Информация для родителей на родительском собрании "Задачи и организация коррекционной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности»
консультация (старшая группа)

Копцева Елена Николаевна

Раскрыты особенности  и специфика функционирования логопедической группы, задачи логопеда, взаимосвязь педагогов и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_zadachi_raboty_v_starshey_gr.docx24.03 КБ

Предварительный просмотр:

Информация для родителей

«Задачи и организация коррекционной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности»

        В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО. В последние  годы в общеобразовательных дошкольных учреждениях возросло количество детей с нарушениями речи, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи.   Каждый год их число возрастает.                                                                                                                           Поэтому особое внимание должно быть направлено  на дошкольный период развития ребенка, детей с ОВЗ (в том числе -с тяжелыми нарушениями речи).

    Характеристика детей с речевыми нарущениями

У дошкольниковсо вторым уровнемречевого развития при ОНР активный словарный запас составляет обиходная предметная и глагольная лексика. Пассивный словарный запас тоже снижен и не соответствует возрастной норме. Понимание обращенной речи затруднено. В самостоятельных высказываниях у детей есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).

У дошкольников с третьим уровнем речевого развития при ОНР в активной речи представлены простые распространенные предложения. Речь характеризуется элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В активном словаре представлены все части речи, кроме причастий и деепричастий. Появляются первые навыки словообразования. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Понимание речи  приближается к норме                                                                        

Основные задачи коррекционного обучения:
- Устранение дефектов звукопроизношения (воспитание артикуляционных навыков, звукопроизношения, слоговой структуры) и развитие фонематического слуха (способность осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова).
   - Развитие навыков звукового анализа (специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова)

  -Уточнение, расширение и обогащение лексического запаса старших дошкольников с ОНР.

  - Формирование грамматического строя речи.                                                                                       - Развитие связной речи старших дошкольников.                                                                                     - Развитие коммуникативности, успешности в общении.

Осуществляя педагогическую деятельность педагоги под руководством учителя-логопеда решают следующие задачи:

  • охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников, формирование основ двигательной и гигиенической культуры;
  • осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников;
  • создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения и саморазвития;
  • обеспечение познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей;
  • воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений с целью обеспечения полноценного развития воспитанников;
  • воспитание эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения;
  • развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
  • пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность.

        Формы и средства организации образовательной деятельности.

  • Учитель-логопед: фронтальные (подгрупповые) коррекционные занятия, индивидуальные, индивидуально- групповые коррекционные занятия.
  • Фронтальные логопедические занятия в старшей  группе  включены в общую сетку занятий, проводятся 3 - 4 раза в неделю в первой половине дня в 9.00, что соответствует требованиям СанПин. Их содержание направлено на развитие фонематического слуха детей, развитие их лексико-грамматических категорий, связной речи и пронизано лексико-тематическим планированием.

Коррекционная работа в старшей  логопедической группе строится по периодам:

  •        1 период – сентябрь-октябрь, ноябрь
  •         2 период –  декабрь, январь  – февраль,  март, апрель, май

На индивидуальных занятиях осуществляется коррекция нарушенного звукопроизношения детей: постановка звуков, их автоматизация  и развитие фонематического слуха детей-логопатов.

Работа учителя-логопеда по коррекции и развитию речи строится по следующим направлениям:

  •        коррекция нарушенного звукопроизношения,
  •        развитие просодической стороны речи и речевого дыхания,
  •       формирование фонематических процессов и подготовка к обучению в школе,
  •         уточнение, обогащение и активизация лексического запаса,
  •         формирование грамматических представлений,
  •         развитие связной речи,
  •       развитие мелкой моторики пальцев рук

Воспитатель:

  • фронтальные, подгрупповые занятия по развитию речи с применением дидактических игр и упражнений на развитие всех компонентов речи;
  • экскурсии, наблюдения, экспериментальная деятельность;
  • беседы, ознакомление с произведениями художественной литературы.
  • Воспитатель проводит занятие для формирования у детей графомоторных навыков. Данный процесс включает в себя развитие ряда умений и навыков,  зрительного восприятия и умения точно координировать движение руки, формирование произвольного  внимания и памяти.

  Психолог:   упражнения для релаксации;

Игры на развитие социально- коммуникативных навыков;

Игры на развитие памяти, внимания

Музыкальный руководитель:

  • музыкально-ритмические игры;
  • упражнения на развитие слухового восприятия, двигательной памяти;
  • этюды на развитие выразительности мимики, жеста;
  • игры-драматизации.

Специалист по ФИЗО:

  • игры и упражнения на развитие общей, мелкой моторики;
  • упражнения на формирование правильного физиологического дыхания и фонационного выдоха;
  • подвижные, спортивные игры с речевым сопровождением на закрепление навыков правильного произношения звуков;
  • игры на развитие пространственной ориентации.

Родители:

  • игры и упражнения на развитие артикуляционной моторики ребенка;
  • контроль за выполнением заданий и произношением ребенка;
  • выполнение рекомендаций учителя-логопеда.

     В старшей  логопедической группе для детей с ОНР с 3 недели сентября по  май (включительно) проводится в неделю 15  фронтальных занятий продолжительностью 25  минут каждое, что не превышает рекомендованную СанПиНом недельную нагрузку. Каждый ребенок не менее двух-трех раз в неделю занимается индивидуально с логопедом и воспитателем.

В июне коррекционно-развивающие занятия не проводятся. Предпочтение отдается спортивным и подвижным играм, спортивным праздникам, музыкальным занятиям на свежем воздухе, экскурсиям, увеличивается продолжительность прогулок, на которых учитель-логопед организует индивидуальные занятия с детьми.

Коррекционно-логопедическая работа осуществляется систематически и регулярно. В речевой карте каждого ребенка отражены направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребёнка с ОНР. Это позволяет повысить эффективность занятий и осуществлять личностно-ориентированный  подход в обучении и воспитании. Знания, умения и навыки, полученные ребёнком на индивидуальных логопедических занятиях, закрепляются воспитателями, специалистами и родителями. На каждого ребёнка группы оформляется индивидуальная тетрадь. В неё записываются задания для закрепления знаний, умений и навыков, полученных на занятиях. Учитывая, что ребёнок занимается под руководством родителей, воспитателей, логопед в тетради даёт методические рекомендации по выполнению  предложенных заданий. В рабочие дни воспитатели работают с ребёнком по тетради, в конце недели тетрадь передаётся родителям для домашних заданий.

Содержание материала строится на основе тематического планирования. Весь образовательный процесс строится вокруг одной лексической темы , которая прорабатывается в течение недели  

Результативность коррекционной логопедической образовательной деятельности отслеживается через диагностические исследования 2 раза в год с внесением последующих корректив в индивидуальные планы (маршруты) коррекции и в содержание всего коррекционно-образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности по развитию лексико-грамматических средств языка по теме: «Посуда»

План-конспект коррекционно-образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности по развитию лексико-грамматических средств языка по теме: «Посуда»...

Рекомендации воспитателям ДОУ по организации коррекционной деятельности в старших группах общеразвивающей направленности с детьми, имеющими минимальные речевые нарушения.

Подробное описание организации коррекционной помощи детям по устранению минимальных речевых нарушений. Раскрыты основные направления взаимодействия всех участников коррекционного процесса (логопеда, в...

«Организация коррекционно - образовательного процесса в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи»

Презентация «Организация коррекционно -образовательного процесса в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи»...

Консультация для родителей ”Организация коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР”

Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе...

Организация коррекционно-образовательного процесса в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР)

В статье раскрываются функции логопеда и воспитателя в процессе коррекционной работе, представлены направления каждого педага в зависимости от этапов работы, а так же задачи взаимодействия логопеда и ...

Система здоровьеформирующей деятельности при организации коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

В статье описывается система здоровьеформирующей деятельности при организации коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР...