Консультация для родителей: «Читайте детям сказки!»
консультация

Купина Татьяна Сергеевна

Ни для кого не секрет, что первыми книгами для ребенка являются сказки. Именно сказки в совокупности с играми знакомят малыша с окружающим миром, прививают ему жизненные ценности и формируют его характер. Донести до ребенка какую-то информацию или правило намного проще в форме сказок, нежели в форме нудных и долгих нотаций. Главное – подобрать правильную сказку.

Что такое сказки?

Волшебные истории о принцах и принцессах из сказочных королевств? И да, и нет. На самом деле сказок очень много, их потенциал огромен: ими можно просто заинтересовать ребенка, усыпить его на ночь, подвигнуть на изменения, произвести воспитательный эффект и даже решить какую-либо психологическую проблему.

Сказки и внутренний мир ребенка неотделимы друг от друга. В любом обществе детские рассказы собирают большую аудиторию маленьких слушателей. Для этого есть веские причины. Взрослым, следует помнить, что, если они хотят научить ребенка чему-либо или передать ему какую-то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо, удобоваримо и понятно.

Что даёт сказка?

Сказки передавались и передаются из поколения в поколение на протяжении веков, и находят отражение в культурах разных народов. В них поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. В «Золушке», например, говорится о соперничестве между сестрами. «Мальчик с пальчик» рассказывает о беззащитности маленького героя, который оказался в мире, где все подавляет своими размерами, масштабами и мощью.

В сказках противопоставляются добро и зло, жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они говорят ребенку, что мир - очень сложная штука, что в нем есть немало несправедливости, что страх, сожаление и отчаяние - в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное - они говорят ребенку, что, если человек не сдается, даже когда положение кажется безвыходным, если он не изменит своим нравственным принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он в конце концов обязательно победит.

Слушая сказки, дети невольно находят в них отголоски своей собственной жизни. Они стремятся воспользоваться примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно. Ребенок, лишенный надежды или утративший ее, отказывается от борьбы и никогда не добьется успеха.

Сказка учит ребенка сравнивать, сопоставлять, сопереживать, развивать связную речь, нравственные качества. Также она корректирует мышление, внимание, память, воображение, мимику лица и жесты.

Сказка - это как чудо. Если бы не было чудес, жизнь была бы скучной и неинтересной. Лишь только там, в сказке, есть то, что заставляет людей верить в чудо.

Если сказку внимательно читать или слушать, то обязательно поймешь, что в ней главное, всегда отыщешь зерно мудрости. Без намека сказок не бывает, недаром же они часто кончаются лукавой присказкой: «Сказка - ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок!».

Так какие же сказки читать детям с воспитательной целью? Как выбирать сказки для детей?

К выбору сказок для детей нужно отнестись со всей серьезностью. Прежде всего, необходимо учитывать возраст ребенка – чтобы сказка была ему интересна и не напугала малыша. Выбирая сказку для ребенка, нужно учитывать особенности его характера и темперамента. Для гипервозбудимых детей вряд ли подойдут сказки с быстрым, активным сюжетом – для того, чтобы ребенок не стал неуправляемым, лучше выбрать сказку поспокойнее. Если Ваш ребенок очень любит пошалить – пока не стоит читать ему сказки, главным героем которых являются отъявленные хулиганы. Однако если в той или иной сказке хулиганы достаточно явным образом наказываются – такую сказку, наоборот, нужно прочитать маленькому сорванцу в качестве воспитательного момента. А если Ваш малыш излишне сентиментален – «Серая шейка» или «Дюймовочка» с мертвой ласточкой могут довести его до слез и истерики (даже если все заканчивается хорошо).

Кстати, что касается страшных сказок. Страшные сказки, несмотря ни на что, крайне полезны для ребенка – ведь если он будет слышать сказки, описывающие только мир, полный добрых людей и существ, он может вырасти неподготовленным к действительности. Главное здесь – учитывать возраст малыша и уровень страха, который он может выдержать. Вряд ли ребенок испугается «Колобка», несмотря на то, что в конце главного героя съедают. В этом смысле, нужно обязательно учитывать возраст малыша, выбирая сказку для него.

Чтобы понять, подходит ли выбранная Вами сказка для Вашего ребенка, попробуйте первый раз прочитать ее сами – причем, постарайтесь посмотреть на сказку глазами ребенка, если Вас смущает множество моментов в сказке – лучше отложите ее до того времени, когда Ваш ребенок немного подрастет.

Сказки должны быть со счастливым концом и нести ту идею, которую родители хотят донести до своего малыша. Маленьким детям лучше читать сказки, которые учат доброте и сочувствию, какие бы приключения не происходили с героями сказки на протяжении всего сюжета в конце добро должно победить. Если вы считаете, что в сказке присутствуют негативные элементы, то пока откажитесь от чтения этой книжки.

Русские народные сказки:
• Курочка Ряба
• Колобок
• Репка (в обработке К. Ушинского)
• Как коза избушку построила ( в обработке М. Булатова)

Авторские сказки:
• К. Чуковский. Цыпленок.
• Т. Александрова. Чушка и Хрюшка
• В. Сутеев. Цыпленок и утенок.

