"Сказка, как способ развития мышления у детей старшего дошкольного возраста"
методическая разработка (подготовительная группа)

Помазова Валентина  Юрьевна, воспитатель

Сказка, как способ развития мышления у детей старшего дошкольного возраста (обобщение личного опыта педагогической деятельности)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr_pomazovoy_v.yu_.docx29.01 КБ

Предварительный просмотр:

Сказка, как способ

 развития мышления у детей старшего дошкольного возраста

(обобщение личного опыта педагогической деятельности)

Помазова Валентина Юрьевна, воспитатель

МБДОУ «Центр развития ребенка-детский сад №18 «Теремок»

(МБДОУ «ЦРР ДС №18 «Теремок»)

Кемеровская область, город Юрга

Мышление – это основа детского интеллекта, хотя иногда эти два понятия объединяют.

Всем известно, что существуют несколько типов мышления: наглядно-действенное, наглядно–образное, словесно-логическое.

Наиболее ранее «наглядно – действенное мышление», когда дети познают окружающий мир, сталкиваясь напрямую с различными предметами.

Далее развивается «наглядно-образное мышление», когда для усвоения новой информации детям просто необходима наглядность.

Дети взрослеют, постепенно формируется «словесно - логическое мышление», когда они осваивают понятия, абстрагированные от определенного предмета или его образа, а предмет или его образ замещает понятие, выраженное словом.

Русские народные сказки – прекрасное средство для развития мышления у детей дошкольного возраста. Над сказкой «трудились» с давних времен люди, отвергая неважные детали, добавляя значимые, что делает сказку «человеческой мудрости и историей народа».

Язык русской народной сказки прост и доступен детям, стиль сказки понятен им. Дети еще не умеют логически мыслить, а сказка требует от них рассуждений и косвенно их обучают. Сказка определяет духовно - нравственные проблемы и помогает их решать. Сказочные герои имеют определенный моральный оттенок и совершают соответственные поступки, тем самым помогая детям усвоить информацию, которая пригодится им в жизни.

Мои педагогические наблюдения показали, что часто традиционное дошкольное обучение строится на подражательной основе. Функции детей в совместно образовательной деятельности (занятии) в основном - исполнительские, а не развивающие.

Дети дошкольного возраста далеки от самостоятельного выбора, личной оценки, способов исправления ошибок, а это препятствует развитию таких свойств личности, как самостоятельность, творческая активность.

Однообразное повторение одного и того же зачастую убивает детский интерес к познанию и  обучению. И дети дошкольного возраста лишаются радости открытия, постепенно теряя творческую активность.

Поэтому главной задачей для педагогов – научиться развивать у дошкольников творческое мышление.

И эту задачу помогут решить любимые сказки.

На основе знакомых и любимых сказочных сюжетов, с помощью любимых сказочных героев можно придумать развивающие упражнения, которые вызывают у детей старшего дошкольного возраста интерес, требуют немалых умственных усилий, отличаются многоаспектностью и дают наиболее развивающий эффект.

Помимо речевой деятельности, такие упражнения позволяют совершенствовать логическое мышление, воображение, память, внимание, познавательную активность и творческие способности детей старшего дошкольного возраста.

Задания на основе знакомых сказок можно включать в любую совместно образовательную деятельность (занятия) и использовать для детей всех возрастов.

Предлагаю несколько примеров развивающих упражнений с использованием сюжетов русских народных сказок.

Изменение ситуации в знакомых р. н. сказках.

Как изменится р.н. сказка «Маша и медведь», если  в этой сказке появится домашний пёс?

Ответы детей:

- Маша пойдет в лес не одна и они, конечно, не заблудятся.

Ведь у собак хорошее чутьё и нюх, они быстро находят дорогу домой. Маша наберет полное лукошко ягод. Принесет ягоды бабушке и дедушке. А если встретится Медведь, то Маша и пёс пригласят его в гости на пирожки с малиной.

