Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого – краеведческой работы
статья (старшая группа)

Игнатенко Наталья Владимировна

Патриотическое воспитание дошкольников через организацию

 эколого – краеведческой работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Патриотическое воспитание дошкольников через организацию

 эколого – краеведческой работы

Игнатенко Наталья Владимировна

МКДОУ детский сад №6 г. Россошь

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию, его нельзя определить несколькими словами. Это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим миром желание сохранить и преумножить богатство Родины.

   В настоящее время, когда совершается много безнравственных поступков, дети стали более агрессивными и замкнутыми, родители уделяют мало внимания развитию эмоций и чувств детей. Эта проблема является одной самой серьезной и актуальной в современных условиях. Она требует большего такта и терпения, потому что во многих семьях вопросы патриотизма вызывают недоумение. Мне небезразлично, какими станут мои воспитанники в будущем. От того, как они ведут себя, такими они и будут, когда вырастут. Ведь слова, заложенные им в душу, пройдут с ними через всю жизнь и научат уважать законы природы, страны.

   Поэтому я решила работать над проблемой: "Патриотическое воспитание через эколо- краеведческое  образование"

Поставила перед собой несколько задач:

1.     Научить ребенка любить свою Родину, беречь, и заботится о ней;

2.     Вызвать доброе и заботливое отношение к окружающему миру, людям, городу, любовь и привязанность к семье.

3.     Воспитывать эмоциональную отзывчивость, формировать нравственные чувства.

4.     Способствовать физическому развитию в процессе пребывания на воздухе.

    Воспитание патриота - сложный процесс. Для решения этих задач использовала благоприятные условия: интересный и доступный материал, последовательная ориентация на образование, обеспечивающая формирование духовного мира ребенка, тесную связь с семьей.

    Одним из проявлений патриотизма является любовь к природе, поэтому всю свою работу я провожу через эколо- краеведческое  образование, сущность которого заключается в сформированности человека с новым экологическим мышлением, способным осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с природой. Именно природа играет важную роль в привитии любви к Родине.

   Начиная работу по пробуждению любви к родному краю, я отбираю, систематизирую знания о ней, продумываю и рассказываю то, что характерно для нашего села, города, показываю связь родного края со всей страной.

   В целях желания детей больше узнать о природе родного края, составила и использую в работе конспекты занятий по временам года:

  • "Золотая осень")
  • "Путешествие в зиму")
  • "Прогулка с весной")
  • "Весна"

   Во всех видах деятельности учу детей, не причинять зла и страдания живым существам, которые слабее их, рассказываю, как правильно о них заботиться. При общении с природой, взаимодействии с растениями и животными дети становятся добрее, проявляют интерес к природе, радуются всему увиденному, осваивают правила и нормы поведения в природе.

    Для воспитания чувств патриотизма, нравственных качеств, формирования представлений о природе, гуманного отношения ко всему живому мы используем разнообразные формы и методы: тематические занятия, беседы, наблюдения окружающего мира, уход за растениями, целевые прогулки, опытническую деятельность, экологические игры, чтение художественной литературы, рассматривание репродукций картин, слушанье музыки, разучивание стихов, песен, викторины, создание проблемных ситуаций.

У меня есть свой девиз: " Каждый день начинать с любовью, а заканчивать с миром".

       Фундамент ответственного отношения к окружающей среде закладывается в школе, поэтому успех экологического образования во многом зависит от первого этапа обучения школьников. Новейшие психолого-педагогические исследования позволяют пересмотреть прежние представления об ограничениях возрастных возможностях познавательной деятельности школьников, что создаёт основы для изменения и обновления всех компонентов экологического образования. Главный вопрос такого обновления – определение содержания, которое соответствовало бы потребностям времени и отвечало реальным возрастным особенностям.

         В основе построения мероприятий с экологической направленностью, по моему мнению, должны лежать следующие целевые установки:

- формирование целостного представления о природном и социальном окружении как среде жизни, труда и отдыха человека;

- развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств, познавательного интереса, способности к причинному объяснению при анализе факторов и явлений окружающей среды;

- обучение методам познания окружающего мира;

- воспитание эстетического и нравственного отношения к среде жизнедеятельности человека, умения вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами морали.

   Я считаю, что разработка мероприятий с экологической направленностью должна проводиться с учётом отражения в них аспектов содержания экологического образования: научно-познавательного, ценностного, нормативного, практически - деятельного.

