Методическая разработка "Развитие познавательной активности детей среднего возраста посредством проектной деятельности в ДОУ"
методическая разработка (средняя группа)

Подольская Виктория Владимировна

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_tema_opublikovano.docx35.36 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад № 8 комбинированного вида Калининского района Санкт-Петербурга

«Инновационная деятельность педагога»

Подольская Виктория Владимировна

воспитатель

стаж работы – 1 год 8 мес

1 категория

Тема: «Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста посредством проектной деятельности в ДОУ»

2020 г.

Тема: «Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста посредством проектной деятельности в ДОУ»

Актуальность

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели, т.е. это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды. Проектная деятельность ребенка дошкольного возраста –это «деятельность по созданию по инициативе ребенка совместно со взрослыми социально-значимого продукта».

Таким образом, цель организации проектной деятельности дошкольников - создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе проектной деятельности.

Выбор темы проектной деятельности не случаен, так как в среднем возрасте   у детей отсутствует жизненный опыт, недостаточен уровень развития интеллектуально-творческих способностей, что не позволяет им в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и ее решении. Познавательный интерес повышен и  только через организацию проектной деятельности можно удовлетворить потребности ребенка в самостоятельной деятельности. 

 А также проектная деятельность делает образовательную систему дошкольного образовательного учреждения открытой для активного участия родителей.

Цель: развитие познавательной активности детей 4-5 лет посредством проектной деятельности.

Задачи:

- обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
- развитие познавательных способностей;
- развитие творческого воображения;

- развитие творческого мышления;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие самостоятельности;


Предполагаемый результат

Проектная деятельность многогранна, она позволяет раскрыть творческий потенциал ребенка и в тоже время дает педагогу огромную возможность творить. Использование метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает научиться работать в команде, быть командой, действовать всем вместе.

Работая одной командой, у детей среднего возраста повышается самостоятельность, активность, любознательность. У детей развивается творческое мышление, умение находить выход из трудной ситуации. Дети становятся увереннее в своих силах. В дальнейшем ребенку будет легче адаптироваться к различным жизненным ситуациям.

Перспективный план работы с детьми по теме:

Месяц

Наименование подраздела/темы

Форма работы/деятельности

Сентябрь

Диагностика. Знакомство с проектной деятельностью.

Ответы детей на заданные темы.

Просмотр мультфильмов на опред. тематику.

Выполнение заданий, просмотр альбомов, коллажей других групп.

Просмотр д/и игр.

Октябрь

«Красавица осень»

Сбор с детьми листьев и плодов деревьев.

Просмотр м/ф «Осенние корабли»

Фотографирование детей осенью

Создание гербария

Ноябрь

«Белоснежная улыбка»

 Беседа с детьми на тему: «Что мы знаем о     здоровье».

Просмотр и анализ мультфильма «Смешарики» из цикла «Азбука здоровья», серии: «Неравные условия», «Марафонец».

Беседа-рассуждение «Что мы едим?»

Чтение худ. литературы «Доктор Айболит» К. Чуковского

Беседа «Белоснежная улыбка» Чтение стихотворения «Как у нашей Любы разболелись зубы» С. Михалкова

Коллективная аппликация «Вредно-полезно»

Декабрь

«Книжкина больница»

Беседа «Как нужно обращаться с книгами». Просмотр м/ф.

С/р игра «Больница для книг». Отбор книг, нуждающихся в «лечении»

«Лечение» книг.

Создание групповой книги

Январь

«Азбука безопасности»

Просмотр мультфильма «Азбука безопасности» из цикла «Смешарики»

Изготовление коллажа «Можно/нельзя»

Февраль

«Кем быть?»

Чтение В. Маяковский  «Кем быть?»

Беседа с детьми о профессиях родителей.

С/р игры «Продавец», «Водитель», «Кондуктор».

Показ презентации родителем группы. Фотосессия.

Март

«Огород на подоконнике»

Подготовка материалов для посадки

Просмотр видео « Сажаем огород»

Знакомство с овощами.

Посадка семян.

Апрель

«Вопросы Почемучки»

Досуг «Знакомство с Почемучкой»

Беседа «Почему?»

Изготовление билетов

Игра по станциям

Май

«Времена года»

Просмотр м/ф «Уроки тетушки совы». Времена года.

Беседа «Что я буду делать летом?

Поздравление всех летних именинников с днем рождения

Создание альбома по временам года

Перспективный план работы с семьями воспитанников по теме:

Содержание деятельности

Сроки реализации

Форма работы

Рекомендации родителям о проектной деятельности в ДОУ

Сентябрь 2020 г.

Консультация

Сбор информации на предмет готовности активного участия родителей и детей в проектной деятельности

Октябрь  2020 г.

Анкетирование родителей.

Фото/видео детей, как они следят за здоровьем зубов.

Ноябрь    2020 г.

Дистанционное взаимодействие с родителями

Подготовка к презентации «Моя любимая книга»

Декабрь  2020г.

Консультация.

Подготовка к детской фотосессии  «Профессии»

Февраль 2021 г.

Консультация по изготовлению плаката «Профессии»

Мастер-класс по изготовлению мыльных пузырей.

Апрель 2021 г.  

Консультация, подготовка необходимых материалов.

Перспективный план по оснащению РППС по теме:

Месяц

Направление деятельности

Название пособий, игр, атрибутов

Сентябрь 2020 г.

Подготовка литературы, иллюстраций, д/и по темам.

« Что сначала, что потом?», «Четвертый лишний», «Одежда», «Режим дня» и др.

Октябрь 2020 г.

Подготовка литературы и  альбомов по теме «Осень», сбор фотографий детей осенью.

Гербарий, фотографии и репродукции с осенними видами.

Ноябрь 2020 г.

Подготовка дет. литературы, материалов на тему «Здоровье».

Д/и «Вредно/полезно», «Правильно/неправильно». Создание лэпбука «Белоснежная улыбка»

Декабрь 2020 г.

Подготовка дет. литературы и материалов.

Пополнение РППС к с/р играм: «Вылечим книжку», «Библиотека»; изготовление групповой книги « Наша сказка»

Январь 2021 г.

Поиск иллюстраций по теме «Безопасность на транспорте»

Изготовление коллажа «Можно/нельзя»

Февраль 2021 г.

Подготовка дет. литературы по теме «Профессии», подготовка атрибутов к фотосессии.

Изготовление атрибутов для фотосессии, плакат «Профессии».

Март 2021 г.

Подготовка материалов к изготовлению альбома загадок на тему «Овощи»

Альбом с загадками  по теме «Овощи»

Май  2021 г.

Подготовка материалов к изготовлению альбома по временам года.

Альбом «Времена года»

Приобретение пособия «Магнитная яблоня» времена года.

Индивидуальный перспективный план по самообразованию педагога по теме:

Месяц

Тема

Форма работы

Сентябрь 2020 г.

Подбор литературы.

Изучение методической литературы по теме. Ознакомление с передовым опытом.

Октябрь 2020 г.

Диагностика. Перспективные планы.

Проведение диагностики, получение результатов и их апробация. Разработка перспективных планов по работе с детьми, родителями, по оснащению РППС по теме.

Ноябрь 2020 г.

Работа по созданию развивающей среды в группе.

Подготовка и обновление детской литературы, иллюстраций по теме

 «Здоровье зубов», «Сказки», «Профессии», « Времена года» и др.

Январь 2021г.

Литература.

Познакомиться с литературой в периодической печати.

Апрель 2021 г.

Подготовка презентации

Сбор информации, фотографий для подготовки презентации.

Май   2021 г.

Диагностика. Показ презентации.

Проведение диагностики в конце учебного года. Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год.

Список используемой литературы:

  1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений — М.: Мозаика — Синтез, 2008.
  2. Деркунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. Издательство: Центр педагогического образования, 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план работы по самообразованию «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

данный материал поможет педагогам дошкольного образования, использующим в своей практике проектный метод...

отчет по теме самообразования «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

в материале отражена работа по проектному методу в дошкольном учреждении со старшими дошкольниками...

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через проектную деятельность.

Выявление особенностей проектной деятельности и этапов её реализации в дошкольных образовательных учреждениях....

Семинар- практикум «Проектный метод как эффективный способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста» (нормативно-проектная деятельность по технологии А.Н. Веракса и Н.Е. Веракса)

Семинар- практикум«Проектный метод как эффективный способ развития познавательной активности детей дошкольного возраста»(нормативно-проектная деятельность по технологииА.Н. Веракса и ...

"Развитие познавательных способностей детей раннего возраста посредством проектной деятельности»

Дошкольное образование как часть непрерывного образования является системой передачи детям культурных ценностей, развития умственного и творческого начал. Сегодня ценность не там, где воспринимается п...

ОПЫТ РАБОТЫ «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности»

Я с уверенностью могу сказать, что проблема детского экспериментирования в старшем дошкольном возрасте является актуальной и мало внедряемой методикой обучения.И именно поэтому тема опытно- эксперимен...