План работы по самообразованию на тему: «Развитие социально-коммуникативных компетентностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности»
электронный образовательный ресурс (средняя группа)
План работы по самообразованию с детьми средней группы, целью которого является повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности воспитателя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie.docx | 34.28 КБ |
Предварительный просмотр:
План работы по самообразованию на тему:
«Развитие социально-коммуникативных компетентностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности».
Образовательная область: социально - коммуникативное развитие
1 этап. Подготовительный.
Актуальность темы:
С самого рождения человек, являясь социальным существом, испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается – от потребности в эмоциональном контакте к глубокому личностному общению и сотрудничеству. Общение, являясь сложной и многогранной деятельностью, требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Высокий уровень коммуникативности рассматривается психологами как условие успешной адаптации к окружающей социальной среде, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего возраста.
Современный педагог, в условиях образовательного учреждения, сталкивается с тем, что большинство детей приходят в детский сад частично или полностью не говорящие. К тому же, дети младшего дошкольного возраста не владеют коммуникативными умениями, они недостаточно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми до того, как начнут посещать детский сад. Вероятно, это происходит из-за развития технологий и окружающего мира ребёнка, игрушки детей интерактивны и разнообразны, зачастую ему не требуется вступать во взаимодействие с людьми и просить о чем-то, что требует от него проявления вербальных и невербальных умений. Попадая в незнакомую среду дошкольной образовательной организации, ребёнок сталкивается с группой незнакомых ему сверстников и педагогов, с которыми он не умеет взаимодействовать и не понимает их. В зависимости от характера ребёнка у него могут возникнуть трудности в процессе адаптации и выстраивания коммуникаций с другими людьми. Застенчивый ребёнок может стать замкнутым и безынициативным, если у него не получается общаться с другими детьми и взрослыми, не говорящий или плохо говорящий ребёнок может стеснять своего речевого дефекта и того, что другие его не понимают, у более уверенных детей тоже могут возникнуть трудности в понимании другого ребёнка и отвержение всех, кто ему не соответствует. Одной из приоритетных задач в период младшего дошкольного возраста для педагога является развитие коммуникативных умений детей.
С принятием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования проблема развития социально – коммуникативной сферы детей вышла на новый уровень. Согласно требованиям Стандарта одним из приоритетов образования является социально – коммуникативное развитие ребенка, позволяющее, успешно общаться в кругу взрослых и сверстников. В Стандарте отмечено, что «развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости и сопереживания» (ФГОС, п. 2.6) является основой успешной социализации ребёнка. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение детьми моральных и нравственных ценностей, развитие взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование основ безопасного поведения в быту, социуме и природе.
Театрализованная деятельность является важным средством в развитии коммуникативной компетентности. В настоящее время учёными рассмотрены особенности организации театрализованной деятельности детей в дошкольном возрасте, определены содержание и задачи работы в разных возрастных группах (Н. Ф. Сорокина и Л. Г. Миланович, Э. Г. Чурилова), выделены основные принципы организации театрализованной деятельности (А. И. Буренина), предложена методика работы (Т. Н. Доронова, Э. Г. Чурилова), выявлены особенности проведения театрализованных занятий (Л. В. Куцакова и С. И. Мерзлякова, М. Д. Маханева), разработаны пособия, сценарии, конспекты занятий. Можно утверждать, что имеется достаточный для систематизации объём знаний, материалов в области детской театрализованной деятельности.
Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, развитию способности к сопереживанию, коммуникативных навыков.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи для педагога:
- изучение научно-методической литературы и интернет ресурсов по данной теме; - выявление эффективности использования театрализованных игр в социально - коммуникативном развитии детей младшего дошкольного возраста;
- планирование работы с детьми; - повысить уровень знаний родителей по данному вопросу; - организация в группе развивающей среды с учетом направления работы по теме; - отчет о проделанной работе.
Задачи для детей:
- развитие устойчивого интереса детей к театрально – игровой деятельности;
- обогащение и активизация словарного запаса детей дошкольного возраста;
- организация партнерского взаимодействия детей в разнообразных видах театрализованной деятельности;
- побуждение детей к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности; способствование проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами и игрушками;
- воспитание дружеских взаимоотношений между сверстниками.
Задачи для родителей:
- приобщение родителей к совместной театрализованной деятельности.
