Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого-краеведческой работы
статья по окружающему миру (старшая группа) на тему
Мы живем в интересноее и сложное время, когда многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к прошлому и настоящему нашей Родины. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края - верный путь повышения качества воспитания и обучения . Основноая, вй целью которого является приобщение детей к историческим и духовным ценностям родного кроспитание и уважения к культурным и национальным традициям, формирование поисковой мотивации эколого-краеведческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья эколого-краеведческой деятельности | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Скобелева Алевтина Александровна
МДОУ «Нуктужский детский сад «Колобок»
воспитатель
Патриотическое воспитание дошкольников
через организацию эколого-краеведческой работы
Мы живем в интересное и сложное время, когда многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к прошлому и настоящему нашей малой Родины. Что заботило, радовало и тревожило наших предков, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали, пели, чем живем сегодня мы и, что передадим своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности, сохранить и приумножить богатство родного края.
Краеведение – социально значимое и необходимое направление работы с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой республики, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.
Наиболее эффективным средством патриотического воспитания дошкольников является применение в учебно-воспитательном процессе ДОУ местного краеведческого и экологического материала, так как данные сведения более близки и понятны детям и вызывают у них познавательный интерес.
Осознание значимости проблемы развития познавательного интереса и воспитания любви к Родному краю, его природе побудило коллектив МДОУ «Нуктужский детский садик «Колобок»» Звениговского района проведению углубленной эколого-краеведческой работы, основной целью которой является: приобщение детей к историческим и духовным ценностям родного края, воспитание уважения к культурным и национальным традициям, формирование поисковой мотивации краеведческой деятельности.
Для достижения этих целей поставлены следующие задачи:
- сформировать у детей гражданственность, чувство любви и гордости к родине на основе изучения истории, природы родного края;
- спроектировать культурно-образовательную среду в ДОУ;
- ориентировать родителей на нравственно-патриотическое воспитание детей в семье.
Для решения поставленных задач были выбраны следующие направления эколого-краеведческой работы:
- Ознакомление дошкольников с окружающей природой:
- животный мир «Фауна Марий Эл и Звениговского района;
- растительный мир «Растительность нашей местности»;
- водные объекты «В царстве Волги», «Большая и Малая Кокшага».
- Ознакомление с особенностями Звениговского района:
- мой детский сад, деревня и район, где я живу;
- история Звенигово «Есть на Волге городок»;
- символика Звениговского района;
- знаменитые люди Звениговского района.
- Ознакомление с культурой и искусством родного края:
- народное искусство, фольклор, архитектура, художественные промыслы «Люблю тебя, мой родной».
Важным условием успеха в эколого-краеведческом образовании детей дошкольного возраста является понимание всеми педагогами ДОУ значимости проблемы и необходимости содержательного педагогического сотрудничества и эффективного взаимодействия с семьей. Успех в воспитании патриотических чувств у дошкольников может быть достигнут только в том случае, если сам воспитатель будет знать историю своего города, своей страны. И прежде чем учить детей, необходимо научиться самому, уметь преподнести материал доходчиво, понятно, увлекательно.
Опираясь на теоретические положения и результаты анкетирования педагогов, в ДОУ разработаны циклы занятий «Краеведение» и «Экологический калейдоскоп». Такая форма работы позволила педагогам не только расширить свой кругозор, получить полезную и интересную информацию об истории и природе нашего края, но и помогла реализовать поисковый, творческий потенциал воспитателей.
Как показывает практика, наиболее запоминающимися и эффективными являются такие формы и методы работы, где дети сами являются активными участниками, где широко применяется наглядность, поэтому в системе патриотического воспитания используем разные виды детской деятельности, проводим мероприятия эколого-краеведческого характера:
- экскурсии и прогулки по деревне Нуктуж;
- тематические занятия в библиотеке «Поэты и писатели земли Звениговской», «Этих лет не смолкнет слава…»).
- игры (игры, игровые обучающие ситуации, игровые упражнения);
- моделирование, конструирование;
- изобразительное творчество;
- работа с книгой;
- досуги и развлечения.
Находкой в реализации поставленных целей стала поисковая работа. Дети совместно с родителями воспитателями собирали материал в альбомы «История земли Звениговской», «Участники ВОВ 1941-1945 гг.». Встречи с ветеранами труда, интересными людьми, художниками расширили представления о современном мире.
Не менее важным условием работы по патриотическому воспитанию дошкольников является тесная связь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Много лет в детском саду функционирует родительский клуб «Здоровая семья – здоровый ребенок», приоритетным направлением работы которого является объединение усилий ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития ребенка. В работе с семьей организуем проектную деятельность. В ДОУ проводится презентация совместных (родители – дети – педагоги) проектов: «Моя семья», «Профессии», «Наши имена», «Где мы родились», «Когда мы родились».
Воспитание любви к родному краю неразрывно связано с бережным отношением к природе. Избежать однообразия в работе помогают нетрадиционные формы. Это выставки поделок из природного материала, участие в акциях милосердия, природоохранных акциях (озеленение участков детского сада, акция «Братья наши меньшие»), походы к реке, участие в праздниках природы, проводимых в дошкольном учреждении. Вся эта работа учит не только чуткости, доброте, отзывчивости, но и развивает познавательные способности детей, учит понимать и любить природу малой Родины.
Культурно-образовательная среда ДОУ состоит из двух блоков: макро – и микросреды, каждый из которых включает несколько компонентов. Центральным звеном в макросреде ДОУ по знакомству с родным краем является Центр краеведения, включающий материал о Звениговском районе, Марий Эл. Содержание отражено фотографиями, макетами, альбомами и специальной литературой. Помимо этого имеются карты, схемы, модели, символы, буклеты, которые помогают детям лучше усвоить материал. Материал включает как сведения об историческом прошлом, так и о современном культурном облике республике.
Кроме основного Центра краеведения (макросреда) оформлены мини-центры краеведения в группах (микросреда). С учетом возрастных особенностей детей отобран наиболее актуальный для каждого возрастного периода объем материала: альбомы о ближайшем окружении, витрины по микрорайону «Достопримечательности родного района», коллекции семян, камней, гербарий «Лекарственные растения нашего края», витрины продукции нашей области; подобраны карты, схемы города, его герб и флаг. Элементом игровой среды является серия дидактических игр по ознакомлению с родным краем: «Дома бывают разные», «Дорожные знаки», «Собери герб и флаг», «Кто найдет дорогу к детскому саду» и др.
Хотелось бы также отметить сотрудничество с Звениговским районным краеведческим музеем. Сотрудники музея часто посещают наш детский сад с музейно-образовательными программами «Эх, лапти лопаточки», «Марийский национальный костюм», «Это вам не лаптем щи хлебать», «Куклы-обереги».
Таким образом, созданные условия выступают социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной картины мира, воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей малой Родине. Накопление дошкольниками социального опыта жизни в своем городе, регионе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Библиографический список
1.Васильченко, Н.Р. Нравственно-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики / Н.Р.Васильченко. // Дошкольная педагогика. 2009. №5. С.6-7.
2.Кокуева, Л.В. Воспитание дошкольников через приобщение к природе: Методическое пособие / Л.В.Кокуева. - М.: АРКТИ, 2005.
3. Николаева, С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М., 1999.
4. Николаева, С.Н. Как приобщать ребенка к природе. Метод. матер. для работы с родителями учреждений. - М., 1993.
5.Шиленок, Т. Помощь педагогу в работе по экологическому воспитанию дошкольников / Т. Шиленок //Дошкольное воспитание. 1992. №8. С.13-14.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.
Важность патриотического воспитания. Экологическая работа как одно из средств воспитания патриотизма....
Презентация Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого-краеведческой работы.
Презентация создана на основе проводимой патриотической работы в группе....
Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого-краеведческой работы
Опыт работы ДОУ по эколого-краеведческой работе с целью приобщения детей к духовным ценностям родного края....
Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого-краеведческой работы
Организация эколого-краеведческой работы и ее роль в патриотическом воспитании дошкольников. Для педагогов ДОУ...
Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого – краеведческой работы
Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого – краеведческой работы...
Статья "Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого-краеведческой работы"
В статье представлен материал, как организовывать патриотическое воспитание через организацию эколого-краеведческой работы....
Тематический педсовет с элементами деловой игры: «Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого-краеведческой работы в условиях ФГОС ДО».
Цель: Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.Задачи:1.Систематизировать и закрепить знания педагогов об организации образовательн...