отчет по теме самообразования «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»
материал (старшая группа) на тему

Даньшина Ася Георгиевна

в материале отражена работа по проектному методу в дошкольном учреждении со старшими дошкольниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu.docx46.66 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по теме самообразования

«Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

Актуальность

Дошкольное образование как часть непрерывного образования является системой передачи детям культурных ценностей, развития умственного и творческого начал. Сегодня ценность не там, где воспринимается по схеме: знаю-не знаю, умею-не умею, а там, где есть тезис: ищу и нахожу, думаю и узнаю, тренируюсь и делаю. На первый план выходит личность ребёнка, готовность его к самостоятельной деятельности, иными становятся и задачи педагога - не научить, а побудить, не оценить, а проанализировать. В настоящее время одной их прогрессивных инновационных форм работы с детьми является проектный метод. Он позволяет:

-расширить образовательное пространство, придать ему новые формы;

-развивать у детей умение наблюдать, анализировать явления и делать выводы, проводя сравнения, обобщения и умения;

-даёт возможность развития творческого, познавательного мышления ребёнка;

-способствует развитию творческого мышления, логики познания, пытливости ума.

Работая над темой самообразования, изучила психолого-педагогическую литературу. Учебно-методическое пособие Деркунской В.А. «Проектная деятельность дошкольников» помогло найти ответы на многие интересующие вопросы. Прошла курсы повышения квалификации по теме «Проектная деятельность детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении в условиях ФГОС ДО» в УЦ ДО "Все Вебинары.ру".  В начале учебного года  провела наблюдение и диагностирование детей по методике

Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной и Э. А. Барановой «Выявление уровней познавательного интереса к окружающему миру у дошкольников» и пришла к выводу, что не все ребята умеют задавать вопросы познавательного характера, отсутствует отклик на познавательную задачу,  задание выполняют, подчиняясь просьбе взрослого.

Проектная деятельность возможна только на добровольной основе и желание что-либо исследовать, изучать возникает при наличии интереса, привлекательности темы. Темы проектов выбирала из окружающей действительности, учитывая сезонные явления, предстоящие праздники, интересы и потребности детей. Так, осенью мы с ребятами глубже изучили овощи (на примере лука), фрукты (на примере яблока), грибы и ягоды. В проекте «Зимние чудеса» уделили внимание и зимующим птицам, и животным Крайнего Севера, узнали многое о жизни и быте кочующих ненцев, исследовали свойства снега и нашли очень много информации про Деда Мороза разных стран.

 Работа по проектам проходила в несколько этапов. На первом этапе методом мозгового штурма ребята  выдвигали проблемные вопросы по предложенной теме («что мы знаем, что еще хотим узнать и как нам это сделать?»). На втором этапе мы с ребятами всевозможными способами искали ответы на поставленные вопросы (поиск в энциклопедиях, художественной литературе, беседа с родителями, в играх, в творчестве, в экспериментировании и т.д.). На итоговом этапе  ребята на коллективном обсуждении делились своими новыми знаниями, проводили игры-викторины, тематические развлечения, оформляли альбомы, лэпбуки, мини-музеи, творческие стенгазеты, выставки поделок, рисунков.

В течение года наши проекты были самыми разнообразными: исследовательские с творческим уклоном, творческие, социально-информационные, ролевые, познавательно-исследовательские, нормативные. Особый интерес у детей вызывают проекты, в которых  знания о том или ином объекте исследования добывают опытным путем. Так, в рамках реализации проекта «Я - Человек» ребята узнали о функциях  организма, опытным путем добыли знания о пищеварении и костной системе, а также выявили содержание витамина С в цитрусовых и яблоках. Как показала практика, даже самая скучная тема активизирует познавательную активность детей при наличии  интересных проблемных вопросов. К примеру, в проекте «Одежда, обувь и головные уборы» таковыми явились: как появилась пуговица? кто придумал карман? как определить размер обуви и почему говорят «Дело в шляпе»?

В процессе работы у детей сформировались стремление к самостоятельности и участию в познавательной деятельности, проявление познавательного интереса. Свидетельством этого послужила инициатива ребят с предложением реализации проекта «Что мы знаем о лягушках?». В процессе разработки проекта дети самостоятельно(!) выявили проблемные вопросы, типа «Как из головастика получается  лягушка? Почему лягушки зеленые? Почему их называют земноводными? Почему у лягушек нет меха?» и т.д. С энтузиазмом искали на них ответы, не стеснялись выступать со своими докладами друг перед другом. Хочется отдельно отметить доклады  - сообщения ребят: они стали более информативными, содержательными, очень интересными.