Какие сказки читать детям с 2 лет:

Русские народные:
• «Золотое яичко»,
• «Колобок» (в обработке К. Ушинского),
• «Теремок» ( в обработке М. Булатова),
• «Как коза избушку построила»,
• «Козлятки и волк» (в обработке К.Ушинского),
• «Репка»,
• «Маша и медведь» (в обработке М. Булатова)
• Три медведя (Л. Толстой)

Авторские сказки отечественных писателей:
• Н. Абрамцева. «Как у зайчонка зуб болел.»
• В. Бианки. «Лис и мышонок.»
• С. Козлов. «Солнечный заяц и медвежонок.»
• Д. Мамин – Сибиряк. «Притча о Молочке, овсяной Каше и сером котишке Мурке»
• Д. Мамин – Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца – Длинные уши, косые глаза, короткий хвост.»
• С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке.»
• С. Михалков. «Три поросёнка.»
• Н. Павлова. «Земляничка.»
• В. Сутеев. «Кто сказал «мяу».
• К. Чуковский. «Цыпленок», «Топтыгин и Лиса», «Котауси и Мауси», «Федорино горе», «Путаница.»

Авторские сказки зарубежных писателей:
• О. Альфаро. «Козлик – герой» (перевод с исп.)
• В. Балл. «Желтячок.»
• Л. Муур. «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду» (перевод с англ.)
• Б. Поттер. «Ухти – Тухти» (перевод с англ. О. Образцовой) – с 2-2,5 лет, читать маленькими отрывками.

Как читать сказку?

Для чтения сказок следует подбирать «нужное» время - когда ребенок и Вы в спокойном эмоциональном состоянии, в «хорошем расположении духа». Можно прямо перед сном, когда есть время поразмыслить и поговорить. При засыпании полученный опыт лучше закладывается в подсознание.

Читать нужно с удовольствием, не отвлекаясь, тогда ребенок получит больше пользы, а вы положительные эмоции.

После сказки можно провести беседу, в которой обсудить поступки героев и попытаться привести ребенку похожие ситуации из реальной жизни.

Уважаемые родители, помните, что сказки - совершенно необходимый этап в развитии ребенка, так как у детей, которым родители читают или рассказывают сказки, формируется так называемый запас жизненной прочности - некая картотека, библиотека жизненных ситуаций.

- Больше читайте ребенку, обсуждайте прочитанное, просите ребенка пересказать, но в ходе пересказа внимательно слушайте и исправляйте речевые ошибки;

- После просмотра мультфильма-сказки попросите ребенка высказать свое мнение об увиденном, дать характеристику героям;

- Выбирайте для чтения с ребенком правильное время. Желательно, чтобы во время чтения ребенок был в хорошем настроении и позитивно настроен на чтение и разговор;

- При выборе произведения для чтения или мультфильма для просмотра учитывайте желания ребенка. Лучше читать ему ту сказку, которую он сам выберет, и просмотреть тот мультфильм, который ребенок хочет увидеть;

- Читайте сказки с хорошей дикцией и правильной интонацией. Важно дать ребенку понять, что вам тоже нравится эта сказка, что она для вас интересна и вы ее с удовольствием читаете;

- Одна и та же сказка должна быть прочитана ребенку несколько раз. Это поможет ему лучше понять смысл сказки. Если эта сказка стала неинтересна ребенку, то следует выбрать другую, но эту можно перечитать через какое-то время. Вполне вероятно, что слегка повзрослевший ребенок воспримет ее по-другому и увидит в ней что-то новое для себя;

- Будьте для ребенка авторитетом, на собственном примере покажите, что читать всегда модно и полезно.

Желаю удачи!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Читайте детям сказки".

Читайте детям сказки! Сказка ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок!...

Консультация для родителей "Читайте детям сказки"

Читая ребенку сказку, вы общаетесь с ним, объясняете, что хорошо, что плохо и почему. Воспитываете своего малыша на примере положительных героев. Учите доброте, преданности, уважению. Сказка- очень де...

Консультация для родителей " Читаем детям сказки"

Консультация поможет родителям правильно читать сдетьми художественную литературу...

Консультация для родителей «ЧИТАЙТЕ ДЕТЯМ СКАЗКИ»

Рекомендация для родителей - зачем нужно читать маленьким детям.....

Консультация для родителей «Читайте детям сказки»

Консультация дляродителей«Читайте детямсказки» Сказки, как и игры, являются неотъемлемой частью развития и воспитания каждого ребенка.Чем полезны сказки?•      Во-первых,...

Консультация для родителей «Читайте детям сказки»

Консультация для родителей«Читайте детям сказки»...

Консультация для родителей "Читаем детям сказки"

Консультация для родителей«Читайте детям сказки»«Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок».В наше время книги отошли на второй план, их заменили, компьютеры, планшеты, телефоны, гаджеты. Р...