Главные вкладки

    План работы по теме самообразования "Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству."
    консультация (младшая группа)

    Вильданова Мария Александровна

    консультации по теме самообразования

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл plan_raboty_po_teme_samoobrazovaniya.docx26.8 КБ

    Предварительный просмотр:

    План работы по теме самообразования

    "Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству."

    Выполнила: воспитатель 1 кв.к

                         Вильданова . М.А.

     Тема: Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству.


    Цель работы по самообразованию: расширить знания о стадиях развития игровой деятельности детей.

    Актуальность темы

    Ознакомление с предметным миром, со свойствами и качествами предметов, овладение способами действий с ними, способность целенаправленно действовать с предметами в соответствии с их назначением - основная функция игровой деятельности ребёнка. Отражение своих знаний о социальном мире, о людях - взрослых и детях, об их взаимоотношениях, способах поведения в различных ситуациях - типично для игры дошкольников.

    Сюжетно-ролевые игры - бесконечно разнообразные по сюжету, характеру ролевых взаимоотношений и степени обобщённости отображаемых событий - наиболее значимы для социального развития ребёнка, понимания им жизни общества и своего места в нём. Но сюжетно-ролевые игры не могут возникнуть спонтанно, ни на чём не основываясь. Определённо существует преемственность стадий развития игровой деятельности ребёнка, постепенное совершенствование способов игрового отображения действительности.

    Данные педагогических исследований подчёркивают необходимость специального педагогического воздействия для обеспечения правильного и своевременного развития игры. При этом выбор методов педагогического влияния на формирование игровой деятельности должен учитывать возрастные особенности детей, их их физическое, психическое развитие, способности, умения, индивидуальные качества.

    В настоящее время замечается некоторое снижение уровня сюжетно-ролевой игры дошкольников. Игра дошкольников всё чаще по различным причинам не достигает высокого уровня развития - сюжетно-ролевой игры, и всё реже отображает те или иные социальные отношения между людьми. Развитие игровой деятельности нередко задерживается на стадии сюжетно-отобразительной игры, свойственной концу раннего возраста. Игровая деятельность при этом остаётся в достаточной мере предметной, лишь количественно отличаясь от игры детей третьего года жизни, и представляет собой часто просто "возню" с игрушками и предметами оборудования. Такая деятельность порою лишь формально подчинена какому-то социальному сюжету, а на первый план для ребёнка выступают действия с предметами. 

    Но если предметно-практическая деятельность остаётся превалирующей, то отображение социальных отношений в игре задерживается. Ребёнок начинает "застревать" на предметно-практической деятельности, и она начинает тормозить зарождающуюся сюжетно-ролевую игру.

    Обобщая вышесказанное, следует сделать вывод: ребёнку нужно помочь перейти к сюжетно-ролевой игре. В период смены ведущей деятельности педагог должен прийти ребёнку на помощь. Психолого-педагогическое внимательное воздействие облегчит малышу становление и развитие игры с социальным содержанием, а значит и дальнейшее познание социального мира и способов поведения в нём.

    Информационно-аналитический этап работы над темой самообразования:

    1. Изучение методической литературы по теме:

    • Богачкина Н.А., Молодцова Е.Е., Огурцова Л.А., Петровская В.Н., Ткаченко И.В. "Ролевые игры для детей"
    • Кураев Г.А., Пожарская Е.Н. "Возрастная психология: курс лекций"
    • Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Пронина Н.Ф. "Возрастная и педагогическая психология"
    • Сапогова Е.Е. "Психология развития человека"
    • Эльконин Д.Б. "Психология игры"

    2. Изучение педагогического опыта.

    Представление опыта работы:

    Консультация для родителей на тему: "Взрослые, дети, игра"

    В настоящее время не подвергается сомнению представление о детской игре как особом средстве передачи детям общественного опыта, средстве, стихийно возникшем, а затем специально культивируемом обществом. 
    Принято выделять два основных типа игры: сюжетно-ролевая и игра с правилами (дидактические, т.е. обучающие и подвижные). Во всех этих видах игр используется игровой материал.

