Программа проекта "Оркестр в детском саду"
рабочая программа (старшая группа)

Тархаева Евдокия Иннокентьевна

Цель программы – помочь детям активно войти в мир музыки, сделать её естественной и потому необходимой в жизни ребёнка, постоянно действующей волшебной силой, под воздействием которой дети способны раскрыть творческие способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_proekta_parus.doc176.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение

Центр развития ребенка детский сад № 89 «Парус» Господского округа «г. Якутск»

                             Программа   проект « Оркестр в детском саду»

Руководитель: Тархаева Е. И.

Якутск - 2018

Образовательная область:  Интеграция образовательных областей «Музыка», «Коммуникация», «Социализация», «Физкультура», «Здоровье».

Дополнительная задача: расширяет музыкальный кругозор детей, воспитывает интерес и любовь к музицированию.

Программно-методическое сопровождение: Меркулова Л.Р. «Оркестр в детском саду  — М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1999 г. — 215 с. Фольклор – музыка - театр. Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками. Под редакцией С.И. Мерзляковой .

Возраст обучающихся: дошкольный возраст  5-6, 6-7 лет

Срок реализации программы – 2 года

Планируемые результаты

  • Различать музыкальные инструменты по тембру и внешнему виду.

  • Воспроизводить ритмический рисунок стихотворного и музыкального текста

  • Элементарно музицировать

  • Узнавать оркестровое исполнение.

  • Правильно извлекать звук.

  • Играть с динамическими оттенками.

  • Своевременно вступать и заканчивать игру.

  • Играть по одному и в ансамбле

  • Уметь самостоятельно организовать небольшой оркестр (Ансамбль).

 Программа кружка игры на детских музыкальных инструментах

« Я - музыкант»

           «Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно  полноценное умственное развитие.  Она, музыка, - ни с чем не сравнимое средство воспитания творческих сил разума.»   В.А. Сухомлинский

        Цель программы – помочь детям активно войти в мир музыки, сделать её естественной и потому необходимой в жизни ребёнка, постоянно действующей волшебной силой, под воздействием которой дети способны раскрыть творческие способности.

Программа рассчитана на детей  старшей и подготовительной к школе групп детского сада и состоит из пяти разделов:

  1. Знакомство с инструментами и оркестрами.
  2. Элементарная музыкальная грамота.
  3. Упражнения при обучении игре на детских музыкальных инструментах.
  4. Игра в оркестре (ансамбль).
  1. Творческие задания.

Занятия проводятся один раз в неделю с подгруппой 10 – 12 детей    в старшей и подготовительной к школе группах по 30 – 40 мин.

            Задачи программы:

  1. Расширять музыкальный кругозор детей, воспитывать интерес и любовь к музицированию.
  2. Формировать музыкальные способности:
  • чувство ритма,
  • звуковысотный и
  • тембровый слух.
  1. Развивать творческую активность, художественный вкус; приобщать к инструментальной музыке и самостоятельному осмысленному музицированию.
  2. Уметь слышать и исполнять свою партию в многоголосной фактуре.
  3. Развивать чувство ансамбля, слаженность звучания оркестра.
  4. Формировать целеустремлённость, дисциплинированность.

Основными критериями при выборе инструментов для детского

оркестра должны быть:

  • простота при музицировании,
  • чистый строй,
  • достаточно громкий звук.

Формы занятий:

  • индивидуальная ( на начальном этапе обучения игры на музыкальном

           инструменте

  • групповая ( при игре на однородных инструментах)
  • коллективная ( при уверенной игре своих партий каждым участником оркестра)

Коллективная форма – самая сложная ,  но она даёт положительные результаты, если звучание чередуется с разъяснениями педагога.

Методы обучения детей на шумовых инструментах:

  • словесный ( рассказ  , объяснение)
  • наглядный ( показ приёмов игры педагогом или ребёнком)
  • стимулирующий ( выступление перед детьми или взрослыми)
  • практический ( повторение и закрепление приёмов на различных музыкальных  инструментах)

Принципы работы с шумовым оркестром.

