Патриотическое воспитание дошкольников через организацию краеведческой работы
консультация (подготовительная группа) на тему

Елизарова Наталья Михайловна

Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Одной из важнейших задач современности является формирование понятия Родина, Отечество, Отчизна. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Елизарова Н. М.,

Колесникова О.А.,

воспитатели

МАДОУ «Центр развития ребёнка –

 детский сад №33 «Радуга»

г. Губкин

                                                                                                                          Белгородская область

Патриотическое воспитание дошкольников через организацию краеведческой работы.

     Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, опору его жизнеспособности, одно из первостепенных условий эффективности функционирования всей системы социальных и государственных институтов. Усвоение ценностей и норм жизни, утвердившихся в обществе, - объективный, но не стихийный процесс. Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Одной из важнейших задач современности является формирование понятия Родина, Отечество, Отчизна. Родина включает в себя все многообразие социальных и природных факторов, которые мы называем понятиями семья, микрорайон или деревня, город или район. По мере своего развития каждый из нас постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу, народу. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России. Как невозможно научить любви к родителям одними призывами, так невозможно воспитать гражданина из ребенка, изучавшего большую Родину только по книгам. Патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с родной природой, широком знакомстве с социальными условиями жизни народа.  И это чувство, любви к Родине нужно воспитывать с детства.

Однако не каждый человек обладает таким чувством. К сожалению, данная проблема все больше начинает проникать в наше российское общество.

  Родина – одно из основных понятий, представление о которых следует давать детям с дошкольного возраста. Воспитание патриотических чувств у детей мы осуществляем не только во время непосредственной  образовательной деятельности, но и в повседневной жизни, что способствует обогащению детского развития, а также формированию познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности в соответствии с ФГОС.

  Сущность патриотического воспитания дошкольников в том, чтобы воспитать их духовно богатыми личностями, честными, совестливыми, милосердными, сострадательными, верящими в добро, готовыми всегда прийти на помощь нуждающимся.

    Беседы с детьми о легендарных героях войны и труда, знаменитых земляках о родном крае, природе, чтение книг на патриотические темы, дидактические игры, утренники, посвященные «красным датам» календаря; экскурсии в краеведческий музей, к памятникам героям, погибшим в годы ВОВ, воинам, погибшим а Афганистане; по живописным местам родного края; встречи с героями Великой Отечественной войны, ветеранами труда, воинами российской армии, шествие в «Бессмертном полке» в день Победы с фотографией своего прадеда и, конечно личный пример воспитателя и родителей являются основой патриотического воспитания.

  Одним из эффективных средств формирования патриотического сознания и интенсивного включения юных российских граждан в общественную жизнь является краеведческая работа.

  Дошкольные учреждения это начало всех начал, первоначальный этап становления познавательного, эмоционального и деятельного отношения детей к окружающему миру. Маленькие дети любознательны, им все интересно, они все впитывают как губки, и мы воспитатели должны прививать своим подопечным сознательное отношение к родному краю с детства, прививать через изучение краеведения на занятиях и вне занятий, т.е. во время прогулок.

  Для дошкольных учреждений  в соответствии с ФГОС была разработана парциальная образовательная программа  Белгородоведение». Наш детский сад принимает активное участие в апробации этой программы. Курс «Белгородоведение» является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у дошкольников основ краеведческой культуры и способствует формированию высоких моральных качеств, таких как бережное отношение к природе, любовь к Родине, патриотизм, чувство гордости за свою Родину. Эта мысль прослеживается, как одна из главных задач нашей  дошкольной группы, воспитывать уважение к историческому прошлому нашей страны, любовь к Родине, начиная с малой родины. В этой связи, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с родным городом, селом, Белгородским краем.

 Краеведение помогает видеть красоту в природе, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. Изучение своего края исключительно, как в воспитательном, так и в познавательном отношении. В процессе познавательной активности дети получают жизненно необходимые знания. Знакомство с прошлым, настоящим и предполагаемым будущим своей малой родины, особенностями природы, экономических, политических, культурных и других условий способствует формированию у детей гражданского мировоззрении.

 Отличительная особенность данной программы состоит в её практической значимости: вовлечение детей и родителей в поисковую, исследовательскую деятельность; реализация индивидуального подхода; формирование и апробация блока диагностических методик, позволяющих управлять процессом становления краеведческой культуры дошкольников.

  Также важнейшим аспектом краеведения является его консолидирующая роль. Родной край - это не только географическое образование. Это, то общее, что объединяет людей разных национальностей в единую территориальную общность, делает его жителей представителями единого округа - горожанами, односельчанами. Краеведение способно формировать культуру межнациональных отношений, воспитывать терпимость и уважение к истории, традициям, обрядам, культуре, языку наций и народностей, проживающих в рамках или за пределами своих национально – территориальных образований.  

  Таким образом, краеведение является мощным и достаточно всеобъемлющим фактором патриотического и гражданского воспитания подрастающего поколения.

  Однако то, что краеведческая работа базируется не на абстрактных и отвлечённых фактах социальной и культурной жизни, а на близком, понятном, очевидном материале, к которому можно прикоснуться, ощутить свою личную сопричастность с "большой" и "малой" историей родной земли, делает краеведение очень доступным, сердечно-эмоциональным и образно-индивидуальным фактором формирования духовной, социально зрелой и гармонично развитой личности.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М: УЦ Перспектива, 2014. – 32 с.

2. Т.М.Стручаева,  Н.Д.Епанчинцева, О.А.Брыткова, Я.Н.Колесникова, В.В.Лепетюха.  Белгородоведение.   Парциальная программа для дошкольных образовательных организаций

3. Зеленова И. Н., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010. – 96 с.

4. «Звонница». Белгородский общественно – политический литературно – художественный и научный журнал №23, 2014г








По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

Важность патриотического воспитания. Экологическая работа как одно из средств воспитания патриотизма....

Презентация Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого-краеведческой работы.

Презентация создана на основе проводимой патриотической работы в группе....

Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого-краеведческой работы

Опыт работы ДОУ по эколого-краеведческой работе с целью приобщения детей к духовным ценностям родного края....

Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого-краеведческой работы

Мы живем в интересноее и сложное время, когда многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к прошлому и настоящему нашей Родины. Опора на красоту окружающего мира, культурны...

Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого-краеведческой работы

Организация эколого-краеведческой работы и ее роль в патриотическом воспитании дошкольников. Для педагогов ДОУ...

Патриотическое воспитание дошкольников через организацию кружковой работы в образовательном пространстве дошкольного учреждения.

Обобщение опыта работы по организации кружковой работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников....

Патриотическое воспитание дошкольников через организацию краеведческой работы

Дети совсем не знают прошлого и настоящего нашей малой Родины. Что когда-то жили, работали и праздновали наши предки, чем они занимались, о чем мечтали? Помочь разобраться в этих вопросах сегодня – з...