Игры со старшими дошкольниками: теория и практика
статья (старшая группа)

Бабкина Нина Александровна

Игра — одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольника в семье

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon babkina_igry_so_strashimi_doshkolnikami.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бабкина Н.А.,воспитатель

ГБДОУ детский сад №14 Василеостровского района

Санкт-Петербург

Игры со старшими дошкольниками: теория и практика

Игра — одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольника в семье .Игра ребенка имеет свои особенности. Эмоциональная сторона игры часто определяется отношением между ребенком и взрослыми. Эти отношения вызывают у ребенка желание подражать старшим членам семьи, их взаимоотношениям. Чем демократичнее отношения между членами семьи, тем ярче они проявляются в общении ребенка со взрослыми, переносятся им в игру. Общение, разнообразные жизненные ситуации создают условия для игровой деятельности ребенка, особенно для развития сюжетно-ролевых игр с бытовой тематикой, происходит нравственное воспитание ребенка. Педагоги в ДОУ и родители, в семье пытаются создать условия для игровой деятельности, но не всегда учитывают влияние игры на нравственное развитие ребенка. Непонимание нравственного смысла детской игры, незнание методов руководства ею для формирования тех или иных нравственных качеств часто делает этот процесс стихийным. Игру чаще всего используют с целью занять ребенка, отвлечь его от шалостей, капризов, непослушания. Роль игры в нравственном развитии ребенка не осознается в должной мере.
В развитии ребенка и коллектива детей огромная роль принадлежит основному виду детской деятельности в дошкольный период - игре.
Философы, историки, этнографы, психологи, педагоги изучают происхождение игры, ее место в жизни ребенка, возможности эффективного использования игр для решения воспитательных задач.
В теорию игры значительный вклад внесла Н. К. Крупская. Подчеркивая социальный характер детских игр, отражение в них явлений жизни, она прежде всего видела в игре средство расширения впечатлений и представлений об окружающей действительности, связи с нею. «Для ребят дошкольного возраста,- писала она,- игры имеют исключительное значение: игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего».
Социальный характер содержания игр и игровой деятельности обусловлен тем, что ребенок живет в обществе. Уже с первых месяцев жизни он стремится к общению с окружающими, постепенно овладевает языком - могучим средством общения и усвоения общественного опыта. Ребенок хочет быть активным участником жизни взрослых, но эта потребность еще не соответствует его возможностям. В игре, подражая действиям старших, сопереживая доступные ему их радости и огорчения, он таким своеобразным путем приобщается к окружающей жизни.
Высоко оценивая воспитательную роль игр детей, А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре».

Выдающийся режиссер и актер К. С. Станиславский в книге «Работа актера над собой», характеризуя детскую игру, говорит, что игра ребенка отличается верой в подлинность и правду вымысла. Стоит ребенку сказать себе «как будто бы», и вымысел уже живет в нем. При этом у ребенка замечается еще одно свойство: дети знают то, чему они могут верить, и то, чего надо не замечать.
Такой характер игры отличает ее от всех других видов детской деятельности и в какой-то мере роднит с искусством, с образным отражением действительности. Воспроизведение реальных действий в игре не является точным копированием, зеркальным их отображением. Дети не связаны всеми конкретными условиями реальной обстановки, временем, строгой последовательностью действий. Играя, они верят в то, что, оставаясь в комнате, плывут среди бушующего моря, переживают чувство страха и радость его преодоления.

Творческая игра учит детей обдумывать, как осуществить тот или иной замысел. В творческой игре развиваются ценные для будущего школьника качества: активность, самостоятельность, самоорганизация.

имеют важнейшее значение для всестороннего развития ребенка. Через игровые действия дети стремятся удовлетворить активный интерес к окружающей жизни, перевоплощаются во взрослых героев художественных произведений. Создавая, таким образом, игровую жизнь, дети верят в её правду, искренне радуются, огорчаются, переживают.

1. Сюжетно – ролевые (с элементами труда, с элементами художественно-творческой деятельностью).Под влиянием обогащения содержания игр меняется характер взаимоотношений между детьми. Их игры становятся совместными, основанными на общем интересе к ним; повышается уровень детских взаимоотношений. Интерес к творческим ролевым играм развивается у детей с 3-4 лет.

1. Роли, которые берут на себя дети в процессе игры.2. Игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли и отношения между ними.3. Игровое употребление предметов, условное замещение реальных предметов, имеющихся в распоряжении ребёнка.

4. Реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, посредством которого регулируется весь ход игры.Для играющих детей становятся характерными согласованность  действий,предварительный выбор темы, более спокойное распределение ролей и игрового материала, взаимопомощь в процессе игры.

Кроме того, повышения уровня ролевых взаимоотношений способствует улучшению реальных взаимоотношений при условии, если роль выполняется на хорошем уровне.

Однако существует и обратная связь - ролевые отношения становятся выше под влиянием успешных, добрых взаимоотношений в группе. Ребёнок значительно лучше выполняет свою роль в игре, если чувствует, что дети ему доверяют, хорошо к нему относятся. Отсюда вытекает вывод о значении выбора партнёров, положительной оценки воспитателем достоинств каждого ребёнка

 Театральная деятельность режиссёрские игры и игры - драматизации.

они помогают детям больше понимать идею произведения, чувствовать его художественную ценность, положительно влияют на развитие выразительности речи и движений. Интерес развивается с раненого возраста, роль ребенка в данной игре должна постепенно усложнятся с его возрастом создаются по готовому сюжету из литературного произведения или театрального представления. План игры и последовательность действий определяется предварительно. Такая игра более сложна для детей, чем наследование того, что они видят в жизни, потому, что нужно хорошо понимать и чувствовать образы героев, их поведение, помнить текст произведения (последовательность, развертывания действий, реплик персонажей) Чтобы дети могли передать соответствующий образ у них надо развивать воображение, учить ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами, переживаниями.

В процессе работы у детей развивается воображение, формируются речь, интонация, мимика, двигательные навыки (жесты, походка, поза, движения). Дети учатся сочетать в роли движение и слово, развивают чувство партнёрства и творческие способности.

Ниже представлены различные виды игр.

 Тема: «Пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики»

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи:

  1. Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;  
  2. Совершенствовать мелкую моторику.

Сюжетно-ролевая игра «Выходной день моей семьи». Кафе

Задачи:

  1. закреплять знания о профессии повара – кондитера, официанта, назначении кафе
  2. развивать умения строить сюжет игры, ведения игрового диалога, исполнения роли в соответствии с сюжетом
  3. развивать воображение, речь, коммуникативные способности
  4. формировать чувство коллективизма.

Роли: официант, повар, кондитер, охранник.

Игровые действия:

  1. Выбор меню
  2. Прием заказа
  3. Обслуживание
  4. Оплата заказа

Предметно – игровая среда:

  1. Посуда, подносы
  2. Меню
  3. Муляжи продуктов питания
  4. Калькулятор
  5. Кассовый аппарат
  6. Телефон и рация для охранника

Игра «Семья».

Задачи:

  1. побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи
  2. совершенствовать умения самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку.
  3. формировать ценных нравственных чувств (гуманности, любви, сочувствия и др.).

Роли: мама, папа, сын

Предварительная работа: беседы, экскурсии , кафе, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.

Подготовка к игре: совместное изготовление атрибутов.

Ход игры

С целью развития игры воспитатель раскрывает нравственную сущность деятельности взрослых людей: ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь, коллективный характер труда.

Педагог побуждает детей творчески воспроизвести обстановку  кафе, поездки в автомобиле. Распределяются роли. Воспитатель предлагает «семье» изобразить в игре один из выходных дней своей семьи.

Воспитатель: “Сегодня мы будем играть в игру «Выходной нашей семьи»”.

Давайте распределим роли. Кто кем хочет быть? (Дети выбирают роли).

Воспитатель:

“Ранним осеним утром семья Саши и Маша решили…“ (Дети ведут диалог).

«Мама», «папа» и «сын» садятся в автомобиль и едут  в «кафе». Их встречает охранник, сопровождает в зал. «Официант» предлагает пройти за столик, приносит меню. «Семья» делает заказ. «Официант»обслуживает клиентов. После приема пищи «семья» получает счет, оплачивает, благодарит за хорошее обслуживание работников кафе.После кофе, семья гуляет в осеннем парке ,дети катаются на самокатах,собирают желтые листья,к вечеру семья  и возвращается домой  .

Итог: вернувшись домой, «члены семьи» делятся впечатлениями о проведенном вместе выходном дне.

Воспитатель

Будем еще играть в эту игру?

А кто кем хочет быть в следующий раз

Благодаря использованию масок – шапочек у детей повышается интерес к театрализованной игре, Маски - шапочки можно использовать на музыкальны занятиях, в подвижных играх, на праздниках и развлечениях, а так же в самостоятельной деятельности детей. У них повышается самооценка и они становятся более раскрепощёнными. В нашем саду и группе много таких игр  и праздников.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГТО для дошкольников (теория и практика)

Цель комплекса ГТО: Увеличение продолжительности жизни населения с помощью систематической физической подготовки...

«Экологическое воспитание дошкольников :теория и практика по ФГОС.»

Современная образовательная система признаёт за экологическим воспитанием право одного из приоритетных направлений психолого-педагогической деятельности учителя и воспитателя, если речь идёт о дошколь...

Игра в дошкольном детстве: теория и практика.

Игра как одна из форм социользации ребёнка дошкольного возраста....

Квест - игра для педагогов ДОУ «Теория и практика познавательно-исследовательской деятельности»

Цель: Повышение профессиональной педагогической компетентности при реализации в образовательном процессе требований ФГОС ДО в части реализации задач по организации у детей познавательно...

Семинар-практикум. «Трудовая деятельность дошкольников: теория и практика организации»

Цель: Расширить у педагогов знание проблемы трудового воспитания, сформировать интерес к этому направлению воспитательной работы....

Семинар-практикум. «Трудовая деятельность дошкольников: теория и практика организации»

laquo;Трудовая деятельность дошкольников: теория и практика организации»...