Работа по обучению игре в шумовом оркестре должна быть организована

так, чтобы она удовлетворяла четырём важным условиям:

  • быть лёгкой для детей
  • быть интересной для них    
  • быть систематической формой обучения
  • быть групповой формой обучения  

При помощи шумовых инструментов ребёнок может выполнять различные игровые задания, которые условно можно разделить на несколько групп :

  • Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента  к детским песенкам
  • Импровизация звуковых картин на заданную тему
  • Звуковая иллюстрация стихов
  • Сказки –шумелки.

                                           

                                              Пояснительная записка

     

       Создание кружка (оркестра в детском саду) «Я –музыкант» является реализацией концепции республиканского проекта «Музыка для всех» по инициативе первого Президента Республики Саха (Якутия) Михаила Ефимовича Николаева. Проект «Музыка для всех» является актуальным и своевременным в контексте реализации Федеральных государственных образовательных стандартов, нацеленных на развитие интеллектуального и творческого потенциала, активную проектную деятельность самого ребенка, что является ключевой идеей самого проекта. Суть деятельности кружка заключается в использовании музыки как образовательную технологию, нацеленную на развитие восприятие ребенка, его мозга, его способностей. Исполнительство на детских музыкальных инструментах – важный вид деятельности детей в процессе музыкально-эстетического воспитания в дошкольных учреждениях наряду с пением, слушанием музыки, музыкально-ритмическими движениями.

        Одной из форм коллективной музыкальной деятельности в детском саду является игра в оркестре (ансамбле). Она стимулирует более быстрое развитие музыкальных способностей и обогащает музыкальные впечатления детей; повышает ответственность каждого ребёнка за правильное исполнение своей партии; помогает преодолеть неуверенность, робость; сплачивает детский коллектив. В процессе игры на детских музыкальных инструментах ярко проявляются индивидуальные особенности каждого ребёнка

           Количество инструментов, необходимое для занятий, зависит от их наличия и поставленных задач. Следует заранее позаботиться о всём необходимом оборудовании для организации занятий с детьми (подставках для инструментов, удобных стульях для исполнителей, исправных палочках для ударных инструментов, удлинителях и соединительных шнурах для электромузыкальных инструментов).

        При обучении игре на ксилофоне, металлофоне и колокольчике (хроматическом и диатоническом) постановка рук одинакова. 

Поэтому осваивать их можно одновременно. Инструмент ставят на специальную подставку или стол, соответствующий росту ребёнка. Кисти рук с молоточком, как и сам инструмент, должны находиться немного ниже уровня пояса исполнителя.

        Ручка молоточков кладется на среднюю фалангу указательного пальца и придерживается большим пальцем. Конец ручки должен свободно «ходить» в ладони. Такое положение обеспечивает при ударе о пластинку свободный отскок молоточка, при котором возникает яркий, звонкий звук. Если же молоточек зажат в руке, звук получается глухой, невыразительный.

Влияет на качество звука и место удара, поэтому играть следует по центру пластинки. Замах для удара должен быть кистевой, запястье и кисть свободны. Необходимо следить, чтобы ребёнок не производил удар всей рукой от плеча. При правильной постановке рук и свободном без напряжения ударе руки во время игры не должны уставать.

        Добиться ровного, одинакового удара обеими руками поможет следующее упражнение. Поставив правый молоточек на пластинку «соль», а левый – на «до», играть не спеша, чередуя правую и левую руки.

        Затем по тем же пластинкам нужно играть одновременно обеими руками, сохраняя нужный темп. Оба эти приема надо отрабатывать в медленном темпе, а затем постепенно ускорять его.

        Эффективно звучит глиссандо, при котором молоточек скользящим движением проводится по ряду пластинок.

          Для осознания соотношений длительностей звуков применяется моделирование их с помощью длинных и коротких палочек или обозначений, принятых в нотной записи (четверть -    , восьмые -     , половинка -     , целая -     ).  Для того, чтобы дети хорошо усвоили ритмический рисунок, можно, используя принятые обозначения, выкладывать его на фланелеграфе с подтекстовкой длительностей или используя мультимедийное оборудование.

