2023г Самообразование «Театр для маленьких и не только. Социально-коммуникативное развитие детей в театрализованной деятельности»
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Светлана Борисовна Носова

Театрализованная деятельность – одно из эффективных средств социализации дошкольника, создающее благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия с другими людьми. Театрализованная деятельность является уникальным по комплексности воздействия средством развития нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических и, конечно же, коммуникативных качеств дошкольника. Через развитие театрализованной деятельности, интегрированной в целостный воспитательно-образовательный процесс, создаются благоприятные условия для формирования социально-коммуникативной компетентности ребенка. Участвуя в театрализованных играх,  дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных и растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной. Театрализованная деятельность является ведущей в подготовке детей к обучению в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatr._samoobrazovanie.docx99.08 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование                                                                                                                           «Театр для маленьких и не только. Социально-коммуникативное развитие детей в театрализованной деятельности»

« Театр – это волшебный мир, в котором ребёнок радуется, играет, а играя, познаёт окружающее…»  О.П. Радынова

Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное и психическое становление ребенка. Игра дает возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

Театрализованная деятельность – одно из эффективных средств социализации дошкольника, создающее благоприятные условия для развития чувства партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия с другими людьми. Театрализованная деятельность является уникальным по комплексности воздействия средством развития нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических и, конечно же, коммуникативных качеств дошкольника. Через развитие театрализованной деятельности, интегрированной в целостный воспитательно-образовательный процесс, создаются благоприятные условия для формирования социально-коммуникативной компетентности ребенка. Участвуя в театрализованных играх,  дети познают окружающий мир, становятся участниками событий из жизни людей, животных и растений. Тематика театрализованных игр может быть разнообразной.

Театрализованная деятельность является ведущей в подготовке детей к обучению в школе.

Решает следующие задачи:

  • способствует развитию проявлений детской любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия;
  • развивает образное ассоциативное мышление, способность к импровизации;
  • совершенствует настойчивость, целеустремленность, трудолюбие, что способствует формированию у дошкольников волевых черт характера.

Формирование мотивационного компонента коммуникативной компетентности ребенка в театрализованной деятельности обусловлено уже самим социальным характером этой деятельности. Любой спектакль, постановка – это сложнейший механизм межличностных взаимодействий в системе «исполнитель – организаторы постановки – зрители». Через участие в театрализованной деятельности дошкольник постепенно учится проявлять сопереживание, отзывчивость, способность разделять радость сверстника. Эти чувства переходят в опыт собственных переживаний: социальные эмоции, проявляемые в игре во взаимодействии с партнерами, переходят из «пассива» в «актив» гуманных отношений с другими людьми.                                        

Важнейший принцип, на котором строится театрализованная деятельность с детьми дошкольного возраста – принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей, который согласует требование соответствия хода развития ребенка нормативному развитию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности, неповторимости индивидуального пути развития каждого ребенка, с другой.                                                Не менее важны и специфические принципы театрализованной деятельности: принцип  комплексности, предполагающий взаимосвязь театрализованной деятельности с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка; принцип импровизационности,  который обуславливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой на основе свободной атмосферы, поощрения детской инициативы, наличия своей точки зрения, стремления к оригинальности; принцип интегративности, в соответствии с которым, целенаправленная работа по развитию театрализовано-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс.                                                                                              

В развитии театрализованной деятельности использую следующие технологии: игровая создает мотивационные основы для формирования навыков и умений деятельности, является базисом для последующей учебной деятельности; упражнения на развитие речи, дыхания и голоса , которые сопровождают театрализованную постановку, совершенствуют речевой аппарат ребенка; пластические этюды и танцы способствует тренировке и расслаблению детского организма, эмоциональной разрядке, снятию физического и нервного напряжения, развитию ритмичности и координации движений; ритмопластика создает ощущение радости, свободы движения, вызывает радостный отклик на музыку, сообщает более светлое восприятие жизни; сказкотерапия формирует ценностные представления необходимые ребенку в жизни, развивает важнейшие коммуникативные умения; реализация проектов позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний, в игровой, проблемной форме решать развивающие, обучающие и воспитывающие задачи с активным и деятельностным участием в мероприятиях всех субъектов педагогического процесса (театрализованные представления «Под грибом», «Ярмарка» были итоговыми мероприятиями в реализации проектов)

      ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ  ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА НА ПРАЗДНИКАХ ИГРЫ ВО ВРЕМЯ НОД ТЕАТРАЛЬНЫЕ  СПЕКТАКЛИ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ПОСЕЩЕНИЕ ДЕТЬМИ ТЕАТРОВ САМОСТАЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ТЕАТРАЛЬНЫЕ ИГРЫ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ

ТЕАТРАЛЬНАЯ ИГРА НА ПРАЗДНИКАХ

ИГРЫ ВО ВРЕМЯ НОД

ТЕАТРАЛЬНЫЕ

СПЕКТАКЛИ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

ПОСЕЩЕНИЕ ДЕТЬМИ ТЕАТРОВ

САМОСТАЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социально – коммуникативное развитие детей через театрализованную деятельность.

Социально коммуникативное развитие детей через театрализованную деятельность....

опыт работы: "О театре и о детях, или о развитии детей в театрализованной деятельности"

О театре и о детях, или о развитии детей в театрализованной деятельности...

Коммуникативно – речевое развитие детей в театрализованной деятельности, как условие обеспечения позитивной социализации и Индивидуализации развития дошкольников. «Театр для маленьких и взрослых»

в статье кратко описывается систематическая работа по развитию коммуникативных и речевых навыков в ходе театрализованной деятельности для улучшения социального статуса ребенка...

Доклад на тему:«Центр социально-коммуникативного развития детей по театрализованной деятельности «В гостях у сказки».

  Большое значение для развития личности ребёнка имеет среда, способствующая его самовыражению в процессе художественной деятельности.     При всём разнообразии видов х...

План работы по самообразованию на тему: «Развитие социально-коммуникативных компетентностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности»

План работы по самообразованию с детьми средней группы, целью которого является повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности воспитателя....

Отчет по теме самообразования «Развитие социально-коммуникативных компетентностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности»

Отчет воспитателя по теме самообразования «Развитие социально-коммуникативных компетентностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности»...