Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого-краеведческой работы
статья на тему

Опыт работы ДОУ по эколого-краеведческой работе с целью приобщения детей к духовным ценностям родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon patrioticheskoe_vospitanie_doshkolnikov.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Захарченко Т.В., Фурман Г.И.

«МДОУ детский сад № 133 г. Иркутска»

Мы живем в интересное и сложное время, когда многое заново открываем  и переоцениваем. В первую очередь это относится к прошлому и настоящему нашей малой Родины. Что заботило, радовало и тревожило наших предков, чем они занимались, как трудились, о чем мечтали, рассказывали, пели, чем живем сегодня мы и, что передадим своим детям и внукам? Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности, сохранить и приумножить богатство родного края.

Краеведение – социально значимое и необходимое направление работы с детьми. Его значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей, природой региона, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.

Исследования педагогов, психологов (В.Д. Колесников, В.И. Гарбузов, С.А. Козлова, М.В. Муратов, Л.А. Мишарина, В.А. Горбунова  и др.) показали, что наиболее эффективным средством патриотического воспитания дошкольников является применение в учебно-воспитательном процессе ДОУ местного краеведческого и экологического материала, так как данные сведения более близки и понятны детям и вызывают у них познавательный интерес.

Осознание значимости проблемы развития познавательного интереса и воспитания любви к Родному краю, его природе побудило коллектив детского сада № 133 к проведению углубленной эколого-краеведческой  работы, основной целью которой является: приобщение детей к историческим и духовным ценностям родного края, воспитание уважения к культурным и национальным традициям, формирование поисковой мотивации краеведческой деятельности.

Для достижения этих целей поставлены следующие задачи:

  • сформировать у детей гражданственность, чувство любви и гордости к родине на основе изучения истории, природы родного края;
  • спроектировать культурно-образовательную среду в ДОУ;
  • ориентировать родителей на нравственно-патриотическое воспитание детей  в семье.

Для решения поставленных задач были выбраны следующие направления эколого-краеведческой работы:

  1. Ознакомление дошкольников с окружающей природой:
  • животный мир;
  • растительный мир;
  • полезные ископаемые;
  • водные объекты.
  1. Ознакомление с особенностями своего города:
  • мой детский сад и район, где я живу;
  • история города Иркутска;
  • улицы родного города;
  • символика;
  • промышленность (о труде людей).
  1. Ознакомление с культурой и искусством родного края:
  • кто прославил родной край;
  • народное искусство, фольклор, архитектура, художественные промыслы.

Важным условием успеха в эколого-краеведческом образовании детей дошкольного возраста является понимание всеми педагогами ДОУ значимости проблемы и необходимости содержательного педагогического сотрудничества и эффективного взаимодействия с семьей. Успех в воспитании патриотических чувств у дошкольников может быть достигнут только в том случае, если сам воспитатель будет знать историю своего города, своей страны. И прежде чем учить детей, необходимо научиться самому, уметь преподнести материал доходчиво, понятно, увлекательно.

Опираясь на теоретические положения и результаты анкетирования педагогов, в ДОУ разработаны циклы семинаров-практикумов «Краеведение» и «Экологический калейдоскоп». Такая форма работы позволила педагогам не только расширить свой кругозор, получить полезную и  интересную информацию об истории и природе нашего края, но и помогла реализовать поисковый, творческий потенциал воспитателей. Итогом семинарских занятий стали выставки дидактических игр по патриотическому воспитанию, костюмов народов Сибири, предметов быта и декоративно-прикладного искусства мастеров Иркутской области, кукол в национальных костюмах, а также  презентация макетов (детского сада, достопримечательностей г. Иркутска, русской избы, бурятской юрты, оз. Байкал и др.).  Обобщен опыт работы по темам: «Нравственно-патриотическое воспитание детей через ознакомление с материальной и духовной культурой наших предков – славян», «Формирование экологических представлений и гуманно-ценностного отношения к природе в процессе ознакомления с растительным и животным миром Прибайкалья».