Срок реализации: 3 года (2021-2023 учебный год).
Предполагаемый результат:
1.повышение своих теоретических и практических навыков, профессионализма, творческой активности;
2. развитие социально-коммуникативных компетентностей, через театрализованную деятельность;
3.активное участие родителей в образовательном процессе ДОУ, желание сотрудничать.
2 этап. Аналитический
№ | Содержание работы | Сроки | |
1 | Теоретическая часть: 1. 1. Котова И. Г. Развитие коммуникативных навыков у дошкольников средствами театрализованной деятельности // Педагогическое образование и наука. — 2015. — № 3. 2. 2. Мигунова Е. В. Педагогическое сопровождение театрализованной деятельности в детском саду. Учебно-методическое пособие, 2006. ⸻Санкт-Петербург: Лань, 2019 . 3. Редикульцева С. Г. Развитие навыков межличностного взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми через театрализованные игры // Современная научная мысль: Материалы III Международной научно-практической конференции. — Чебоксары, 2017. 4. Сороковикова И. В. Театрализованная деятельность − как средство развития речи детей-дошкольников // Образование и наука на XXI век — 2015. 5. Ушакова О. С. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры. Упражнения. Конспекты занятий. 4-е изд., испр. — М.: ТЦ Сфера, 2015. 6.Л.В.Артёмова «Театрализованные игры» изд. «Мозаика-Синтез» 2010г. 7. Н.Ф.Губанова «Развитие игровой деятельности» изд. «Мозаика-Синтез» 2012г. 8. Л. Васильева «Коммуникация. Вторая младшая группа» изд. «Мозаика-Синтез» 2010г. 9. А.Е.Ершова «Уроки театра» изд. «Мозаика-Синтез» . 10. Алянский Ю. «Азбука театра» М.:1998г. 11.Альхимович С.А.. Театр Петрушки в гостях у малышей. 12.Вакуленко Ю.А.,., О.П. Власенко. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду - Волгоград: Учитель, 2008. 13.Горохова Л.А.., Т.Н. Макарова. Музыкальная и театрализованная деятельность в ДОУ. 14.Лазаренко О.И. «Артикуляционно - пальчиковая гимнастика». Комплекс упражнений.М.:2012г 15.Лаптева Г.В. «Игры для развития эмоций и творческих способностей». Театральные занятия для детей 5-9 лет. С.-П.:2011г. 16.Лыкова И.А. «Теневой театр вчера и сегодня» С.-П.:2012г. 17.Лыкова И.А. «Театр на пальчиках» М.2012г. 18.Маханова М.Д. Эмоциональное развитие дошкольника. М., 1985г. М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду. М., 2009г. 19.Распопов А.Г. «Какие бывают театры» Изд-во: Школьная пресса 2011г. 20.Совушкина А.Г. «Развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика). 21.Сорокина Н. Ф. «Играем в кукольный театр» М.: АРКТИ, 2002. 22.Сорокина Н.Ф.. Сценарии театральных кукольных занятий. – М.: Аркти, 2004. 23.Театрализованные праздники для детей.- Воронеж, 2006.Г.А.Лапшина. - Волглград, 2007. 24.Чусовская А.Н. «Сценарии театрализованных представлений и развлечений» М.: 2011г. 25.Ярыгина О.Г. «Мастерская сказок» М.:2010г. 26. Ознакомление с передовым опытом работы по теме в интернет-ресурсах. | В течении года |
3 этап. Организационный
№ | Содержание работы | Сроки |
2 | Практическая часть:
| август сентябрь-май май |
4 этап. Завершающий
Систематизация и обобщение данных, полученных в ходе работы и оформление материалов по самообразованию.
5 этап. Презентационный
Перспективный план работы с детьми по теме самообразования «Развитие социально-коммуникативных компетентностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности»
2022 -2023 год.
