Малыш и фольклор
рабочая программа (младшая группа)

Программа «Малыши и фольклор» позволит воспитателям познакомить детей с русским народным фольклором, расширить их интерес и внимание к окружающему миру, народному слову, воспитать художественный вкус. Особое внимание уделено такой форме работы с детьми, как организация и проведение театрализованной деятельности, и ознакомление детей с русским народным творчеством.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon malyshi_i_folklor_novyy.doc182 КБ

Предварительный просмотр:

Составитель: Приманчук Т.М. воспитатель

Программа «Малыши и фольклор» позволит воспитателям познакомить детей с русским народным фольклором, расширить их интерес и внимание к окружающему миру, народному слову, воспитать художественный вкус. Особое внимание уделено такой форме работы с детьми, как организация и проведение театрализованной деятельности, и ознакомление детей с русским народным творчеством.

Предоставленный материал поможет воспитателям использовать его в своей работе при создании положительного эмоционального настроя детей в повседневной жизнедеятельности.


Содержание

Пояснительная записка ______________________________________________3

Учебно-тематический план___________________________________________5

Тематический план _________________________________________________6

План организации и реализации программы____________________________8

Содержание программы ______ ______________________________________9

Уровни сформированности развития речи детей раннего возраста _________16

Диагностика ______________________________________________________17

Перечень стимульного материала для диагностического обследования _____18

Описание стимульного материала для обследования ____________________20

Шкала оценки понимания речи ______________________________________23

Терминологический словарь ________________________________________24

Литература _______________________________________________________25


Пояснительная записка

Актуальность проблемы Влияние устного народного творчества на формирование у детей полноценного психического развития вызвано тем, что большее число детей в этом возрасте имеют разнообразные нарушения речи, и это в свою очередь затрудняет общение ребенка со своими сверстниками и с взрослыми.

Детский фольклор - это особенная область народного творчества. Она включает в себя целую систему поэтических и музыкально-поэтических жанров фольклора Знакомство с детским фольклором развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитывает художественный вкус, и многому учит.

Мир, в котором будет жить ребенок, зависит от нас и тех слов, которые мы с раннего детства говорим ему. А также зависит и от тех песен, которые поем ему, и от тех сказок, что рассказываем.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью легко устанавливается эмоциональный контакт, эмоциональное общение.

Это и послужило основой для создания, данного методического пособия. Предложенный материал поможет решить цель программы «Малыши и фольклор»

Цель программы: Ознакомление детей с устным народным творчеством. Формирование эмоциональной отзывчивости, основ нравственности, оказание помощи для полноценного проживания детьми адаптационного периода в детском саду.

Задачи:

  • Создать условия для знакомства детей с русским народным фольклором.
  • Воспитывать желание у детей принимать участие в прослушивании и разыгрывании сказок и потешек.
  • Развивать общую и тонкую моторику руки, соответствующую возрасту и возможностям детей раннего возраста.

Программа систематизирована по тематическим разделам:

  1. Художественная литература « раз словечко, два словечко».
  2. Театрализация.
  3. «Здравствуй, пальчик»

Раздел № 1:

Включает в себя фольклорные произведения, потешки, песенки, сказки, прибаутки.

Раздел № 2:

Включают в себя разыгрывание сказок, потешек, инсценирование и развлечения

Раздел № 3:

Включает в себя прослушивание и проговаривание потешек с выполнением определенных движений. Выполнение комплексных упражнений и подвижных игр.

Ожидаемые результаты

  • Дети могут слушать и договаривать за воспитателем знакомые потешки,
  • прибаутки, сказки.
  • Умеют употреблять в речи существительные, глаголы, прилагательные и вопросительные слова.
  • Могут общаться с взрослыми, друг с другом, используют диалогическую форму речи.
  • Умеют координировать движения кистей и пальцев рук
  • Владеют правильным звукопроизношением.
  • Улавливают специфику звучания русской речи, её выразительность, напевность, образность.

Программа направлена на оказание помощи педагогам, студентам педагогического колледжа, как целостная система развития русского народного фольклора с детьми раннего возраста.


Учебно-тематический план

Наименование разделов.

Количество занятий.

п/п

теоретические

практические

1.

Раздел № 1. Художественная литература «Раз - словечко, два - словечко»

17

28

2.

Раздел № 2. Театрализация

14

29

3.

Раздел №3. «Здравствуй, пальчик»

19

40

Итого

50

97


Тематический план

№п/п

Теория

Практика

1.

Раздел №1. Художественная литература «Раз - словечко, два - словечко»

17

28

1.1 Чтение потешки «Пошел котик во лесок» (рассматривание иллюстраций с изображением Животных).

2

3

1.2 Рассказывание сказки «Теремок» с показом настольного театра.

2

3

1.3 Рассматривание книжки «Весёлый поезд» с прочтением стихотворения А.Введенского. «Песня машиниста».

1

3

1.4 Дидактическая игра «На нашем дворе» с использованием фланелеграфа.

1

2

1.5 Разучивание потешки «Огуречик, огуречик», «Пошел котик на Торжок».

2

3

1.6 Игра-путешествие «У бабушки в деревне» знакомство с домашними животными, отгадывание загадок.

1

3

1.7 Игра - путешествие «В гости к хозяюшке» знакомство с потешками.

2

2

1.8 Дидактическая игра «Ладушки в гостях у бабушки» использование потешек, прибауток, загадок при знакомстве с домашними животными.

2

2

1.9 Рассказывание сказки «Маша и медведь» с использованием иллюстраций.

2

2

1.10 Чтение стихотворений А. Барто. из цикла «Игрушки»

1

3

2.

Раздел № 2. Театрализация.

14

29

2.1 Показ сказки «Теремок» с использованием настольного театра.

2

3

2.2. Показ кукольного театра «Курочка ряба»

1

3

2.3. Инсценирование рассказа JI.Павловой «Зайка и солнышко»

2

2

2.4. Прослушивание сказки с внесением героев «Маша и медведь»

1

3

2.5. Игра драматизация по сказке «Теремок».

2

2

2.6. Прослушивание аудиозаписи с внесением героев сказки «Козлятки и волк».

1

1

2.7. Театр пяти пальчиков по потешке «Огуречик, огуречик!»

1

3

2.8. Показ настольного театра по стихотворению

А.Введенского «Песня машиниста».

1

2

2.9. Рассматривание персонажей по сказкам:

«Курочка ряба»

«Теремок».

«Маша и медведь».

1

3

2.10. Инсценирование А. и П. Барто «Девочка-ревушка».

1

3

2.11. Показ магнитного театра «Веселый поезд».

1

2

3.

Раздел № 3. «Здравствуй, пальчик»

19

40

3.1. Игры, развивающие движения кисти - Пальчиковая гимнастика по потешкам.

4

10

3.2. Развитие мелкой моторики: Пристегивание, шнуровка, застегивание.

5

10

3.3. Выкладывание героев по потешкам из бросового материала: пуговиц, крышечек, прищепок, камушков.

5

10

3.4. «Утро пришло - детей собрало»: утренняя гимнастика с использованием русского народного фольклора.

5

10


План организации и реализации программы

№ п/п

Разделы.

Сроки.

Исполнители.

1.

Художественная литература. «Раз словечко, два-словечко»

Игры-упражнения на звукопроизношение по потешкам.

3 раза в неделю.

Воспитатели,

дети.

Рассматривание иллюстраций.

4 раза в месяц.

Воспитатели,

дети.

Дидактические игры по потешкам.

5 раз в месяц.

Воспитатели,

дети.

Изготовление фланелеграфа по сказкам.

1 раз в год.

Воспитатели.

Изготовление настольного театра.

1 раз в год.

Воспитатели.

2.

Театрализация.

Рассматривание иллюстраций.

5 раз в месяц.

Воспитатели,

дети.

Изготовление театров: би-ба-бо, кукольный, магнитный, пальчиковый, ростовой.

1 раз в год.

Воспитатели.

Дидактические игры по потешкам.

5 раз в месяц.

Воспитатели,

дети.

Подвижные игры по потешкам.

2 раза в неделю.

Воспитатели,

дети.

Прослушивание аудиозаписи.

1 раз в неделю.

Воспитатели,

дети.

Игры - упражнения на звукопроизношение по потешкам.

2 раза в неделю.

Воспитатели,

дети.

3.

«Здравствуй, пальчик!»

Изготовление пальчикого театра по сказкам.

1 раз в год.

Воспитатели.

Пальчиковая гимнастика по потешкам.

2 раза в день.

Воспитатели,

дети.

Утренняя гимнастика с использованием русского народного фольклора.

1 раз в день.

Воспитатели,

дети.

Изготовление дидактических модулей: «Веселый сапожок»

«Божья коровка»

«Умный ёжик»

«Забавные дорожки».

1 раз в год.

Воспитатели.


Содержание программы

Раздел №1.Художественная литература

                «Раз-словечко, два-словечко»

Тема: Чтение потешки «Пошел котик во лесок»

Задачи:

  • закрепить знания детей о домашних животных;
  • закреплять умение узнавать и показывать животных;
  • побуждать детей к звукоподражанию голосам животных;
  • активизировать речь детей, используя произведения фольклора.

Практическая деятельность:

Рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных.

Подвижная игра «Догони котика».

Тема: Рассматривание книжки - малышки «Весёлый поезд»

Чтение стихотворения А. Введенского «Песня машиниста».

Задачи:

  • формировать у детей представление о машинисте;
  • развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук;
  • стимулировать использование детьми в активной речи слов: «ведёт», «Машинист», «дым»;
  • побуждать к высказыванию полных предложений;
  • воспитывать отзывчивость и познавательный интерес.

Практическая деятельность:

Дидактическая игра «Собери поезд»

Тема: Рассказывание сказки «Теремок» с показом настольного театра

Задачи:

  • учить детей слушать сказку в обычном рассказывании и в инсценированном варианте;
  • стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки;
  • пополнять детский словарь лексикой, отражающей настроение человека;
  • развивать внимание, восприятие, воображение, активную разговорную речь детей.

Практическая деятельность:

Дидактическая игра «игрушки»

Развивать имитационные навыки, вызвать эмоциональный отклик на театрализацию знакомой сказки.

Тема: Дидактическая игра «На нашем дворе» с использованием фланелеграфа Задачи:

  • учить детей четко проговаривать каждое слово;
  • произносить звукоподражание с различной интонацией;
  • развивать артикуляционный аппарат и речевое дыхание;
  • расширять активный словарь ребёнка за счёт слов, обозначающих домашних животных.

Практическая деятельность:

Подвижная игра «Весёлые котята»

Тема: разучивание потешки «Огуречик, огуречик», «Пошёл котик на Торжок».

Задачи:

  • помочь детям понять содержание потешки;
  • учить четко произносить слова, проговаривая их;
  • формировать слуховое и зрительное восприятие художественного текста;
  • воспитывать желание повторять отдельные слова и фразы;
  • способствовать развитию воображения, формировать способность к обобщению.

Практическая деятельность:

Подвижная игра «По тропинке»

Тема: Игра-путешествие «У бабушки в деревне»

Задачи:

  • учить детей различать взрослых животных и их детёнышей;
  • закреплять знание детей о домашних животных и птицах;
  • продолжать развивать сравнение и обобщение, умение группировать домашних животных;
  • развивать воображение, фантазию при отгадывании загадок;
  • использовать русский народный фольклор при знакомстве с домашними животными;
  • развивать речь детей, вступая в разговор, рассказывая о животных которые живут у них дома.

