Толерантность - информация для родителей на собраниях, выступлениях.
консультация

Потапенко Татьяна Васильевна

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_tolerantnosti.docx19.72 КБ
Файл prezentatsiya_tolerantnost_1.pptx2.55 МБ

Предварительный просмотр:

В условиях гуманизации и демократизации общества проблема толерантности весьма актуальна, так как сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и развития:

  • этика и стратегия ненасилия;
  • идея терпимости к чужим и чуждым позициям, ценностям, культурам;
  • необходимость поиска диалога и взаимопонимания, взаимоприемлемых компромиссов.

Это обусловлено социальными проблемами в обществе, конфликтами на национальной и религиозной почве, которые являются прямой угрозой безопасности страны.

Часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.

Проблема воспитания толерантной культуры на сегодняшний день является одной из самых актуальных в России, стране многонациональной, с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур. В законе РФ «Об образовании» говорится: «Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей...» (ст. «Принципы государственной политики в области образования»). Аналогичные задачи находятся в Государственной концепции дошкольного воспитания: «В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям». Дошкольное образование, неразрывно связанное с социальными процессами и культурой общества.

Воспитание основ толерантной культуры необходимо начинать в дошкольном возрасте, именно этот возраст является сензитивным для формирования и развития многих нравственных качеств, в первую очередь толерантности. Под основами толерантной культуры ребенка дошкольного возраста понимают общечеловеческую ценность, отражающую нравственную основу поведения детей в обществе, общения и взаимодействия с людьми разных национальностей и культурных групп.

Актуальность формирования толерантности у детей дошкольного возраста приобретает особую важность потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы сознания и поведения. По мере роста и развития, обучения и приобретения разного рода социального опыта, в сознании и поведении ребенка постепенно формируются определенные оценочные суждения, касающиеся тех или иных явлений и фактов окружающей жизни. Понимание проблемы формирования толерантности в более раннем возрасте во многом определяет задачи воспитания детей в дошкольном учреждении

Воспитание дошкольников – это не только воспитание любви к родному дому, семье, но и толерантного отношения к представителям национальностей, культур и традиций. Мы живем в много национальном городе и каждому ребенку должны обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной культурой.

Под толерантностью исследователи понимают:

- ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур;

- терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению. Толерантность предполагает уважение к самобытному внутреннему миру каждого человека, независимо от его пола, возраста, национальности, вероисповедания. Кроме того, слово «толерантность» употребляется современными учеными и для обозначения адаптационных способностей организма, позволяющих ему взаимодействовать с другими, не нарушая внутреннего равновесия.

Дошкольное детство – это время достижений и проблем не только одного маленького человечка, но и всего общества в целом. В этом возрасте происходит формирование у детей навыков уважительного и доброжелательного поведения во время взаимоотношений с представителями разных культур, умение воспринимать окружающее как результат сотрудничества людей разных национальностей, разного этнического происхождения. Они положительно влияют на человека, преображают его, возвышают, возвращают в более гармоничное состояние.

Формирование толерантности целесообразно начинать с дошкольного возраста, так как, именно этот возраст является сенситивным для воспитания нравственности и толерантности, именно в этом возрасте закладывается фундамент для дальнейшего развития личности ребенка.

В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Надо  стараться  сделать наш дом действительно добрым, теплым, светлым для всех, кто по тем или иным причинам приехал в него и живет вместе с нами.

Основы толерантности закладываются у дошкольников в процессе непосредственной образовательной деятельности, во время досугов, в самостоятельной игровой деятельности. А также – это огромная каждодневная работа педагогов. Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы.

Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников.

Необходимость разрешения выявленных проблем в системе дошкольного образования обусловили выбор темы проекта: «Воспитание толерантности у дошкольников в условиях межнационального общения».

Проект позволит организовать практическую работу по толерантному воспитанию детей дошкольного возраста и разработать систему  мероприятий с родителями в данном направлении.

В результате реализации данного проекта в учреждении будет создана среда способствующая освоению навыков толерантного отношения к окружающей действительности, представителям разных культур, национальностей, социального статуса и т.д.

