Игра в дошкольном детстве: теория и практика.
статья

Вдовина Олеся Александровна

Игра как одна из форм социользации ребёнка дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_igra.docx23.41 КБ

Предварительный просмотр:

Вдовина О.А., старший воспитатель

ГБДОУ детский сад №138 Невского района

Санкт-Петербурга

Игра в дошкольном детстве: теория и практика.

Детство – уникальный, самоценный период становления личности, имеющий ярко выраженную специфику возрастного развития, требующий особого психолого-педагогического сопровождения и условий.

Очень важное значение в жизни ребенка играет период дошкольного детства. В этот период вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Это период приобретения первоначальных знаний об окружающем мире, формирования определенного отношения к труду, к людям, период приобщения ребенка к познанию окружающей жизни, начала его социализации.

Главной целью социализации является становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры: толерантного – к людям разных национальностей, возрастным ценностям, бережного и уважительного отношения к собственным этническим ценностям и достояниям истории, гуманного – к людям, природе, окружающему миру. Кроме того, важный момент социализации – умение ребенка строить сотрудничество со сверстниками и взрослыми, умение в новой нестандартной ситуации не бояться ее, а находить решение, ориентироваться на те социальные знания, которые дети получают в процессе воспитания в детском саду.

Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкое усвоение знаний и умений создают благоприятные возможности для успешного воспитания и образования.

На этапах значительных социальных преобразований, социально-экономических реформ сложившиеся представления о человеке и способах его образования подвергаются строгой проверке, которая обусловлена необходимостью приведения в соответствие используемого содержания образования представлениям об идеале человека, особенностях реализации им социальных, культурных, профессиональных функций.

Не является исключением и сегодняшнее время, когда прежние представления о человеке и его социокультурном становлении подвергаются пересмотру и объективной ревизии. С 01.01.2014 года вступил в силу ФГОС ДО – Федеральный государственный стандарт дошкольного образования – документ, который обязаны реализовывать все дошкольные образовательные организации.

В связи с этим очень важно не упустить из виду те верные и давно внедренные практикой дошкольного образования «инструменты прикосновения к личности ребенка» (A.C. Макаренко), способы освоения им социокультурного опыта предшествующих поколений, которые давно вошли в список эффективных средств образования, стали весомыми союзниками детского сада и воспитателя в формировании личности ребенка. К числу таких средств принадлежит игра.

Очень серьезное требование стандарта – обязательное использование игровой формы деятельности в детском саду; новый документ ставит игру во главу угла. Кроме того, стандарт утверждает основные принципы дошкольного образования, одним из которых является «создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями».

Игра в данном случае может выступать как форма социализации ребенка, так как игры детей - самая свободная, естественная форма проявления их деятельности, в которой осознается, изучается окружающий мир.

Несмотря на изменения в мире, обществе и семье, дошкольники остаются детьми, они любят играть. Дети играют, потому что развиваются, и развиваются, потому что играют. Не зря дошкольный возраст называют возрастом игры, поскольку именно игра – ведущая деятельность данного периода детства, первая ступень деятельности ребенка-дошкольника.

Игра — многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, соревнование, упражнение, тренинг, включает в себя многие стороны других видов деятельности, в процессе которых осуществляется воспитание и самовоспитание, развитие и саморазвитие. Вместе с тем, игра является самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов, принципом и способом их жизнедеятельности, методом познания ребенка и методом организации его жизни и неигровой деятельности.

Игра социальна по свое природе. Социализирующие возможности игры обусловлены: во-первых, освоением ролевых, а через них и социальных функций - организатора, лидера, инициатора, стратега, исполнителя; во-вторых, познанием ребенком социально-одобряемых норм и правил бытия; в-третьих, постижением ценностно-смысловых жизненных ориентиров; в-четвертых, усвоением социального опыта, культуры прошлого, настоящего и будущего.

Игра является важнейшей областью общения детей, в ней решаются вопросы межличностных отношений, совместимости, партнерства, дружбы, товарищества, поиск ребенком себя в коллективах сверстников и в целом в обществе.

Факт повышения роли игры как ведущего вида деятельности дошкольника и отведение ей преобладающей роли, несомненно, положителен. Значение игры трудно переоценить.

Выдающийся советский педагог А. С. Макаренко так обозначил значение детских игр: «Игра имеет большое значение в жизни ребенка, имеет тоже значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре».

Философ Йохан Хейзинга писал: «В игре ребенок – творец и субъект собственной деятельности. Именно в игре формируются ум и чувства, способность к творчеству в предметной сфере и общении. Игра является универсальным средством формирования взаимоотношений взрослых с ребенком и детей между собой».

Нельзя не согласиться с высказыванием польского педагога, писателя, общественного деятеля Я. Корчака, который говорил: «Игра – это возможность отыскать себя в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной».

