Главные вкладки

    Сенсорное развитие в раннем возрасте посредством дидактических игр
    статья (младшая группа)

    Иноземцева Елена Евгеньевна

    В раннем возрасте необходимо создать такие условия, которые помогли бы заложить основу для интеллектуального и личностного развития ребенка. В статье описывается важность применения дидактических игр, необходимых для всестороннего развития ребенка в раннем возрасте. Приведены примеры игр.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_sensornoe_razvitie_detey_v_rannem_vozraste.docx14.32 КБ

    Предварительный просмотр:

               Сенсорное развитие детей в раннем возрасте                                                  

                           посредством дидактических игр

    Еще до появления на свет малыша каждый родитель задумывается над тем, каким будет его ребенок, как сложится его жизнь, сможет ли он найти себя в современном мире. И каждый, конечно, хочет видеть своего ребенка успешным, благополучным. Но часто родители недооценивают значение периода раннего детства. А ведь именно в первые годы жизни закладывается тот багаж, который будет способствовать (или препятствовать) гармоничному развитию человека.

         Многие родители воспринимают развитие детей, как нечто само собой разумеещееся. Но уже в раннем возрасте важно создать такие условия, которые помогли бы заложить основу для дальнейшего интеллектуального и личностного развития ребенка. То, чему ребенок может научиться в течении первых трех лет, он будет использовать всю последующую жизнь.

    Психологи и педагоги, которые по роду своей профессиональной деятельности помогают родителям в деле полноценного воспитания и развития, признают приоритетное значение сенсорного развития на этапе первых трех лет жизни ребенка. Перед детьми с первых лет открывается мир человеческих отношений, дети усваивают простейшие правила поведения, у них формируются вкусы, привычки, привязанности.

         Своевременное сенсорное воспитание на этапе раннего возраста - определяющее условие адекватной и быстрой ориентировки в бесконечно меняющемся окружении, способности эмоционально воспринимать красоту и гармонию мира.

         В раннем детстве восприятие остается несовершенным. Ребенок не может последовательно  осмотреть предмет и выделить разные его стороны. Он выхватывает какой-то наиболее яркий признак и, реагируя на него, узнает предмет. Он одинаково хорошо опознает окрашенные и контурные объекты, раскрашенные в необычные цвета. То есть не стал еще для ребенка важным признаком, характеризующим предмет. Развитие предметной деятельности в раннем возрасте ставит ребенка перед необходимостью выделять и учитывать в действиях именно те сенсорные признаки предметов, которые имеют практическую значимость для выполнения действий. Форма и величина предметов, при необходимости выполнить практическое действие, выделяется правильно. Ведь если палка слишком коротка, с ее помощью не удается достать мяч. В других ситуациях восприятие остается расплывчатым и неточным.

         Выполнение ребенком орудийных и соотносящих действий создает условия для освоения им перспективных действий, которые в свою очередь, деалют восприятие более точным и правильным.

         На первых порах ребенок не владеет способами зрительного соотношения предметов и выполняет соотношение действий на основе ориентировочных действий. Характер ориентировочных действий ребенка изменяется, когда он начинает мерку (с ней сравнивает) для выделения необходимого соотношения предметов по признаку. Постепенно сопоставление свойств предметов с меркой начинает протекать на основе зрения без практических действий.

         На третьем году жизни некоторые хорошо знакомые малышу предметы становятся постоянными образцами, с которыми ребенок сравнивает свойства любых объектов (например: треугольные объекты с крышей, красные с помидором). Ребенок переходит к зрительному соотношению свойств предметов с меркой, которой выступает не только конкретный предмет, но и представление о нем.

         Сначала дети учатся подбирать предметы по форме, потом по величине и лишь затем по цвету. Освоение новых ориентировочных действий приводит к тому, что восприятие становится более детальным, полным и точным. Слова, обозначающие при знаки предметов, дети раннего возраста усваивают с трудом и почти не пользуются ими в самостоятельной деятельности.

         В раннем детстве интенсивно развивается активная речь, складывается вербальное общение, а развитие фонематического слуха, необходимое для общения со взрослым, приводит к восприятию всех звуков родного языка.

         Сенсорное воспитание занимает огромное место в педагогическом процессе и осуществляется постоянно:

         - на занятиях (включение задач сенсорного воспитания на занятиях, их связь с содержательной для ребенка деятельностью позволяет педагогу планомерно формировать сенсорные процессы, содействовать умственному развитию детей, практически действуя с предметами, ребенок накапливает чувственный опыт);

         - в повседневной жизни (происходит обогащение личности ребенка через непосредственное общение с природой, с явлениями общественной жизни, с миром вещей, созданных руками человека);

         Однако на занятиях, основанных на прямом обучающем воздействии взрослого, в труде, в повседневной жизни, нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания. Важная роль должна принадлежать дидактическим играм. В одних случаях они выступают своеобразной игровой формой занятия и проводятся со всеми детьми организованно в часы занятий, в других - дидактические игры широко используются в повседненвной жизни, в часы самостоятельной игрровой деятельности.

         Проблема сенсорного воспитания возникла еще в 17 веке. Тгда этой проблемой занимался Ян Амос Каменский. Он написал книгу “Великая дидактика”, в которой впервые сформулировал дидактические принципы, которые не утратили своего значения до настоящего времени:

         - наглядность в обучении;

         - постепенность и последовательность обучения;

         - принцип подражания и принцип упражнений.

         В 19 веке проблемой сенсорного воспитания занимался Фридрих Фребель - создатель первых детских садов. Ф.Фребель создал знаменитые “дары” - пособие для развития строительных навыков в единстве пространственных отношений, тесно связал развитие ребенка с многообразными видами деятельности.    

         Огромный вклад в теорию сенсорного воспитания детей внесла Мария Монтессори (1870-1952). Она разработала ряд упражнений, способствующих развитию тактильного и термического чувства.

         Высоко ценила дидактическую игру Е.И.Тихеева - автор таких книг, как “Современный детский сад”, “Родная речь и пути к ее развитию”. Ею разработаны дидактические игры под названием “Парные игры”, которые требуют сосредоточенного внимания, умения выделить в предмете общее и различия, восстановить недостающие части, нарушенный порядок.

         В 20 веке проблемой сенсорного воспитания дошкольников занимались: Н.Подъяков, Т.С.Комарова, Л.Журова, В.Аванесова.

         Какова же роль дидактических игр в сенсорном развитии детей раннего возраста?

         Дидактические игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

         Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать свое поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

         В дидактической игре действуют одновременно два начала: учебно-познавательное и игро-занимательное. В соответствии с этим воспитатель одновременно и учитель и участник игры, учит детей и играет с ними, а дети учатся играя. Учебно-познавательное начало в каждой игре выражается в определенных дидактических задачах, преследующих, например, цели сенсорного и умственного воспитания детей.

         Можно выделить следующие виды дидактических игр, способствующих сенсорному развитию:

    1. Игры-поручения, основанные на интересе детей к действиям с игрушками и предметами: подбирать, складывать и раскладывать, вставлять, нанизывать и т.д. Игровое действие здесь элементарно, по своему характеру оно часто совпадает с практическим действием с предметами.

    2. Игры с прятаньем и поиском, основанные на интересе детей к неожиданному появлению и исчезновению предметов, их поиску и нахождению.

    3. Игры с загадыванием и отгадыванием, привлекающие детей неизвестностью: “Узнай”, “Отгадай”, “Что здесь”, “Что изменилось”.

    4. Сюжетно-ролевые дидактические игры, игровое действие в которых заключается в изображении жизненных ситуаций, в выполнении ролей взрослых (продавца, покупателя, почтальона, врача) или животных (волка, зайчика, котика).

    5. Игры-соревнования, основанные на стремлении быстрее достичь игрового результата, выиграть - “Кто первый”, “кто быстрее”, “Кто больше”.

    6. Игры в фанты или игры в запретный “штрафной”предмет (картинку) или его свойства (например, цвет), связанные с интересными игровыми моментами - избавиться от ненужного, сбросить карту, удержаться, не потребовав себе штрафной предмет или картинку, не сказать запретного слова.

         В общей системе сенсорного воспитания в детском саду дидактические игры решают учебные задачи, выполняют функцию контроля за ходом сенсорного воспитания.

                         Проведение дидактических игр для сенсорного развития

                                                        детей раннего возраста

    Первые игры и упражнения на развитие зрительного восприятия основаня на практических действиях, требующих опоры на форму предметов. Это такие игры как: “Что катится, что не катится”, “Найди свой домик”, “Найди свою пару”... Дети с удовольствием играют в эти игры. Игра “Что катится, что не катится” - у детей вызывает недоумение “почему же не катится кубик?”. После обследования кубика ребенок понимает зависимость предмета от формы и уже кубик прокатить не пытается. В играх “Почтовый ящик” и “Кубик с прорезями” дети сначала усердно пытаются протолкнутль фигуру в любую прорезь, но потом и здесь начинают внимательно соотносить фигуру в руке с прорезью в ящике, кубике и стараются каждой фигурке подобрать свою дверку. В результате таких игр видно, что дети стали понимать зависимость результата их действий от формы предмета.

    Игры и упражнения на восприятие величины - “Опусти шарик в коробку”, “Построй башню”, “Оденем кукол”, “Пирамидки” - можно проводить параллельно с играми на восприятие формы, чтобы дети овладевали способом проб на разном материале. Когда дети научатся действовать с помощью проб, тогда учим сопоставлять зрительно величины предметов. Необходимо помнить о том, что ребенок должен выполнить задание самостоятельно, не предворяя его действия словесной инструкцией. Только после того, как ребенок выполнит задание, полученный им результат уточнить словом. В игре “Три медведя” можно закреплять умение соотносить предметы по величине. Перед детьми проблема - “Медведям стало жить тесно в одном домике, но расставаться они не хотят. Что же делать?”Дети могут предложить различные варианты решения этой проблемы:

    - “давайте построим им большой домик”

    - “давайте построим много больших домиков”

    - “можно построить каждому свой домик, пусть только живут в одном лесу”.

    Михаилу Ивановичу строится большой дом (из геометрических фигур: квадрат, треугольник; подобрать по размеру домов трубу и окно). Настасье Ивановне - дом поменьше, а Мишутке - совсем маленький. Работать дети должны самостоятельно, взрослый только наблюдаем за ними. В конце игры устроить новоселье медведям.

         Первые игры и упражнения на восприятие цвета проводятся с предметами резко различными по цвету, дети осуществляют выбор по образцу. Действуя с цветом, дети запоминают и сами цвета, и их названия. Однако бессмысленно говорить детям название цвета, если они не выделяют его зрительно, не отличают от  другого. Поэтому игры и упражнения (”Оденем кукол”, “Найди свою пару”, “Подарим куклам бусы”, “Найдем бантик к платью”, “Разноцветные ленточки”, “Светофор”) необходимо строить так, чтобы ребенок вычленил цвет, как значимый признак и выполнил задание. Только после этого он может назвать цвет. Используя  игру “Найди бантик к платью” можно попросить детей нарядно одеть кукол, так как они сегодня собираются пойти в гости. У детей сразу появляется интерес, так как дети сами любят наряжаться. Сначала дети берут платье и бантик, понравившиеся им, не обращая внимания на цвет.Тогда можно предложить: “Ваши куклы будут наряднее, если вы подберете бантик такого же цвета, какого цвета платье”. Дети задумываются, начинают сравнивать цвет платья с цветом бантика, подбирают подходящий. Только после этого можно сказать, что дети научились различать цвета, и теперь можно обращать внимание на употребление в речи слов, обозначающих цвет.