                        ТА       ТА       ТИ – ТИ       ТА

            При разучивании мелодии на инструментах с определенной высотой звучания целесообразно дать детям элементарные знания по музыкальной грамоте: названия нот и их расположение на нотоносце и на инструментах. Прежде чем разучить мелодию на инструменте, необходимо, чтобы ребёнок ее запомнил, имел представление о ее движении (вверх, вниз, на одном звуке, скачки на разные интервалы), самостоятельно пропел, воспроизвёл ритмический рисунок, показал движение мелодии рукой. Для лучшего запоминания желательно использовать наглядные пособия ( нотный стан, мультимедийное оборудование).

        В работе с оркестром (ансамблем) используются готовые инструментовки, опубликованные в детских сборниках. Исходя из характера музыки, можно самим определить состав оркестра, выбрать группы солирующих инструментов, уточнить, каким инструментам поручить различные элементы фактуры (мелодию, аккомпанемент, ритмическое сопровождение).

        Соотношение количества инструментов определяется по яркости тембров. Тихих мелодичных инструментов должно быть больше, чем звонких и ударных.

           При распределении партий в оркестре необходимо учитывать интересы и способности детей. Более сложные партии мелодических инструментов поручить тем, кто достаточно легко подбирает мелодии по слуху. Исполнение ритмического рисунка мелодии, метрической пульсации доверять детям, имеющим хорошее чувство ритма.

           Игре в оркестре (ансамбле) предшествует большая, кропотливая индивидуальная работа с каждым исполнителем. Необходимо привлекать детей самостоятельно высказываться о музыке, отмечая ее выразительную и изобразительную стороны, предложить с учетом характера, настроения музыки самим подобрать соответствующие инструменты.

Ансамблевая игра требует слаженности исполнения: ритмичности и общей музыкальной выразительности. Поэтому следует побуждать детей прислушиваться к своей игре и игре товарищей, слышать фортепианную партию, не стремиться заглушать друг друга, стараться передавать настроение, выраженное в музыке, одновременно начинать и заканчивать игру, внимательно слушать музыкальные фразы, отмечая смену частей, вовремя вступать после пауз.

        В работе со всем оркестром необходимо соблюдать принцип индивидуального подхода, занятия вести тактично и доброжелательно, стараясь заинтересовать каждого ребёнка самим процессом игры на детских музыкальных инструментах.

        Исполнение на музыкальных инструментах может сопровождать различные виды детского творчества: пение, танец, игра. Оркестр своим многотембровым звучанием украсит любой номер на празднике.

        Синтез различных видов музыкально-исполнительской деятельности детей –

  • музицирование в оркестре,
  • пение,
  • музыкально-ритмические движения,
  • музыкальные игры

– способствует их наиболее быстрому и разностороннему музыкальному развитию.

                                                       

                                                                Вывод

     Таким образом, занятия в оркестре  дают позитивные результаты всем без исключения детям, независимо от того , насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, занятия приносят удовлетворение в эмоциональном плане . Эмоциональная сфера ребёнка обогащается постоянным общением с классической музыкой .Детям очень нравится исполнять те же самые произведения , которые они слушают  на занятиях в аудиозаписи в исполнении симфонического оркестра. Они искренне радуются каждому удачно исполненному произведению. Большое удовольствие доставляют им публичные выступления перед  другими детьми детского сада, перед  родителями на праздниках и развлечениях , на  открытых занятиях перед гостями, на выездных конкурсах и концертах. Бесспорна и воспитательная функция оркестра, поскольку коллективное музицирование является также одной из форм общения . У детей появляется ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность , сосредоточенность . Оркестр объединяет детей  , воспитывает волю . Только развивая эмоции, интересы ,  вкусы ребёнка можно приобщить его

к музыкальной культуре , заложить его основы.

                                ЗАДАЧИ ПО ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ

                                 

                                     Старшая группа  (5 – 6) лет).

  1. Играть знакомые песни, попевки, индивидуально и в ансамбле (оркестре), соблюдая общую динамику, темп.
  2. Своевременно вступать и заканчивать игру.
  3. Развивать творчество.
  4. Побуждать к активным самостоятельным действиям.
  5. Знакомить с оркестровым звучанием.