 

Цели и задачи проекта

Цель:

Формирование у всех участников образовательного процесса навыков адекватного, уважительного и доброжелательного отношения при взаимодействии с представителями разных национальностей, культур, вероисповеданий.

Задачи:

1.Проведение мониторинга по выявлению уровня сформированности толерантного отношения у всех участников образовательного процесса.

2.Пополнение материальной базы ДОУ.

3.Создание условий для развития толерантных отношений у детей дошкольного возраста.

4.Разработка плана мероприятий, направленных на развитие толерантности.

5.Организация партнерских отношений между ДОУ и семьями воспитанников по вопросу толерантного воспитания детей дошкольного возраста.

6. Обобщение и распространение опыта работы в ДОУ.

7.Анализ результативности работы по навыкам толерантного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Участники: педагоги и специалисты детского сада, родители, дети.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие толерантности в современных формах взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников

Слайд 3

ТОЛЕРАНТНОСТЬ – это готовность принять «других» такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе понимание и согласия.

Слайд 4

Ф.И.О.

Слайд 5

Поликультурное воспитание детей осуществляется в трех направлениях: - информационное насыщение (сообщение знаний о традициях, обычаях разных народов, специфике их культуры и ценностей и т.д.); - эмоциональное воздействие (важно вызвать отклик в душе ребенка, «расшевелить» его чувства); - поведенческие нормы (знания, полученные ребенком о нормах взаимоотношения между народами, правилах этикета).

Слайд 6

Для реализации этих трех направлений используются разнообразные средства: - устное народное творчество; - художественная литература; - музыкальное народное творчество; - декоративно-прикладное искусство, живопись; - народные праздники, обряды, традиции; - игра, народная игрушка и национальная кукла; - этнические мини-музеи.

Слайд 7

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ

Слайд 8

Задачи: 1.Убедить родителей, что знание традиций своей семьи, изучение ее исторических корней делает семью намного дружней и крепче. 2.Найти контакт с родителями, выработать желание общаться. 3.Сблизить детей со взрослыми, научить понимать друг друга. 4. Помочь нетрадиционно подойти к самым обыкновенным вещам, развивать фантазию и творчество ребенка, нести тепло и уважение в дом. 5. Вызвать интерес и уважение к традициям других народов.

Слайд 9

Форма работы Содержание работы Сроки Родительские собрания 1. Значение толерантности в жизни людей. Дружный коллектив как результат работы по теме толерантность (выступление воспитателя подготовительной группы). 2. «Быть толерантным означает – уважать других, невзирая на различия» (выступление психолога) 3. Результаты воспитательно-образовательной работы за прошедший период. Атмосфера в семье, что изменилось в общении с ребенком в результате активного участия родителей в жизни детского сада. Сентябрь Февраль Апрель II . Анкетирование и опросы 1. Выявление уровня педагогической культуры родителей 2. Знаете ли вы своего ребенка? 3. Определение типов детско-родительских отношений Сентябрь Ноябрь Март III . Практикумы 1. Тема: «Потребность в ощущении исторических корней» 2. Тема: «Традиции нашей семьи» 3. Тема: «Школа мастерства – русские хороводы и частушки» Октябрь Декабрь Марь IV . Круглый стол 1. Воспитание доброты и взаимопомощи 2. Использование русского фольклора как метод решения конфликтов 3. Школа «Русские умельцы». Изготовление народных игрушек для ярмарки всей семьей с участием детей. Ноябрь Январь Апрель V . Консультации 1. Работа с русскими частушками и поговорками 2. Приглашаем гостей на русский чай Ноябрь Январь VI . Совместные мероприятия по темам 1. Праздник осени 2. Деревенские посиделки 3. Совместный досуг с родителями 4. Ярмарка Ноябрь Январь Март Май VII . Посещение музеев и народных гуляний 1. Этнографический музей (экскурсии) 2. Музей кукол (экскурсия) 3. Масленица 4. Ярмарка Октябрь Ноябрь Февраль Май VIII . Родительский уголок (информации) 1. Как провести зимние каникулы 2. День «Доброго героя» 3. Праздники в семье (народный фольклор) Декабрь Март Апрель

Слайд 10

Форма работы Содержание работы Сроки 1. Информационные стенды в группах 1. Почта – информационные письма. «Из первых рук» (по заявлению тематики) 2. Литература на тему: а) «Театрализованные игры – занятия». Л.Баряева , И.Вечканова, Е.Загребаева, А.Зарин б) «Словом душа растет». Н.А.Уликова в) «Энциклопедия детский праздников». Пилигрим. г) «Музейный день» (Справочник – руководитель) д ) «Кукольный театр – дошкольникам». Т.М.Караманенко , Ю.Г.Караманенко е) «Детские праздники в семье». Г.Н.Тубельская ж) «Тематические дни и недели в детском саду». Е.А.Алябьева з ) «Работа с родителями в ДОУ». О.И.Давыдова 3. Информации по теме: а) «Праздник в семье» б) Дошкольный театр» в) Тематический день «Доброго героя» 4. Памятка: «Эмоциональное благополучие ребенка» В течение года Педагогическое просвещение родителей

Слайд 13

Воспитание доброты и взаимопомощи

Слайд 15

КРУГЛЫЙ СТОЛ

Слайд 18

КОНСУЛЬТАЦИИ

Слайд 20

СОВРЕМЕННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ТЕМАМ

Слайд 23

МАСЛЕНИЦА Главный весенний праздник в России — Масле­ница, — «закрывает» зимние обряды и гулянья . Справляется Масленица за семь недель до Пасхи и чаще приходится на период с конца февраля до начала марта . История праздника Раньше Масленицу праздновали так: мастерили куклу Мас­леницу из соломы, одевали ее в женские одежды и торжествен­но, с песнями возили по деревне. А спустя неделю с песнями, плясками, представлениями везли в поле и трепали, а солома разлеталась по ветру, символизируя улетевшие трудности и не­приятности. Иногда чучело сжигали на высоком месте, чтобы небесный огонь приблизился к земному, а заодно сжег старое, ненужное, несчастное. Празднование Традиции празднования Масленицы пришли к нам из глу­боких веков. И даже во времена, когда многие народные и религиозные праздники были забыты, люди с радостью соби­рались на торжественные «Проводы русской зимы» и предава­лись масленичным удовольствиям и забавам. Это праздничная ярмарка с разнообразными товарами, с вкусными горячими блинами, катаниями с гор на санях, различными аттракциона­ми и сжиганием чучела Масленицы. По народным традициям Масленицу праздновали целую неделю. Ребятишки, приготавливая к Масленице ледяные гор­ки, п оливали их водой и приговаривали: - Приезжай ко мне в гости, Масленица, На широкий двор: На горах покататься, В блинах обожраться , Сердцем потешиться!

Слайд 24

ЗНАКОМСТВО С ТРАДИЦИЯМИ РАЗНЫХ НАРОДОВ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информация для родителей воспитанников ДОУ (общее родительское собрание)

Родителям о стандарте дошкольного образования....

Общее родительское собрание. Выступление на тему «Секреты психологического здоровья».

Общее родительское собраниеВыступление на тему:«Секреты психологического здоровья». Цели: изучение факторов влияющих на психологическое здоровье ребенка; побуждение родителей проявлять заботу о п...

Презентация к родительскому собранию. Выступление логопеда перед родителями детей с ОНР.

Тезисное выступление логопеда перед родителями детей с ОНР...

Выступление перед родителями на собрании: «Кружковая работа «Весёлая палитра».

Добрый вечер уважаемые родители! 1 слайд - Актуальность моей кружковой работы: «Весёлая палитра» заключается в следующем: изобразительная продуктивная деятельность с использованием не...

Информация для родителей на родительском собрании "Задачи и организация коррекционной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности»

Раскрыты особенности  и специфика функционирования логопедической группы, задачи логопеда, взаимосвязь педагогов и родителей....

Информация для родителей. Полезные ссылки с информацией о финансовой Грамотности

Азбука бережливости для дошкольников / авт. – сост. И.ПРословцева. – Мозырь: Содействие, 2008. – 58 с. 2) Аксенова Н.И., Левин Ц.М., Луговой Е.А., Павленко Л.А.. «Пои...