Изготовление с детьми атрибутов к игре с привлечением      родителей (халаты, шапки, рецепты, мед. карточки, талоны и т.д.)

Игровой  материал: 

халаты,  шапки,  карандаш  и  бумага  для  рецептов,  фонендоскоп, тонометр,  градусник,  вата,  бинт,  пинцет,  ножницы,  губка, шприц, мази,  таблетки,  порошки и т.д.

Ветеринарная  лечебница

Задачи:

вызвать  у  детей  интерес  к  профессии  ветеринарного  врача; воспитывать  чуткое,  внимательное  отношение  к  животным, доброту,  отзывчивость,  культуру  общения.

Игровые  действия:

  • В  ветеринарную  лечебницу  приводят  и  приносят  больных животных.
  • Ветеринарный  врач  принимает  больных,  внимательно выслушивает  жалобы  их  хозяина,  задает  вопросы, осматривает  больное  животное,  прослушивает фонендоскопом,  измеряет  температуру,  делает назначение.
  • Медсестра  выписывает  рецепт.  Животное  относят в процедурный  кабинет.  Медсестра  делает  уколы, обрабатывает  и  перевязывает  раны,  смазывает  мазью  и  т.д.
  •  Санитарка  убирает  кабинет,  меняет  полотенце.  После приема  хозяин  больного  животного  идет  в  ветеринарную аптеку  и  покупает  назначенное  врачом  лекарство  для дальнейшего  лечения  дома.

Предварительная  работа: 

Беседа с детьми  о  работе  ветеринарного  врача.

Рисование  «Мое  любимое  животное»

Изготовление  с  детьми  атрибутов  к  игре  с  привлечением родителей  (халаты,   шапки,  рецепты  и  т.д.)

Игровой  материал:

животные,  халаты,  шапки,  карандаш  и  бумага  для  рецептов, фонендоскоп,  градусник,  вата,  бинт,  пинцет,  ножницы,  губка, шприц,  мази,  таблетки,  порошки  и  т.д.

Зоопарк

Задачи: 

Расширять  знания  детей  о  диких  животных:  воспитывать доброту,  отзывчивость,  чуткое,  внимательное  отношение  к животным,  культуру  поведения  в  общественных  местах.

Игровые  действия:

  • Строители  строят  зоопарк.
  • Водитель  привозит  животных.
  • Грузчики  разгружают,  ставят  клетки  с  животными  на место.
  • Работники  зоопарка  ухаживают  за  животными  (кормят, поят,  убирают  в  клетках).
  • Ветеринарный  врач  осматривает  животных  (измеряет температуру,  прослушивает  фонендоскопом), лечит  больных.  Кассир  продает  билеты.
  • Экскурсовод  проводит  экскурсию,  рассказывает  о животных,  говорит  о  мерах  безопасности.
  • Посетители  покупают  билеты,  слушают  экскурсовода, смотрят  животных.

Предварительна  работа: 

Чтение  литературных  произведений  о  животных.  Рассматривание  иллюстраций  о  диких  животных.

Слушание  сказки  К. Чуковского  «Доктор Айболит»  в аудиозаписи.

Рассматривание  с  детьми  иллюстраций  к  сказке  К. Чуковского «Доктор  Айболит».

Рассказы  детей  «Как мы ходили  в  зоопарк»  Рассказ  воспитателя о  работе  ветеринарного  врача  в  зоопарке.

Беседа  с  детьми  о  правилах  безопасного  поведения  в  зоопарке.

Рисование  «Что  я  видел  в  зоопарке».

Коллективная  лепка «Зоопарк»

Изготовление  с  детьми  атрибутов  к  игре.

Игровой  материал:

 Крупный  строительный  материал,  дикие  животные  (игрушки), посуда  для  кормления  животных,  инвентарь  для  уборки  (ведра, метлы,  совки),  халаты,  шапки,  санитарная  сумка  (фонендоскоп, градусник,  вата,  бинт,  пинцет,  ножницы,  шприц,  мази,  таблетки, порошки),  касса,  билеты,  деньги.                           

Магазин

Задачи:

Вызвать  у  детей  интерес  к  профессии  продавца,  формировать навыки  культуры  поведения  в  общественных  местах, воспитывать  дружеские  взаимоотношения.

Игровые  действия: 

  • Водитель  привозит  на  машине  товар,  грузчики  разгружают,  продавцы  разлаживают  товар  на  полках.
  • Директор  следит  за  порядком  в  магазине,  заботится  о  том, чтобы  в  магазин  во  время  завозился  товар,  звонит  на  базу,  заказывает  товар.
  • Приходят  покупатели.
  • Продавцы  предлагают  товар,  показывают,  взвешивают.
  • Покупатель  оплачивает  покупку  в  кассе,  получает  чек.
  •  Кассир  получает  деньги,  пробивает  чек,  дает  покупателю сдачу,  чек.
  • Уборщица  убирает  помещение.

Игровые  ситуации:

 «Овощной  магазин»,  «Одежда»,  «Продукты»,  «Ткани», «Сувениры»,   «Книги»,  «Спорттовары»,  «Мебельный магазин», «Магазин игрушек»,  «Зоомагазин»,  «Головные уборы», «Цветочный  магазин»,  «Булочная» и  др.

Предварительная  работа:

 Экскурсия  в  магазин.  Наблюдение  за  разгрузкой  товара  в овощном  магазине.  Беседа  с  детьми  о  проведенных  экскурсиях. Чтение  литературных  произведений:    Б. Воронько  «Сказка о необычных  покупках»  и  др.  Этическая  беседа  о  поведении  в общественных  местах.

Встреча  детей  с  мамой,  которая  работает  продавцом  в  магазине.  Составление  детьми  рассказов  на  тему  «Что мы умеем?»:  «Как  купить  хлеб  в  булочной?»,  «Как  перейти  дорогу,  чтобы  попасть  в  магазин?»,  «Где  продают  тетради, карандаши?»  и  т.д. Изготовление  с  детьми  атрибутов  к  игре (конфеты,  деньги,  кошельки,   пластиковые  карты,  ценники  и т.д.).

Игровой  материал:

весы,  касса,  халаты,  шапочки,  сумки,  кошельки,  ценники, товары  по  отделам,  машина  для  перевозки  товаров, оборудование  для  уборки.

Библиотека

Задачи:

отображать  в  игре  знания  об  окружающей  жизни,  показать социальную  значимость  библиотек;  расширять  представления  о работниках  библиотеки,  закреплять  правила  поведения  в общественном  месте;  знакомить  с  правилами  пользования книгой;  пробуждать  интерес  и  любовь  к  книгам,  воспитывать бережное  к  ним  отношение.

Игровые  действия:

 Оформление  формуляров  читателей.  Приём заявок библиотекарем.  Работа  с  картотекой.  Выдача  книг.  Читальный зал.

Предварительная  работа: 

Экскурсия  в  библиотеку  с  последующей  беседой.  Чтение произведения  С. Жупанина  «Я – библиотекарь»,  открытие «Книжной  мастерской»  по ремонту  книг.  Выставка  рисунков  по мотивам  прочитанных  произведений.

Игровой  материал: формуляры,  книги,  картотека.

Цирк

Задачи: 

Закреплять  представления  детей  об  учреждениях  культуры, правилах  поведения  в  общественных  местах;  закреплять  знания о  цирке  и  его  работниках.

Игровые  действия:

  • Покупка  билетов,  приход  в  цирк.
  • Покупка  атрибутов.
  • Подготовка  артистов  к  представлению,  составление программы.
  • Цирковое  представление  с  антрактом.
  • Фотографирование.

Предварительная  работа:

 Рассматривание  иллюстраций  о  цирке.  Беседа  по  личным впечатлениям  детей  о  посещении  цирка.  Чтение  произведений «Девочка  на  шаре»  В. Драгунского,  «Цирк»  С.Маршак,  «Друзья мои кошки»  Ю. Куклачёв.  Изготовление  атрибутов  для  игры (билеты,  программки,  афиши,  гирлянды,  флажки  и  т.д.)

