Рекомендации воспитателям ДОУ по организации коррекционной деятельности в старших группах общеразвивающей направленности с детьми, имеющими минимальные речевые нарушения.
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Подробное описание организации коррекционной помощи детям по устранению минимальных речевых нарушений. Раскрыты основные направления взаимодействия всех участников коррекционного процесса (логопеда, воспитателя, родителей, младшего воспитателя).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 7»

Рекомендации воспитателям ДОУ по организации коррекционной деятельности в старших группах общеразвивающей направленности с детьми, имеющими минимальные речевые нарушения.

Изучение состава детей в  ДОУ свидетельствует о том, что значительно увеличилось число детей с речевыми нарушениями. Учитывая, что в данной ситуации логопедические группы не могут принять всех нуждающихся, а некоторые родители по какой- либо причине не могут или не желают переводить своего ребёнка в специализированную группу ДОУ. С нашей же стороны неправомерно отказывать ребёнку в оказании логопедической помощи, так как в данной ситуации будут нарушаться его права. Поэтому необходимо организовывать работу с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими незначительные речевые нарушения путём консультативной деятельности. Такая деятельность включает в себе тесную взаимосвязь работы по преодолению нарушения между логопедом, воспитателями группы, которую посещает ребёнок, самого ребёнка и его родителей.

        Тема взаимоотношений и сотрудничества логопеда с родителями и воспитателями старших дошкольников общих речевых групп при коррекционной работе, в литературе освещена мало. В связи с этим при разработке данных рекомендаций я опиралась на небогатые методические разработки, отдельные рекомендации, описанные в специальной литературе и свой опыт работы в данном направлении.

        Работа по преодолению речевых нарушений не может ограничиваться индивидуальными занятиями и консультациями с логопедом. Она эффективна только при условии закрепления умений, полученных ребёнком. Поэтому участникам (воспитатели, логопед, младший воспитатель, родители) такого коррекционного микропроцесса необходимо соблюдать «Единый речевой режим» - строго очерченный круг требований к общей речевой культуре, устной речи детей и взрослых. В первую очередь это правильная, выразительная речь логопеда, воспитателя, младшего воспитателя, родителей, которая должна быть образцом для дошкольника. Так же каждому участнику коррекционной работы необходимо знать причину и речевые возможности ребёнка, с которыми знакомит логопед. Помимо этого, участники коррекционной работы обязаны всегда и везде исправлять ошибки в речи ребёнка, делая это спокойно. Необходимо следить, чтобы ребёнок аккуратно, без пропусков посещал занятия у логопеда. Необоснованные пропуски занятий прерывают коррекцию, и зачастую приходится начинать работу сначала.

        К сожалению, взаимодействие и преемственность всех участников процесса порой наладить весьма трудно, но необходимо, так как способствует более высоким темпам речевого развития. Результатом такой совместной деятельности являются чистая, правильная речь детей, хорошая подготовка их к школе, успешное обучение их в дальнейшем.

        Отметим основные направления взаимодействия взрослых в индивидуальном коррекционном процессе.

        Чаще всего дети выводятся на коррекционное обучение вне специализированной группы по показаниям ПМПК или по желанию родителей. В том случае, если инициатива исходит от родителей необходимо, чтобы было подтверждение специалистов в необходимости проведения коррекционной работы с данным ребёнком. Обычно речевые нарушения у таких детей минимальные и коррекция не требует длительного времени. Вопрос об обучении ребёнка, выяснение формы организации коррекционной помощи решается совместно с родителями, но при этом логопед может проявить определённую настойчивость в своих рекомендациях. Однако, если родители не будут убеждены в правоте рекомендаций они имеют право отказаться от данного вида работы и поступить так, как они считают нужным.