    Игрушка с самого раннего детства предоставлена в самостоятельное пользование ребёнка. Когда ребёнок совершает какие-то действия с игрушкой, у неискушённого наблюдателя складывается впечатление, что он играет. Но это не означает, что он играет: он совершает отдельные игровые действия вне сюжетного контекста, т.е. осуществляет лишь отдельные фрагменты целостной игровой деятельности.
    В настоящее время нарушается передача игровой культуры от поколения к поколению. Это связано прежде всего с тем, что группы в детских садах в основном одновозрастные, а из этого вытекают последствия: не осуществляется передача сюжетов, правил игр от старших детей младшим; семьи в большинстве своём малочисленны;  старшие дети в семье обычно чересчур заняты, "заорганизованны"; родители в силу занятости, или неумения, или непонимания того, какое значение имеет для ребёнка игровая деятельность, редко играют с детьми. Так вот в такой ситуации, когда нарушается передача игровой культуры от поколения к поколению, ослабляются игровые связи, начинают исчезать традиционные сюжеты и правила игры и средством для игры остаётся лишь игрушка, не способная к сожалению заменить живое общение, познание взаимоотношений.
    Сюжетно-ролевая игра - это особая деятельность детей, специфика которой носит условный, замещающий характер по отношению к серьёзной, настоящей деятельности. В ней дети воссоздают окружающий их мир, действия и отношения людей, события.  Воссоздание - оно осуществляется за счёт игровых действий, игровых ролей, игровой (предметной) ситуации - позволяет детям реализовать сюжетное событие, определяющее смысловой контекст игры.

    Сюжет представляет собой или развёрнутое описание событий, происходящих с какими-то персонажами, ситуаций, в которые они попадают, отношений, в которые они вступают (такими сюжетами могут выступать сказки, рассказы), или свёрнутое описание, обозначающее лишь тему игры, основных персонажей, действия и отношения которых воспроизводятся в процессе (игра в "дочки-матери"), ситуацию, в которой развёртывается событие (игра в "больницу", "магазин").

    Традиционные игры передаются детям в общении с близкими взрослыми уже в раннем детстве. Мать (или другой близкий взрослый), желая позабавить ребёнка, вызвать его активность, рассказывает ему несложные ритмичные сюжетные тексты типа "Сорока-белобока", "Коза рогатая". При этом она не просто рассказывает, но и показывает несложные действия по ходу рассказывания, подкрепляя действия соответствующей интонацией, мимикой. Общаясь таким образом с ребёнком, взрослый ведёт игру как целостную деятельность, включающую и персонажи, и действия, и события, т.е. переводит традиционный сюжет в процесс игры.

    Первоначально играет взрослый, ребёнок участвует как зритель; его участие выражается лишь в повторении отдельных, очень простых действий. Постепенно взрослый увеличивает меру участия малыша. По мере того, как ребёнок овладевает способами игровой деятельности, взрослый начинает организовывать его самостоятельную игру, а сам всё чаще и чаще отстраняется от совместной деятельности. Малыш попадает в мир игрушек, в мир играющих детей. Иными словами, он переходит от узкой, семейной игровой традиции к игровым традициям, задаваемым  воспитателями детского сада, дворовой группой  и т.д.

    Какие сюжетно-ролевые игры можно организовать дома?

    От фантазии, творческого потенциала родителей будет зависеть разнообразие игр в семье: кто-то с увлечением займётся строительством космического корабля, кто станет доктором и примется лечить игрушки, а кто-то поиграет с ребёнком в магазин, в библиотеку. Таким образом родители познакомят детей с миром ситуаций, встречающихся в повседневной жизни, разовьют воображение ребёнка, а также у детей появится возможность примерить на себя роль взрослого.

    Сколько времени нужно уделять  игре?

    Каждый ребёнок индивидуален, поэтому временных ограничителей для проведения игры нет. Как правило,  любой родитель способен понять, в какой момент ребёнку наскучила игра и тогда нет смысла продолжать её дальше. 