   Я учитываю, что организация практической деятельности в школьном возрасте имеет свои особенности: детей надо научить, что и как делать. Например, как экологически грамотно подкармливать зимующих птиц, собирать грибы, ягоды, лекарственные растения, соблюдать правила личной гигиены при уходе за кошками и собаками, сажать деревья, очищать родники, пруды ,реки и многое другое. В содержании экологического образования, на мой взгляд, аспектными  должны быть представлены знания о человеке и обществе и их связей с окружающей средой.  Школьников нужно подвести к выводу, что от состояния окружающей среды зависит состояние здоровья человека, а поэтому оберегать эстетические, экологические, санитарно-гигиенические качества окружающей среды – значит заботиться о здоровье человека, его нормальной жизнедеятельность. У меня появилась возможность познакомить детей с предметами, созданными трудом человека   (сахарная свёкла – сахар; деревья – древесина – предметы из древесины; глина – кирпич – дома и т. д.), со средой населённых мест, что позволило мне показать детям роль труда в преобразовании природного окружения, как с положительной  так и с отрицательной сторон, и на основании этого намечаю пути гармонизации (оптимизации) отношений человека с природным и социальным окружением.

  Воспитывая у детей сочувствие и сострадание к окружающей природе, я тем самым ненавязчиво учу любить окружающий мир, Родину, болеть всей душой за родной дом, семью, народ.

  Закладывая основы гуманного отношения к природе, учу прогнозировать последствия своих поступков к природе и людям.

Интерес вызывает и создание газет:                                                            

  • "Экологический вестник";
  • "Природа и мы";
  • "Оглянись вокруг";
  • "Остановись, мгновение".

  Немаловажную роль в воспитании патриотизма играет и привитие трудолюбия. Дети выполняют роль дежурных по уголку природы, по занятию. Я обращаю внимание, чтобы трудовые поручения доводились до конца, чтобы дети несли ответственность за их выполнение. Это подтягивает детей, они испытывают гордость за то, что кому - то помогли.

  Формирование нравственно-патриотических чувств проходит эффективно, потому что мы работаем в тесном контакте с семьей. Именно родители помогают нам закреплять знания о влиянии природы на человека, учат детей беречь природу. Родители приносят нам из дома животных, дети, рассматривая их, прикасаясь к ним, испытывают чувства радости, любопытства, переживания... Изучая природу вместе с детьми, учу понимать условия жизни на земле. Став взрослыми, они смогут влиять на тех, кто принимает решения для всей страны. Участвуя в жизни семьи, детского сада, города дети приобретают чувства собственного достоинства, понимают, что они тоже являются частичкой своей страны.

      В русле традиций педагогической культуры под воспитанием вообще и экологическом в частности я имею в виду вооружение учащихся определённым объёмом специальных знаний, умений, навыков, необходимых для жизни  и труда. Экологическое воспитание предоставляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие детей, на формирование у них ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой. Тем самым я делаю акцент на эмоциональной, а не на рациональной стороне взаимоотношений.

     Среди многих задач экологического образования и воспитания младших школьников особое место занимает усвоение ими сведений о природе, поведении, отражённых в  этнопедагогическом  наследии народа, а также овладение практическими умениями и навыками, выработанными в народной практике. Традиции взаимодействия с природой рязанского народа уходят корнями в далёкое прошлое. И это не случайно. Рязанский край исстари славится своими реками, родниками, лесами, растительным и животным миром. Для предков рязанского народа – это «педагогика леса», который был вторым домом, «отцом родным», «радостью души». В то же время он является воспитателем, покровителем народа, учил трудолюбию, наблюдательности, помогал выжить в трудных условиях. Они осознали большую ценность деревьев в быту, хозяйственной жизни, бережно относились к лесу, и это отношение закреплялось в сознании на протяжении многих столетий. Бережное отношение к окружающей среде ярко выражено в произведениях устного поэтического творчества, которые своей выразительностью, отточенностью образов, близостью к родной природе оказывают сильное эмоциональное воздействие на детей, несут огромный нравственно-эстетический потенциал.

 

     Наша Секиринская школа находится в сельской местности, в непосредственной близости к природе, являющейся естественной лабораторией для экологического воспитания. Специфика работы школы откладывает отпечаток на формирование экологической ответственности у школьников. Это позволяет развернуть краеведческую работу, сосредоточить внимание на такой важной её составной части, как изучение флоры и фауны края, проведении наблюдений, организации практических дел по охране природных богатств, сборе этнографических материалов. Такая деятельность содействует воспитанию любви к своему краю, национальной культуре, истории жизни народа, природе. В нашей школе проводится большая работа по отбору ярких и доступных для понимания учащихся легенд, сказок, пословиц, поговорок, загадок, содержащих идеи бережного отношения к природе, а также народных игр, жанров детского фольклора, элементов традиционных праздников, обычаев и секиринской одежды. Всё это и многое другое хранится в школьном краеведческом музее, где дети имеют возможность соприкоснуться с наследием Рязанской Земли.