Игровой  материал:

афиши,  билеты,  программки,  элементы  костюмов,  атрибуты (носики,   колпаки,  свистульки,  мыльные  пузыри,  «ушки»), гирлянды,  флажки,  атрибуты  для  цирковых  артистов  (канаты, обручи,  шары,  булавы),  косметические  наборы,  спецодежда  для билетёров,  работников  буфета  и  др.  

Почта

Задачи:

 Расширить  представления  детей  о  способах  отправки  и получения  корреспонденции,  воспитать  уважение  к  труду работников  почты,  умение  внимательно  выслушать  клиента,  в вежливой  форме  обращаться  друг  с  другом,  расширить словарный  запас  детей:  «посылка»,  «бандероль» , «журналы», «почтальон». Развивать  воображение,  мышление,  речь;  умение совместно  развертывать  игру,  договариваться  и  обсуждать действия  всех  играющих.

Игровые  действия: 

  • Люди  пишут  друг  другу  письма,  посылают  телеграммы, открытки,  поздравляют  с  праздником.
  •  Письма  и  открытки  люди  несут  на  почту  и  бросают  в большой  почтовый  ящик.
  • Телеграммы  и  письма  разносит  почтальон.   У  него большая  сумка  с  письмами  и  газетами.
  •  Письма  и  газеты  разносятся  по  адресам,  адрес  написан  на конверте: название  улицы,  номер  дома,  квартиры  и фамилия.
  • Почтальон  бросает  письма  в  почтовый  ящик  каждого  дома или  квартиры.
  • Конверты  покупают  на  почте,  в  киоске.  На  почте  можно отослать  посылку  в  другой город.
  •  Почтовый  работник   взвешивает  посылку,  ставит  на  ней печать,  отправляет  на  железнодорожную  станцию.

Игровой  материал:

Кепка  почтальона,  сумка  почтальона,   газеты,  письма,  открытки, бланки  разные,  посылочки  маленькие  из  коробок,  почтовый штамп,  весы,  почтовый  ящик  из  коробки,  карандаш  для записей.

Музей

Цели:

 Учить  детей  самостоятельно  распределять  роли  и  действовать  в  соответствии  с  ними.  Отображать  в  игре  события общественной  жизни,  нормы  общественной  жизни,  поведения  в культурных  местах,  учить  внимательно,  доброжелательно относиться  друг  к  другу.  Развивать  речь  детей,  обогащать словарь  детей.

Примерные  игровые  действия:

  • подготовка  к  посещению  музея;
  • рассматривание  путеводителей;
  • выбор  музея;
  • оформление  экспозиции;
  • экскурсия;
  • реставрационная  мастерская.

Предметно-игровая  среда.  Оборудование:

  • коллекции  предметов  декоративно-прикладного  искусства;
  • фотографии,  репродукции;
  • вывески;
  • альбомы  по  искусству;
  • путеводители  по  музеям  различной  направленности.

Перспектива  обогащения предметно-игровой  среды:

•паспорта  на  экспонаты;

•инструменты  для  реставраторов,  спецодежда.

Аптека

Задачи:

вызвать  у  детей  интерес  к  профессии  фармацевта;  воспитывать чуткое,  внимательное  отношение  к  больному,  доброту, отзывчивость,  культуру  общения.

Игровые  действия: 

  • Водитель  привозит  в  аптеку  лекарства.
  • Работники  аптеки  раскладывают  их  на  полки.
  • Люди  приходят  в  аптеку  за  лекарствами.  В  рецептурном отделе  отпускают  лекарства  по  рецептам  врачей.
  •  Здесь  делают  микстуры,  мази,  капли.  Некоторые посетители  говорят  о  своих  проблемах  и  спрашивают, какое  лекарство  лучше  купить,  аптекарь  советует.
  •  В  фитоотделе  продают  лекарственные  травы,  сборы, коктейли.

Предварительная  работа:

Рассматривание  набора  открыток  «Лекарственные  растения». Рассматривание  лекарственных  растений  на  участке  детского сада,  на  лугу,  в  лесу.  Загадки  о  лекарственных  растениях. Изготовление  с  детьми  атрибутов  к  игре  с  привлечением родителей  (халаты,  шапки,  рецепты,  микстуры.)