№ | Содержание работы | Сроки | |
1. 2. 3. | 1 неделя Театр на фланелеграфе «Еж и гриб» 2 неделя Театр петрушек «Игра с мячом» Скороговорки 3 неделя Упражнение на развитие выразительности пластики движений «Тень – тень- потетень» Пальчиковая игра «Совушка» 4 неделя Артикуляционная гимнастика Зверушки» Просмотр мультфильма «Маша медведь» 1 неделя Театр кукол «Рукавичка» 2 неделя Упражнение на разработку себя «Лампочка» Продуктивная деятельность «Пластилинография Звери» 3 неделя Пальчиковая игра «Кошки – мышки» 4 неделя Театральный этюд «Кинопробы» Ряжение в костюмы 1 неделя Театрализованная инсценировка «Вышел тигр погулять» 2 неделя Игра «Эхо» Подвижная игра «Зайка беленький» 3 неделя Этюд «Меткий стрелок» Продуктивная деятельность «Раскрась маску» 4 неделя | Сентябрь Октябрь Ноябрь | |
4. 5. 6. 7. 8. 9. | Пальчиковая игра «Белка» Чтение сказки Сестрица Аленушка» 1 неделя Настольный театр «Зимовье зверей» 2 неделя Игра «Фотография» Просмотр мультфильма «Федорино горе» 3 неделя Театр петрушек «Кто в чемодане» 4 неделя Скороговорки Продуктивная деятельность Лепка «На лесной опушке» 1 неделя Театр «Лиса, заяц и петух» Отгадывание загадок 2 неделя Игра со скороговоркой «Мыши» 3 неделя Артикуляционная гимнастика «Мальчик Язычок» 1 неделя Театрализованная игра «Лисичка со скалочкой» Настольно-печатная игра «Разрезные картинки». 2 неделя Театр петрушек «Кто летает» 3 неделя Пальчиковая игра «Сова» 4 неделя Подвижная игра «Море волнуется» 1 неделя Театрализованная игра «Кошкин дом» 2 неделя Просмотр сказки «Гуси – лебеди» 3 неделя Чтение потешек 4 неделя Отгадывание загадок про животных 1 неделя Настольный театр «Сказка о глупом мышонке» 2 неделя Подвижная игра «У медведя во бору» 3 неделя Д/и «Эмоции» 4 неделя Лепка «Герои сказки о глупом мышонке" 1 неделя Инсценировка сказки «Три медведя» 2 неделя Придумай свой образ (ряжение в костюмы» 3 неделя Продуктивная деятельность «Героя для театра»(работа с природным материалом) 4 неделя Выставка рисунков «Моя любимая сказка» | Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май |
Перспективный план работы с родителями по теме самообразования
«Развитие социально-коммуникативных компетентностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности»
2022 -2023 год.
№ | Содержание работы | Сроки | |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. | Консультация «Театрализованная деятельность в жизни ребенка» Памятка «Почитай мне сказку, мама» Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки» Рекомендации «Поделки для театра своими руками» Наглядная информация для родителей «Пальчиковые игры» Советы «Театр дома» Рекомендации «Играем в театр, развиваем творческую личность» Консультация для родителей «Социально – коммуникативное развитие детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Мультимедийная презентация и фотоотчѐт «Театральные таланты» | Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию на тему: «Развитие коммуникативных способностей детей через театрализованную деятельность» на 2020 – 2021 учебный год.
План работы по самообразованию на тему:«Развитие коммуникативных способностей детей через театрализованную деятельность»...
План работы по самообразованию по теме «Развитие связной речи посредством работы по проектной деятельности »
План работы по самообразованию по теме«Развитие связной речи посредством работы по проектной деятельности »...
Обобщение опыта работы "Социально -коммуникативное развитие детей с ОВЗ посредством театрализованной деятельности"
Социально -коммуникативное развитие...
Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством объёмной аппликации».
Индивидуальный план работы по самообразованию на тему: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством объёмной аппликации» с описанием цели, задач,...
План работы по самообразованию на тему «Развитие творческих способностей детей раннего возраста через театрализованную деятельность»
Актуальность темы: Мир детства, внутренний мир ребёнка- ключ ко многим волнующим проблемам нашей жизни. Раскрыть заветную дверь в мир детского сознания помогает игра. Игра связывает детей между собой,...
Отчет по теме самообразования «Развитие социально-коммуникативных компетентностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности»
Отчет воспитателя по теме самообразования «Развитие социально-коммуникативных компетентностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности»...
План работы по самообразованию по теме: «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности»
Данный материал представляет план работы по самообразованию на целый год , рассчитан для детей 5-7 лет, затрагивает развитие творческих способностей детей в рисовании, лепке, аппликации....