    Воспитывая уважительных и любознательных детей, я воспитываю будущих патриотов Родины, народа, природы. Нынешние дети растут в совершенно другое время, имеют другой уклад жизни. Для меня важно, чтобы детство каждого моего воспитанника было запоминающимся началом его жизненного пути, чтобы продолжала развиваться детская любознательность, чтобы каждый дошкольник стал развитой личностью, умеющей жить в гармонии с природой. Я считаю, что благодаря такой целенаправленной работе, наши дети уже в дошкольном возрасте чувствуют личную ответственность за родную землю. 

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями, основы нравственного воспитания. Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине. Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им близко и дорого. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства, - одна из главных задач педагога. Огромное значение имеет непосредственный контакт ребенка с объектами природы. Работа в этом направлении позволяет реализовать принцип ФГТ: решение задач и целей только на необходимом и достаточном материале. Именно в повседневной жизни дошкольники получают основную массу конкретных чувственных представлений о жизни растений и животных. Ведь сколько бы ребенок не запомнил названий растений, сколько бы он не посадил деревьев и кустов, но если при этом мы не зажгли в нем любовь к природе, все это бесполезно. Универсальность, многофункциональность, междисциплинарность, многомерность и другие признаки экологического воспитания позволяют у дошкольников формировать основы патриотизма. Можно сказать, что экология природы положительно воздействует на экологию человеческой души.

Патриотическое воспитание дошкольников на основе формирования экологического сознания предполагает проведение непосредственно-образовательной деятельности, различных видов совместной и самостоятельной деятельности детей в комплексе. Работа в этом направлении способствует достижению планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы по формированию интегративных качеств личности ребенка в соответствии с ФГТ. Представления о родной природе успешно интегрируются с различными образовательными областями: «Здоровье», «Безопасность», «Труд», «Чтение художественной литературы», «Социализация», «Художественное творчество», «Безопасность», «Музыка». Кроме того, природоведческие знания интегрируются:

- в образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов (прогулки, целевые экскурсии обеспечивают необходимую познавательную и двигательную активность и способствуют сохранению и укреплению здоровья дошкольников);

- в самостоятельную деятельность детей (дидактические и подвижные игры, рассматривание дидактических картинок и иллюстраций, энциклопедий);

- в процесс взаимодействия с семьями (участие в конкурсах, проектах, соревнованиях и др.)

При организации работы по патриотическому воспитанию на основе позитивного отношения к природе важно учитывать региональный компонент (ближайшее природное окружение и экологическую ситуацию в регионе), ресурсное обеспечение педагогического процесса. Во всех видах деятельности при ознакомлении с природой обязательные общие темы чередуются с региональными. Педагогически осмысленное приобщение детей дошкольного возраста к знаниям о родном крае, национальной культуре способствует расширению знаний и представлений о родном крае, развитию национального самосознания, формированию чувства гордости за свою Родину и привязанности к ней. У нас самая разнообразная флора и фауна, которая позволяет осуществлять краеведческую и экологическую работу, проводить наблюдения за живой и неживой природой. Места богаты историческими, этнографическими памятниками и интересным географическим расположением.

Построение образовательного процесса на региональном материале позволяет осуществить решение следующих задач:

- воспитывать чувство гордости, любви, привязанности к Родине;

- обогатить знания детей о природе;

- формировать эмоционально-положительное отношение к людям разных национальностей;

- формировать духовную личность, способную поступать нравственно по отношению к природе в различных ситуациях;

- воспитывать бережное отношение к окружающей природе.

В совместной деятельности воспитателя и детей проводятся:

- познавательные беседы «Мой край родной – Белгородчина»,

- прослушивание песен о родном городе, чтение стихов,

- изготовление альбома «Природа моего края»,

- знакомство с флагом, гербом и гимном родного города и России, рассматривание географической карты Белгородской области, рассказы о достопримечательностях города Алексеевки, о красоте природы родного края,

- посещение краеведческого музея, целевые прогулки.

Повседневное общение с природой, постоянные наблюдения за птицами и животными дают возможность изучать их привычки и повадки. Затем создаются рассказы и сказки, которые обобщают эти наблюдения. Сюжеты сказок доступны и привлекательны, учат детей быть наблюдательными, с любовью относиться ко всему, что существует и живет рядом.

Кроме чтения природоведческой литературы с детьми проводятся «уроки доброты», целью которых является развитие интереса к природе, формирование положительного эмоционального отношения к ней, желание беречь и заботиться о ней, воспитание чуткости, чувства сопереживания живым существам. Темы уроков доброты: «Что значит быть добрым», «Когда я был добрым по отношению к природе?», «Кого можно считать заботливым?», «Любить – это что значит?» и т. д.

Игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста и вместе с тем источником их радостных эмоций. На фоне положительных эмоций, вызванных игровыми мотивами, дети получают новые знания о природе, и происходит формирование осознанно-правильного положительного отношения к ней. Для воспитания позитивного отношения детей к природе родного края регулярно проводятся экологические развлечения, которые создают наиболее оптимальные условия для воспитания и обучения. В игровой комплекс включаются игры на развитие разных анализаторских систем (слух, зрение, осязание, обоняние и др.). В ходе развлечений используются различные формы познавательной деятельности: создание ситуаций, дающих возможность каждому ребенку проявить себя; ролевые познавательные и дидактические игры; решение кроссвордов, альтернативных экологических задач.

Проживание ребенком событий, различных ситуаций, накопление опыта решения экологических задач в соответствии с принятой на себя ролью, является основой для последующего выбора правильных способов поведения в аналогичных или похожих ситуациях.

Работа по формированию любви к родному краю и бережному отношению к природе проводится в тесной связи с родителями. Консультации для родителей на тему «Великий учитель – природа» убедила их в том, что воспитать ребенка, любящего свой край и его природу, это главная, а не второстепенная задача в воспитании. В основу работы положена модель «Родители – ребенок – воспитатель». В ней рассматриваются нетрадиционные подходы совместной деятельности: совместное проведение выходных дней на природе; совместная подготовка к праздникам; родительские собрания в форме круглого стола и деловой игры; экологические КВН семейных команд, «Тайны природы» и др. , совместные посещения музея.

Предлагаемая система работы по экологическому воспитанию дошкольников способствует развитию основ чувства гордости за свою Родину, российский народ, историю России, толерантного отношения к разнообразию народов, приобщению к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, формированию патриотических чувств.

 Чувство Родины у ребенка начинается с любви к самым близким людям – отцу, матери, бабушке, дедушке. И родной дом, двор, где он не раз гулял, и вид из окна квартир и детский сад, где он получает радость от общения со сверстниками, и родная природа – все это Родина. Сколько открытий делает ежедневно ребенок. И хотя многие его впечатления еще им не осознанны, все начинается с восхищением тем, что видит перед собой маленький человек.

     Очень важным для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Знание истории необходимо для формирования гражданской позиции растущего человека, воспитания любви к «малой» Родине и Отечеству, гордости за людей, трудами и талантами которых славна Россия, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.

Исследования педагогов, психологов показали, что наиболее эффективным средством патриотического воспитания дошкольников является применение в учебно-воспитательном процессе ДОУ местного краеведческого и экологического материала, так как данные сведения более близки и понятны детям и вызывают у них познавательный интерес.

Осознание значимости проблемы развития познавательного интереса и воспитания любви к Родному краю, его природе побудило меня  к проведению углубленной эколого-краеведческой  работы, основной целью которой является: приобщение детей к историческим и духовным ценностям родного края, воспитание уважения к культурным и национальным традициям, формирование поисковой мотивации краеведческой деятельности.

Для достижения этих целей поставлены следующие задачи:

  • сформировать у детей гражданственность, чувство любви и гордости к родине на основе изучения истории, природы родного края;
  • спроектировать культурно-образовательную среду в ДОУ;
  • ориентировать родителей на нравственно-патриотическое воспитание детей  в семье.

Для решения поставленных задач были выбраны следующие направления эколого-краеведческой работы:

  1. Ознакомление дошкольников с окружающей природой:
  • животный мир;
  • растительный мир;
  • полезные ископаемые;
  • водные объекты.
  1. Ознакомление с особенностями своего города:
  • мой детский сад и район, где я живу;
  • история города Россоши;
  • улицы родного города;
  • символика;
  • промышленность (о труде людей).
  1. Ознакомление с культурой и искусством родного края:
  • кто прославил родной край;
  • народное искусство, фольклор, архитектура, художественные промыслы.