Игры у детей дошкольного возраста бывают очень разнообразными. Существует несколько классификаций игр. Традиционно различают игры подвижные, ролевые, настольные и дидактические. На протяжении дошкольного детства формы и виды игр меняются и усложняются.

В младшем дошкольном возрасте основное содержание игры составляет воспроизведение предметных действий людей, которые направлены на партнера или на развитие сюжета.

В среднем дошкольном возрасте главным содержанием игры выступаютотношения между людьми. Действия выполняются не ради них самих, а ради определенного отношения к другим в соответствии со взятой на себя ролью (4-5 лет – возраст максимального расцвета ролевой игры).

В старшем дошкольном возрасте сутью игры становится выполнение правил, вытекающих из взятой на себя роли. Игровые действия сокращаются, обобщаются и приобретают условный характер. Ролевая игра постепенно сменяется игрой с правилами.

Задача воспитателя состоит в том, чтобы сосредоточить внимание играющих на таких целях, которые вызывали бы общность чувств и действий, способствовали установлению между детьми отношений, основанных на дружбе, справедливости, взаимной ответственности.

Важнейшее условие успешного руководства играми – умение завоевать доверие детей, устанавливать с ними контакт. Это достигается только в том случае, если педагог относится к игре с искренним интересом, понимает замыслы детей, их переживания.

В игре раскрываются особенности каждого ребенка, его интересы, хорошие и дурные черты характера. Наблюдения за детьми в процессе этого вида деятельности дают педагогу богатый материал для изучения своих воспитанников, помогают найти правильный подход к каждому ребенку.

После изучения и анализа большого количества материала по данной проблеме, мной была составлена и апробирована на практике система игр для детей старшего дошкольного возраста. Опыт работы показал, что любая правильно составленная и проведенная игра благоприятствует социализации детей. Но наиболее результативна для социализации ребенка сюжетно-ролевая игра, поскольку в ней на первом месте стоят отношения между людьми.

Дети берут на себя роли взрослых и в специально создаваемых игровых условиях воспроизводят их деятельность. Таким образом, игра выступает как способ моделирования отношений и становится методом усвоения социального опыта.

Крайне эффективен и интересен в этом плане цикл групповых занятий, знакомящий детей с профессиями взрослых. Беседы, наблюдения, экскурсии за пределы группы (на кухню детского сада, в медицинский кабинет, пожарную часть, на почту, в магазин и др.) способствовали накоплению знаний, которые затем переносились детьми в игру.

Для усиления эмоционального воздействия было решено применять художественную литературу, оформили специальный игровой центр, который оснастили разнообразными атрибутами по игровым зонам: «Школа», «Больница», «Магазин», «Салон красоты», «Почта», «Ферма». Все это способствовало большему пониманию ребенком мира взрослых и его социализации.

Безусловно, в настоящее время содержание игр изменилось, наряду с сюжетно-ролевыми играми дети выбирают компьютерные игры, игры с современными головоломками, конструкторами. Специалисты констатируют, что в связи с этим в системе образования назрела необходимость специальных комплексных программ в сфере игры. Тем не мене, факт использования игры, как наиболее эффективной формы социализации ребенка в воспитательном процессе, на сегодняшний день является осознанным и необходимым.

Правильно проведенная и организованная игра является важным средством социализации дошкольника, если воспитатели соблюдают определенные педагогические условия: владеют системой знаний об игре; методически правильно руководят игрой; правильно подбирают игрушки с учетом возраста ребенка; правильно подбирают игры с учетом возраста ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в современном дошкольном учреждении: теория и практика

В статье представлен опыт по использованию здоровьесберегающих технологий в средней группе детского сада и результаты использования: http://yadi.sk/i/Cu2pnlOidpfvV...

Роль интегрированных занятий в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста: теория и практика

        Интегрированные занятия позволяют уменьшить количество организованных занятий и увеличить время для других видов деятельности. Цель интеграции: научить ребенка видет...

Игры со старшими дошкольниками: теория и практика

Игра — одно из наиболее эффективных средств нравственного воспитания дошкольника в семье...

Квест - игра для педагогов ДОУ «Теория и практика познавательно-исследовательской деятельности»

Цель: Повышение профессиональной педагогической компетентности при реализации в образовательном процессе требований ФГОС ДО в части реализации задач по организации у детей познавательно...

III Всероссийская научно-практическая конференция « Современное дошкольное образование: теория и практика»

   Сенсорное развитие в дошкольном возрасте превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления. Совершенство восприятия, по...

Электронный журнал «Современное дошкольное образование: теория и практика»

Электронный журнал «Современное дошкольное образование: теория и практика»...

Статья на тему: «Развивающие дидактические игры в дошкольном образовании: теория и практика»

Статья рассматривает актуальную тему применения развивающих дидактических игр в дошкольном образовании с учетом инновационных подходов. В статье анализируются теоретические основы развивающих игр, осо...