         Особое и важное место в обучении детей занимает ориентировка в пространстве. В первую очередь необходимо обучить детей правильно различать отношения предметов и их частей по вертикали (на, над, под), потом горизонтальные положения (рядом, около), а в последствии (справа, слева, за, перед) и затем можно переходить к играм - “Дом для матрешки”, “Кто внимательный”, “Что стоит снизу, наверху, рядом?”. Ориентировка в дальнем пространстве - ориентировка в помещении: здесь на первый план выступают отношения, выраженные словами “далеко”, “близко”, “тут”, “там”. То есть учим детей последовательно осматривать помещение и ориентироваться в нем. Необходимо уделить большое внимание среди игр на развитие ориентировки в пространстве играм, в которых дети должны прятать и находить предметы, прятаться сами и находить друг друга. Это такие игры, как “Спрячем и найдем”, “Доползти до игрушки”, “Угадай, кто за кем”, “Зайчик и Мишка”. Также можно давать такие задания, как “Обведи на рисунке предмет, который находится справа, слева”, “Обведи того, кто находится вверху и раскрась того, кто находится внизу”, “Рыбка в верхней части рисунка плывет налево. Внимательно посмотри на остальных рыбок и обведи тех, которые тоже плывут налево”, “Внимательно посмотри на ряд флажков и вычеркни тот, который повернут в другую сторону”.

         Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Здесь можно использовать игры, которые помогают в развитии тактильно-двигательного восприятия, а также игры на различение и узнавание, восприятии и представление предметов. Кроме того, большое значение отводится сочетанию разных видов чувствительности (зрительной, тактильной, двигательной). Проводятся игры на узнавание предметов на ощупь: “Найди свою игрушку в мешочке”, “Чудесный мешочек”, Монтессори - упражнение “Шершавые фигуры”.

         Для развития слухового восприятия используются дидактические игры - “Кто позвал?”, “Где звенит?”, “Кто там?”. Правильное определение направления, откуда идет звук, помогает ориентироваться в дальнем пространстве, определять свое местонахождение, направление движения. Музыкальные звуки оказывают огромное влияние на развитие эмоциональной сферы ребенка, на его эстетическое воспитание.

         При проведении дидактических игр на формирование целостного образа предмета необходимо придерживаться определенной последовательности, так как она учитывает закономерности формирования целостного образа - от узнавания к восприятию и представлению. Развитие целостного восприятия предмета начинается с узнавания. Можно использовать такие игры, как “Назови свою игрушку”, “Что изменилось?”, “Чего не хватает?”, “Отгадай-ка”. Необходимо дать понять детям, что целый предмет может состоять из отдельных частей, каждая из которых не только имеет свою функцию, но и свою форму, величину, свое определенное место в целом.

         Работа с детьми проводится в основном индивидуально, но можно использовать и фронтальную, и подгрупповую. В результате проводимой работы у детей намечается положительная динамика сенсорного развития в сфере обследования предметов (появляется такой тип обследования, как примеривание); зрительного восприятия; восприятия формы, цвета, величины, ориентировки в пространстве.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр.

    Сенсорное воспитание занимает огромное место в педагогическом процессе и осуществляется постоянно:        - в образовательной деятельности (включение задач сен...

    Сенсорное развитие в раннем возрасте посредством дидактических игр.

    Сенсорное развитие в раннем возрасте посредством дидактических игр....

    Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр и ознакомлением с окружающим миром ( из опыта работы)

    Сенсорное воспитание направленно на обучение детей умению точно и полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форма, расположение в пространстве)...

    сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр

    В данной работе рассматриваются особенности дидактических игр, структура дидактической игры и основные виды игр по сенсорике для малышей....

    Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»

    Проект «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Маскаева Е.В.Продолжительность проекта: сентябрь – май.Тип проекта: познавательно – игровой.Участники пр...

    Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр

    Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игртема: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр»АктуальностьНа этапе раннего детства озн...