Важным условием успеха в эколого-краеведческом образовании детей дошкольного возраста является понимание значимости проблемы и необходимости содержательного педагогического сотрудничества и эффективного взаимодействия с семьей. Успех в воспитании патриотических чувств у дошкольников может быть достигнут только в том случае, если сам воспитатель будет знать историю своего города, своей страны. И прежде чем учить детей, необходимо научиться самому, уметь преподнести материал доходчиво, понятно, увлекательно.

Как показывает практика, наиболее запоминающимися и эффективными являются такие формы и методы работы, где дети сами являются активными участниками, где широко применяется наглядность, поэтому в системе патриотического воспитания использую разные виды детской деятельности, провожу мероприятия эколого-краеведческого характера:

  • Во время экскурсий  использую коллективные формы организации детей.
  • В ходе непосредственной образовательной деятельности дети «проживают»  определённую тематическую, историческую ситуацию или целый исторический период. НОД («Моё имя, его значение», «В этом доме я живу», «Как жили наши предки»).
  • Провожу  экскурсии  на рабочее место родителей для ознакомления со спецификой труда людей, в сквер, парк в разное время года.
  • При проведении ролевых игр дети берут на себя роли всех членов семьи, участвуют в игре-драматизации, театрализации, игре-путешествии, в подвижных старинных детских играх.
  • Групповые и индивидуальные формы работы использую в рамках совместной деятельности. Это и совместная сюжетная игра, рисование, лепка, рассматривание иллюстраций, репродукций, чтения книг и слушания музыки.
  • При реализации  парциальной программы использую показ диафильмов, видеофильмов «Моя Россошь», «Православные памятники земли россошанской», ауди фонотеку музыкальных произведений: классической, русской народной; видео фонотеку литературных произведений для детей, познавательные фильмы о природе родного края, традициях народа.

 Мною были оформлены наглядные пособия.

-         альбомы «Наша семья», «Улицы города Россошь», «Мой город», «Наш детский сад», «Моя Россия»;

-         папки-передвижки с иллюстрациями «Природа родного края», «Я живу в Россоши» и др.

-         картинки и иллюстрации «Труд взрослых», «Дети, живущие в других городах».

-         Флаг, герб и символика города Россоши, России.

Не менее важным условием работы по патриотическому воспитанию дошкольников является тесная связь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Много лет в детском саду функционирует родительский клуб «Здоровая семья – здоровый ребенок», приоритетным направлением работы которого является объединение усилий ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития ребенка. В работе с семьей организуем проектную деятельность. В ДОУ проводится презентация совместных (родители – дети – педагоги) проектов: «Моя семья», «Профессии», «Наши имена», «Где мы родились», «Когда мы родились».

Воспитание любви к родному краю неразрывно связано с бережным отношением к природе. Избежать однообразия в работе помогают нетрадиционные формы. Это выставки поделок из природного материала, участие в акциях милосердия, природоохранных акциях (озеленение участков детского сада, акция «Братья наши меньшие»), походы к реке, участие в праздниках природы. Вся эта работа учит не только чуткости, доброте, отзывчивости, но и развивает познавательные способности детей, учит понимать и любить природу малой Родины.

Культурно-образовательная среда ДОУ состоит из двух блоков: макро – и микросреды, каждый из которых включает несколько компонентов. Центральным звеном в макросреде ДОУ по знакомству с родным краем является Центр краеведения, включающий материал о городе Иркутске, Иркутской области. Содержание отражено фотографиями, макетами, альбомами и специальной литературой. Помимо этого имеются карты, схемы, модели, символы, буклеты, которые помогают детям лучше усвоить материал. Материал включает как сведения об историческом прошлом, так и о современном культурном облике Сибирского региона.

Таким образом, созданные условия выступают социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной картины мира, воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей малой Родине. Накопление дошкольниками социального опыта жизни в своем городе, регионе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в процессе краеведческой работы

Детство – каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало прежде всего,познанием человека и Отечества, их красоты и величия.В.А. Сухомлинский.В настоящее время идея воспитания па...

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

Важность патриотического воспитания. Экологическая работа как одно из средств воспитания патриотизма....

Презентация Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого-краеведческой работы.

Презентация создана на основе проводимой патриотической работы в группе....

ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА О РОДНОМ ГОРОДЕ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС ДО.

Эта статья направлена на формирование патриотического воспитания дошкольников через изучение краеведческого материала о родном городе....

Патриотическое воспитание дошкольников через организацию краеведческой работы

Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Одной из важнейших задач современности является формирование понятия Родина, Отечество, О...

Патриотическое воспитание дошкольников через организацию кружковой работы в образовательном пространстве дошкольного учреждения.

Обобщение опыта работы по организации кружковой работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников....