Проект "Тестопластика".
проект (старшая, подготовительная группа)

Бадмаева Наталья Павловна

Проект "Тестопластика".

Воспитатель: Бадмаева Н.П.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_testoplastika.docx22.81 КБ

Предварительный просмотр:

Проект "Тестопластика".

Воспитатель: Бадмаева Н.П.

     Ребенок познает окружающий мир и пытается отобразить его в своей деятельности – играх, поделках, рисунках, рассказах. Поэтому надо помнить: все, что происходит в непосредственном окружении малыша, преобразуется в его душе, открывает большие возможности для развития его творческого потенциала.

   Частью любого творческого процесса является умение видеть мир образно, в его живых красках, а это происходит в дошкольном возрасте, поэтому очень важно не упустить эту возможность и расширить способности ребенка.

Поначалу ребенок доверяет тому, что говорят ему взрослые о сущности явлений и предметов, потом появляется очевидный дефицит истинного опыта и интерес пропадает. Ребенок становится обладателем не пережитого опыта. Чтобы этого не случилось, ребенок должен, передать свои впечатления и, воплотить их в своей деятельности, а именно, продуктивной деятельности. Глаза, руки должны совершить не один десяток движений по расчленению синтезированного воспринимаемого объекта, чтобы малыш усвоил его и был способен его воспроизвести. Необходимо научить ребенка быть не только восторженным зрителем, но и маленьким художником, способным понять, как это сделано (средства выразительности), и перенести в собственную работу, собственную продуктивную деятельность, собственное творчество.

Учитывая все вышеизложенные факторы, напрашивается вывод: дошкольный период – один из наиболее важных и ответственных в жизни человека, что «именно в этот период появляется и, возможно, раз и навсегда исчезает стремление постигать мир и себя».

Это и побудило начать целенаправленную работу по развитию творческих способностей детей через продуктивную деятельность

Интересные и разнообразные занятия разовьют самостоятельность в детях, помогут перенести свои впечатления в создаваемые объекты, научат создавать фигуры в нетрадиционных техниках (тестопластика), овладеть приемами лепки из теста, рисования, а, самое главное, позволят развить такие качества личности, как трудолюбие, толерантность и умение доводить начатое дело до конца.

Кружковая деятельность реализуется через метод проектов. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Заинтересовавшись этой проблемой и, изучив детский интерес детей нашей группы, нами был разработан проект « Тестопластика», который направлен на Развитие личности ребенка, способного создавать фигуры в нетрадиционных техниках (тестопластика).

Цель проекта: Развитие личности ребенка, способного создавать фигуры в нетрадиционных техниках (тестопластика).

Задачи:

1) образовательные:

  1. ознакомление со способами деятельности – лепка из соленого теста.
  2. овладение основами, умениями  работы из  целого куска теста, из отдельных частей  создание образов
  3. формирование способности  к творческому раскрытию, самостоятельности, саморазвитию
  4. овладение умениями применять  в дальнейшей жизни   полученные знания.

2) развивающие:

  1. повышение уровня  навыков и умений в мастерстве детей в результате  своих работ
  2. активизация имеющегося опыта  на основе полученных знаний об окружающем мире в ДОУ, на  кружке, применив их на  практике  ежедневно с усложнениями
  3. формирование способности к самостоятельному  поиску методов и приемов, способов выполнения
  4. развитие опыта и творческой деятельности  в создании новых форм, образцов, поиске новых решений в создании  композиций

3) воспитательные:

  1. воспитание ответственности при выполнении работ,  подготовке к  выставкам
  2. соблюдение правил  соблюдение правил техники безопасности
  3. активное участие в выставках
  4. стремление к  поиску, самостоятельности
  5. понимание необходимости  качественного выполнения образа
  6. конструктивное взаимодействие  с эстетическим воспитанием, речевым развитием, мелкой  моторики, глазомера.

Педагогические условия реализации проекта основаны на следующих принципах:

    Проект составлен с учётом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста.

В кружке могут участвовать дети дошкольного возраста с 4,5 до 6,5 лет. Основная деятельность осуществляется в одновозрастной группе. Занятия проводятся в системе. Продолжительность занятия, исходя из психолого-физиологической, педагогической, социально-экономической целесообразности допускаемой нагрузки учащегося, продолжительность которого 25 минут.

Проект рассчитан на один год обучения:

Возраст детей: 4,5-6,5 лет.

Кол-во занятий в неделю: 1

Продолжительность занятий: 25 мин.

Принципы построения  проекта:

  1. От простого к сложному.
  2. Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
  3. Научность.
  4. Доступность.
  5. Системность знаний.
  6. Воспитывающая и развивающая направленность.
  7. Всесторонность, гармоничность   в содержании знаний, умений, навыков.
  8. Активность и  самостоятельность.
  9. Учет возрастных и  индивидуальных особенностей.

Материальное и методическое обеспечение программы

Для работы кружка необходимо следующее оборудование:

  • для работы: светлое помещение со столами и стульями по росту детей;
  • для изготовления солёного теста: мука пшеничная, соль, емкость для замеса теста, пищевые красители для замеса цветного теста;
  • для работы с солёным тестом: фартук, клеёнка, стеки, чеснокодавка, салфетка, баночка с водой, кисть, гуашь, клей ПВА;
  • для декорирования изделий: рамки разной величины (коробки от конфет), ткань для фона, бусины, ленты;
  • для рассматривания: иллюстрации и открытки по темам;
  • для чтения: книги, рассказы, сказки по темам.

Организация работы по «Тестопластике» ведется по следующим этапам:

  • Целеполагание
  • Планирование процесса
  • Реализация процесса
  • Рефлексия работы
  • Коррекция работы
  • Презентация работы

 

    Роль педагога на разных этапах проектной деятельности отличается: то приходится выступать в роли консультанта, то в роли основного источника знаний, то в роли внимательного слушателя или «незнающего взрослого», то в роли помощника или организатора деятельности детей. Появляются широкие возможности для осуществления индивидуального подхода к детям, использованию различных по уровню сложности проектных заданий. Но руководство деятельностью детей делается ненавязчиво.

В проектной деятельности меняется и роль детей - они выступают активными участниками процесса, а не пассивными статистами.

Деятельность педагога

Деятельность детей

1. Формулирует проблему, через введение в игровую ситуацию.

1. Вхождение в проблему, через вживание в игровую ситуацию.

2. Формулирует задачу и помогает в ее решении.

2. Принятие задачи.

3.Организует деятельность.

3.Формирование специфических знаний.

4.Развивает поисковую деятельность.

4. Определяют возможные методы решения проблемы (обдумывание объекта по содержанию, внешнему виду).

5. Организует практическую деятельность.

5.Эскиз объекта.

6. Помогает спланировать деятельность.

6.Выбор необходимых инструментов и материалов.

7. Практическая помощь.

7.Изготовление объекта. Работа в определенной технике.

8. Направляет и контролирует.

8.Обработка. Грунтовка объекта. Изготовление дополнительных деталей.

9. Направляет и контролирует.

9.Сборка и раскрашивание объекта.

10.Направляет и контролирует.

10.Соотнесение готового объекта с эскизом.

11.Направляет.

11.Рефлексия.

12.Развивает интеллектуальную инициативу.

12.Новые идеи.

Ожидаемые результаты на конец года:

К концу года ребёнок должен уметь:

  1. планировать свою деятельность по изготовлению изделия
  2. создавать динамичные, выразительные образы и коллективные сюжетные композиции, самостоятельно выбирая тему, способы лепки, приёмы декорирования образа
  3. рационально использовать материалы
  4. различать реальные и сказочные образы
  5. самостоятельно создать композиции сказочного характера
  6. использовать приобретённые навыки и умения в свободной художественной деятельности
  7. использование стеки.

Темы работ:

 «Солёное тесто – чудесный материал для лепки»

 «Изготовление объёмных игрушек из солёного теста»

 «Изготовление плоских игрушек из цветного соленого теста»

 «Изготовление мини-панно из цветного солёного теста»

«Изготовление панно из цветного солёного теста»

«Выставка работ»


Литература:

  1. В. С. Горичева, М. И. Агибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия и Ко» 2012 г.
  2. В.С. Горичева, Т. В. Филиппова «Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок». «Ярославль, "Академия и Ко» 2013 г.
  3. Н.А. Горяева, О.В.Островская «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» М. «Просвещение» ,2013г.
  4. Изольда Кискальт «Соленое тесто» М., «АСТ-Пресс»
  5. А.Л. Романовская, Е.М.Чезлов «Поделки из соленого теста» М., «АСТ-Пресс»
  6. Катерина Дмитриева «Подарки: Техники. Приемы. Изделия». - М.: АСТ-ПРЕСС, 2011 год
  7. Антипова М. Соленое тесто. Необычные поделки и украшения.
  8. Силаева К. Соленое тесто. Большая книга поделок.
  9. Хананова И. Соленое тесто.
  10. Чаянова И. Соленое тесто для начинающих.