    Роль родителей в игре

    Самое очевидное влияние взрослого на сюжетно-ролевую игру это её зарождение, когда родитель имеет возможность показать как и во что можно играть. Учитывая то, что ребёнок склонен к подражанию, то давая направление сюжетно-ролевой игре, взрослый получает в руки мощный инструмент влияния на будущие наклонности ребёнка, таким образом его воспитывая.

    Родителям стоит запомнить три правила, действующие при организации игр:

    1. Игра не должна строиться на принуждении.

    2. Игра - творческий процесс, не надо загонять ребёнка в жёсткие рамки.

    3. Старайтесь, чтобы игра имела развитие.

    Умение начать игру также важно, как и умение прекратить, или перевести

    другое русло.

    Если вы замечаете, что ребенок уже несколько недель играет в одну и ту же ролевую игру, например, в магазин, при этом игра не имеет развития, и он прокручивает одни и те же сюжеты - пора вмешиваться. Для начала необходимо помочь развить игру, изменить игровую ситуацию, добавить, например, новых героев. Можно стать директором магазина, и объявить о том, что в магазине открывается новый отдел, в котором будут продаваться свежие хлебобулочные изделия. Предложите ребёнку начать выпекать хлеб, булочки, пирожные. Так вы вовлечёте ребёнка в другую ситуацию.

    Постоянное присутствие взрослого, когда ребенок охотится за пиратами вовсе не обязательно. Ребенок должен учиться развивать свою фантазию и логическое мышление самостоятельно. Взрослый – это наблюдатель, который способен изменить или исправить ситуацию. Взрослый – это могущественный, но второстепенный герой ролевых игр по сравнению с ребенком, который непременно - главный герой.

    Разумно вмешаться взрослому, когда игра приобретает жестокий сюжет, герои превращаются в злодеев. При этом не спешите остановить игру, а лучше  вспомните, насколько хорошо вы  объяснили своему чаду понятия добра и зла, хорошего и плохого? Возможно стоит повторить урок, и предотвратить возникновение подобных игр? Также родителям следует повнимательнее приглядеться к "чудищу", в которого превращается ребёнок. Может оно окажется добрейшим существом, не представляющим никаких опасений. В современных мультфильмах внешний образ обманчив. Поэтому старайтесь контролировать литературу и зрелища, которые получает ваш ребёнок. И если уж он ни дня не может прожить без какого-нибудь сомнительного мультика, посмотрите его вместе с малышом. Ваши отрывочные замечания по поводу поведения героев наверняка запомнятся. Если очевидно, что ребенок сознательно играет в жестокую и злую игру, дайте ему выговориться, может это – скопившаяся агрессия и ей необходим выход. Подумайте над её природой. Затем заинтересуйте ребенка новой интересной игрой. Помогите плохим героям превратиться в хороших.

    Консультация для воспитателей на тему: "Почему ребёнок играет?"

    Представление взрослых о счастливом детстве связывается с образом играющих детей. Почему детство всегда ассоциируется с игрой? Что значит игра для самого ребёнка и что такое детская игра для взрослых - родителей, воспитателей? 
    Для ребёнка игра - это его относительно независимая, самостоятельная деятельность, в которой он может реализовать свои желания и интересы, игра - способ его самореализации и  самовыражения. В игре ребёнок таков, каким ему хочется быть, в игре ребёнок там - где ему хочется быть, он участник интересных и увлекательных событий. У каждого ребёнка - свой мир игры. Но когда он попадает в общество сверстников, он открывает для себя "миры" других детей. Для ребёнка бывает трудно понять и принять мир другого, раскрыть для него свой мир. По данным известного швейцарского психолога Жана Пиаже, способность передавать какое-либо новое содержание в доступной для понимания другого ребёнка форме появляется у детей лишь к семи годам. До этого возраста взаимопонимание детей основывается на уже известных им общих содержаниях. Такими общими содержаниями для малышей являются традиционные сюжеты детских игр. Дети всего мира играют в "дочки-матери", в "школу", в "больницу" и т.п. К этим традиционным сюжетам ребёнок приобщается через родителей и других взрослых, старших детей с самого раннего детства.