                                     Подготовительная  к школе группа  (6 – 7 лет).     

    1.Уметь самостоятельно организовывать небольшой оркестр

         (ансамбль).

     2.Играть по одному и в ансамбле, своевременно вступая и

         заканчивая свою партию.

  1. Играть с динамическими оттенками.
  2. Знакомить с оркестровым звучанием.


 

Старшая группа

Период

Программное содержание

Музыкальный репертуар

1 раздел.  Знакомство с инструментами и оркестрами

 Ноябрь.

 

1-е занятие :  

Организационное занятие. Беседа о предстоящей деятельности

2-е занятие:

Рассказать о звуках окружающего мира, о возникновении музыкальных инструментов.

3-е занятие: 

Познакомить с оркестром детских музыкальных инструментов: ударные (ритмические), ударные «мелодические», духовые, пневматические. Познакомить с инструментами (ксилофон, металлофон, колокольчики).

4-е занятие :

Познакомить с симфоническим оркестром: струнной группой (скрипка, альт, виолончель, контрабас), ударной группой (барабан, литавры, тарелки, треугольник); клавишными инструментами (пианино, рояль, синтезатор )

Словесный , наглядный материал.

Вызвать интерес детей .

Использовать любые   звуки окружающего мира, записанные на аудио.

Инструменты : Металлофон, ксилофон, трещотка, румба,  деревянные ложки,   маракас, треугольник, колокольчики  Озвучка сказки :   «Зима в лесу».

Презентация. Слайды

Осваивать звукоизвлечения на детских  инструментах.

.

Конспект занятия : « В мире музыкальных инструментов» Презентация- слайды

Слушание музыки в исполнении

симфонического оркестра П.И. Чайковский, Фрагменты из балетов «Щелкунчик»;

 

 

 Декабрь

1-е занятие:

Продолжаем знакомить  струнно-смычковыми инструментами

2-е занятие:

Продолжать знакомить с симфоническим оркестром: духовой группой (труба, валторна, тромбон, фагот, флейта и др.)

Презентация -слайды

Слушание музыки в исполнении симфонического оркестра:

С. Прокофьев Симфоническая сказка «Петя и волк»  

Мультимедийная презентация.

 

Январь – февраль

 

 

 

Март – апрель

Познакомить с народными инструментами: гармоника, балалайка, домбра, гусли, трещотка, коробочка, баян и др.

Познакомить с оркестром русских народных инструментов.

Русские народные мелодии:

«Пастушок играет на рожке»,

«Пойду ль, выйду ль я»,

«Полянка» и др.

 Презентация-слайды

Период

                                    Программное содержание

Музыкальный репертуар

II раздел.  Элементарная музыкальная грамота

Ноябрь

   

Познакомить с понятиями:

  • музыкальные и немузыкальные звуки,
  • звуки высокие и низкие, долгие и короткие;
  • темп; длительности – четверть, восьмые, половинка;
  • Динамика – форте и пиано

Ноябрь-  декабрь

   

Познакомить с понятиями: сильная доля, пульс музыки; размер 2/4; пауза четвертная; гамма; тоника.

Познакомить с записью ритмов    

  • Та,  та,  та,  пауза.          Ти-ти, та        и др.

Январь – февраль

 

 Закреплять пройденные понятия.

Познакомить с размером ¾, объяснить пульсацию и выделение сильной доли в размере ¾

Знакомить с новыми понятиями «мажор», «минор», «затакт»

Познакомить с записью ритмов в размере ¾:

          Та, та, та         Ти-ти, та, та            Та, пауза, та

Объяснить, что такое вступление, заключение

Март – апрель

Закреплять пройденный материал

Познакомить с размером 4/4, пульсацией и выделением сильной доли в размере 4/4

Познакомить  с записью ритмов в размере 4/4

Объяснить понятия «октава», «целая нота»

       

            Май

Повторение и закрепление пройденного материала.

Период

Программное содержание

Музыкальный репертуар

III раздел.  Подготовительные упражнения

     Ноябрь

   

Знакомить с различными приемами игры на детских музыкальных инструментах

В произведениях различного характера и темпа слышать и отмечать метрическую пульсацию на деревянных палочках, бубне, треугольнике

Выделять сильную долю такта

Работать над ритмами:  та, та, ти-ти, та

На металлофоне играть поступенное движение мелодии вверх и вниз. Игра через звук.