        Основные направления работы логопеда:

  • Консультирование
  • Коррекционные занятия с детьми
  • Коррекционные занятия с детьми в присутствии родителей
  • Беседы с родителями
  • Беседы с воспитателями

Помимо этого, логопед, с обязательного разрешения воспитателя, посещает занятия по развитию речи. Данные посещения помогают изучить у дошкольника:

  • Произношение
  • Сформированности фонематических процессов
  • Уровень развития связной речи
  • Состояние лексико-грамматических категорий
  • Особенности поведения

Дети привыкают к присутствию логопеда, он перестаёт быть для них чужим человеком, устанавливается психологический контакт. Что поможет логопеду более подробно рассказать родителям об уровне речевого развития их ребёнка. А также изучить индивидуальные особенности речевого развития воспитанника, а, следовательно, более эффективно построить образовательный процесс.

        Родители – это самые близкие люди для ребёнка, которые ответственны за его судьбу и которые могут влиять на судьбу ребёнка настолько, насколько это никто более них сделать, не способен.

        Заключение, предполагаемое направление коррекционной работы и её организационные формы должны быть донесены до родителей и обсуждены с ними. Информирование родителей – деликатный и сложный этап. Он проводится в виде беседы с родителями в отсутствии ребёнка. Включая в коррекционный процесс родителей, следует общаться с ними на доступном для них уровне.

Взаимодействие педагогов и родителей должно носить конструктивное направление иначе коррекционная работа не будет достаточно эффективной. В лице родителей необходимо найти активных союзников. Организовывая общение, следует совместно искать ответы на вопрос «Что делать?», оставив в стороне поиски ответа на вопрос «Кто виноват?».

        Целесообразно вести тетради взаимодействия с родителями, в которых будет отражаться план мероприятий, намеченных на ближайший период обучения. Такие «дневники» отличны от традиционных тетрадей, которые ведутся в логопедических группах. Здесь даются рекомендации на более длительный период и методы работы с ребёнком дома. Отражаются успехи и проблемы, над которыми следует продолжать работу.

Всю работу по преодолению речевого нарушения родители согласовывают с воспитателями и логопедом, обращаются к ним при всех возникающих затруднениях.

Самое главное, что должны понять родители, - без их участия, поддержки результат работы будет минимальным.

В процессе взаимодействия с родителями воспитатель указывает, чем и как следует заниматься с ребёнком дома, как пользоваться практическим материалом, чтобы ребёнок не только получал знания, вырабатывал определённые навыки и умения, но и испытывал интерес к речевым занятиям.

Руководя деятельностью родителей, воспитатель, как активный участник коррекционного процесса должен обратить их внимание на такие моменты:

  • Поэтапное выполнение заданий логопеда
  • Затруднения при освоении нового материала

Воспитатель старших дошкольников должен знать основные отличия работы по формированию звукопроизношения от работы по исправлению звукопроизношения. Исправление звукопроизношения можно рассматривать как специализированный процесс, а вот формирование звукопроизношения – это систематическая работа со всеми детьми группы, способствующая своевременному усвоению произношения всех звуков родного языка и воспитанию фонематического слуха. В связи с этим следует отметить, что неправомерны высказывания педагогов о том, что в их обязанности не входит индивидуальная коррекционная работа по преодолению речевых нарушений. Поэтому воспитателям следует учитывать наличие детей, которым оказывается логопедическая помощь и, следуя рекомендациям логопеда планировать с такими детьми индивидуальную работу. Мы не говорим о коррекции звукопроизношения, хотя на определённых этапах работы как закрепление звука в разговорной речи будет необходимо участие воспитателя и младшего воспитателя, так как они могут контролировать речь ребёнка в дошкольном учреждении.

Коррекционную работу воспитателям с детьми, имеющими речевые нарушения целесообразно реализовывать через дидактические игры индивидуальные и подгрупповые, которые способствуют устранению нарушений и закрепляют правильное речевое развитие у детей с нормальным речевым развитием.

Таким образом, планомерное и систематическое коррекционное обучение, тесно охватывающее, всех участников процесса будет способствовать повышению мотивации у ребёнка к преодолению речевого нарушения.

Основные направления коррекционной работы воспитателей при исправлении минимальных речевых нарушений у старших дошкольников в условиях воспитания детей в группах общеразвивающей направленности.

Развитие общей и мелкой моторики

Закрепление произносительных навыков

Развитие лексико-грамматических категорий

Развитие фонематического восприятия

Развитие связной речи

- Пальчиковые игры.

- Настольные игры

(мозаика, пазлы, фенечки, кострукторы  и т.д.)

- Подвижные игры.

- Динамические паузы.

- Театрализованная деятельность.

- Коррегирующая минигимнастика  (после сна).

- Мимическая  гимнастика.

- Пример взрослых

(чёткая, чистая по произношению, ясная, не торопливая, грамматически правильная речь без съедания слогов и окончаний слов, с живостью тона и богатством интонаций).

- Естественные непринуждённые беседы.

-Показ правильной артикуляции звуков.

-Игры на  звукоподражание.

-  Рассказывание в сопряжённом и отражённом  режиме стихотворений, потешек, прибауток.

- Пересказы.

- Составление рассказов по картинке.

- Дидактические игры и упражнения («Один-много», «Закончи предложение»,  «Сосчитай», «Подбери слова-действия», «Подбери слова-признаки»,  «Измени слово», «Чей? Чья? Чьи?», «Скажи ласково» и другие.

-Составление предложений по опорным словам.

- Составление предложений с использованием предлогов.

- Подбор родственных слов.

- Различение акустически близких по звучанию фонем , гласных и согласных звуков, твёрдых и мягких согласных звуков («Назови братца», «Камень-подушка», «Светофор», «Две страны», «Переезд» и другие).

 - Игры со  слогами («Телеграф», «Прошагаем слова», «Эхо», «Подбери слово с заданным слогом», «Подбери слово с заданным количеством слогов» и другие).

- Упражнения  со словами ( составление слов из звуков, составление слов из предложенных слогов через слуховое восприятие).

- Звуко-слоговой анализ и синтез слов.

- Воспитание слухового внимания и памяти.

- Составление предложений по предложенным картинкам с помощью вопросов, по образцу, самостоятельно.

- Составление коротких рассказов по сюжетным картинкам с помощью вопросов, по опорным словам, по данному началу или концу, по аналогии.

-Постановка детьми вопросов к картинкам, скороговоркам, небольшим текстам и ответы на них.

Основные направления коррекционной работы родителей при исправлении минимальных речевых нарушений у старших дошкольников в условиях воспитания детей в группах общеразвивающей направленности.

Развитие общей и мелкой моторики

Закрепление произносительных навыков

Развитие

 лексико-грамматических категорий

Развитие фонематического восприятия

Развитие связной речи

- Пальчиковые игры.

Привлечение детей к посильной помощи в быту:

- моем посуду;

- чистим отварной картофель, яйца:

-перебираем крупу, бобовые;

-лепим пельмени, вареники;

-завязываем шнурки, тесёмки;

- заплетаем косички;

-собираем бусы на нити;

- пришиваем пуговиц.

- Пример взрослых

(чёткая, чистая по произношению, ясная, не торопливая, грамматически правильная речь без съедания слогов и окончаний слов, с живостью тона и богатством интонаций).

-Показ правильной артикуляции звуков.

-постоянно демонстрировать свою заинтересованность в качестве звукопроизношения ребёнка;

- следить за звукопроизношением в бытовой обстановке (на прогулке, в игре, при выполнении поручений).

-давать установку на контроль с отсрочкой. (например, постарайся сегодня, пока мы гуляем, следить за произношением звука «Р»). Можно также пообещать за это небольшое вознаграждение, но не сладости и не поблажки, а рассказать интересную историю, подольше погулять и т.п.

-обязательно хвалить за каждое волевое усилие, направленное на самоконтроль.

 

Словесные игры, в которые

 можно поиграть по дороге

 домой, во время прогулки, выполняя совместно бытовую домашнюю работу:

- скажи наоборот;

- из чего это?

- что приготовим?

- это чьё?

- какой? Какая? Какое? Какие?

- сочитай

Игры и упражнения , не требующие специальной подготовки:

- цепочка слов;

- отхлопай слова;

-сколько в слове слогов?

- подбери слова на заданный звук.

- определи место звука в слове.

- поймай звук.

Назови братца.

- скажи наоборот (замена в слогах твёрдых согласных на мягкие согласные звуки)

- слова – друзья.

Упражнения:

- назови одним словом;

- подбери слова;

Запомни и повтори;

- естественные непринуждённые беседы с использованием полных предложений в речи ребёнка.

- рассказывание хорошо знакомых сказок (Репка, Колобок, Теремок, Волк и лиса, Заюшкина избушка, Кто сказал мяу? Три котёнка и др.)

- посмотри и расскажи о чём мультфильм (продолжительность фильма 10-20 мин.)

Основные направления коррекционной работы, в ходе деятельности младшего воспитателя при исправлении минимальных речевых нарушений у старших дошкольников в условиях воспитания детей в группах общеразвивающей направленности.

Младшие воспитатели наиболее тесно общаются с детьми во время проведения режимных моментов, и в таких ситуациях сотрудник может проявить себя как активный участник коррекционной деятельности.

Развитие общей и мелкой моторики

Закрепление произносительных навыков

Развитие

 лексико-грамматических категорий

Развитие фонематического восприятия

Развитие связной речи

- привлекать к разрезанию салфеток, раскладыванию их в салфетницы;

-Застёгивание пуговиц, кнопок, молний;

-завязывание шнурков, поясов, ленточек и т.д.

( При этом процесс только контролируется, а не выполняется за ребёнка, может оказываться помощь или ведётся обучение ребёнка ).

- Пример взрослых

(чёткая, чистая по произношению, ясная, не торопливая, грамматически правильная речь без съедания слогов и окончаний слов, с живостью тона и богатством интонаций)

- следить за звукопроизношением в бытовой обстановке ( при выполнении поручений).

 

Во время дежурства по столовой, сборов на прогулку, умывания, подготовки ко сну, после пробуждения в ходе естественных бесед  уточняет и расширяет знания ребёнка о посуде, еде, продуктах, способах приготовления; об одежде, тканях, погоде, явлениях природы, особенностях одежде, внешнем виде.

В данных ситуациях уместно, не акцентируя внимание ребёнка на выполнении определённой речевой задачи поупражнять его в правильном употреблении лексико-грамматических форм через игры: Сосчитай, Кому это? Чьё это? Из чего это?, « Какой? Какая? Какие? Какое?».

Непринуждённо в данных ситуациях развивается у ребёнка и слуховое внимание, связная речь, память через умение запоминать и выполнять предложенную многоступенчатую инструкцию с последующим сообщением о проделанной работе.

При общении с ребёнком необходимо контролировать его речевые высказывания, предлагая высказываться полными предложениями.

                                                                                 Консультация подготовлена

                                                                           учителем-логопедом  МДОУ № 7.        

                                                                                         Новожиловой М.А.                                                  

                                                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация образовательной деятельности в подготовительной группе общеразвивающей направленности

Ознакомление родителей с  распределением периодов непрерывной непосредственно образовательной деятельности в течение дня, направлениями развития и образования детей, целевыми ориентирами на этапе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА образовательной деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности (5 – 6 лет) на 2016/2017 учебный год

СОДЕРЖАНИЕI. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.Пояснительная записка........................................................................................................... ……31.1  Цели Рабочей Программы...........

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Образовательной деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности на 2016-2017 учебный год

Рабочая программа образовательной деятельности старшей  группе общеобразовательной направлености на 2016 - 2017 учебный год...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности "Ёлка для лесных зверят"

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности "Ёлка для лесных зверят"...

Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности в старшей группе общеразвивающей направленности «Поможем Пете Иванову стать исследователем»

Конспект  НОД по познавательно – исследовательской  деятельности  в старшей группе  общеразвивающей направленности   "Поможем Пете Иванову стать исследователем"...

Информация для родителей на родительском собрании "Задачи и организация коррекционной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности»

Раскрыты особенности  и специфика функционирования логопедической группы, задачи логопеда, взаимосвязь педагогов и родителей....

Аналитическая справка о результатах коррекционно развивающей работы в группе компенсирующей направленности с детьми имеющими тяжёлые нарушения речи за 2020 – 2022 учебный год.

На начало 2020 - 2021 учебного года  по результатам территориальной психолого медико педагогической комиссии  в группу компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи был...