Педагогическая поддержка как технология социализации и индивидуализации развития современных дошкольников
статья

Пугач Елена Сергеевна

В данной статье дается определение педагогической поддержки, ее концептуальные положения, цели, нормы, правила, механизмы, этапы, тактики, принципы...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskaya_podderzhka.odt37.93 КБ

Предварительный просмотр:

«Педагогическая поддержка

как технология социализации и индивидуализации развития

современных дошкольников».

     Психолого-педагогическая поддержка в общеобразовательных учреждениях относительно молодое направление в образовании, которое выступает как комплексная технология психолого-педагогического сопровождения ребенка, помогающая организовать образовательный процесс, учитывающий индивидуальные возможности и потребности обучающегося и способствующая его максимально успешной социализации.

     В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования»на 2013 — 2020 годы одним из приоритетов в сфере общего образования является обеспечение успешности каждого ребенка, независимо от состояния его здоровья и социального положения семьи. Особое внимание уделяется формированию инструментов поддержки особых групп детей: одаренные дети, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети в трудной жизненной ситуации, дети мигрантов.

     В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) работа в детском саду должна быть направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации и индивидуализации ребенка, его всестороннего личностного, морально-нравственного  и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.

     Основные концептуальные положения о педагогической поддержке  были разработаны членом-корреспондентом Российской академии образования Олегом Семеновичем Газманом и представлены им в октябре 1995 года.

     При разработке концепции педагогической поддержки он исходил из того, что развитие ребенка протекает наиболее успешно тогда, когда возникает гармония двух сущностно различных процессов — социализации и индивидуализации. Т.к. Это равноценные и необходимые процессы целостного образования человека, это природно-социально-духовные феномены его бытия. Утрата одного из них ведет к ущербности образовательного процесса и как следствие — к ущербности личностного и социального развития.

     Социализация  - это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом социально-культурного опыта — трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, накапливаемых и передаваемых от поколения к поколению, процесс вклюсечния индивида в систему общественных отношений и формирования у него социальных качеств. Это развитие и самореализация человека на протяжении жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

      Индивидуализация — процесс порождения и рефлексии индивидом собственного опыта, в котором он признает себя в качестве субъекта, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей целенаправленной деятельности. Это развитие и самореализация человека в качестве субъекта собственной жизнедеятельности. Развитие индивидуально-неповторимого в конкретном человеке.

     Анализируя практику обучения и ивоспитания, сложившуюся в образовательных учреждениях России к концу 80-х и началу 90-х годов, Олег Семенович приходит к выводу, что педагогические коллективы выполняют лишь социализирующую функцию и крайне слабо обеспечивают процесс индивидуализации.

     Не случайно он определяет воспитание как специально организованный процесс предьявления социально одобряемых ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения, а обучение — как передачу и усвоение системы знаний о природе, обществе, человеке и способах человеческой деятельности. Он называет воспитание и обучение процессами приобщения человека к общему и должному. А следовательно, в системе образования, по его мнению, не существует процесса, направленного на развитие индивидуальности и субъектности ребенка. Вот таким процессом и должна стать педагогическая поддержка.

     Под педагогической поддержкой О.С.Газман понимал превентивную (предупреждающую) и оперативную помощь детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с их физическим и психическим здоровьем, социальным и экономическим положением, общением, с успешным продвижением в учении, жизненным и профессиональным самоопределением.

     То есть, суть педагогической поддержки заключается в том, чтобы:

  • помочь ребенку преодолеть препятствия, трудности, опираясь на его собственные реальные и потенциальные возможности и способности, развивая при этом потребность в успешности самостоятельных действий;
  • поддержать и подкрепить то положительное, что начало проявляться, а от отрицательного удержать, подстраховать, чтобы не скатился вниз.

Педагог страхует воспитанника, не подменяя и не снижая усилий самого ребенка, но поддерживая и стимулируя их.

Отличительная принципиальная черта педагогической поддержки: проблема обозначается и в целом решается самим ребенком при опосредованном участии взрослого. Ребенок сам берет на себя ответственность за результат своих действий, не перекладывая ее на взрослых. Успешно решив для себя ряд собственных проблем, он становится субъектом своей жизнедеятельности, т.е. приобретает установку: «Самому решать свою судьбу!»

     О.С.Газман считал, что в воспитании должны быть два вида цели — цель как идеал и реальная цель.

     Целевую установку на формирование гармоничной, всесторонне развитой личности он рассматривал в качестве идеальной цели.

     А реальную цель воспитания он сформулировал следующим образом: дать каждому ребенку базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, образовательного учреждения, общественности и государственной власти.

     О.С.Газман считал, что воспитательное взаимодействие между педагогом и ребенком следует строить на основе гуманистических принципов. Он советовал воспитателям соблюдать в педагогической деятельности следующие правила:

  • Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей.
  • Самореализация педагога — в творческой самореализации ребенка.
  • Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении.
  • Все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами.
  • Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка.
  • Дети — носители грядущей культуры. Соизмеряй свою культуру с культурой растущего поколения. Воспитание — диалог гультур.
  • Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий.
  • Доверяя — не проверяй!
  • Признавай право на ошибку и не суди за нее.
  • Умей признать свою ошибку.
  • Защищая ребенка, учи его защищаться.