Играть простые попевки на одном, двух звуках индивидуально и в ансамбле

 Сказочка- шумелка «Зима в лесу»

«Лесенка» Е.Тиличеевой

«Андрей-воробей», рус.нар.песня;

     Декабрь

   

Выделять сильную долю на слух в игре на детских музыкальных инструментах.

Работать над ритмическими эталонами:

     Та,   та        Ти-ти,  та        Та, та        Ти-ти,та

Знакомить с тактированием и дирижированием на 2/4

Передавать чередование метроритмического пульса и сильной доли такта

Играть простейшие партитуры в размере 2/4:

                       Та,      та,    Та,      та (до, соль,соль,соль),

                       Та        та, та, та         (до, ля, соль, до)

 

 

 «Небо синее» Е.Тиличеевой

Январь  

 

 Учить детей определять на слух размеры 2/4 и ¾.

В игре «Ритмическое эхо» учить детей без ошибок повторять ритмический рисунок, исполненный педагогом

Работать над ритмическими эталонами в размере ¾

Та, та, та          Та, ти-ти, та        Пауза, та, та         Та, та, пауза

Выделять сильную долю

Играть и петь гаммы  До- мажор

Тактировать и дирижировать на ¾

Играть попевки индивидуально и в ансамбле

Уметь читать партитуры в размере ¾

             Та,    та,  та                  Та,  та,   та

              Та,   та,  пауза            Та,  та,   пауза

 

«Скок,скок, поскок», рус.нар.песня;

«Василёк», рус.нар.песня;

 

«Сорока-сорока», рус.нар.попевка

 

февраль

Передавать метроритмическую пульсацию и сильную долю

Определять на слух размеры 2/4,  3/4,  4/4

Выделять сильную долю

Уметь читать партитуры в размере 4/4:

               Та,  та,       та,  та         Та,   та,      та,  та

               Та,  ти-ти,  та,  та         Та,  ти-ти,  та,  та

Познакомить с игрой «Ритмическое эхо»

Играть на металлофоне песенки, состоящие из 2-3 звуков

Работать над ритмическими эталонами 4/4

     Та,  та,  та,  та     Та, ти-ти, та,  та    Та, пауза, та, пауза

,

 

Ре, до, ре, до – капли капают в ведро

До, ре, ми, до, ре, ми – в руки палочку возьми.

 

Март

Повторение и закрепление пройденного материала

Период

Программное содержание

Музыкальный репертуар

IV раздел.  Игра в оркестре  (ансамбле)

 Ноябрь-декабрь

     

   

Учить детей:

 – играть простейшие партитуры в размере 2/4 индивидуально, небольшими подгруппами и в ансамбле (оркестре);

 –  играть в ансамбле простые песенки и попевки, соблюдая общий темп, динамику и настроение;

 –  индивидуально разучивать партии.

 «Петушок», рус.нар.песня

 

 

декабрь -январь

   

Играть в шумовом оркестре. Учить своевременно вступать и заканчивать игру в соответствии с музыкой, сохраняя общий теми, динамику и настроение музыкального произведения.

Играть оркестровые партии индивидуально, небольшими группами и в составе оркестра.

Грамзапись любой русской народной мелодии»

 «Маленькая полька» Д.Б.Кабалевский.

Январь – февраль

 

 Играть индивидуально и в ансамбле простые песенки и попевки

Играть гаммы в различных ритмических вариантах

Разучивать партии индивидуально и небольшими группами

Играть небольшими группами инструментов

Играть всем оркестром, соблюдая темп, динамку, одновременно начинать и заканчивать исполнение

Русские народные песни:

«Василек», «На зеленом лугу»,

 

«Вальс собачек»

Март – апрель

Играть индивидуально по партиям и небольшими группами инструментов.

Играть всем оркестром, исполняя знакомые песенки и попевки, передавая их различный характер звучания.

 «Болезнь куклы» П.И.Чайковский

Май

Повторение и закрепление пройденного

Подготовка и проведение концерта.