Игровой  материал: 

халаты,  шапки,  рецепты,  мед. инструменты  (пинцет,  шпатель, пипетка,  фонендоскоп,  тонометр,  градусник,  шприц  и  т.д.),  вата,  бинт,  мази,  таблетки,  порошки,  лек. травы.

 Вариант  №2  (Аптека)

Цель:

расширить  знания  о  профессиях  работников  аптеки:  фармацевт делает  лекарства,  кассир  -  продавец  продаёт  их,  заведующая аптекой  заказывает  нужные  травы  и  другие  препараты  для изготовления  лекарств,  расширить  словарный  запас  детей: «лекарственные  препараты»,  «фармацевт»,  «заказ». «лекарственные  растения».

Оборудование: игрушечное  оборудование  аптеки

Возраст: 5 - 7 лет

Ход игры: 

проводится  беседа  о  том,  люди  каких  профессий  работают  в аптеке,  чем  занимаются.  Знакомимся  с  новой  ролью - Заведующей  аптекой.  Она  принимает  от  населения лекарственные  травы  и  передаёт  их  Фармацевтам,  чтобы они приготовили  лекарственные  препараты.  Заведующая  помогает Работникам  аптеки  и  Посетителям  разобраться  в затруднительных  ситуациях.  Лекарства  выдаются  строго  по рецептам.  Роли  дети  распределяют  самостоятельно,  по  желанию.

Космонавты

Цель:

расширить  тематику  сюжетных  игр,  познакомить  с  работой космонавтов  в  космосе,  воспитать  смелость,  выдержку, расширить  словарный  запас  детей:  «космическое  пространство», «космодром»,  «полет»,  «открытый космос».

Оборудование:

космический  корабль  и  строительный  материал,  пристегивающие  ремни,  инструменты  для  работы  в  космосе, игрушечные  фотоаппараты.

Возраст: 5–6 лет.

Ход игры:

воспитатель  спрашивает  у  детей,  хотели  бы  они  побывать  в космосе?  Каким  нужно  быть  человеком,  чтобы  полететь  в космос?  (Сильным,  смелым,  ловким,  умным.)  Он  предлагает отправиться  в  космос,  чтобы  оставить  там  спутник,  который будет  передавать  на  Землю  сигналы  о  погоде.  Также  надо будет  сделать  фотографии  нашей  планеты  с  космоса.  Все вместе  вспоминают,  что  еще  нужно  взять  с  собой,  чтобы ничего  не  могло  случиться  во  время  полета.  Дети  обыгрывают ситуацию.  Они  выполняют  задание  и  возвращаются  на  Землю. Роли  Пилотов,  Штурмана,  Радиста,  Капитана  распределяются  по  желанию  детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал для воспитателей старшей группы. Перспективное планирование сюжетно - ролевых игр. Картотека подвижных игр, приложение. Картотека сюжетно - ролевых игр.

Картотека подвижных игр. Картотека наблюдений на прогулке (на год) старшая  группа. картотека сюжетно - ролевых игр с приложением. Перспективное планирование сюжетно - ролевых и театрализованных ...

Картотека для детей средней и младшей группы. Картотека сюжетно-ролевых игр

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 81 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детейВыборгского рай...

картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы

Картотека  подвижных игр для развития двигательных навыков для средней группы, картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшей группы для развития  коомуникативных способностей....

картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы

Картотека  подвижных игр для развития двигательных навыков для средней группы, картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшей группы для развития  коомуникативных способностей....

картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы

Картотека подвижных игр для  детей средней  группы   на  развитие двигательной активности детей и картотека  для детей старшей группы сюжетно -ролевых игр....

Картотека сюжетно-ролевых игр. Значение сюжетно-ролевых игр в жизни ребенка.

Дошкольный возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребёнок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. Игра – наиболее доступ...

Картотека подвижных игр для средней группы и картотека сюжетно -ролевых игр для старшей группы

Картотека подвижных игр для развития двигательных навыков для средней группы, картотека сюжетно - ролевых игр для детей старшей группы для развития коммуникативных способностей....