Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
учебно-методический материал (подготовительная группа)

                    Цели и задачи:

 -достичь активного сотрудничества родителей, детей и педагогов в освоении     народной культуры;

            -повысить интерес детей и родителей к истории русского народного творчества;

            -реализовать творческие способности взрослых и детей;

            -познакомить детей и родителей с одной из частей русского костюма - поясом,

              с видами поясов,  с русскими обычаями, связанными с поясом;

            -учить уважать традиции и обычаи русского народа;

            -познакомить с техникой плетения пояса на бердо

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл пояс 2018 + статья33.77 КБ

Предварительный просмотр:

                  Духовно-нравственное воспитание дошкольников в

                         условиях  реализации ФГОС ДО

                                          воспитатель ГБДОУ №55 Фрунзенского района                

                                                     Санкт-Петербурга  Кривенко Г.Ю.

  Духовно-нравственное воспитание в дошкольном учреждении имеет целью формирование у детей гуманного отношения к окружающему миру. Требованию образовательного заказа ФГОС подчинена вся система обучения в детском саду: учебная и трудовая деятельность, игры, досуги и праздники, самостоятельные занятия дошкольников в условиях специально организованной предметно-пространственной среды. Роль воспитателя в нравственном развитии детей состоит в обогащении их представлений об истории и традициях страны, восприятия общечеловеческих ценностей в художественных произведениях. Детский сад часто называют вторым домом малышей, и здесь (наравне с домашним воспитанием) происходит процесс духовного развития. Необходимость духовно-нравственного воспитания в ДОУ зафиксирована Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС ДО).

Духовно-нравственное воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений в воспитании подрастающего поколения, т.к. находится на стадии становления и осуществляется в основном педагогами детского сада. Предпринятые на сегодняшней день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым местом в этой деятельности является семья. Поэтому родителям необходимо помочь осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, что именно родители ответственны за воспитание детей. Целостное социально-личностное развитие ребёнка становится оптимальным и идет более успешно при согласованном взаимодействии  детского сада и его семьи. Что является определяющим фактором успешной работы педагогов с родителями? Конечно изменение тактики взаимодействия ДОУ и семьи. Детский сад обязан и способен взять на себя психолого-педагогическую поддержку семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания  дошкольников. Общие дела, реализуемые совместно с родителями, должны строиться по принципу, когда семья и детский сад  не  заменяют,  а дополняют друг  друга. Педагоги пытаются вовлечь родителей в образовательный процесс через  разнообразные формы работы. В работе с родителями сложились определенные традиции: тематические выставки детских работ, выставки поделок из природного материала, родительские собрания, дни открытых дверей, консультации, беседы, анкетирование, тематические, фольклорные, спортивные праздники и развлечения, Семейные гостиные.

Таким образом, организованное взаимодействие дошкольного учреждения и родителей позволяет заметно поддержать становление духовно-нравственной личности ребёнка, повысить уровень духовно-нравственной культуры педагогов и семей, а в целом, укрепить сотрудничество семьи и детского сада. Педагогами ДОУ регулярно проводятся  совместные мероприятия с родителями:
- семинары-практикумы;

- тематические беседы, консультации;

- благотворительные акции

Литература

  • Основная общеобразовательная  программа дошкольного образования «От рождения до школы» по ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.      Комаровой, М.А. Васильевой,  Москва, 2010 год (ФГТ, Приказ № 655 от 23.11.2009 г.);
  • - «Программа  воспитания и обучения в детском саду» под редакцией   М.А.Васильевой , В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой  
  • Н.Г.Зеленова «Мы живем в России»- программа по гражданско-патриотическому воспитанию
  • Н.В.Алешина « Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью.»

Пример тематической встречи с родителями:

                 Мастер-класс из опыта работы воспитателя ГБДОУ № 55 Фрунзенского  

              района Санкт-Петербурга Кривенко Галины Юрьевны с привлечением родителей

                                           « Во всех ты, душенька, нарядах хороша».