Как показывает практика, наиболее запоминающимися и эффективными являются такие формы и методы работы, где дети сами являются активными участниками, где широко применяется наглядность, поэтому в системе патриотического воспитания используем разные виды детской деятельности, проводим мероприятия эколого-краеведческого характера:

  • экскурсии и прогулки (экскурсия в музейно-выставочный зал Краеведческого музея, «По улицам города», «Наш микрорайон», «Вечный огонь», экскурсия к Дому офицеров на выставку военной техники);
  • тематические занятия в Центральной детской библиотеке «Поэты и писатели земли Иркутской», «Этих лет не смолкнет слава…», «Природа Сибири в книгах детских писателей»).
  • игры (игры, игровые обучающие ситуации, игровые упражнения);
  • моделирование, конструирование;
  • изобразительное творчество;
  • работа с книгой;
  • досуги и развлечения.

Находкой в реализации поставленных целей стала поисковая работа. Дети совместно с родителями воспитателями собирали материал в альбомы «История земли Иркутской», «Байкал – жемчужина Сибири», публиковали статьи о своих находках в газете детского сада «Дошколенок». Встречи с ветеранами труда, интересными людьми, художниками расширили представления о современном мире.

Не менее важным условием работы по патриотическому воспитанию дошкольников является тесная связь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. Много лет в детском саду функционирует родительский клуб «Здоровая семья – здоровый ребенок», приоритетным направлением работы которого является объединение усилий ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития ребенка. В работе с семьей организуем проектную деятельность. В ДОУ проводится презентация совместных (родители – дети – педагоги) проектов: «Моя семья», «Профессии», «Наши имена», «Где мы родились», «Когда мы родились».

Воспитание любви к родному краю неразрывно связано с бережным отношением к природе. Избежать однообразия в работе помогают нетрадиционные формы. Это выставки поделок из природного материала, участие в акциях милосердия, природоохранных акциях (озеленение участков детского сада, акция «Братья наши меньшие»), походы к реке, участие в праздниках природы, проводимых в дошкольном учреждении, а так же педагогами начальной школы («День земли», «День воды»). Вся эта работа учит не только чуткости, доброте, отзывчивости, но и развивает познавательные способности детей, учит понимать и любить природу малой Родины.

Культурно-образовательная среда ДОУ состоит из двух блоков: макро – и микросреды, каждый из которых включает несколько компонентов. Центральным звеном в макросреде ДОУ по знакомству с родным краем является Центр краеведения, включающий материал о городе Иркутске, Иркутской области. Содержание отражено фотографиями, макетами, альбомами и специальной литературой. Помимо этого имеются карты, схемы, модели, символы, буклеты, которые помогают детям лучше усвоить материал. Материал включает как сведения об историческом прошлом, так и о современном культурном облике Сибирского региона.

Кроме основного Центра краеведения (макросреда) оформлены мини-центры краеведения в группах (микросреда). С учетом возрастных особенностей детей отобран наиболее актуальный для каждого возрастного периода объем материала: альбомы о ближайшем окружении, витрины по микрорайону «Достопримечательности родного города», коллекции семян, камней, гербарий «Лекарственные растения нашего края», витрины продукции нашей области; подобраны карты, схемы города, его герб и флаг. Элементом игровой среды является серия дидактических игр по ознакомлению с родным краем: «Дома бывают разные», «Дорожные знаки», «Собери герб и флаг», «Кто найдет дорогу к детскому саду» и др.

Таким образом, созданные условия выступают социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной картины мира, воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей малой Родине. Накопление дошкольниками социального опыта жизни в своем городе, регионе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

Важность патриотического воспитания. Экологическая работа как одно из средств воспитания патриотизма....

Презентация Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого-краеведческой работы.

Презентация создана на основе проводимой патриотической работы в группе....

Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого-краеведческой работы

Мы живем в интересноее и сложное время, когда многое заново открываем и переоцениваем. В первую очередь это относится к прошлому и настоящему нашей Родины. Опора на красоту окружающего мира, культурны...

Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого-краеведческой работы

Организация эколого-краеведческой работы и ее роль в патриотическом воспитании дошкольников. Для педагогов ДОУ...

Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого – краеведческой работы

Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого – краеведческой работы...

Статья "Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого-краеведческой работы"

В статье представлен материал, как организовывать патриотическое воспитание через организацию эколого-краеведческой работы....

Тематический педсовет с элементами деловой игры: «Патриотическое воспитание дошкольников через организацию эколого-краеведческой работы в условиях ФГОС ДО».

Цель: Повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.Задачи:1.Систематизировать и закрепить знания педагогов об организации образовательн...