Отчет по теме самообразования «Развитие социально-коммуникативных компетентностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности»
материал (средняя группа)

Рощупкина Елена Алексеевна

Отчет воспитателя по теме самообразования «Развитие социально-коммуникативных компетентностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_teme_samoobrazovaniya_22-23.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ БГО СОШ №13 структурное подразделение детский сад

Отчёт по теме самообразования

 «Развитие социально-коммуникативных компетентностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности».

                                                                             Подготовила: Рощупкина Е.А.,

                                                                                                воспитатель ВКК

Борисоглебск, 2023 г.

Отчет по теме самообразования «Развитие социально-коммуникативных компетентностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности». воспитателя Рощупкиной Елены Алексеевны за 2022 – 2023 учебный год.

   С 2022 по  2023 год работала по теме «Развитие социально-коммуникативных компетентностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности».

   С самого рождения человек, являясь социальным существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается – от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Высокий уровень коммуникативности рассматривается психологами как условие успешной адаптации к окружающей социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего возраста.

   Современный педагог, в условиях образовательного учреждения, сталкивается с тем, что большинство детей приходят в детский сад частично или полностью не говорящие. К тому же, дети младшего дошкольного возраста не владеют коммуникативными умениями, они недостаточно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми до того, как начнут посещать детский сад. Вероятно, это происходит из-за развития технологий и окружающего мира ребёнка, игрушки детей интерактивны и разнообразны, зачастую ему не требуется вступать во взаимодействие с людьми и просить о чем-то, что требует от него проявления вербальных и невербальных умений. Попадая в незнакомую среду дошкольной образовательной организации, ребёнок сталкивается с группой незнакомых ему сверстников и педагогов, с которыми он не умеет взаимодействовать и не понимает их. В зависимости от характера ребёнка у него могут возникнуть трудности в процессе адаптации и выстраивания коммуникаций с другими людьми. Застенчивый ребёнок может стать замкнутым и безынициативным, если у него не получается общаться с другими детьми и взрослыми, не говорящий или плохо говорящий ребёнок может стеснять своего речевого дефекта и того, что другие его не понимают, у более уверенных детей тоже могут возникнуть трудности в понимании другого ребёнка и отвержение всех, кто ему не соответствует. Одной из приоритетных задач в период младшего дошкольного возраста для педагога является развитие коммуникативных умений детей.

   Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение детьми моральных и нравственных ценностей, развитие взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме и природе.

    Театрализованная деятельность является важным средством в развитии коммуникативной компетентности.

       Работая над данной темой, мной была изучена методическая литература, программы, методики и технологи. Это следующие авторы: Котова И. Г. Развитие коммуникативных навыков у дошкольников средствами театрализованной деятельности // Педагогическое образование и наука. — 2015. — № 3; Мигунова Е. В. Педагогическое сопровождение театрализованной деятельности в детском саду. Учебно-методическое пособие, 2006. ⸻Санкт-Петербург: Лань, 2019; Редикульцева С. Г. Развитие навыков межличностного взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми через театрализованные игры // Современная научная мысль: Материалы III Международной научно-практической конференции. — Чебоксары, 2017; Сороковикова И. В. Театрализованная деятельность − как средство развития речи детей-дошкольников // Образование и наука на XXI век — 2015; Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры. Упражнения. Конспекты занятий. 4-е изд., испр. — М.: ТЦ Сфера, 2015; Л.В.Артёмова   «Театрализованные игры» изд. «Мозаика-Синтез» 2010г; Н.Ф.Губанова «Развитие   игровой деятельности» изд. «Мозаика-Синтез» 2012г; Л. Васильева   «Коммуникация. Вторая младшая группа» изд. «Мозаика-Синтез» 2010г.; А.Е.Ершова «Уроки   театра» изд. «Мозаика-Синтез»; Алянский Ю. «Азбука театра» М.:1998г; Горохова Л.А.., Т.Н. Макарова. Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ; Лазаренко О.И. «Артикуляционно - пальчиковая гимнастика». Комплекс упражнений.М.:2012г; Лаптева Г.В. «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.:2011г; Лыкова И.А. «Теневой театр вчера и сегодня» С.-П.:2012; Лыкова И.А. «Театр на пальчиках» М.2012г; Распопов А.Г. «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г; Совушкина А.Г. «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика); Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» М.: АРКТИ, 2002; Театрализованные праздники для детей.- Воронеж, 2006.Г.А.Лапшина. - Волглград, 2007.