Практическая деятельность:

Подвижная игра «Мыши водят хоровод»

Тема: Дидактическая игра «Ладушки в гостях у бабушки»

Задачи:

  • учить детей различать домашних животных и птиц, о которых упоминается в потешках и загадках;
  • совершенствовать умения детей понимать вопросы, вести простейший диалог со сверстниками, развивать внимание;
  • использовать прибаутки, потешки при знакомстве с животными.

Практическая деятельность

Дидактическое задание «Помоги петушку подобрать пёрышко»

Тема: Рассказывание сказки «Маша и медведь» с использованием иллюстраций.

Задачи:

  • продолжать объяснять детям, как интересно рассматривать рисунки в книжках;
  • учить детей слушать рассказ, сопровождая его иллюстрациями;
  • вызвать желание ещё раз послушать сказку в сопровождении интонационной выразительной речи.

Практическая деятельность:

Подвижная игра «Догони медведя»

Тема: Чтение стихотворений А.Барто. из серии «Игрушки»

Задачи:

  • помочь детям осмыслить проблемные ситуации и попытаться выразить своё впечатление речью;
  • вызвать у детей желание повторять знакомые стихи А.Барто;
  • развивать наблюдательность, способствовать формированию интонационной выразительности речи.

Практическая деятельность:

Дидактическая игра «Поможем Зайке найти маму»

Тема: Повторение потешек с обыгрыванием через фланелеграф

Задачи:

  • учить детей проговаривать знакомые потешки;
  • закреплять знания о цветах, привлекать детей к игровым действиям;
  • развивать речь детей используя произведения фольклора;
  • побуждать детей к звукоподражанию голосам животных.

Раздел № 2.        Театрализация

Тема: Показ сказки «Теремок» с использованием настольного театра

Цель:

  • продолжать знакомство со сказками;
  • расширять содержание произведения, прибегая к принципу наглядности, используя методические приёмы «обыгрывание» действий;
  • содействовать эмоциональному климату;
  • развивать умение следить за действием игрушек.

Практическая деятельность:

Дидактическое упражнение «Что я сделала?»

Тема: Показ кукольного театра «Курочка ряба»

Цель:

  • напомнить детям содержание сказки;
  • ввести в активный словарь детей слова, встречающиеся в сказке;
  • формировать навыки перевоплощения в образы сказочных героев;
  • привлекать детей к посильному участию, а театрализованных представлений.

Практическая деятельность:

Подвижная игра «Курочка - хохлатка»

Тема: Инсценирование рассказа Л.Н.Павловой «Зайка и Солнышко»

Цель:

  • учить детей слушать рассказ в инсценированном варианте;
  • самостоятельно высказываться об услышанном, используя в своей речи потешки, прибаутки, песенки;
  • закреплять точные явления природы летом;
  • использовать слова, обозначающие качества и действия.

Практическая деятельность:

Дидактическая игра «Помоги выложить дорожку к солнышку»

Тема: Игра-драматизация по сказке «Теремок»

Цель:

  • побуждать детей участвовать в драматизации сказки;
  • способствовать перевоплощению в образы сказочных героев;
  • развивать диалогическую речь детей.

Тема: Прослушивание аудиозаписи с внесением героев сказки «Козлятки и волк»

Цель:

  • продолжать учить детей прослушивать аудиозапись;
  • развивать умения следить за действиями сказочных героев;
  • учить детей осмысливать проблемную ситуацию и попытаться выразить свои впечатления в речи.

Тема: Театр пяти пальчиков по потешке «Огуречик, огуречик»

Цель:

  • доставить детям радость от прослушивания потешки;
  • помогать драматизировать отрывки из произведений;
  • формировать навык перевоплощения в героев.

Практическая деятельность:

Дидактическая игра «Кто в домике живет?»