    Вообще, игра со старшими или взрослыми или взрослыми для ребёнка гораздо легче, чем игра со сверстниками. Ведь если и нужно что-то объяснить, достаточно намёка, реплики - взрослый всё поймёт с полуслова. Для маленького ребёнка он "универсальный пониматель". Поэтому игра со старшими - необходимый этап для перехода к игре со сверстниками.
    Первое время дети из-за взаимного непонимания льют море слёз, обижаются друг на друга. Совместная игра разлаживается, но играть поодиночке скучно. И дети, объединяясь вновь, уже стараются удержать друг друга, налаживают игру, пусть простую и нехитрую, но совместную. Построив сюжет, они сохраняют его, и до поры до времени он многократно повторяется. И эти повторения одной игры уже вызваны не только желанием "остановить время", повторить какое-то событие, но и стремлением повторить удовольствие от общения со сверстниками.

    Дети растут, набираются опыта, и их совместная игра начинает протекать гораздо слаженнее. Она не ограничивается уже разыгрыванием традиционных, известным всем играющим сюжетов, а представляет собой конструирование новых сюжетов - построение общего мира играющих детей. Такое построение связано с использованием детьми особого языка игры - жестов, мимики, действий с предметами-игрушками, т.е. языка, который компенсирует детям недостаточное владение словесными средствами общения. Эти дополнительные средства и позволяют достигать детям взаимопонимания в игре - раскрывать свой замысел игры другому, вбирать в свою игру замысел другого.

    Игровые действия могут носить существенно различный характер. Например, куклу в игре можно кормить по-разному. Можно просто подносить ложку ко рту куклы, а можно подробно изображать этот процесс - зачерпывать еду из тарелки, подносить ложку ко рту куклы, опрокидывать её в рот и т.п. В первом случае действие носит обобщённый, свёрнутый характер по сравнению  с реальным действием, во втором - оно является более подробной и точной его копией. 

    По форме игровое действие тоже может быть разным: это действие с предметом (игрушкой), или действие с воображаемым предметом, или действие-слово. Например, ребёнок играющий в "доктора", делает уколы по-разному. Он может использовать игрушечный шприц и копировать действия врача, может только изображать действие при отсутствии подходящего предмета, а может и вовсе сказать: "Чик" Укол сделан!"

    Разумеется, чем разнообразнее способы выполнения игрового действия детей, тем более свободны они в игре.
    Итак, чем больше ребёнок имеет знаний, чем раньше он приобщается к игровой традиции и овладевает способами построения игры, тем более свободен он в своей игре.

    Исследование педагогов и психологов показали, что полноценная игра складывается очень медленно, если он стихийным порядком нащупывает и перенимает способы игрового поведения. Развитие игры происходит гораздо  быстрее, если взрослые (родители и воспитатели) специально, целенаправленно управляют этим процессом - формируют у детей игровую деятельность. 
    Какие же функции выполняет игра в развитии ребёнка?
    Основная функция игры заключается в том, что она является средством социализации ребёнка. Именно через игру происходит приобщение ребёнка на ранних этапах детства к культуре общества, исторически накопленному опыту деятельности, овладение им специфически человеческими формами поведения, способами действиями с предметами. 

    С этой наиболее широкой функцией игры связаны остальные её функции. В силу того что через игровую деятельность ребёнок овладевает общественно выработанным опытом действий и отношений, именно в ней возникают основные психические новообразования, происходит переход на новые уровни психического развития.
    Таким образом, игра - не пустое занятие. Воспитатели и родители должны развивать и поддерживать детскую игру не только для того, чтобы доставить максимум удовольствия ребёнку, но и для воспитания полноценной личности.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству (картотека)

    "Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству" (картотека)...

    Презентация "Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству".

    Овладение игровыми умениями в раннем возрасте (1,5-3 года). Дети 1,5 – 3 лет овладевают азами сюжетной игры – условным игровым действием, замещающим реальное действие с «настоящими» вещами. Условное д...

    «Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству».

    Ознакомление с предметным миром, со свойствами и качествами предметов, овладение способами действий с ними, способность целенаправленно действовать с предметами в соответствии с их назначением - основ...

    "Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству."

    quot;Игровая деятельность детей на этапе перехода от раннего к дошкольному детству."...