-Когда Маша потеряется в лесу, бабушка и дедушка пошлют на ее поиски верного пса, который по запаху быстро найдет Машу в избушке Медведя. Пес поможет Маше пройти через дремучий лес и выйти к деревне, где её ждут бабушка и дедушка.

- Пёс приведет к избушке Медведя бабушку и дедушку, которые отправились на поиски внучки Машеньки. Они поблагодарят Медведя и скажут большое спасибо, за то, что он приютил Машеньку и не съел ее. Попьют все вместе чаю с медом или малиновым вареньем, подряжаться и будут ходить в гости.

-Пёс по следам Машеньки прибежит к избушке, уговорит Медведя отпустить Машу и пригласит его в гости к бабушке и дедушке. А бабушка с дедушкой подарят Медведю, целую бочку меда, чтобы ему легче было пережить суровую зиму в лесу.

Как изменится сказка «Царевна-Лягушка», если в этой сказке появится Доктор Айболит?

Как изменится сказка «Гуси-Лебеди», если в этой сказке появится Ковер - самолет?

Как изменится сказка «Три поросенка», если в этой сказке появится Буратино?

Я придумала начало к сказкам (рассказам) и предложила детям совместно с родителями придумать концовку сказки, т.к. совместное творчество «родителей-детей-педагогов» сближает и результат значительно интереснее.

Например:

В одном маленьком городке жила-была девочка …. (имя девочки). Однажды в комнате у …. в шкафу, на полках, на столе стояли разные игрушки, книги с картинками, карандаши, игры и даже большая морская раковина.

Но все это богатство тихонько скучало и пылилось, потому что … больше всего любила смотреть телевизор.

-Оля выходи гулять, - приглашали ее подружки.

-Что вы, девочки, я хочу мультфильм досмотреть!

-…, давай, книжку почитаем, - уговаривала мама.

-Потом, мамочка, мультики смотрю!

-Сходи за хлебом, внученька, - просила бабушка.

-Бабулечка! Некогда, интересный мультфильм идет!

-…, выключай телевизор, спать пора!- сердился папа.

-Папулечка! Я еще минуточку!..

Проходили дни за днями, а девочка никак от телевизора оторваться не могла. И вот однажды в доме отключили электричество…

Предположительные ответы детей:

«Телевизор сломался»

Девочка пощелкала пультом, но телевизор не заработал.

Ей стало скучно, подошла она к маме и попросила: «Мама, научи меня что-нибудь делать, а то я ничего не умею!».

Мама стала учить … читать, крестиком вышивать, пироги печь, лепить из теста.

Скоро телевизор заработал опять, но девочка решила, что не всегда его смотреть будет, потому, что вокруг много интересного.

«В доме выключили свет»

Девочка сначала не знала, чем ей заняться.

Потом она собрала мозаику, ей это понравилось.

После она решила сделать из природного материала - ракушек большого лебедя. Она сходила в магазин и купила не только хлеб, но и вкусные конфеты. Когда мама и папа пришли в работы, девочка пригласила всех к столу выпить чай и угостила вкусными конфетами. А бабушке девочка подарила сделанную своими руками поделку, т.к. у неё был день её рожденья. Папа сказал, что как только отключили электричество, наша девочка … сразу выросла.

«Телевизор»

Мама позвонила мастеру, но он сказал, что придет только завтра и … заплакала. Чтобы ее успокоить, мама повела её в зоопарк, потом в магазин игрушек. И там Оля играла в игровые автоматы. А на улицы прыгала через скакалку с девочками. Ей так все понравилось, что она решила – на улице интересней проводить время, чем возле телевизора. С тех пор девочка смотрит телевизор нечасто, ведь у нее много интересных занятий и без него.

Можно предложить детям придумать свою сказку, взяв за основу сюжет знакомой им сказки.

Предварительно нужно вспомнить сюжет выбранной за основу сказки и предложить детям старшего дошкольного возраста (на выбор) несколько ситуаций с героями этой сказки.

Взяв за основу известную всем сказку «Репка», используя фигурки из киндер-сюрпризов, совместно с детьми мы придумали новую сказку «Наш Лес полон чудес».

Героями сказки дети старшего дошкольного возраста выбрали Ежика, Зайца, Медведя, Волка, Лису, Белку.

Распределив роли по желанию, я предлагаю озвучить своих героев детям. Такое творческое задание так понравилось детям, что они проигрывали сказку самостоятельно после СОД несколько раз, меняясь ролями, изменяя реплики героев, видоизменили первоначальную ситуацию.

Например:

На лесной опушке собрались звери лесные новости узнать.

Вдруг видят – бежит Ежик, а на колючках несет спелые плоды.

Медведь:

Где ты, Ежик, такие взял эти плоды?

Ежик:

Я в деревню бегал. Там в саду и в огороде много чего растет и поспело.

Заяц:

Очень мне захотелось их попробовать!

В деревню бежать страшно, там собаки!

А у нас в лесу не растут фрукты и овощи.

Лиса:

Давайте звери посадим у нас в лесу на поляне фруктовые деревья!

Так и решили звери.

Ежик угостил каждого спелыми яблоками, грушами.

Звери съели плоды, а семечко в землю посадили.

Медведь:

Я ямку копал.

Лиса:

Я семечко сажала.

Волк:

Я воду из речки носил.

Зайчик:

А я семечко поливал.

Белка:

Я землю рыхлила.

Скоро выросли на поляне высокие яблоньки и груши.

Весной деревца зацвели.

А к осени созрели на деревьях спелые плоды.

Стали звери думать о том, как урожай собрать.

Лиса:

Пусть Белка за яблоками лезет.

Белка:

Я яблоки, груши сорву, да на землю брошу.

Они разобьются.

Волк:

А я по деревья лазить не умею.

Заяц:

А я боюсь.

Лиса:

Медведю нельзя на яблоню лезть.

Он большой.

Все ветки поломает.

Подумали звери и решили.

Медведь:

Волк, встанет на плечи мне,

Лиса заберется на спину Волку,

Белка запрыгнет на Лису, и яблочко сорвет, Лисе отдаст.

Лиса передаст Волку,

Волк протянет Медведю,

Медведь Зайцу в лапки положит,

А Заяц яблоки в корзинку соберет.

Так звери собрали урожай. Сами досыта наелись, Ежика угостили. Да еще, и варенья на зиму наварили (насушили яблочки и груши, напекли пирожков с яблоками, уложили яблоки и груши на хранение медведю в берлогу)

В процессе многократного прочтения сказок дети старшего дошкольного возраста привыкают к тому, что Волк обязательно злой, Лиса – хитрая, Заяц – труслив, но добрый, а Ёжик - мудрый.

Это создает у них определенные стереотипы. Но для разнопланового развития дети старшего дошкольного возраста, полезно стереотипы ломать.

Детям интересно слушать и рассказывать сказку «по-новому». За основу можно взять хорошо знакомый сюжет, а главных героев наделить противоположными качествами. Заяц может стать храбрым и хитрым, Волк - умным и добрым, Лиса – скромной но глупой, и т.д.

Для развития у детей старшего дошкольного возраста мышления, воображения фантазии можно предложить перенести героев знакомой им сказки в новую ситуацию.

Например:

Героев сказки «Теремок» поселить в многоэтажный дом, героев сказки «Гуси-лебеди»- в детский сад, героев сказки «Маша и медведь» - в большой город.

Обстоятельства могут быть невероятными, фантастическими (Заяц построил не лубяную избушку – самолет, а Лиса всего лишь самокат).

Конечно, такие развивающие упражнения должны выполняться под контроле педагогов (взрослых), чтобы они не превратились в болезненное фантазирование.

Увлекательным и интересным методом, является «Перевирание сказок».

«Перевираемая» сказка должна быть максимально знакома всем детям.

Например:

Катится Колобок по лесной опушке, а навстречу ему слон…

Жила-была девочка, и звали ее Желтая Шапочка.

Маленький сказочник сразу поправит, что шапочка была красной, а Колобок повстречал Медведя.

Детям старшего дошкольного возраста, конечно, хочется услышать знакомый сюжет, но и новые правила их тоже заинтересуют.

Перевирание сказок заставляет детей сосредоточиться для исправления ошибок, развивает внимание, логическое мышление, превращая занятия в увлекательную игру.

Стоит только разумно перевирать сюжет сказки, поменяв лишь отдельных героев или действия.

Для большей самостоятельности при придумывании сказок (рассказов) и в выборе героев, ситуаций, сюжетов можно использовать элементы песочной терапии.

Для такой работы педагог - психолог использует большую подборку предметов из киндер-сюрпризов и элементов Лего - конструктора.

В «песочнице» можно построить город (остров, сказочную страну, посадить волшебный лес). Добраться туда можно на самолете (корабле, ковре-самолете, на драконе). Сказочных героев и сюжет из предложенного разнообразия выбирают сами дети. Они с удовольствием работают на таких занятиях.

Ведь сказка хороша тем, что разносторонне влияет на воспитание и развитие детей старшего дошкольного возраста.

И эти возможности необходимо использовать в педагогической практике.

Список использованных источников

Л.Б. Фесюкова «Воспитание сказкой». Харьков «Фолио», Москва «АСТ», 2000 г.

О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш «Знакомим дошкольников с литературой». Т.Ц. «Сфера», Москва, 2005 г.

«Развитие речи и творчества дошкольников» Под. ред. О.С. Ушаковой. Москва, Т.Ц. «Сфера»,2002г.

М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 5-7 лет», Санкт-Петербург, «Паритет», 2006 г.

О.А.Новиковская «Конспекты комплексных занятий по сказкам с детьми 4-5лет». Санкт-Петербург, «Паритет»,2007г.

«Жемчужины народной мудрости: пословицы, загадки, поговорки, скороговорки» Составители Г.Н. Тубельская. Е.Н.Новикова, А.Э.Лебедева. Москва, Изд. «АСТ»,2000г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа для одаренных детей "Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста"

В этой программе отражена деятельность педагогов по выявлению детей с одаренными математическими способностями. Разраработаны цели, задачи, перспективный план работы с одаренными детьми на один учебны...

Подготовка детей с ОНР к обучению грамоте. Развитие творческого мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В настоящее время возрастает потребность общества в самостоятельной творческой личности, которая должна обладать гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сло...

Влияние сказки на развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Жизнь детей теснейшим образом связана с жизнью взрослых, но у ребенка есть свое, обусловленное возрастными психическими особенностями видение мира. Все многообразие мира дети воспринимают не так...

План работы по самообразованию воспитателя Гасанагаевой Файизы Абдулвагабовны на 2018-2019 учебный год по теме: «Шахматы, как средство подготовки детей к школе и развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста».

развитие науки и техники, социальные изменения в обществе, реформа образования определяют возрастающую роль интеллектуальной подготовки детей дошкольного возраста. С точки зрения современной концепции...

Влияние сказки на развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста

Влияние сказки на развитие словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста методическая разработка по развитию речи (средняя группа) по теме Жизнь детей теснейшим образом связана...

"Сказка, как способ развития мышления у детей старшего дошкольного возраста"

Русские народные сказки – прекрасное средство для развития мышления у детей дошкольного возраста. Над сказкой «трудились» с давних времен люди, отвергая неважные детали, добавляя зна...

«Формирование бережливого мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр по русским народным сказкам»

laquo;Формирование бережливого мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр по русским народным сказкам»...