V раздел.  Творческие задания

 Ноябрь-декабрь

   

Прохлопать, простучать, сыграть на инструменте ритмический рисунок слов, имен, фраз, стихов

Звукоподражать голосам животных и птиц

Передавать конструктивные импровизации различных музыкальных инструментов

Уметь отгадывать звучание музыкального инструмента и повторить ритмический рисунок.

Домашнее задание сделать лэпбук

Тема: «Симфонический оркестр»

декабрь -январь

   

Уметь подыграть музыканту

Импровизировать «Дождик».

Импровизация сказки «Теремок»

Сочинить ритмический рисунок, песенку на заданный текст.

Январь – февраль

 

Импровизации на ударных (ритмических) инструментах

Играть в оркестре

Проговаривать различные тексты в определенном размере

Играть с дирижером

Март – апрель

Импровизации на «мелодических» ударных инструментах

Исполнять импровизации с треугольником, румбой, кастаньетами

Подыграть музыканту

Импровизация «Гроза»

Отзовись, кого зовут

Сочинить сопровождение.

Май

Закрепление и повторение пройденного материала.

Подготовительная к школе группа

Период

Программное содержание

Музыкальный репертуар

I раздел.  Знакомство с инструментами и оркестрами

      Сентябрь-

       Октябрь

   

 Повторение материала, пройденного в старшей группе

Ноябрь – декабрь

   

Познакомить с духовыми инструментами:

Деревянные – флейта, гобой, кларнет, саксофон;

Познакомить с медными инструментами.

Медные – французский рожок, труба, тромбон, туба.

Познакомить с духовым оркестром.

Дм. И Дан. Покрасс. «Марш Буденного», «Военные сигналы»;

А.Вивальди. «Концерт для флейты с оркестром. Соль минор» (отрывок)

Январь – февраль

 

 Познакомить с оркестром электромузыкальных инструментов.

Познакомить с детскими электромузыкальными инструментами: «Фаэми», «Малыш», электрогитара

Использовать любые записи мелодий оркестра электромузыкальных инструментов под управлением В. Мещерина.

Март – апрель

Познакомить с инструментами различных стран мира

Исполняются любые записи детских песен народов мира

Май

Повторение и закрепление пройденного

Проведение досуга. КВН

Период

Программное содержание

Музыкальный репертуар

II раздел.  Элементарная музыкальная грамота

Сентябрь- Октябрь

   

Повторение материала, пройденного в старшей группе

Ноябрь – декабрь

   

Уточнить понятия: «гамма», «тоника», «октава», «пауза».

Гамма  До мажор

Познакомить с пунктирным ритмом: четверть с точкой – восьмая – та да ти

Учить схематично записывать ритмы в размере 2/4, используя для выкладывания на фланелеграфе длинные и короткме полоски

Ти-ти , пауза.     Пауза, ти-ти.        Та-а.      

Триоли:   ти-ти-ти

Январь – февраль

 

 Познакомить с нотным станом и расположением на нем нот.

Учить схематично записывать ритмы в размере ¾

Комбинация ритмов:

   (триоль) Ти-ти-ти, та;       Ти-ти,   ти-ти-ти (триоль)

Март – апрель

Познакомить с ритмами:

                                           Ти, та, ти-ти та-да (четверть с точкой)

Продолжать знакомить с нотным станом и расположением на нем нот.

Учить схематично записывать ритмы в размере 4/4

Май

Повторение и закрепление пройденного материала.

Период

Программное содержание

Музыкальный репертуар

III раздел.  Подготовительные упражнения

Сентябрь – октябрь

   

Повторение материала, пройденного в старшей группе

Ноябрь – декабрь

   

Петь и играть гамму До мажор в различных ритмических эталонах.

Играть простейшие партитуры в размерах 2/4, ¾, 4/4.

Определять на слух все пройденные размеры, тактировать и дирижировать.

Работать над ритмическими эталонами:

Четверть с точкой – восьмая;

Восьмая с точкой – шестнадцатая

Триоль – четверть.

Играть прием «глиссанде»

«Турецкое рондо» В. Моцарта

«итальянская полька» П. Чайковского

«Вальс» П. Чайковского

«Росинки» С. Майкапара

«Санта-Лючия», итал.нар.песня

Январь – февраль

 

 Играть на металлофоне поступенное движение мелодии вверх и вниз, скачки на различные интервалы.

Играть трезвучие

Играть партитуры

                                Та,    ти-ти-ти (триоль),  та

                                Та,    та,                           та

Игра «Ритмическое эхо»

Проигрывать ритмы потешек и стишков

«Мелодия» В. Моцарта

«Анна-полька» И. Штрауса

«Маленькая сказка» С. Майкапара

«Неаполитанская песенка»

П. Чайковского

Март – апрель

Играть партитуры в размерах 2/4, ¾, 4/4

Работать над ритмическими эталонами:

           Ти,  та,  ти.      Ти,  та-да        Ти-ти-ти (триоль) та,  та.

Игра «Ритмическое эхо»

Играть партитуры:

          Ти,  та,   ти,   та,   та         Ти, та,   ти,  та,   та

          Та,     та,       та,   та         Та,     та,      та,   та        

Проигрывать ритмы потешек и стишков.

«Танец маленьких лебедей»

П. Чайковского;

«Киска» М.Дюбуа;

«Натали и Дед Мороз» М. Дюбуа;

«Танец дикарей» Е. Накада;

«Тамбурин» Ж.Рамо

Ре, до, ре, до – капли капают в ведро

До, ре, ми, до, ре, ми – в руки палочку возьми.

«Этюд» А. Рожицки

Май

Повторение и закрепление пройденного материала

IV раздел.  Игра в оркестре  (ансамбле)

Сентябрь – октябрь

   

Повторение материала, пройденного в старшей группе

Ноябрь – декабрь

   

Играть простейшие партитуры в размерах 2/4, ¾, 4/4 индивидуально, небольшими группами и в ансамбле (оркестре)

Играть в оркестре простые песенки и потешки, соблюдая общий темп, динамику и настроение

Индивидуально разучивать партии.

«Микки Маус» М. Шмитца

«Мороженое» Э. Градески

«Пестрый колпачок» Г. Струве

Январь – февраль

 

 В шумовом оркестре учить своевременно вступать и заканчивать игру своей партии, сохраняя общий темп, динамику, настроение

Играть оркестровые партии индивидуально, небольшими группами и в составе оркестра.

«Этюд»,М. Дворжака

«Солнечная капель», С. Соснина

Март – апрель

Индивидуально разучивать партии

Играть небольшими группами инструментов, всем оркестром, соблюдая темп, динамику, одновременно вступать и заканчивать исполнение

Исполнять гаммы в различных ритмических вариантах

«Шарманка», Д. Шостаковича

«Немецкая песенка», П. Чайковского

«Пойте, мамы, вместе с нами» С. Соснина

Май

Повторение и закрепление пройденного

Исполнительская работа над партитурами в составе оркестра

Подготовка и проведение концерта

V раздел.  Творческие задания

Сентябрь – октябрь

   

Сочинить мелодию на заданный текс

Отгадать музыкальный инструмент и повторить ритмический рисунок

Подыграй музыканту

Прохлопать, простучать, сыграть на инструменте ритм слов, имен, фраз, стихов

Конструктивные импровизации на ударных (ритмических) инструментах.

Ноябрь – декабрь

   

Придумать песенку на 2-3 звуках

Играть в оркестре

Проговаривать текс в определенном ритме

Мелодизация стихов на интонацию терции

К знакомым песням подобрать музыкальный аккомпанемент

Уметь дать образные импровизации «Весной в лесу».

Январь – февраль

 

Конструктивные импровизации на мелодических ударных инструментах

Образные импровизации на тему «После дождя»

Сочинить песенку на заданный текст

Сочинить аккомпанемент

Звукоподражание шуму ветра, шелесту листьев, шуму дождя

Играть в оркестре

Проговаривать различные тексты в определенном размере

Играть с дирижером

Март – апрель

Идти, как звучит музыка (марш, полька, крадучись, мягкий шаг и т.д.)

