Система здоровьеформирующей деятельности при организации коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
статья (старшая группа)

Нартымова Н. M.

В статье описывается система здоровьеформирующей деятельности при организации коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nartymova_n.m._sistema_zdoroveformiruyushchey.docx25.49 КБ

Предварительный просмотр:

Система здоровьеформирующей деятельности при организации

коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР

Нартымова Надежда Михайловна, учитель-логопед;

МБДОУ «Детский сад № 231» г.о. Самара

По данным Ростата о численности детей инвалидов в возрасте до 18 лет, по субьектам Российской Федерации (по состоянию на 1 января) в Самарской области в 2015 г. составляли 10221 человек, а в 2023 г. - 12 674.

Среди них выделяют следующие группы детей с ОВЗ:

  1. Нарушения речи — 40% детей с ОВЗ имеют различные нарушения речи, такие как дислалия, дизартрия или заикание.
  2. Зрение и слух — 30% детей с ОВЗ имеют проблемы со зрением или слухом, такие как дальнозоркость, косоглазие или уровень глухоты различной степени.
  3. Органические поражения ЦНС — 20% детей с ОВЗ имеют органические поражения центральной нервной системы (ЦНС), такие как ДЦП или аутизм.
    4. Синдромы задержки психического развития — 10% детей с ОВЗ имеют синдромы задержки психического развития, такие как синдром Дауна.

В связи с этим одной из приоритетных задач образовательных учреждений является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование у воспитанников привычки здорового образа жизни на основе здоровьесберегающих технологий является основной задачей деятельности педагогов ДОУ.

Целью нашего учреждения – формировать культуру здоровья у воспитанников, создать условия, позволяющие воспитывать потребность в принятии здорового образа жизни. Работа ведется в сотрудничестве медицинского работника, воспитателей, учителя-логопеда, музыкального руководителя и родителей воспитанников.

Медицинский работник:

  • организует мониторинг здоровья детей,
  • осуществляет контроль за питанием детей,
  • организует контроль и помощь в обеспечении СанПиНов,
  • помогает в организации здоровьесберегающей среды в ДОУ.

В процессе непосредственно образовательной деятельности воспитатели прививают детям навыки ведения здорового образа жизни. Каждый день проводится утренняя гимнастика (традиционная, глазная, дыхательная, звуковая, пальчиковая).

В режимных моментах ведется большая работа по выработке у воспитанников гигиенических навыков. Учат детей правильно выбирать одежду для прогулок, ориентируясь на погодные условия. Проводят ежедневные прогулки. Во время прогулок проводят подвижные игры, закаливающие процедуры (соответствующие времени года), смена видов деятельности в зависимости от времени года и предшествующих занятий. Проводят беседы о правильной и здоровой пище, соблюдении режима дня. Проводят занятия чтения художественной и познавательной литературы о здоровом образе жизни. Перед сном проводятся релаксационные упражнения с прослушиванием спокойной музыки. После дневного сна проводится бодрящая гимнастика в сочетании с воздушными ваннами и закаливающими процедурами. Гимнастика позволяет детям войти в активное состояние, вызвать положительные эмоции, укрепляет мышечный тонус. Воспитанники просыпаются под музыку, выполняют в постели 3-4 упражнения, массаж рук. Затем дети отправляются на «тропу здоровья» – это ходьба по ортопедическим коврикам, по балансировочной дорожке, тактильным и сенсорным дорожкам. Этот инвентарь располагается так, чтобы дети занимались одновременно и не мешали друг другу. Босохождение является технически самым простым и хорошим средством укрепления стопы и связок.

В свободной деятельности детей воспитателями практикуются следующие здоровьесберегающие технологии: лего-терапия, пазлотерапия, рисование пластилином или природными материалами, тестопластика, оригами, су-джок.

Расширяя диапазон знаний, умений и навыков по здоровьесбережению на своих занятиях использую различные формы оздоровления:

- артикуляционную, мимическую, дыхательную, зрительную гимнастику;

- самомассаж кистей и пальцев рук (карандашами, сосновыми шишками, грецкими орехами, бигуди);

- су-джок-терапию;

- физкультминутки, пантомимику;

- биоэнергопластику.

Кроме того, активно внедряем авторские здоровьесберегающие методики:

- Методика Сиротюк Л.А. (кинезиологические упражнения);

- Методика Базарного В.Ф.

- Методика Стрельниковой А.Н. (дыхательные упражнения)

Музыкальным руководителем организуются физкультурные досуги и спортивные праздники.

Очень важно социальное партнерство с семьями наших воспитанников, чтобы все сформированные навыки поддерживались дома. С целью достичь в этой области положительных результатов мы используем следующие формы по взаимодействию с родителями:

  • информационные буклеты (памятки) и стенды для родителей;
  • анкетирование;
  • консультирование (групповое, индивидуальное).

Результатами внедрения здровьесберегающих технологий в ДОУ для детей является:

  • Сформированные навыки здорового образа жизни.
  • Улучшение показателей здоровья детей (улучшение памяти, внимания, мышления; повышение способности к произвольному контролю; улучшение общего эмоционального состояния; повышается работоспособность, стимулируются двигательные функции; снижает утомляемость; развивается дыхательный и артикуляционный аппарат; улучшается соматическое состояние).
  • Повышение компетентности родителей в вопросах физического развития и здоровья.
  • Активное участие родителей в жизнедеятельности ДОУ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Еромыгина М.В. «Методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекционно - развивающей работе с детьми» Дошкольная педагогика №3 2014.
  2. Коваленко А.А. Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии: методическое пособие. Томск, 2013.
  3. Моурлот Л.И., Ремезова Л.А. Развитие ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. Самара: СГПУ, 2007.
  4. Яблинская Т. Сенсорно-моторная зона в логопедическом кабинете. - //Ребенок в детском саду, 2008, № 6.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Система коррекционно - развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата"

Презентация "Система коррекционно - развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата"...

Текст презентации "Система коррекционно - развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата"

Текст презентации "Система коррекционно - развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями опорно - двигательного аппарата"...

Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая группа)

Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в  группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая г...

Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (2 год обучения – подготовительная группа)

Перспективное планирование комплексной коррекционно-развивающей подгрупповой работы в  группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (1 год обучения – старшая г...

Коррекционно-развивающее занятие для средней группы компенсирующей направленности для детей с ТНР "Навстречу друг другу".

Цель занятия: обеспечение эмоционального контакта и доверительного общения.Задачи:- формировать у детей представление о дружбе, дружеских отношениях;- формировать умение оценивать поступки сверстников...