                    Цели и задачи:

 -достичь активного сотрудничества родителей, детей и педагогов в освоении     народной культуры;

            -повысить интерес детей и родителей к истории русского народного творчества;

            -реализовать творческие способности взрослых и детей;

            -познакомить детей и родителей с одной из частей русского костюма - поясом,

              с видами поясов,  с русскими обычаями, связанными с поясом;

            -учить уважать традиции и обычаи русского народа;

            -познакомить с техникой плетения пояса на бердо

                 Оборудование:

                   - Презентация «Русский народный пояс»

                   - Инструменты и материалы для ткачества /бердо, нитки/

Во многих странах сегодня существует прекрасная традиция: надевать национальный костюм не только на какой-либо тематический праздник, но и во время приятного досуга, например, в кругу друзей, после работы. Это выглядит ярко, красочно и позитивно. В народных костюмах есть что-то волшебное, завораживающее, стабильное. Любому человеку очень важно знать свои истоки, корни, — принадлежность к вековым традициям. В русском костюме, который начал складываться к XII веку, заложена подробная информация о нашем народе — труженике, пахаре, земледельце, веками живущем в условиях короткого лета и долгой лютой зимы. Что делать бесконечными зимними вечерами, когда за окном завывает вьюга, метет метель? Наши прародительницы-рукодельницы ткали, шили, вышивали. Творили.  Знание истоков его художественной природы дает нам возможность приобщиться к традиционной русской культуре, позволяет воспитывать в подрастающем поколении определенное восприятие мира, развивать творческие качества личности. Пояс - неотъемлемая часть не только русского костюма, обычай носить пояс распространен среди многих народов мира. На Руси издавна было принято, чтобы нижняя женская рубашка всегда была подпоясана. Пояс — магический круг — защищал от нечисти и поэтому даже в бане его не снимали. Ходить неподпоясанным считалось большим грехом. Отсюда значение слова «распоясаться» — обнаглеть, забыть о приличиях.  Пояс является одним из самых сокровенных видов творчества, украшений и оберегов. Большое значение имеют пояса в обрядовой жизни Русского народа. На свадьбе супруги дарили пояса друг другу, родственникам и гостям, поясом повивали новорожденного, перевязывали первый сноп,  провожали  в последний путь, завязывали на берёзах  при расставании, дарёным поясом признавались в любви .
Находиться без пояса человек мог только дома, в кругу самых близких, пока ещё не взялся за дела или при каких-то обрядовых действиях.
У пояса всегда есть обереговое и знаковое назначение. По поясу читается: из каких краёв, из какого рода человек, его общественное и семейное положение; чётко отличаются мужские и женские пояса, детские, юношеские, взрослые и старческие. На простые повседневные пояса крестьяне и воины обычно подвешивали нож в ножнах и кресало, ведуны — различные обереги, женщины — ладанку, ключи, гребешок, детям подвешивали погремушки-бубенчики. Ременные (кожаные) пояса всегда носили только мужчины-воины. Существуют повседневные, праздничные, обрядовые и ритуальные пояса. Повседневные пояса для детей до 3-4-х лет чаще всего делали витыми; изготавливали их матери, бабушки, тётки или старшие сёстры. После 12-ти лет юноши и девушки начинают, как и взрослые, носить тканые покромки, которые обязательно разделяются по половому признаку на мужские и женские.
       Праздничные пояса во всех сословиях, кроме смердов, всегда были браными (т.е. с выбранными рукой узорами) и разноцветными. Широкий кушак - это мужской пояс. Женские праздничные пояса менее широкие — до 1 вершка (обычно 3-5 см). Праздничные кушаки обязательно имели в своём узорочье родовые обереговые знаки с дорогими каменьями, серебряными и металлическими подвесками и украшались множеством кистей. Иногда вместо кистей заплетают косички или вяжутся наузы – узлы, имеющие вполне определённый смысл. Ныне искусство вязания наузов (узелковое письмо) считается забытым. Сейчас можно увидеть рисунки таких узлов в старинных книгах. Особо красивы свадебные пояса молодожёнов, которые можно назвать обрядовыми; их хранят всю жизнь, как оберег и передают по наследству. Обрядовые пояса отличаются особыми узорами и особым выбором цвета.     Есть ещё обережные пояса. Например,  считалось, что пояс, сделанный и подаренный женой своему мужу, оберегает его от лихого ока, наговора и всяческих бед, увеличивает его мужскую силу, бережёт здоровье и его добродетель. В народе говорят, что пояс, сделанный женщиной с особой любовью, может отвести от мужчины даже пулю (смерть от оружия).  
                                                                                            ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ПОЯСОВ
Пояса отличаются способом изготовления. Они бывают нитяными, витыми, плетёными, ткаными, браными и шитыми.
Наиболее простой, но важный пояс — нитяной. Его делала мама для своего новорожденного ребёнка в самые первые дни после родов. Обычно для этого берут 1-3 льняных нити (красных или светлых цветов). Показывать его посторонним нельзя. Поясок-тельник дети носили под одеждой  до совершеннолетия, когда слабеет энергетическая связь между ребёнком и его родителями. Плетёные пояса изготавливаются различными способами. Один из самых простых — «на крюке» («на стене»). Так этот способ назвали в народе из-за того, что нити для плетения пояса закрепляются (за середину или за один конец) на крюке, вбитом в стену дома. Обычно это тонкие пояса-плетешки, их делают и для детей, и для взрослых, используют в домашнем хозяйстве.
Часто детские, юношеские и тонкие женские пояса плетут «на вилке» («на рогульке»). Обычно «вилка» (деревянный сучок) вырезается из берёзы — женского дерева. Особого отношения к себе и особой подготовки требуют тканые пояса. Известно множество способов изготовления тканых поясов: на дощечке, на бёрдышке.  Бёрдышко («бёрдо») представляет собой особое устройство с прорезями, которое иногда называют прообразом ткацкого станка. Широкие пояса можно закладывать и ткать на станке. Когда искусство ткачества на  станке стало забываться, появились шитые пояса. Шитые пояса украшались жемчугом (девичьи) или самоцветами; позднее их заменил бисер, что изменило и ослабило обережную энергетику пояса.