Образные импровизации на тему «Гроза»

Отзовись, кого зовут

Отгадать инструмент

Импровизация «Мы едем, едем, едем…»

Сочинить сопровождение к небольшому музыкальному фрагменту (мелодии)

Исполнять импровизации с треугольником, румбой, кастаньетами

Подыграть музыканту

Импровизация «Гроза»

Отзовись, кого зовут

Сочинить сопровождение.

Май

Закрепление и повторение пройденного материала


                                                             Литература

 Бублей С. П.    Детский оркестр:  Пособие для музыкальных руководителей  детских учреждений, -  Л.: Музыка ,1989.

Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах-М.:  Просвещение, 1990.

 Кононова Н.Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников. – М., 1982.

 Меркулова Л.Р. «Оркестр в детском саду». Программа формирования

эмоционального сопереживания и осознания музыки через музицирование. –

М., 1999.

Радынова О.П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и

методические рекомендации. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000. –

(Музыка для дошкольников и младших школьников.)

Радынова О.П. Беседы о музыкальных инструментах: Аудиокассеты. – М., 1997.

Радынова О.П. Музыкальное развитие детей (с семью аудиокассетами). – М., 1997.  (10 CD дисков)

Радынова О.П. Мы слушаем музыку: Аудиокассеты. – М., 1995

Чайковский П.И.  Детский альбом (любое издание).

Тютюнникова Т.Э. «Уроки музыки. Система обучения К.Орфа».- М.:Астрель, 2002.

Тютюнникова Т.Э. «Бим! Бам! Бом! Сто секретов музыки для детей. Вып.1 Игры звуками»   Учебно-методическое пособие . –СПб : ЛОИРО, 2003.

Тютюнникова Т.Э. Потешные уроки: Учебно-методическое пособие для начального  музыкального  обучения. – СПб, : Изд-во «Музыкальная палитра»,  2011.-96 с.

Ветлугина Н.А. Музыкальный букварь. Для детей младшего возраста. Издание 4-е.- М. 1988

Ветлугина Н.А. Музыка в детском саду. Выпуск 2 . Для детей 5-6 лет . Издательство- М.1982.

Ветлугина Н.А. Музыка в детском саду. - М. «Музыка», 1986.

Ветлугина Н.А. Музыка в детском саду.-  М .«Музыка», 1988.

Images. Yandex .ru фото шумовых инструментов

Serebrov .fotoplex. ru Shymovie-instrumenty.

Газарян С.С. «В мире музыкальных инструментов». 2-е изд. - М.: Просвещение, 1989. — 192 с.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейная игровая программа на участке детского сада "Давайте вместе поиграем"

Игровая программа послужит хорошим подспорьем для проведения Дня семьи. Конкурсы расчитаны на детей разных возрастных групп. роли персонажей могут исполнять и родители. они также могут проводить и отд...

Образовательная программа МБДОУ Комаричского детского сада № 3 2011-2012 г

Раздел I. Пояснительная запискаОбразовательная программа МБДОУ Комаричского детского сада № 3 составлена в соответствии с введением в действие Федеральных государственных требований к стру...

Образовательная программа МБДОУ Комаричского детского сада № 3 2011-2012 г

Раздел I. Пояснительная запискаОбразовательная программа МБДОУ Комаричского детского сада № 3 составлена в соответствии с введением в действие Федеральных государственных требований к стру...

2 Часть программы МБДОУ Комаричского детского сада № 3 2011-2012 г

Часть, формируемая участниками образовательного процесса Раздел VII. Особенности организации образовательного процесса  в МБДОУ Комаричском детском саду № 3    Реализаци...

Программа развития МБДОУ детского сада компенсирующего вида № 1

Программа развития направлена на возможность учреждения стать конкуретноспособным на рынке образовательных услуг. ...

Программа "Аппликация в детском саду"

Аппликация- это один из видов изобразительной деятельности, основанный на вырезании ,наложении различных форм и закреплении их на другом матерьяле,принятом за фон ;наиболее  простой и доступный с...

рабочая программа "Театр в детском саду"

рабочая программа для воспитанников 2 младшей группы по кружку "Театр в детском саду"...