План работы по самообразованию на тему: «Развитие социально-коммуникативных компетентностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности»
электронный образовательный ресурс (средняя группа)

Рощупкина Елена Алексеевна

План работы по самообразованию с детьми средней группы, целью которого является повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx34.28 КБ

Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию на тему:

 «Развитие социально-коммуникативных компетентностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности».

Образовательная область: социально - коммуникативное развитие

1 этап. Подготовительный.

Актуальность темы:

С самого рождения человек, являясь социальным существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается – от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Высокий уровень коммуникативности рассматривается психологами как условие успешной адаптации к окружающей социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего возраста.

        Современный педагог, в условиях образовательного учреждения, сталкивается с тем, что большинство детей приходят в детский сад частично или полностью не говорящие. К тому же, дети младшего дошкольного возраста не владеют коммуникативными умениями, они недостаточно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми до того, как начнут посещать детский сад. Вероятно, это происходит из-за развития технологий и окружающего мира ребёнка, игрушки детей интерактивны и разнообразны, зачастую ему не требуется вступать во взаимодействие с людьми и просить о чем-то, что требует от него проявления вербальных и невербальных умений. Попадая в незнакомую среду дошкольной образовательной организации, ребёнок сталкивается с группой незнакомых ему сверстников и педагогов, с которыми он не умеет взаимодействовать и не понимает их. В зависимости от характера ребёнка у него могут возникнуть трудности в процессе адаптации и выстраивания коммуникаций с другими людьми. Застенчивый ребёнок может стать замкнутым и безынициативным, если у него не получается общаться с другими детьми и взрослыми, не говорящий или плохо говорящий ребёнок может стеснять своего речевого дефекта и того, что другие его не понимают, у более уверенных детей тоже могут возникнуть трудности в понимании другого ребёнка и отвержение всех, кто ему не соответствует. Одной из приоритетных задач в период младшего дошкольного возраста для педагога является развитие коммуникативных умений детей.

          С принятием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования проблема развития социально – коммуникативной  сферы детей вышла на новый уровень. Согласно требованиям Стандарта  одним из приоритетов образования является социально – коммуникативное развитие ребенка, позволяющее, успешно общаться в кругу взрослых и сверстников. В Стандарте отмечено, что «развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности,  целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости и сопереживания» (ФГОС, п. 2.6)  является основой успешной социализации ребёнка. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение детьми моральных и нравственных ценностей, развитие взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме и природе.

          Театрализованная деятельность является важным средством в развитии коммуникативной компетентности. В настоящее время учёными рассмотрены особенности организации театрализованной деятельности детей в дошкольном возрасте, определены содержание и задачи работы в разных возрастных группах (Н. Ф. Сорокина и Л. Г. Миланович, Э. Г. Чурилова), выделены основные принципы организации театрализованной деятельности (А. И. Буренина), предложена методика работы (Т. Н. Доронова, Э. Г. Чурилова), выявлены особенности проведения театрализованных занятий (Л. В. Куцакова и С. И. Мерзлякова, М. Д. Маханева), разработаны пособия, сценарии, конспекты занятий. Можно утверждать, что имеется достаточный для систематизации объём знаний, материалов в области детской театрализованной деятельности.

       Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, развитию способности к сопереживанию, коммуникативных навыков.

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи для педагога:

- изучение научно-методической литературы и интернет ресурсов по данной теме;      - выявление эффективности использования театрализованных игр в социально - коммуникативном развитии детей младшего дошкольного возраста;    

- планирование работы с детьми;                                                                                            - повысить уровень знаний родителей по данному вопросу;                                                    - организация в группе развивающей среды с учетом направления работы по теме;            - отчет о проделанной работе.

Задачи для детей:

- развитие устойчивого интереса детей к театрально – игровой деятельности;

- обогащение и активизация словарного запаса детей дошкольного возраста;

- организация партнерского взаимодействия детей в разнообразных видах театрализованной деятельности;

- побуждение детей к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности; способствование проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами и игрушками;

- воспитание дружеских взаимоотношений между сверстниками.

