Семинар-практикум "Обеспечение эмоционального благополучия".
консультация

Кочурова Юлия Геннадьевна

Одно из основных условий полноценного развития ребенка – психологическая защищенность, т. е. осознание того, что его любят в любых жизненных ситуациях.

Слушать и чувствовать ребенка непросто для взрослого. Именно в диалоге рождается доверие и взаимопонимание, умение видеть чувства свои и окружающих. А это важнейшая задача воспитания ребенка дошкольного возраста и одна из целей подготовки его к обучению в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yanvar_praktikum.docx27.89 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

"Обеспечение эмоционального благополучия".

Многие наши привычки, радости, как и многие наши проблемы и разочарования родом из детства. Ребёнок, которого в детстве не понимали, желания которого не были услышаны, со временем, учится не слышать других людей.   Он просто приспосабливается к той среде, в которой находится. Все наши проблемы родом из детства. Всё зависит от окружения: родители, бабушки, дедушки, воспитатели.

Уважаемые коллеги! Все мы знаем, что невнимание к ребенку, неуважение его личности лишают возможностей самореализации в будущем.

Одно из основных условий полноценного развития ребенка – психологическая защищенность, т. е. осознание того, что его любят в любых жизненных ситуациях.

Слушать и чувствовать ребенка непросто для взрослого. Именно в диалоге рождается доверие и взаимопонимание, умение видеть чувства свои и окружающих. А это важнейшая задача воспитания ребенка дошкольного возраста и одна из целей подготовки его к обучению в школе.

Когда окружающие доброжелательно относятся к ребенку, признают его права, уделяют ему внимание, он испытывает чувство уверенности, защищенности. Обычно в этих условиях у ребенка преобладает бодрое, жизнерадостное настроение.

Эмоциональное благополучие способствует нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к людям – растет психологически здоровый человек.

Сегодня мы собрались с вами, чтобы обсудить вопрос о роли ДОУ в сохранении психологического здоровья детей.

Упражнение «Тонкая бумага»

Каждому участнику раздается по листу бумаги, выполняют указания ведущего.

- Сложите листок пополам, оторвите верхний правый угол, снова сложите пополам, оторвите верхний правый угол и т. д. (до пяти раз). Упражнение выполняйте так, как вы его поняли.

- У всех ли одинаковые листки? Чем они отличаются? В чем они похожи? Каков смысл задания?

- Каждый понимает инструкцию по-своему, все мы разные. Читая нотации, правила детям, можно ли быть уверенным, что они нас правильно поняли и все уяснили?

Был бы пример – у всех было бы одинаково. Должен быть пример родительского поведения для детей и воспитателя в детском саду. Можно сколько угодно говорить, как правильно переходить дорогу, но если вы сами не соблюдаете эти правила, можете быть уверены, что и ваш ребенок их нарушит.

Наши дети каждый день слышат от нас: «Ты обязан вести себя как подобает», «Ты не должен открывать дверь незнакомцам», «Ты должен переходить улицу на зеленый свет».

Обычно дети из таких фраз не узнают ничего нового. Ничего не меняется оттого, что они слышат это «в сто первый раз». Они чувствуют давление внешнего авторитета, иногда вину, иногда лишь скуку, а чаще всего все вместе взятое.

Почему так все происходит? (ответы педагогов)

Дело в том, что моральные устои и безопасное поведение воспитываются в детях не только словами, сколько атмосферой в доме, в группе через подражание поведению взрослых, прежде всего родителей. Если в семье все соблюдают правила дорожного движения, разыгрывают ситуацию «один дома», воздерживаются от грубых слов, делят домашнюю работу – будьте уверены, ребенок знает, как надо себя правильно вести.

Если же он нарушает «нормы поведения», то стоит посмотреть, не ведет ли себя кто то в семье так же или похожим образом. Помните, словесные поручения типа «Пора бы знать, что перед едой надо мыть руки», «Сколько раз тебе говорила. Не послушался – пеняй на себя» - самый неудачный способ помочь ребенку. Что ребенок ответит в этом случае? Дети в таких случаях отвечают или думают: «Отстань», «Надоело», «Хватит», «Ну-уууу, началось».

В лучшем случае они перестают нас слышать, возникает то, что психологи называют «Смысловым барьером» или «Психологической глухотой».

Вот пример: 

  1. папа и пятилетняя Вера идут по улице. Тает снег, на тротуаре лужи. Вера проявляет повышенный интерес к лужам и сугробам.

Папа: «Вера, если ты будешь наступать в лужу, ты промочишь ноги. Если ты промочишь ноги, твой организм охладится. Если он охладится, ты можешь легко подхватить инфекцию. Ты должна знать, что весной в городе всюду много микробов».

Вера (наступая в очередную лужу): «Пап, а почему у дяденьки, который прошел, такой красный нос?»

2. Упражнение «Диктат»

- Для этого упражнения вызовем 2 педагога, которые будет играть роль ребенка и педагога. А мы сейчас вспомним, как мы иногда общаемся с детьми.

* Если ребенок капризничает, мы ему говорим: «Не плачь, прекрати!». Значит, мы не позволяем ему свободно проявлять свои чувства. (обвязываем кукле область сердца)

* Если ребенок без разрешения берет вещи, которые ему не положено брать, мы говорим: «Не трогай!» (Связываем бинтом руки.)

* Если ребенок разбегался, мешает нам, мы говорим: «Не бегай!» (Связываем ноги.)

* Если взрослые разговаривают, а ребенок слушает их разговор, мы реагируем: «Не слушай!» (Завязываем уши.)

* Если ребенок кричит, оглушая нас, мы говорим ему: «Не кричи!» (Завязываем рот.)

- Как вы думаете, ребенку хорошо? Как он себя чувствует? Как вы думаете, что нужно освободить в первую очередь? Если мы его спросим? Как вы думаете, может ли ребенок развиваться в таком состоянии? Что же делать?

Давайте вспомним реплики взрослых, высказывания, оценки, услышанные или сказанные лично вами, и попробуем определить, негативное (3 ситуации) переделать в позитивное влияние, которое  оказывают на ребенка.

Например, часто можно слышать раздраженные высказывания взрослых в адрес расшалившегося малыша: «Хватит капризничать, а то оставлю тебя здесь».

- Какое воздействие оказывает эта реплика? (Негативное воздействие, т. к. ребенок может почувствовать свою ненужность, предательство со стороны взрослого).

- Часто встречается ситуация, когда ребенок отказывается убирать игрушки. Что порой говорят взрослые в этом случае? «Убери свои игрушки, ты же взрослая девочка»

- Это позитивная или негативная установка? (Позитивная, т. к. подчеркивается

самостоятельность ребенка.)

А негативной в этом случае будет какая установка? (Угроза выкинуть игрушки или отдать другим детям.)

- Что в этом случае можно предложить ребенку? (Устроить соревнование: кто быстрее уберет свои вещи.)

Обыгрывание проблемных ситуаций

Работа над собой и воспитание детей – сложные процессы, для закрепления

услышанного сегодня рассмотрим жизненные ситуации и постараемся найти правильное педагогическое решение.

Задание: найдите выход из проблемной ситуации, используя позитивные установки.

Работа выполняется в парах.

1. Ребенок шалил за столом и, несмотря на ваше предупреждение, пролил молоко.

/Педагогически правильное решение ситуации: «Ничего, бывает. Иди принеси тряпку и убери за собой. /

2. У вас важный разговор с родителем. Ребенок постоянно вас перебивает.

/ «Понимаю, тебе хочется поиграть со мной. Этот разговор для меня очень важен»/

3. Вы торопитесь на прогулку. Ребенок медленно одевается и отказывается надевать приготовленные вещи.

/ «Я тороплюсь, мне бы не хотелось опаздывать. Тебе нужна моя помощь?»/

Ситуация № 1. Мальчики строят из больших кубиков и брусочков многоэтажные гаражи. Коля плохо владеет навыками конструирования, и его гараж разрушается. Он смущен и огорчен, но снова принимается за дело - и снова неудача. Теперь на лице его досада. Другие мальчики начинают смеяться над ним. Коля опускает голову, собирает рассыпавшиеся кубики... Воспитатель подходит к ребенку и, улыбаясь, говорит: «У тебя сегодня что-то не получается? Попробуй еще раз». Коля, уже с опаской, вновь берется за постройку, но через несколько минут она опять рассыпается. Мальчики громко смеются.

Коля, плача, ломает их гаражи. Начинается драка. Воспитатель, выслушав объяснения мальчиков, раздраженно говорит Коле, что недоволен им и сажает его на стул. Коля явно недоброжелательно смотрит на воспитателя и детей и до конца дня остается агрессивным.

Ситуация № 2. Воспитатель предложил детям послушать сказку. Ваня, симпатизирующий Сереже, захотел сесть рядом с ним, но тот не пустил его. Ваня

попытался поставить свой стул рядом с Сережиным с другой стороны, тот опять

оттолкнул его. Воспитатель, строго глядя на обоих, потребовал объяснений. Ваня со слезами на глазах сказал, что хочет сесть рядом с Сережей, а тот его не пускает. Сережа с раздражением ответил, что хочет, чтобы рядом с ним сел Миша. Воспитатель предложил Ване сесть на другое место, но тут воспитателя позвал кто-то из детей, он отвлекся, и Ваня вновь попытался поставить свой стул рядом с Сережей. Началась драка, Ваня заплакал.

Воспитатель силком посадил его на другое место. До конца дня мальчик был неспокоен и агрессивно настроен по отношению ко всем детям.

Выводы:

Обеспечение психологического комфорта детей в ДОУ – одна из важнейших задач педагогического коллектива. От этого во многом зависит результативность

педагогической деятельности, сформированность знаний, умений, навыков у детей, способствующих дальнейшей успешности в школьном обучении.

В общении и взаимодействии с детьми желательно следовать правилу трех «П»:

- Понимание – умение увидеть ребенка «изнутри», смотреть на мир одновременно с двух точек зрения - своей собственной и ребенка, видеть побудительные мотивы, движущие детьми.

- Принятие – безусловное положительное отношение к ребенку и его индивидуальности независимо от того, радует он в данный момент или нет. «Я отношусь к тебе хорошо, независимо от того, справился ты с заданием или нет».

- Признание – это, прежде всего, право ребенка в решении тех или иных проблем. У ребенка должно быть ощущение, что выбирает именно он.

Подводя итоги опыта по эмоциональному развитию детей, я хочу еще раз подчеркнуть актуальность данной темы: в современном мире нам помогут выжить только любовь, доброта и терпение. И воспитывать эти качества у детей необходимо именно в дошкольные годы. Как сказал В. А. Сухомлинский «ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста». Таким образом, мы понимаем, что создание эмоционального благополучия и комфорта оказывает влияние практически на все сферы психологического развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольников».

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания учёных и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное раз...

Консультация для родителей: "Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду"

" Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду" - консультация для родителей.Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что для росткасвет, тепло, влага, удобрение, почва и т.д. Чтобы нор...

Советы воспитателям для сохранения эмоционального благополучия

Как избежать профессионального выгорания и сохранить интерес к работе на долгие годы...

Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное благополучие ребенка

Многие родители обращаются к воспитателям с жалобами на то, что их дети чрезмерно возбудимы, агрессивны, или наоборот, заторможены, плаксивы, очень робки. Как отмечают воспитатели, дошкольники с проб...