Тема: Показ настольного театра по стихотворению А.Введенского «Песня машиниста»

Цель:

  • продолжать знакомить детей с фольклорными жанрами;
  • раскрыть детям содержание произведения, прибегая к принципу наглядности, используя настольный театр.

Практическая деятельность;

Дидактическая игра «Поезд»

Тема: Рассматривание персонажей по сказкам

Цель:

  • учить детей рассматривать сказочные персонажи и вспоминать героев сказки;
  • развивать у детей мышление и зрительную память.

Практическая деятельность:

Подвижная игра «Догони колобка», «Лиса и зайцы»

Тема: Инсценирование А. и П. Барто «Девочка-ревушка»

Цель:

  • помочь детям понять, как смешно выглядит капризуля, которой все не нравится;
  • учить детей сочувствовать, переживать, сострадать, если кому-то плохо, одиноко, если он капризен;
  • показать, как надо себя вести, чтобы не капризничать, как можно подбодрить капризулю.

Тема: Показ магнитного театра «Веселый поезд»

Цель:

  • побуждать детей слушать рассказ воспитателя в инсценированном варианте;
  • помочь детям запомнить и научить употреблять а речи название предметов, действий, качеств: поезд, едет, везет, длинный, удобно, красиво, дети, звери, машинист, рельсы;
  • показать детям, как интересно можно наблюдать за движущимся составом;
  • создать радостное, эмоциональное настроение у детей от движущихся предметов.

Раздел № 3.        «Здравствуй, пальчик»

Тема: Игры, развивающие движения кисти - пальчиковая гимнастика по потешкам

Цель:

  • развивать мелкие движения кисти, зрительно-слуховую ориентировку;
  • развивать активное подражание действиям взрослого;
  • закреплять умения двигаться в соответствии со словами.

Тема: Развитие мелкой моторики; (пристегивание, шнуровка, застегивание)

Цель:

  • способствовать развитию мелкой моторики рук;
  • упражнять детей в пристегивании, застегивании, шнуровки отдельных сказочных героев;
  • расширять запас понимаемых слов, знание об окружающих предметах, игрушках.
  • закреплять с детьми величину, форму предметов, учить обозначать словом отличительные качества;
  • развивать более тонкие зрительные ориентировки, умение не только подбирать предметы по величине, но и совмещать детали по рисунку.

Тема: « Выкладывание героев по потешкам из бросового материала» (пуговиц, прищепок, камушков, крышечек, цветных палочек)

Цель:

  • продолжать знакомство детей с русским народным фольклором;
  • развивать речевую активность детей;
  • продолжать развивать мелкую моторику пальцев рук, выполняя тонкие движения кончиками пальцев;
  • закреплять практические умения действовать с предметами всевозможных форм;
  • накапливать сенсорный опыт при действии с фигурами, познавать их физические свойства;
  • развивать воображение и творческие способности детей.

Тема: «Утро пришло - детей позвало» (утренняя гимнастика с использованием русского народного фольклора)

Цель:

  • формировать у детей умение сохранять устойчивое положение тела, правильную осанку;
  • учить выразительности движений, умение передавать простейшие действия некоторых персонажей;
  • приучать детей действовать сообща, менять направление и характер движений.

Уровни сформированиости развития речи детей раннего возраста

Высокий уровень:

  • Произносит сложные предложения при общении.
  • Свои действия часто сопровождает речью.
  • Слова изменяет по числам и падежам.
  • Переходит от названия себя в третьем лице к местоимению «Я».
  • Передает словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения.

Средний уровень:

  • Использует предложения из нескольких слов.
  • Повторяет за взрослыми слова из знакомых сказок.
  • Называет себя именем полюбившегося персонажа.

Низкий уровень:

  • Использует предложения из двух - трех слов при общении со взрослыми.
  • Начинает употреблять прилагательные и местоимения, предлоги и наречия.
  • Облегченные слова заменяет правильными.


Диагностика

Диагностические задания, направленные на выявление уровня речевой активности:

  • говорить простыми, грамматически оформленными фразами;
  • отвечать на понятный вопрос взрослого;
  • делиться информацией;
  • сопровождать речью игровые и бытовые действия;
  • активно участвовать в образовании групп отдельных предметов;
  • различать величину, цвет, форму.

Содержанием этой программы является:

Теоретических занятий 50, на практическую деятельность отводится ещё 97 занятий, потому что большое значение предается продолжение этой работы и в свободное время.

Развитие речи является одной из актуальных проблем, поэтому своевременная работа и диагностика необходима с детьми раннего возраста.

Ожидаемый результат:

  • Дети понимают не сложный сюжет по картинке.
  • Отвечают на вопросы: Где? Кто это? Что делает? Куда? Кому? Когда?
  • Изменяет слова по числам и падежам.
  • Знает небольшие по содержанию стихи, потешки, песенки, отрывки из сказок.
  • Пользуется речью, как средством общения
  • Длительно слушает сказки, рассказываемые взрослым.


Перечень стимульного материала для диагностического развития

Возраст

1,5 до 2 лет

С 2 до 3 лет

Понимание

речи

Дидактические картинки, сюжетные картинки, картинки с изображением контрастных по величине предметов.

Сюжетные картинки, картинки «один-много».

Картинки с изображением контрастных по величине предметов.

Картинки с изображением времени года.

Разрезные предметные картинки

Цвет

Полянки с бабочками, «Аквариум для рыбок».

Полянка с липучками. Игра «Подбери пару». Шнуровка «Помоги солнышку», цветная мозаика.

Форма

Набор геометрических фигур, рамки по сенсорике с геометрическими фигурами.

Игра « Подбери форму», геометрическая мозаика, рамки Монтессори.

Величина

Соборно разборные игрушки, картинки с изображением контрастных по величине предметов.

Пирамидки, матрешки, бочата, полые кубы. Игра по сортировке на три размера. Картинки с изображением контрастных по величине предметов.

Части тела

Дидактическая кукла.

Пазлы, разрезные картинки, состоящие из трех частей.

Развитие

мелкой

моторики

Матрешки, кубы, бочата, яйца.

Мозаика, конструктор «Лего», игра планшет «Собери паровоз», «Помоги жучкам».

Развитие

крупной

моторики

Наблюдение за ребенком во время игры.

Спуск и подъем по наклонной лесенке. Пособия для игры в доктора, машиниста, бытовые игры. Наблюдения во время игры.

Внимание

Лото «Парные

картинки», дидактическая игра «Кого не стало?».

Цветное лото. Набор геометрических фигур. Лото «Парные картинки», разрезные картинки.

Память

Парные картинки.

Лото «Парные картинки», дидактическая игра «Чего не  стало?».

Развитие

элементарных

математических

представлений

Парные картинки, картинки «Один - много».

Набор геометрических фигур, дидактическая игра «Всё такое разное» (на закрепление цвета и количества). Картинки «Один, много». Матрешки, бочата, разборные яйца. Дидактическая игра «Веселые домики».

Логические

операции

Сборно-разборные игрушки.

Сборно-разборные матрешки, бочата, яйца.

Характер игры

Большая машинка. Наблюдение за самостоятельной игрой.

Наблюдение за самостоятельной игрой - большая машина, напольный крупный строитель.


Описание стимульного материала

для диагностического обследования

Игра «Спрячь шарики»

Цель: задание направлено на выявление практического ориентирования на величину, а также наличие соотносящих действий.

Материал: две разные по величине коробочки четырехугольной формы одного цвета, шарики разные по величине, но одинаковые по цвету.

Ребёнку предлагается положить большой шарик в большую коробочку, а маленький шарик в маленькую коробочку, спрятать шарики.

Игра «Сложи разрезные картинки»

Цель: задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметной картинки и понимание слов: «целое» - «часть», «верх» - «низ».