 Вряд ли причина забвения определённых видов ткачества и плетения поясов только в трудоёмкости их изготовления. И сейчас многие люди ради любопытства изготавливают 1-2 пояса разными способами. Но, чтобы делать это постоянно и в совершенстве, человеку (пояса раньше изготавливали и мужчины, и женщины) нужно обладать определёнными качествами: скромностью, смирением, терпением, простотой, спокойствием, самодостаточностью, умением трудиться в уединении, просветлённым умом и т.д. Все эти качества говорят об определённом уровне духовного развития Русского народа. Раньше девочек и мальчиков приобщали к ткачеству поясов и другим рукоделиям с 3-4 лет не только ради развития их « моторики», но главное — ради воспитания и взращивания определённых качеств характера, умения владеть своими чувствами и управлять собой.

Чем бы ни занимались наши предки, свои действия они отражали в народных танцевальных действиях- хороводах. Хоровод- это не просто танец, это образ жизни наших предков. В хороводах отображены традиции, обряды, обычаи, ремесловые дела, бытовой уклад. Давайте отдохнем и сами поводим хороводы. /дети с родителями выходят в центр и водят хороводы/

 - Сегодня у нас есть возможность самим попробовать соткать русский народный пояс. Я предлагаю вам подойти к станкам и начать работу.

Литература:

Семенова М. «Мы-славяне» .СПб., 1997

Сумцов Н.Ф. «Символика славянских обрядов». М., 1996

Байтурин А.К. «Пояс ( к семиотике вещей)» Из культурного наследия народов восточной Европы. СПб., 1992

В.А.Прохоров, А.В.Прохоров  «Материалы по истории Русских одежд и обстановки жизни народной».

Вестник Кирилло-Белозерского монастыря. Усова Т.В. «Русский народный пояс»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути осуществления духовно- нравственного воспитания дошкольников в условиях ФГОС

Путь осуществления духовно - наравственного воспитания через авторскую сказку....

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФГОС

ФГОС ДО дает нам возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно-нравственного воспитания дошкольников....

"Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников"

Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников в условиях ФГОС

Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добр...

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ "Духовно - нравственное воспитание дошкольников в условиях ФГОС"

Цель духовно-нравственного воспитания - это формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях православной культуры русского народа....

«Духовно-нравственное, патриотическое воспитание дошкольников в ходе организации проектной деятельности с детьми»

В статье представлен опыт работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников в ходе проектной деятельности....

Доклад на тему "Формы и методы работы с дошкольниками по воспитанию духовно- нравственной культуры у дошкольников в условиях ФГОС ДО"

Вступивший в силу ФГОС ДО, закрепляет приоритет духовно - нравственного воспитания дошкольников. Одним из основных принципов, дошкольного образовательного учреждения, является приобщение дет...