Консультация "Планирование работы по взаимодействию ДОУ с семьей".
консультация

Литвиненко Юлия Викторовна

Организация работы с семьей, формы работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimod.s_rodit.docx31.43 КБ

Предварительный просмотр:

Планирование по взаимодействию ДОУ с семьей

                 В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов.

                 В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители  являются первыми педагогами.  Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте».

               Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

              Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

       Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в воспитательно-образовательном процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.

     Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации.

      Родители – критические наблюдатели.

Изменение восприятия родителей как участников образовательного процесса привело к изменению понимания типов семей:

- активные участники педагогического процесса, заинтересованные в успешности своих детей

- заинтересованные, но желающие решить проблемы с помощью специалистов

- равнодушные, живущие по принципу «меня воспитывали так же».

             Как изменить такое положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками воспитательного процесса?

           Исходя из этого перед ДОУ стоит цель работы с родителями - это

создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями,

установление доверительных и партнерских отношений с родителями.,

вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Для работы с семьей можно выделить такие основные задачи перед ДОУ:

  • Изучение отношения родителей и педагогов к различным вопросам воспитания и обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье.
  • Знакомство с лучшим опытом воспитания детей в детском саду и семье( опыт семей и других ДОУ).
  • Информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей на разных возрастных этапах их развития  и о возможностях д\с и семьи в решении данных задач.
  • Создание в д/с условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми, возникновению чувства единения, радости, гордости за полученные результаты.
  • Привлечение семей воспитанников к участию  в совместных с педагогами мероприятиях,
  • Поощрение родителей з-а внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка и создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.

        Данные исследования выявили, что преобладание в общении педагогов с родителями происходит в монологической ориентации. От такого общения родитель мало идет на контакт с педагогом.

       Любая инициатива педагога, обращенная к семье, должна быть нацелена на укрепление, обогащение связей и отношений ребенка со взрослыми.

             Анализ практики показывает, что новизна использования различных активных методов общения с родителями все больше связывается с применением игрового моделирования различных проблемных ситуаций взаимодействия взрослого с ребенком.

      Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическими знаниями.

        Традиционные формы  взаимодействия с семьей представлены: коллективными, индивидуальными и наглядно-информационными.

        В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.   В новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. 

         Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации.

          Особая роль при любой форме организации взаимодействия с родителями отводится социологическим вопросам, анкетированию, тестированию родителей и педагогов.

                     Основной задачей  информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.

                      Досуговые  формы организации общения призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми (совместные праздники и досуги, выпуск семейных газет, совместные проекты, вернисажи, выставки семейных коллекций, реликвий, совместные походы, экскурсии, спортивные досуги).

           А досуговые формы сотрудничества с семьей могут быть эффективными только если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия. Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования у родителей практических навыков.

        Основная роль продолжает принадлежать таким коллективным формам общения, как:

  • собрания,
  • групповые консультации,
  • дни добрых дел,
  • тренинги,
  • родительские гостиные,
  • телефон,  почта доверия,
  • совместное создание предметно-развивающей среды,
  • участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов,

                Изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей.  К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнера по общению, научиться в друг друге видеть не средство решения своих проблем, а полноправных партнеров, сотрудников.

            Познавательные формы организации общения педагогов и родителей  способствуют изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи.

               Наглядно-информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях ДОУ, позволяют правильно оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы семейного воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя. Задачами наглядно-информационной формы является ознакомление родителей с ДОУ, с деятельностью педагогов и т.п.

     Также, общение педагогов с родителями может быть не прямо, а через газеты, организацию выставок. В работе руководителя, педагогов можно видеть такие формы совместной работы:

  • Совместные мероприятия педагогов и родителей через:

– родительские собрания,
– конференции, консультации,  беседы,
– вечера для родителей, 
– кружки для родителей, 
– тематические выставки,
– попечительский свет, 
– встречи с администрацией ДОУ,
– школу для родителей, 
– презентацию ДОУ,  
– посещение семей на дому.

  • Совместные мероприятия педагогов, родителей и детей через:

– Дни открытых дверей, 
– турниры знатоков, 
– кружки, 
– викторины, 
– КВН, 
– праздники, 
– семейные конкурсы, 
– выпуск газет, 
– концерты, 
– оформление групп, 
– благоустройство территории ДОУ.

      Таким образом, взаимодействие родителей и педагогов в условиях ДОУ носят ярко выраженный специфический характер сотрудничества, т.к. изменились и содержание, и формы взаимоотношений между родителями и педагогам ДОУ.

       

Литература:

  1. Николаева Е.И.  «Тоталитаризм в семье» Самара, 2002 г.
  2. Луков В.А. «О концепции фамилистической экспертизы»/Семья в России/, 1996 г. № 3-4;
  3. Лобза О.В. «Роль близких взрослых в становлении эмоционального мироощущения ребенка в период перехода к школьной жизни» 2000г.
  4. Кошелева А.Д. Алексеева Л.С. «Диагностика и коррекция гиперактивности ребенка» М., 1997 г.
  5. Конягина Л.Н. «Положение семьи и детства в современной России». /Неизвестный Макаренко/ сост. С.С.Невская. М.,1999 г.
  6. Зверева О.Л. Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ» /Методический аспект/ – М, 2005 г.
  7. Дуброва В.П. «Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи» Минск 1997 г.
  8. Давыдова О.И. Богословец Л.Г. , Майер А.А. «Работа с родителями в ДОУ» – М., 2005 г.
  9. «Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом: Пособие для практических работников ДОУ» / автор-сост.: Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. – М., 2004 г.
  10. Баринов Т.М. «Семья и семейное воспитание» /Педагогические вести/ под ред.Е.М.Кокорева. Магадан 1993г.
  11. Волжина О.И. «Аксиологическая концепция семьи»/Мир образования – образование в мире/ 2001 г. № 4
  12. Солодянкина О.В. «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей» Пособие для работников ДОУ. – М. 2004 г.
  13. «Социальная защита семьи: Современная ситуация, проблемы, пути решения» ред.кол. Т.Ф.Яркина, В.Г.Бочарова, М.П.Гурьянова. Ставрополь 1997 г.


Приложение

 Критерии анализа годового плана:

  • планирование задач на диагностической основе с учетом анализа достижений и трудностей в работе с семьей за прошлый год;
  • учет запросов родителей при планировании содержания мероприятий;
  • планирование мероприятий по работе с семьей в каждом разделе годового плана;
  • разнообразие планируемых форм  работы;
  • планирование работы по повышению профессиональной компетентности педагогов по вопросам взаимодействия с семьей;
  • разнообразие форм методической помощи педагогам по данным вопросам ( педсоветы, деловые игры, тренинги);
  • выявление, обобщение, внедрение опыта работы педагогов с семьями  внутри ДОУ, микрорайона.

2. Критерии анализа планов воспитательно-образовательной работы педагогов:

  • планирование содержания мероприятий на основе интересов, нужд, потребностей родителей;
  • разнообразие планируемых форм работы с семьей;
  • наличие анализа результативности проведенных мероприятий.

3. Критерии анализа протоколов родительских собраний:

  • разнообразие тематики и форм проведенных собраний;
  • отражение в протоколе активности родителей (вопросы, пожелания, предложения со стороны родителей);
  • учет мнения и пожеланий родителей при организации последующих мероприятий.

Предложенные эти критерии анализа документов позволяют определить:

  • учитывает ли ДОУ их потребности семьи,
  • наполняет ли мероприятия интересным и содержательным материалом для родителей;
  • стремится ли постоянному повышению компетентности педагогов по взаимодействию с родителями.

Подтверждением всей этой работы является материал: сценарии и конспекты, фото и видео материалы.
Оценка состояния взаимодействия ДОУ и семьи рассматривает три уровня: высокий, средний и низкий. Высокий уровень организации взаимодействия ДОУ с семьей:

  • отсутствие формализма в организации работы с семьей;
  • учет социального запроса (интересы, потребности) родителей в планировании работы ДОУ;
  • социологический анализ контингента семей воспитанников ( получение данных о составе семьи, образовании родителей и т.д.)
  • использование разнообразных форм работ с семьей ( индивидуальных, коллективных. Наглядно-информационных), поиск и внедрение в практику новых нетрадиционных  форм работы с семьей);
  • систематическая организация активной методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов ДОУ по взаимодействии с семьей;
  • стремление к диалогу при организации работы с родителями;
  • выявление, обобщение, распространение передового педагогического опыта по взаимодействию с семьей, передового опыта семейного воспитания;
  • «открытость» ДОУ для родителей;

Средний уровень организации взаимодействия ДОУ с семьей:

  • стремление администрации и педагогического коллектива к активному взаимодействию с семьями воспитанников;
  • минимальный учет в работе интересов и потребностей, запросов родителей;
  • изучение социального профиля семей родителей (без активного использования полученных данных в работе);
  • сочетание использования во взаимодействий с семьей традиционных и нетрадиционных форм работы;
  • организации открытых мероприятий для родителей в основном в праздничные дни;
  • отсутствие изучения передового опыта воспитания детей в семье и его распространение среди родителей других воспитанников;

Низкий уровень организации взаимодействия ДОУ с семьей  предполагает:

  • формальный подход к планированию и осуществлению работы с семьей;
  • отсутствие учета в работе интересов и потребностей  родителей;
  • изучение социального профиля семей воспитанников ( без использования полученных данных в работе);
  • бессистемное использование в работе только традиционных форм взаимодействия с семьей;
  • организация открытых мероприятий для родителей только в дни праздников;
  • отсутствие изучения передового семейного опыта и его распространения среди других родителей воспитанников;
  • отсутствие методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов по взаимодействию с семьей;
  • неэффективное использование наглядно-информационных форм работы с семьей, стремление подменить общение с родителями материалами различных стендов.

Определение такого уровня взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников, дает возможность руководителям и педагогическому коллективу поделиться опытом успешного общения с. родителями, а также, обратить внимание на вопросы, требующие существенной доработки по данной теме.
Такой правильный подход может способствовать повышению эффективности общения ДОУ и семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ ДОУ И СЕМЬИ

В настоящее время по-прежнему остается актуальной проблема взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. Она предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями;направлено на повышение педагогической ку...

Новые формы работы по взаимодействию ДОУ и семьи в приобщении школьников к здоровому образу жизни

Руководство дошкольного образовательного учреждения должно проанализировать и выбрать те формы взаимодействия с родителями воспитанников, которые актуальны для конкретного сада в соответствии со специ...

Аттестационная работа « Особенности взаимодействия ДОУ и семьи в процессе музыкального образования ребенка»

Инновационные формы взаимодействия ДОУ и семьи в процессе музыкального образования ребенка....

Консультация для родителей на тему: «Работа по взаимодействию воспитателя с семьей»

Консультация для родителей на тему: «Работа по взаимодействию воспитателя с семьей»...

Использование метода проекта в работе по взаимодействию ДОУ и семьи в нравственном воспитании детей

Если вовлекать родителей в совместное решение проблемы нравственного воспитания с помощью проектной деятельности, то у детей будет более успешное усвоение норм морали и социальных способов поведения....