Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого-краеведческой работы
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему

Скобелева Алевтина Александровна

Мы живем в интересноее и сложное время, когда многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к прошлому и настоящему нашей Родины. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края - верный путь повышения качества воспитания и обучения . Основноая, вй целью которого является приобщение детей к историческим и духовным ценностям родного кроспитание и уважения к культурным и национальным традициям, формирование поисковой мотивации эколого-краеведческой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Скобелева Алевтина Александровна

МДОУ «Нуктужский детский сад «Колобок»

воспитатель

Патриотическое воспитание дошкольников

через организацию эколого-краеведческой работы

Мы живем в интересное и сложное время, когда многое заново открываем  и переоцениваем. В первую очередь это относится к прошлому и настоящему нашей малой Родины. Что заботило, радовало и тревожило наших предков, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали, пели, чем живем сегодня мы и, что передадим своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности, сохранить и приумножить богатство родного края.

Краеведение – социально значимое и необходимое направление работы с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой республики, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.

Наиболее эффективным средством патриотического воспитания дошкольников является применение в учебно-воспитательном процессе ДОУ местного краеведческого и экологического материала, так как данные сведения более близки и понятны детям и вызывают у них познавательный интерес.

Осознание значимости проблемы развития познавательного интереса и воспитания любви к Родному краю, его природе побудило коллектив МДОУ «Нуктужский детский садик «Колобок»» Звениговского района проведению углубленной эколого-краеведческой  работы, основной целью которой является: приобщение детей к историческим и духовным ценностям родного края, воспитание уважения к культурным и национальным традициям, формирование поисковой мотивации краеведческой деятельности.

Для достижения этих целей поставлены следующие задачи:

  • сформировать у детей гражданственность, чувство любви и гордости к родине на основе изучения истории, природы родного края;
  • спроектировать культурно-образовательную среду в ДОУ;
  • ориентировать родителей на нравственно-патриотическое воспитание детей  в семье.

Для решения поставленных задач были выбраны следующие направления эколого-краеведческой работы:

  1. Ознакомление дошкольников с окружающей природой:
  • животный мир «Фауна Марий Эл и Звениговского района;
  • растительный мир «Растительность нашей местности»;
  • водные объекты «В царстве Волги», «Большая и Малая Кокшага».
  1. Ознакомление с особенностями Звениговского района:
  • мой детский сад, деревня и  район, где я живу;
  • история Звенигово «Есть на Волге городок»;
  • символика Звениговского района;
  • знаменитые люди Звениговского района.
  1. Ознакомление с культурой и искусством родного края:
  • народное искусство, фольклор, архитектура, художественные промыслы «Люблю тебя, мой родной».

Важным условием успеха в эколого-краеведческом образовании детей дошкольного возраста является понимание всеми педагогами ДОУ значимости проблемы и необходимости содержательного педагогического сотрудничества и эффективного взаимодействия с семьей. Успех в воспитании патриотических чувств у дошкольников может быть достигнут только в том случае, если сам воспитатель будет знать историю своего города, своей страны. И прежде чем учить детей, необходимо научиться самому, уметь преподнести материал доходчиво, понятно, увлекательно.

Опираясь на теоретические положения и результаты анкетирования педагогов, в ДОУ разработаны циклы занятий «Краеведение» и «Экологический калейдоскоп». Такая форма работы позволила педагогам не только расширить свой кругозор, получить полезную и  интересную информацию об истории и природе нашего края, но и помогла реализовать поисковый, творческий потенциал воспитателей.

Как показывает практика, наиболее запоминающимися и эффективными являются такие формы и методы работы, где дети сами являются активными участниками, где широко применяется наглядность, поэтому в системе патриотического воспитания используем разные виды детской деятельности, проводим мероприятия эколого-краеведческого характера:

  • экскурсии и прогулки по деревне Нуктуж;
  • тематические занятия в библиотеке «Поэты и писатели земли Звениговской», «Этих лет не смолкнет слава…»).
  • игры (игры, игровые обучающие ситуации, игровые упражнения);
  • моделирование, конструирование;
  • изобразительное творчество;
  • работа с книгой;
  • досуги и развлечения.

Находкой в реализации поставленных целей стала поисковая работа. Дети совместно с родителями воспитателями собирали материал в альбомы «История земли Звениговской», «Участники ВОВ 1941-1945 гг.». Встречи с ветеранами труда, интересными людьми, художниками расширили представления о современном мире.

Не менее важным условием работы по патриотическому воспитанию дошкольников является тесная связь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Много лет в детском саду функционирует родительский клуб «Здоровая семья – здоровый ребенок», приоритетным направлением работы которого является объединение усилий ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития ребенка. В работе с семьей организуем проектную деятельность. В ДОУ проводится презентация совместных (родители – дети – педагоги) проектов: «Моя семья», «Профессии», «Наши имена», «Где мы родились», «Когда мы родились».

Воспитание любви к родному краю неразрывно связано с бережным отношением к природе. Избежать однообразия в работе помогают нетрадиционные формы. Это выставки поделок из природного материала, участие в акциях милосердия, природоохранных акциях (озеленение участков детского сада, акция «Братья наши меньшие»), походы к реке, участие в праздниках природы, проводимых в дошкольном учреждении. Вся эта работа учит не только чуткости, доброте, отзывчивости, но и развивает познавательные способности детей, учит понимать и любить природу малой Родины.

Культурно-образовательная среда ДОУ состоит из двух блоков: макро – и микросреды, каждый из которых включает несколько компонентов. Центральным звеном в макросреде ДОУ по знакомству с родным краем является Центр краеведения, включающий материал о Звениговском районе, Марий Эл. Содержание отражено фотографиями, макетами, альбомами и специальной литературой. Помимо этого имеются карты, схемы, модели, символы, буклеты, которые помогают детям лучше усвоить материал. Материал включает как сведения об историческом прошлом, так и о современном культурном облике республике.

Кроме основного Центра краеведения (макросреда) оформлены мини-центры краеведения в группах (микросреда). С учетом возрастных особенностей детей отобран наиболее актуальный для каждого возрастного периода объем материала: альбомы о ближайшем окружении, витрины по микрорайону «Достопримечательности родного района», коллекции семян, камней, гербарий «Лекарственные растения нашего края», витрины продукции нашей области; подобраны карты, схемы города, его герб и флаг. Элементом игровой среды является серия дидактических игр по ознакомлению с родным краем: «Дома бывают разные», «Дорожные знаки», «Собери герб и флаг», «Кто найдет дорогу к детскому саду» и др.

Хотелось бы также отметить сотрудничество с Звениговским районным краеведческим музеем. Сотрудники музея часто посещают наш детский сад с музейно-образовательными программами «Эх, лапти лопаточки», «Марийский национальный костюм», «Это вам не лаптем щи хлебать», «Куклы-обереги».

Таким образом, созданные условия выступают социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной картины мира, воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей малой Родине. Накопление дошкольниками социального опыта жизни в своем городе, регионе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.

Библиографический  список

1.Васильченко, Н.Р. Нравственно-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики / Н.Р.Васильченко. // Дошкольная педагогика. 2009. №5.  С.6-7.

2.Кокуева, Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе: Методическое пособие / Л.В.Кокуева. - М.: АРКТИ, 2005.

3.  Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М., 1999.

4.  Николаева, С.Н. Как приобщать ребенка к природе. Метод. матер. для работы с родителями учреждений. - М., 1993.

5.Шиленок, Т. Помощь педагогу в работе по экологическому воспитанию дошкольников / Т. Шиленок //Дошкольное воспитание. 1992. №8. С.13-14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

Важность патриотического воспитания. Экологическая работа как одно из средств воспитания патриотизма....

Презентация Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого-краеведческой работы.

Презентация создана на основе проводимой патриотической работы в группе....

Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого-краеведческой работы

Опыт работы ДОУ по эколого-краеведческой работе с целью приобщения детей к духовным ценностям родного края....

Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого-краеведческой работы

Организация эколого-краеведческой работы и ее роль в патриотическом воспитании дошкольников. Для педагогов ДОУ...

Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого – краеведческой работы

Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого – краеведческой работы...

Статья "Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого-краеведческой работы"

В статье представлен материал, как организовывать патриотическое воспитание через организацию эколого-краеведческой работы....

Тематический педсовет с элементами деловой игры: «Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого-краеведческой работы в условиях ФГОС ДО».

Цель: Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.Задачи:1.Систематизировать и закрепить знания педагогов об организации образовательн...