     Уточняя и корректируя правила деятельности педагога в контексте педагогичской поддержки, Н.Б.Крылова называет нормы поддержки, которые должны быть заложены в профессиональной позиции воспитателя:

  • любовь к ребенку, безусловное принятие его личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;
  • приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканья и без панибратства), умение слушать, слышать и услышать;
  • уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;
  • ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;
  • признание права ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право «хочу» и «не хочу»);
  • поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа; признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;
  • умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать в замен;
  • собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.

     Главным постулатом концепции О.С.Газмана выступает тезис о том, что воспитание есть не что иное, как помощь ребенку в его саморазвитии. Без желания самого ребенка совершенствовать его невозможно. Педагог может и должен лишь оказать поддержку ребенку в решении его проблем по укреплению здоровья, формированию нравственности, развитию способностей — умственных, трудовых, художественных, коммуникативных, являющихся, в свою очередь, базой для становления способности к самоопределению, самореализации, самоорганизации и смореабилитации.

     Существуют следующие виды педагогической поддержки:

  • непосредственная — основана на просьбе, взаимном согласии, зависит от ситуации;
  • опосредованная — основанная на диагностике, наблюдении;
  • групповая — предполагает работу всего педагогического коллектива в период адаптации (игры, тренинги  с группами детей, имеющих сходные проблемы: тревожные, застенчивые...);
  • индивидуальная — направленная на помощь каждому отдельному ребенку.

     Последователи О.С.Газмана разработали и описали механизм технологии педагогической поддержки ребенка в решении жизненно важных проблем. Он складывается из взаимосвязанных действий воспитанника и педагога, выполняемых ими на следующих пяти этапах:

  • I этап (диагностический) — фиксация факта, сигнала проблемности, диагностика предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы (проговаривание ее самим ребенком), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка;
  • II этап (поисковый) — организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы (трудности), взгляд на ситуацию со стороны (прием «глазами ребенка»);
  • III этап (договорный) — проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме;
  • IV этап (деятельностный) — действует сам ребенок и действует педагог (одобрение действий ребенка, стимулирование его инициативы и действий, координация деятельности специалистов в образовательном учреждении и за его пределами, безотлагательная помощь ребенку);
  • V этап (рефлексивный) — совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.

     Решение проблем жизнедеятельности ребенка, формирование качеств его личности происходит тогда, когда воспитателями создаются  благоприятные условия для развития ребенка в доступных ему видах деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками, в обыденной (бытовой) сфере.

     Педагогическая поддержка обладает гибкостью и вариативностью. Она имеет единую концептуальную основу, но предполагает тактическое многообразие. Оно представлено следующими тактиками: «защита», «помощь», «содействие» и «взаимодействие». Эти названия отражают тот смысл, который педагогическая поддержка приобретает в зависимости от решаемой задачи.Иногда, при решении конкретной ситуации педагог использует одну из тактик, иногда сочетает несколько, следуя меняющейся обстановке, которая открывает новые задачи и возможности.

     Тактика защиты выбирается педагогом тогда, когда действия ребенка блокирует страх, ребенок не проявляет активности и стремления в решении проблемы. Кредо защиты: ребенок не должен оставаться жертвой обстоятельств. Тактика защиты — это утверждение презумпции невиновности. Педагог, защищающий ребенка, занимает позицию «педагогической адвакатуры». Педагог-адвокат защищает право ребенка:

  • быть успешным;
  • не уметь делать то, что умеют делать все;
  • право на поиск, пробу и ошибку;
  • право отстаивать свое достоинство;
  • право на защиту своих прав.

     Правда, такая позиция иногда приводит к непониманию в коллективе, однако, в конечном счете выигрывают все. И главное — сам ребенок. Когда педагог понимает, что не будет услышан в позиции адвоката, и что ребенка могут втянуть в дальнейшие конфликты и разбирательства, педагог может занять позицию «буфера», принимая часть удара на себя.

     Тактика помощи выбирается в случаях, когда ребенок не верит в себя. Она направлена на создание условий, при которых ребенок получает возможность действовать в атмосфере эмоционального комфорта. Кредо помощи: ребенок многое может делать сам, если будет активен в решении своей проблемы. Нужно помочь ему убедиться в этом. Причем помощь более эффективна, если ее опережает тактика защиты, освобождающая «безопасное пространство» для пробы сил. Ребенку нужен успех, и тактика помощи может создать для этого условия. Ситуация успеха — это субъективное переживание удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности.

     Общий технологический алгоритм ситуации успеха:

  • Создание атмосферы доброжелательности. Подбадривающие слова и мягкие интонации, мелодичность речи и корректность обращения, открытая и доброжелательная мимика в сочетании с благоприятным психологическим фоном помогнают ребенку справиться с поставленной задачей.
  • Снятие страха перед предстоящей деятельностью. Это важно, чтобы ребенок преодолел неуверенность в собственных силах, робость и боязнь самого дела, оценки окружающих. Такая предупредительная мера снимает с ребенка зажим, он становится более раскованным и уверенным, смелее реализует свои потенциальные возможности, действительно понимая, что попытка — не пытка.
  • Авансирование успешного результата. Этим приемом дополняется прием снятия страха. Так педагог выражает свою твердую убежденность в том, что ребенок обязательно справится, преодолеет трудности. Такая позиция педагога внушает ребенку уверенность в самом себе, своих силах и возможностях.
  • Внесение мотивации в предстоящую деятельность. То есть объяснение, ради чего (кого) совершается деятельность. Тогда внимание ребенка смещается с цели на мотив. И он думает о том (о тех), чему (кому) нужна его работа. Ориентация на другого в операции «внесения мотива»одержит в себе большой педагогический смысл, т. к. раскрывает значимость перед ребенком значимость его усилий для других.
  • Скрытое инструктирование о способах и формах деятельности оно реализуется с помощью намека, пожелания.
  • Выделение персональной исключительности повышает планку требования и ответственность за порученное дело, вселяет уверенность и надежду на успешный результат.
  • Педагогическое внушение побуждает к началу действий.
  • Оценка детали. Относится не к результату в целом (хотя такая оценка тоже высказывается), а к каким-то отдельным деталям полученного результата.

     Тактика содействие выбирается педагогом в случае, если ребенок переоценивает себя, не в состоянии анализировать и выбирать оптимальное решение. Эта тактика возможна только после того, как ребенок, благодаря защите и помощи, избавится от реальных и мнимых страхов, а так же разблокирует свою активность для поиска и выбора путей выхода из проблемы. Тактика инициирует процессы рефлексии и готовность к выбору. Кредо содействия: ребенок, имея объективную возможность выбирать, должен стать субъектом выбора. Ребенок получает возможность испытать себя, сделать собственный выбор, самореализоваться, провести рефлексию своей деятельности. Тактика содействия развивает критические и аналитические способности; формирует ответственность.

     Тактика взаимодействия используется тогда, когда ребенок готов решать свою проблему и активно к этому стремится. При этом ребенок приобретает опыт проектирования совместной деятельности. Эта тактика реализуется с помощью механизма «договора». При этом договор — это испытание свободой и ответственностью. При этом используются четыре вида договора:

  • договор на условиях ребенка;
  • договор на условиях педагога;
  • договор — компромисс;
  • договор — сотрудничество.

     Основные принципы педагогической поддержки:

  1. Согласие ребенка на помощь и поддержку.
  2. Опора на наличные силы и потенциальные возможности личности.
  3. Вера в эти возможности.
  4. Ориентация на способность ребенка самостоятельно преодолевать препятствия.
  5. Совместность, сотрудничество, содействие.
  6. Конфиденциальность / анонимность.
  7. Доброжелательность и безоценочность.
  8. Безопасность, защита здоровья, прав, человеческого достоинства.
  9. Реализация принципа «Не навреди!».
  10. Рефлексивно-аналитический подход к процессу и результату.

     В публикациях О.С.Газмана и его учеников не удалось обнаружить перечисления критериев и показателей эффективности процесса воспитания. Но анализ ключевых идей концепции делает их очевыдными. Поэтому к основным критериям результативности воспитательного процесса возможно отнести такие, как:

  • готовность ребенка к самоопределению, самореализации, саморганизации и самореабилитации;
  • развитость индивидуальных способностей воспитанника;
  • нравственная направленность личности;
  • физическое и психическое здоровье;
  • сформированность базовой культуры ребенка;
  • защищенность и комфортность ребенка в сообщности образовательного учреждения.

     Минимальный результат педагогической поддержки заключен в том, что ребенок всегда будет иметь шанс исследовать собственную проблему, осуществлять действия по ее решению и получит возможность соотнести собственный выбор с теми последствиями, который он за собой повлечет.

     Выделение педагогической поддержки в особое направление в профессиональной педагогической деятельности влечет за собой изменение позиции педагога с «борьба с...», на позицию «я помогу тебе».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных технологий социализации в образовательном процессе с дошкольниками

Использование современных технологий социализации в образовательном процессе с дошкольниками...

Образовательная программа дошкольного образования, как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет основную образовательную программу как программу психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и ин...

" ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СОЦИАЛИЗАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ".

Психолого-педагогическая поддержка в общеобразовательных учреждениях направление в образовании, которое выступает как комплексная технология поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучен...

Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.

В рамках  дошкольной  педагогической деятельности, в МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 25 с Ясные Зори»,  я непосредственно веду работу, направленную на социа...

Коммуникативно – речевое развитие детей в театрализованной деятельности, как условие обеспечения позитивной социализации и Индивидуализации развития дошкольников. «Театр для маленьких и взрослых»

в статье кратко описывается систематическая работа по развитию коммуникативных и речевых навыков в ходе театрализованной деятельности для улучшения социального статуса ребенка...

Парциальная программа психолого -педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развитие личности детей младшего дошкольного возраста "Я открываю мир"

   Социальное развитие ребенка в ДОУ представляет процесс усвоения дошкольником общечеловеческих ценностей, накапливание опыта сотрудничества со всем окружающим миром: людьми, природо...