Материал: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на две, три части (мячик, чайник, машина, цветок и т.д.).

Знакомые ребенку предметы разрезаны на две или три части. Ему предлагается составить картинку. В качестве помощи можно показать целую картинку.

Рассматривание предметных картинок

Цель: задание направлено на выявление
представления о домашних животных и птицах, умению узнавать и называть их на картинке.

Материал: предметные картинки с изображением домашних животных и птиц. При рассматривании картинок с изображением домашних животных дети называют, кто изображен на картинке и характер действий.

Игра «Веселые бабочки»

Цель: задание направлено на выявление умений ребенка выделять цвет как признак, различать и называть цвета.

Материал:  планшет с нарисованными цветами  по цвету (кранные, желтые, синие), и бабочки в тон цвета цветов.

Ребенку предлагается посадить на красный цветок красную бабочку. а на желтый цветок желтую.

Игра «Подбери пару»

Цель: задание направлено на выявление уровня развития зрительного восприятия предметных картинок, понимание жестовой инструкции.

Материал: две или четыре пары предметных картинок (грибок, яблоко, бабочка, мишка, мячик).

Ребенок по указанию воспитателя показывает картинку такую, какая у воспитателя, называя ее. Ребенок уверенно сличает парные картинки.

Шнуровка «Помоги солнышку»

Цель: задание направлено на выявление умений ребенка называть цвет как признак, различать и называть цвета. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Материал: планшет с изображением солнышка определенного цвета (красного, желтого) и прорезами для шнурования (шнурки такого же цвета, как  и солнышко). Ребенку предлагают проложить дорогу к солнышку, используя шнурки определенного цвета.

Игра «Разбери и  сложи пирамидки».

Цель: задание направлено на выявление уровня развития практического ориентирования на величину, наличия соотносящих действия ведущей руки, согласованность обеих рук, целенаправленности действий.

Материал: пирамидка из трех (четырех) колечек.

Ребенок разбирает и собирает пирамидку с учетом размеров колечек, четко согласовывает действия обеих рук, заинтересован данной работой. Сам проговаривает слова: колечко, большое, маленькое.

Игра «Веселые домики»

Цель: задание направлено на умение детей группировать однородные предметы по величине  соотносить разнородные предметы, осуществляя одновременно выбор из двух заданных величин одинаковой формы.

Материал: доска «домик» с вкладышами, имеющие  круглые отверстия двух величин.

Ребенок размещает большие и маленькие круги в соответствующие отверстия. Сам проговаривает слова: большое круглое окно, маленькое круглое окно.

Игра «Все такое разное»

Цель: задание направлено на формирование у детей простейшего установления тождества. Умение сопоставлять форму по образцу, ориентируясь на слова такая, не такая, разные, одинаковые.

Материал: деревянные круги, квадраты, треугольники, по 5 штук на каждого ребенка.

Ребенок работает  предметами резко различной формы. Ему необходимо рассортировать круги и квадраты, а затем круги и треугольники.

Игровое упражнение «По дорожке»

Цель: задание направлено на формирование у детей величины предметов.

Материал: дорожки узкие и широкие.

Ребенку дается задание пройти по узкой дорожке, а затем по широкой. Можно количество дорожек  увеличивать,  добавляя короткие и длинные дорожки.


Шкала оценки понимания речи

Уровни

Возраст

Основные показатели понимания речи

1.

2 года - 2 года 6 месяцев

Ребенок понимает обозначения действий в различных ситуациях («покажи, кто сидит, кто спит»). двухступенчатую инструкцию («Пойди и принеси чашку»); значение предлогов в обычной ситуации («На чем ты сидишь?»). Запоминает отдельные строчки и слова стихов, песенок, охотно их повторяет.

2.

2 года 6 месяцев – 3 года

Ребёнок понимает прочитанные короткие рассказы и сказки со зрительной опорой и без неё.

Понимает речь и свободно пользуется простыми предложениями в разговоре, правильно их оформляет. Активен в речевом общении с воспитателем и детьми, инициативен в речевых контактах. Знает содержание прослушанных произведений, узнает на иллюстрациях эпизоды и героев знакомых книг. Ярко выражает эмоциональное отношение к прочитанному: смеётся, радуется, активно участвует в разыгрывании песенок, потешек, в хороводных играх.


Терминологический словарь

Театр - искусство изображение спектаклей, произведений.

Играть - развлекаться, резвиться.

Речевая активность - обогащение словаря детей.

Эмоции - душевное переживание детей.

Активизировать - побудить к активности.

Воспитывать - влиять на психический, моральный облик ребенка.

Проблема - сложный теоретический вопрос, требующий изучения, разрешения.


Литература

  1. Бахметьева Т.И. Соколова Г.Т. Детские частушки, шутки, прибаутки. - Ярославль. «Академия развития», 1997.
  2. Белая         А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников. ACT. Астрель. Москва,  2003.
  3. Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. - ТЦ «Учитель» Воронеж, 2004.
  4. Ветрова В. «Ладушки, ладушки». Москва Издательство «Знание», 1995.
  5. Гербова В.В. Ильчук Н.П., Книга для чтения малышам. Москва ОНИКС, 2006.
  6. Громова О.Е. Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста. Творческий центр СФЕРА - М., 2006.
  7. Елецкая О.В, Вареница. «День за днем говорим и растем». Творческий центр Сфера. Москва, 2007.
  8. Кострыкина        Л.Ю., Рыкова О.Г, Корнилова Т.Г. «Малыши» Физкуль-Привет!», Москва, 2006.
  9.  Крупенчук         О.И. Ладушки: Пальчиковые игры для малышей. - СПб. Издательский дом «Литера», 2005.
  10. Панова Е.Н. «Дидактические игры - занятия в ДОУ». Воронеж. 2007. Т. Ц. «Учитель».
  11. Пилюгина        Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Москва. «Просвещение», 1998.
  12. Потягушечки, порастушечки для маленьких.
  13. Сорокина        Н.Ф. Играем в кукольный театр. - М., 2004.
  14. Сотникова М.Н. Самые маленькие в детском саду. «Линка - Пресс», 2005.
  15. Тимофеева        Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. Москва. «Просвещение», 1986.
  16. Цвынтарный В.В. Играем пальчиками, развиваем речь. Лань. Санкт-Петербург, 1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклор в жизни малышей.

Моё портфолио   Очень много песенок, потешек, прибауток я помню с детства, благодаря своей мамочки. Ее колыбельные невожможно не запомнить они несли столько много добра, ласки. заботы. Может бы...

Взаимодействие с родителями по развитию речи детей раннего возраста средствами фольклора <<Малыши столицы>>

Взаимодействие с родителями по развитию речи детей раннего возраста  средствами фольклора “Малыши столицы” ...

Статья на тему:"Музыкальный фольклор как средство развития музыкальных способностей малышей" "

Выступление из опыта работы музыкального руководителя по формированию основ музыкальной культуры посредством основ народной музыки.(ранний и младший дошкольный возраст). Конспект открытого музыкально ...

Формы работы музыкального образования малышей средствами фольклора

Представлены несколько видов работы с малышами на основе русской народной музыкальной культуры. Практическую интерпретацию можно увидеть на канале ю туб "Маленькие дети поют народные песни" (получил о...

"Знакомим малышей с фольклором" презентация

Презентация по теме самообразования в первой младшей группе....

«Малыши и фольклор»

Припевки, потешки, прибаутки, байки дети должны слышать с самого раннего возраста. Воспитатель, работающий с детьми ясельного возраста, обязательно должен их использовать, чтобы успокоить малыша,...

Консультация для родителей "Знакомим малышей с фольклором"

Консультация о знакомстве малышей с фольклором  для всестороннего развития  с младшего дошкольного возраста....