Задачи для родителей:

- приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.

Срок реализации: 3 года (2021-2023 учебный год).

 Предполагаемый результат:

1.повышение своих теоретических и практических навыков, профессионализма, творческой активности;

2. развитие социально-коммуникативных компетентностей, через театрализованную деятельность;

3.активное участие родителей в образовательном процессе ДОУ, желание сотрудничать.

2 этап. Аналитический

Содержание работы

Сроки

1

Теоретическая часть:

1.     1. Котова И. Г. Развитие коммуникативных навыков у дошкольников средствами театрализованной деятельности // Педагогическое образование и наука. — 2015. — № 3.

2.    2. Мигунова Е. В. Педагогическое сопровождение театрализованной деятельности в детском саду. Учебно-методическое пособие, 2006. ⸻Санкт-Петербург: Лань, 2019 .

3. Редикульцева С. Г. Развитие навыков межличностного взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми через театрализованные игры // Современная научная мысль: Материалы III Международной научно-практической конференции. — Чебоксары, 2017.

4. Сороковикова И. В. Театрализованная деятельность − как средство развития речи детей-дошкольников // Образование и наука на XXI век — 2015.

5.  Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры. Упражнения. Конспекты занятий. 4-е изд., испр. — М.: ТЦ Сфера, 2015.

6.Л.В.Артёмова   «Театрализованные игры» изд. «Мозаика-Синтез» 2010г.

7. Н.Ф.Губанова «Развитие   игровой деятельности» изд. «Мозаика-Синтез» 2012г.

8. Л. Васильева   «Коммуникация. Вторая младшая группа» изд. «Мозаика-Синтез» 2010г.

9. А.Е.Ершова «Уроки   театра» изд. «Мозаика-Синтез» .

10. Алянский Ю. «Азбука театра» М.:1998г.

11.Альхимович С.А.. Театр Петрушки в гостях у малышей.

12.Вакуленко Ю.А.,., О.П. Власенко. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду - Волгоград: Учитель, 2008.

13.Горохова Л.А.., Т.Н. Макарова. Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ.

14.Лазаренко О.И. «Артикуляционно - пальчиковая гимнастика». Комплекс упражнений.М.:2012г

15.Лаптева Г.В. «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.:2011г.

16.Лыкова И.А. «Теневой театр вчера и сегодня» С.-П.:2012г.

17.Лыкова И.А. «Театр на пальчиках» М.2012г.

18.Маханова М.Д. Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985г. М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М., 2009г.

19.Распопов А.Г. «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г.

20.Совушкина А.Г. «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика).

21.Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» М.: АРКТИ, 2002.

22.Сорокина Н.Ф.. Сценарии театральных кукольных занятий. – М.: Аркти, 2004.

23.Театрализованные праздники для детей.- Воронеж, 2006.Г.А.Лапшина. - Волглград, 2007.

24.Чусовская А.Н. «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М.: 2011г.

25.Ярыгина О.Г. «Мастерская сказок» М.:2010г.

26. Ознакомление с передовым   опытом работы по теме в интернет-ресурсах.

В течении года

3 этап. Организационный

Содержание работы

Сроки

2

Практическая часть:

  1. Составление перспективного плана

  1. Использование театрализованной деятельности в воспитательно -образовательном процессе.

  1. Написание отчета о проделанной работе, выступление с ним на педсовете.

август

сентябрь-май

май

4 этап. Завершающий

Систематизация и обобщение данных, полученных в ходе работы и оформление материалов по самообразованию.

5 этап. Презентационный

Перспективный план работы с детьми по теме самообразования                 «Развитие социально-коммуникативных компетентностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности»

2022 -2023 год.

Содержание работы

Сроки

1.

2.

3.

1 неделя

Театр на фланелеграфе «Еж и гриб»

2 неделя

Театр петрушек «Игра с мячом»

Скороговорки

3 неделя

Упражнение на развитие выразительности пластики движений «Тень – тень- потетень»

Пальчиковая игра «Совушка»

4 неделя

Артикуляционная гимнастика Зверушки»

Просмотр мультфильма «Маша  медведь»

1 неделя

Театр кукол «Рукавичка»

2 неделя

Упражнение на разработку себя «Лампочка»

Продуктивная деятельность «Пластилинография Звери»

3 неделя

Пальчиковая игра «Кошки – мышки»

4 неделя

Театральный этюд «Кинопробы»

Ряжение в костюмы

1 неделя

Театрализованная инсценировка «Вышел тигр погулять»

2 неделя

Игра «Эхо»

Подвижная игра «Зайка беленький»

3 неделя

Этюд «Меткий стрелок»

Продуктивная деятельность «Раскрась маску»

4 неделя

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Пальчиковая игра «Белка»

Чтение сказки Сестрица Аленушка»

1 неделя

Настольный театр «Зимовье зверей»

2 неделя

Игра «Фотография»

Просмотр мультфильма «Федорино горе»

3 неделя

Театр петрушек «Кто в чемодане»

4 неделя

Скороговорки

Продуктивная деятельность Лепка «На лесной опушке»

1 неделя

Театр «Лиса, заяц и петух»

Отгадывание загадок

2 неделя

Игра со скороговоркой «Мыши»

3 неделя        

Артикуляционная гимнастика «Мальчик Язычок»

1 неделя

Театрализованная игра «Лисичка со скалочкой»

Настольно-печатная игра «Разрезные картинки».

2 неделя

Театр петрушек «Кто летает»

3 неделя

Пальчиковая игра «Сова»

4 неделя

Подвижная игра «Море волнуется»

1 неделя

Театрализованная игра «Кошкин дом»

2 неделя

Просмотр сказки «Гуси – лебеди»

3 неделя

Чтение потешек

4 неделя

Отгадывание загадок про животных

1 неделя

Настольный театр «Сказка о глупом мышонке»

2 неделя

Подвижная игра «У медведя во бору»

3 неделя

Д/и «Эмоции»

4 неделя

Лепка «Герои сказки о глупом мышонке"

1 неделя

Инсценировка сказки «Три медведя»

2 неделя

Придумай свой образ (ряжение в костюмы»

3 неделя

Продуктивная деятельность «Героя для театра»(работа с природным материалом)

4 неделя

Выставка рисунков «Моя любимая сказка»

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май

Перспективный план работы с родителями по теме самообразования                

«Развитие социально-коммуникативных компетентностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности»

2022 -2023 год.

Содержание работы

Сроки

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Консультация «Театрализованная деятельность в жизни ребенка»

Памятка «Почитай мне сказку, мама»

Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»

Рекомендации «Поделки для театра своими руками»

Наглядная информация для родителей «Пальчиковые игры»

Советы «Театр дома»

Рекомендации «Играем в театр, развиваем творческую личность»

Консультация для родителей «Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность»

Мультимедийная презентация и фотоотчѐт

«Театральные таланты»

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрель

Май


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию на тему: «Развитие коммуникативных способностей детей через театрализованную деятельность» на 2020 – 2021 учебный год.

План работы по самообразованию на тему:«Развитие коммуникативных способностей детей через театрализованную деятельность»...

План работы по самообразованию по теме «Развитие связной речи посредством работы по проектной деятельности »

План работы по самообразованию по теме«Развитие связной речи посредством работы по проектной деятельности »...

Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством объёмной аппликации».

Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством объёмной  аппликации» с описанием цели, задач,...

План работы по самообразованию на тему «Развитие творческих способностей детей раннего возраста через театрализованную деятельность»

Актуальность темы: Мир детства, внутренний мир ребёнка- ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой,...

Отчет по теме самообразования «Развитие социально-коммуникативных компетентностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности»

Отчет воспитателя по теме самообразования «Развитие социально-коммуникативных компетентностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности»...

План работы по самообразованию по теме: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности»

Данный материал  представляет план работы по самообразованию на целый год , рассчитан для детей 5-7 лет, затрагивает развитие творческих способностей детей в рисовании, лепке, аппликации....