Коммуникативно – речевое развитие детей в театрализованной деятельности, как условие обеспечения позитивной социализации и Индивидуализации развития дошкольников. «Театр для маленьких и взрослых»
статья (младшая, средняя группа)

Костенко Светлана Витальевна

в статье кратко описывается систематическая работа по развитию коммуникативных и речевых навыков в ходе театрализованной деятельности для улучшения социального статуса ребенка 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_gmo.docx17.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

 «Детский сад «Белоснежка»

Тема выступления на ГМО:

Коммуникативно – речевое развитие детей в театрализованной деятельности, как условие обеспечения позитивной социализации и

Индивидуализации развития дошкольников.

«Театр для маленьких и взрослых»

                                                                                                   Воспитатель:                                                                                                    Костенко С.В.

Новый Уренгой

2019

Слайд 1

В современном обществе повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. С этим связано стремление, дать детям знания, научить их читать, писать и считать, а на способность чувствовать, думать и творить, уделяется мало внимания.

Кроме того, в последнее время дети увлечены компьютерами и др. новомодными игрушками, которыми родители стараются заменить сверстников, ограждая ребёнка от неприятностей, от «дурного влияния».

Существует и другая важная проблема, волнующая педагогов и психологов. В период психологической адаптации ребёнка к школе, у многих детей возникают страхи, срывы, заторможенность и суетливость. У детей, которые как говорят психологи «не доиграли» часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание.

Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости обучения, чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазированию, сочинительству. Решение этих проблем – театрализованная деятельность.

Слайд 2

Дошкольный возраст – это период активного развития речи, а ведущим видом деятельности в этом возрасте является игра. Следовательно, театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

Слайд 3

Знакомство моих детей с театром началось с ясельного возраста. Именно в этом возрасте я пыталась сформировать интерес к театрализованным играм, складывающихся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые я показывала, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов или сказок.

При огромной поддержке родителей мы начали формировать предметную среду, понятную и доступную малышам. Мы собрали небольшую костюмерную из костюмов, шапочек, различных бус, сумочек, платочков. Дети, одевая на себя различные атрибуты, быстро успокаивались и вступали в общение друг с другом, что способствовало быстрой адаптации к ДОУ.

Самыми доступными видами театра для младших дошкольников является пальчиковый и кукольный театры.

Пальчиковый театр – способствует развитию речи, внимания, памяти, формирует пространственные представления, развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений. Смысл этого театра заключается в том, чтобы стимулировать ребенка надевать себе на пальчики фигурки и пытаться рассказать сказки. Стимулирование кончиков пальцев, в том числе, ведет к развитию речи.

Слайд 4,5

К 3 годам дети постепенно стали переходить от театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности. Малыши начали осваивать разные виды настольного театра: резиновый театр, вязаный театр, конусный театр на стаканчиках, театр народной игрушки и плоскостных фигур.

Слайд 6

 Но в этом возрасте они имели затруднения с речью и не могли рассказывать сказки самостоятельно. И вновь на помощь нам пришли родители. Неравнодушные мамы связали нам конструктор с пуговками, для лучшего развития мелкой моторики. А также изготовили вязаные сумочки – театры с кармашками на пуговках, оригинальные домики для моделирования сказок. Папы также не остались в стороне и изготовили нам плоскостной театр из фанеры с различными животными. Общение детей друг с другом при помощи таких игрушек стимулировало не только речевое развитие, но и способствовало лучшей социализации как детей посещающих ДОУ, так и вновь прибывших.  

Слайд 7

Театральный уголок постепенно стал пополняться и другими видами театра. Так у нас появились шапочки животных, театр на ложках, фланелеграф. Мы изготовили несколько видов ширм: настольные, напольные, ширма – сцена. Создание   таких  атрибутов  подтолкнуло  детей к  самостоятельной  творческой  деятельности, игре в театр.

Слайд 8

К 4 годам речь у детей стала активной, поэтому я стала наблюдать за тем, что мои ребята стали самостоятельно подбирать костюмы и атрибуты к театрально-сюжетным играм. В нашу жизнь прочно вошла книга. Поэтому возникла идея помочь детям, и мы создали целый ряд книжек – малышек, сделанных руками родителей совместно с детьми. Рассматривая книжки, ребята повторяли сюжеты, примеряя на себя роли героев книг. Наблюдалась и такая тенденция у ребят как игровые «мирилки – обнималки». Дети могли успокаивать плачущего ребенка или помирить рассорившихся друзей. А с появлением театра на перчатках контакт детей друг с другом еще более стал тесным. Заучивая наизусть стихи – мирилки, они с удовольствием пожимали друг друга за руки.

Слайд 9

При игре в кукольный театр невозможно играть молча. Ведь ребята становятся и актёрами, и режиссерами, и сценаристами своего спектакля. Они придумывают сюжет, проговаривают его, озвучивают героев, проговаривают их переживания. Ребята впитывают богатство русского языка, выразительные средства речи, различные интонации персонажей и стараются говорить правильно и отчетливо, чтоб его поняли зрители. К нашему арсеналу добавились такие виды театров как теневой,  театр на ложках, картинки на палочках.

Слайд 10

Сегодня в среднем дошкольном возрасте мои дети освободились от комплексов и активно участвуют в театрализованных играх. Навыки кукловождения, приобретенные детьми ранее, позволяют объединять в одной театрализованной игре несколько видов театральных кукол различных систем. Театрализованные игры на данном этапе отличаются более многоплановыми характеристиками героев, трудными для постановки мизансценами, в них действуют наиболее сложные в управлении куклы, маски и атрибуты.

Слайд 11

В заключение хочу сказать, что систематическая работа по развитию коммуникативных и речевых навыков в ходе театрализованной деятельности способствовала улучшению социального статуса ребёнка. От того, как мы сможем сформировать навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме. Считаю, что выбранное мною направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни, а приобретенный опыт в детском саду позволит успешно решать социальные проблемы и задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дошкольного образования, как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет основную образовательную программу как программу психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и ин...

Образовательная программа дошкольного образования как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста.

В рамках  дошкольной  педагогической деятельности, в МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 25 с Ясные Зори»,  я непосредственно веду работу, направленную на социа...

опыт работы: "О театре и о детях, или о развитии детей в театрализованной деятельности"

О театре и о детях, или о развитии детей в театрализованной деятельности...

Городской семинар. Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами театрализованной деятельности. Мастер класс "Развитие творческих способностей детей через театрализованную деятельность в условиях билингвальной среды"

программа модульного практико-ориентированного семинара для педагогов муниципальных дошкольных образовательных организации города Улан-Удэ Тема: Художественно-эстетическое развитие дошкольников с...

Парциальная программа психолого -педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации развитие личности детей младшего дошкольного возраста "Я открываю мир"

   Социальное развитие ребенка в ДОУ представляет процесс усвоения дошкольником общечеловеческих ценностей, накапливание опыта сотрудничества со всем окружающим миром: людьми, природо...

2023г Самообразование «Театр для маленьких и не только. Социально-коммуникативное развитие детей в театрализованной деятельности»

Театрализованная деятельность – одно из эффективных средств социализации дошкольника, создающее благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодейств...