Проект"Компетентность родителей как условие содействия нравственному и эмоциональному благополучию ребенка"
материал на тему

Намдакова Людмила Викторовна

проект, презентация, работа с родителями

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon kompetentnost.zip2.84 МБ

Предварительный просмотр:

Компетентность родителей как условие содействия нравственному и эмоциональному благополучию ребенка.

Современная жизнь семьи происходит в ритме социально – экономических и социокультурных проблем российского общества, сложной современной действительности. И, как следствие, семья чутко реагирует на все изменениями либо в уровне жизни, либо в эмоциональной стабильности, либо в воспитательной дееспособности.

Семья меняется сегодня как ценность и социокультурная действительность. «…Стали иными экономические условия ее жизни, система норм и семейных ценностей. Разрушились традиционные уклады, преобразовались межпоколенные родственные, соседские связи, изменилось ролевое поведение мужчин и женщин в семье… Все это не может не отражаться на характере детско- родительского общения, приводит к дефициту  его позитивных эмоциональных связей, что потенциально и реально уменьшает воспитательные возможности нынешней семьи…»[1].

Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательного учреждения, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка,  осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию, но и повышение уровня компетентности родителей как условия содействия нравственному и эмоциональному благополучию ребенка.

Концептуальные основы проекта, прогнозируемый результат.

При изучении данной проблемы – компетентности  родителей как условия содействия нравственному и эмоциональному благополучию ребенка,  изучены материалы таких авторов, как Алешиной Ю.Е., Арнаутовой Е.П., Григорьевой Т.Г., статей в периодической (педагогической) печати (Ж-л «Управление ДОУ», «Обруч», «Дошкольное воспитание» и др).  

Анализ современных научных подходов к определению сущности понятия «компетентности родительства» позволяет говорить о нем как о многогранном феномене, обусловленном самыми разными факторами культурно – исторического, культурно – ценностного и прочего происхождения.

Не много родить, важно заново «взрослеть» вместе с ребенком, так как это дает возможность увидеть в своей жизни новые смыслы и пересмотреть прежние. Этим так же определяется смысл родительской компетентности. По выражению А.А.Ухтомского, «Доминанта на лицо другого» произрастает из того, что для истинного понимания ребенка она (Доминанта) необходима. «…Она возможна, когда самоутверждение перестает стоять заслонкою между людьми…»[2].

А значит, именно родителям отводится первая роль в воспитании и содействии нравственному и эмоциональному благополучию ребенка. «…Опыт эмоционального содействия и контакта ребенок получает в своей семье, адаптируясь к укладу ее жизни, степени гармоничности взаимоотношений, к которым ребенок принадлежит и в которых участвует. Здесь родительская компетентность представляет согласованное взаимодействие обоих супругов как родительской пары, как « команды»[3].

В размышлениях специалистов о качестве компетентного родительства подчеркивается интеграция разума, чувств и действий.

Таким образом, только осознанное родительство содействует нравственному и эмоциональному благополучию ребенка.

Осознавая все эти условия, решено проводить работу по повышению уровня компетентности родителей как условия содействия нравственному и эмоциональному благополучию ребенка.

Цель проекта:  Повышение уровня компетентности родителей как условия содействия нравственному и эмоциональному благополучию ребенка. Актуализация в общественном сознании духовной потребности в осознании самоценности дошкольного периода как базиса для всей последующей жизни.

Задачи проекта:

  1. Формировать систему поддержки важных социальных функций семьи: репродуктивной, воспитательной, досуговой, влияющих на качество семейного воспитания детей дошкольного возраста.
  2. Способствовать повышению потенциала взаимного доверия в системе «Семья – ДОУ»
  3. Обеспечить научно – методическое, материально – техническое сопровождение данного направления в деятельности дошкольного образовательного учреждения.

Данный проект позволит обеспечить:

  1. Повышение чувств социальной и личной ответственности родителей за полноценное развитие и воспитание своих детей.
  2. Повышение компетентности родителей.
  3. Гармоничные родительско – детские отношения в семьях.
  4. Пополнение методической базы ДОУ, материально – технического обеспечения ДОУ.

Критериями, позволяющими измерить результаты данного проекта, будут:

  1. В общении с детьми – динамика физического, эмоционального самочувствия (согласно реализуемой воспитательно- образовательной программы в ДОУ «От рождения до школы»),
  2. В общении с родителями – анализ характера затруднений родителей в воспитании детей (на основе опросов, экспресс – интервью), динамика отношения родителей к применяемым способам обращения с ребенком с точки зрения гуманности, этичности, безопасности и комфорта ребенка (на основе бесед с детьми и анализа проблемных ситуаций родителями). Положительное мнение родителей о собственной значимости в родительской роли,  удовлетворение своими связями с ДОУ (критерии «хорошо – плохо», «нравится – не нравится», «затрудняюсь ответить»).

Главной задачей взаимодействия с родителями является установление партнерских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов и воспитательных усилий.

Решение этого вопроса требует от обеих сторон высокого уровня доверия и информированности. Здесь необходимо учесть, что направленность общения воспитателей с родителями является «зеркалом» просветительской работы учреждения и требует особой заботы со стороны администрации.

Успешность реализации проекта зависит от:

  1. Признания социальной функции семьи, которая поможет в воспитании детей дошкольного возраста.
  2. Учет в содержании общения с родителями разнообразного характера социокультурных потребностей и интересов практики семейного воспитания.
  3. Опоры содержания общения с родителями на укрепление детско – родительских отношений, а не дублирования образовательных функций ДОУ.
  4. Практическую направленность сотрудничества с семьями на овладение родителями разных видов общения с детьми (вербального, невербального, игрового и т.д.).

Таким образом, можно выделить ряд программных задач, связанных с повышением воспитательной культуры родителей:

  1. Устанавливать диалогические и партнерские отношения с семьями воспитанников, создавать атмосферу общности интересов на основе коммуникативной культуры общения.
  2. обогащать воспитательные умения родителей быть с ребенком в контакте, развивать его физическую, духовно – нравственную, интеллектуальную компетентность, опираясь на педагогику игры.
  3. Использовать эффективные методы включения родителей в продуктивную жизнь ребенка в ДОУ.
  4. Помогать родителям осознавать собственный воспитательный опыт, его границы и возможности.

На подготовительном этапе необходимо:

  1. Изучение методической литературы, рекомендаций по организации практической помощи родителям в установлении «осознанного родительства».
  2. Подготовка наглядной информации для родителей, включающей систематическое ознакомление родителей с задачами, содержанием, методами воспитания в детском саду, оказание практической помощи семье.
  3. Выбор форм сотрудничества и методов активизации родителей.

Исследовательский этап:

  1. Проведение анкетирования, тестирования, интервьюирования, дискуссионный опрос.
  2. Обсуждение разных точек зрения.
  3. Просмотр видео- и прослушивание аудиоматериалов по данной проблеме.
  4. Игровые задания для домашнего общения.

Использование данных видов деятельности позволит вычленить наиболее «наболевшие» вопросы, разглядеть проблему с разных сторон и более вдумчиво подойти к пониманию законов детского развития.

Основной этап:

  1. Сотрудничество с родителями через использование :

- «Круглый стол» (дискуссионная встреча, вечер вопросов и ответов)

- родительская конференция

- педагогическая «гостиная»

- практикумы в форме деловой игры и пр.

- досуговые формы общения с детьми (викторины, спортивные досуги,  театральные действа  и пр).

- библиотека семейного чтения

- день открытых дверей

- семейные маршруты выходного дня

- экоакции с участием детей и взрослых

2. Изучение опыта родителей по проблеме:

- анкетирование

- тестирование

- интервью

- общение с детьми, наблюдение их в различных видах деятельности

- общение с родителями в специально организованном взаимодействии

Оценочный этап:

  1. Анализ педагогических ситуаций
  2. Решение проблемных педагогических задач
  3. Управляемое игровое взаимодействие родителей и детей
  4. Игровое моделирование способов родительского поведения

Заключительный этап:

  1. Систематизирование материала по проблеме «Компетентность  родителей как условие содействия нравственному и эмоциональному благополучию ребенка».
  2. Опрос родителей по удовлетворенности проведенной работы в ДОУ.
  3. Издательство малотиражной газеты «Мы – грамотные родители»
  4. Трансляция опыта в рамках МО района
  5. Привлечение к решению данной проблемы – повышение компетентности  родителей как условие содействия нравственному и эмоциональному благополучию ребенка, педагогов не только дошкольных учреждений, но и школы (преемственность ДОУ и начального звена СОШ)
  6. Построение работы клуба»Семейный очаг»

Литература

Работа детского сада с семьей. Осипова Л.Е.

Родительские собрания в детском саду. Осипова Л.Е.

Родительские собрания в детском саду. С.В.Чиркова.

Взаимодействие с родителями в детском саду. Г.А. Прохорова 

Проблемы и поиск современных форм сотрудничества педагогов детского сада с семьей ребенка. Антонова Т.