Для развития познавательной активности детей и поддерживания интереса к исследовательской деятельности в группе оформили «Центр экспериментирования». В нем содержится материал для проведения опытов, обширная картотека опытов, природный материал, коллекция тканей, коллекция пуговиц, утилизированный материал и лэпбуки.

Реализация проектов невозможна без участия родителей. На организационном собрании в начале учебного года я ввела родителей в круг  направлений своей деятельности с детьми на предстоящий год. В течение года практически все родители активно поддерживали интерес ребят, были для них надежными источниками информации, помогали в решении домашних заданий, изготовлении стенгазет, различных докладов – сообщений. Дети оказались интересны родителям, поскольку выдвигали различные идеи, открывая новое в уже знакомых объектах.   В течение года мной были предложены родителям консультации: «Теория решения изобретательских задач - что это?», «Экспериментируя, познаем мир!». Планировалось родительское собрание в форме круглого стола «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста», но, в силу многих обстоятельств, не состоялось. Достаточно информации по поддержанию интереса детей к познавательному экспериментированию родителям было предложено в памятке «Чего нельзя и что нужно делать».

Результаты уровня познавательного интереса к окружающему миру за 2017-2018 учебный год представлены в таблице 1.

Таблица 1. Сводная таблица результатов уровня познавательного интереса за 2017-2018 учебный год к окружающему миру

по методике Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной и Э. А. Барановой

Результаты мониторинга развития интегративного качества «Любознательный, активный» представлены в таблице №2.

Таблица 2. Сводная таблица результатов мониторинга развития интегративного качества «Любознательный, активный»

Результаты выявления уровня познавательного интереса за 2017-2018 учебный год к окружающему миру по методике Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной и Э. А. Барановой свидетельствуют о положительном динамике в развитии познавательного интереса детей: детей с высоким уровнем стало на 8% процентов больше, а с низким – на 4% меньше.  Данные мониторинга развития интегративного качества «Любознательный, активный» показывают, что уровень детей повысился на 14%.

Наблюдения за детьми в ходе совместной и самостоятельной деятельности показали, что дети стали более активными в поиске путей решения проблемной ситуации. У ребят повысилась самостоятельность, любознательность. Они активно используют различные источники информации, способствующие обогащению знаний (кино, литература, наблюдения, опыты и эксперименты). Проявляют устойчивый интерес к различным видам детской деятельности: конструированию, изобразительной деятельности, игре. Ребята стали чаще задавать вопросы познавательного характера. В течение года наблюдается сплоченность нашего коллектива, дети стали интересны друг другу, помогают друг другу, радуются общим успехам.  Познавая мир, дети стали более успешны и в речевом развитии.

Используя метод проектирования, пришла к выводу, что этот метод представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей. Прежде всего, в ходе моей работы по проектной деятельности расширились знания детей об окружающем мире. Это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов. Кроме того, произошло развитие общих способностей детей – познавательных, коммуникативных и регуляторных. Выполняя проект, дети приобрели навык публичного изложения своих мыслей, необходимые социальные навыки – они стали внимательнее друг к другу, стали руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

В рамках участия в районном (заочном) конкурсе исследовательских работ и творческих проектов  дошкольников «Почемучка» моя воспитанница Х.Юлия получила 1 место. Наш познавательно-творческий проект «Зимние чудеса» в институциональном конкурсе проектов «Лучший педагогический проект» стал призером.

Анализ и оценка полученных результатов дают мне возможность видеть пути дальнейшего использования проектного метода в своей практике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность по теме самообразования «Развитие речевой активности детей дошкольного возраста посредствам театрализованного искусства» . Педагог Моисеенко Наталья Николаевна

Задачи: Речевое развитие: Развитие свободного общения со взрослыми и детьми процессе беседы, умении выразительно и эмоционально передавать текст сказки, умение выражать свои мысли, развивать пра...

план работы по самообразованию «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

данный материал поможет педагогам дошкольного образования, использующим в своей практике проектный метод...

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через проектную деятельность.

Выявление особенностей проектной деятельности и этапов её реализации в дошкольных образовательных учреждениях....

Семинар- практикум «Проектный метод как эффективный способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста» (нормативно-проектная деятельность по технологии А.Н. Веракса и Н.Е. Веракса)

Семинар- практикум«Проектный метод как эффективный способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста»(нормативно-проектная деятельность по технологииА.Н. Веракса и ...

Методическая разработка "Развитие познавательной активности детей среднего возраста посредством проектной деятельности в ДОУ"

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое опреде...

План по самообразованию на 2022-2027 гг. по теме: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности.»

Актуальность: в современном обществе особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. Метод проекта в современной педагогике используется как компонент системы продуктивного об...