    Далее мной был разработан перспективный план работы с детьми, родителями. Подобраны темы, способствующие развитию и приобщению детей к театрализованной деятельности, способствующие освоению мира человеческих чувств, развитию способности к сопереживанию, коммуникативных навыков.

   Для повышения уровня знания родителей по данному вопросу разработаны консультации, рекомендации, памятки.

Предметно - развивающая среда.

   Для достижения поставленной цели, эффективного решения задач, особо актуальным является организация благоприятной развивающей среды в группе. Для успешной работы в данном направлении в группе совместно с родителями была создана предметно-развивающая среда  по театрализованной деятельности: театральный  уголок - с элементами костюмов, шапочки-маски для детей, атрибуты для театрализаций, разнообразные виды театров (настольный, пальчиковый, би-ба-бо, перчаточный, магнитный, театр стаканчиков, театр на палочках, театр на кубиках, фланелеграф, теневой театр), ширмы, ярко иллюстрированные книги со сказками, потешками, песенками.

Работа с детьми.

   В работе с детьми были поставлены следующие задачи: развитие устойчивого интереса детей к театрально – игровой деятельности; обогащение и активизация словарного запаса детей среднего дошкольного возраста; организация парного взаимодействия детей в разнообразных видах театрализованной деятельности; побуждение детей к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности; способствование проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами и игрушками; воспитание дружеских взаимоотношений между сверстниками.

   Способы практического применения теоретического материала.

С детьми было организовано рассматривание ширм для кукольного театра, рассматривание театральных игрушек, персонажей для настольного театра. Рассказывание народных сказок или прослушивание в аудио записи, беседа по содержанию сказок, подвижные игры, дидактические игры, мимическая и пальчиковая гимнастика, драматизации по сказкам, отгадывание загадок, а также различные виды продуктивной деятельности, направленные на знакомство с героями различных произведений.

Работа с родителями.                                                                                      

    Для родителей мной были разработаны и проведены консультации: Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки, Консультация для родителей «Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность», Консультация «Театрализованная деятельность в жизни ребенка», Памятка для родителей,  «Почитай мне сказку, мама», Рекомендации «Играем в театр, развиваем творческую личность», советы «Театр дома»,  наглядная информация для родителей "Пальчиковые игры", мультимедийная презентация и фотоотчѐт «Юные актѐры»

Вывод: использование театрализованной деятельности в ежедневной работе с детьми, привели к созданию сплоченного детского коллектива группы, развитию творческих способностей, воображения и любознательности детей. Дети развили навыки саморегуляции, самоконтроля, навыки согласованных действий в группе, навыки культурной речи, стали более доброжелательными и контактными, эмоционально раскрепощенным.

Таким образом, важно сделать вывод, что использование театрализованной деятельности является эффективным средством развития коммуникативных навыков дошкольников.

Работа с педагогами.

Для педагогов было составлено сообщение  с отчетом о проделанной работе за год. 

Проекция на будущее.

   Планирую продолжить систематическую работу по развитию коммуникативных и речевых навыков в ходе театрализованной деятельности, так как она способствует улучшению социального статуса ребенка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме. Считаю, что выбранное мною направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни, и приобретенный опыт в детском саду позволит успешно решать социальные проблемы и задачи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность по теме самообразования «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредствам театрализованного искусства» . Педагог Моисеенко Наталья Николаевна

Задачи: Речевое развитие: Развитие свободного общения со взрослыми и детьми процессе беседы, умении выразительно и эмоционально передавать текст сказки, умение выражать свои мысли, развивать пра...

отчет по теме самообразования «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

в материале отражена работа по проектному методу в дошкольном учреждении со старшими дошкольниками...

"Развитие социально-коммуникативных навыков детей младшего возраста посредством театрализованной деятельности"

В развитии общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, в процессе совместной деятельности детей младшего дошкольного возраста играет огромную роль театрализованная деятельность....

Отчет по самообразовании «Развитие творческих способностей детей младших дошкольников через театрализованную деятельность»

Игра – ведущий вид деятельности дошкольника это известно всем.Цель театрально-игровой деятельности –через театр научить ребенка и видеть прекрасное, в жизни и в людях, зародить стремление ...

План работы по самообразованию на тему: «Развитие социально-коммуникативных компетентностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности»

План работы по самообразованию с детьми средней группы, целью которого является повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности воспитателя....