Консультация для родителей «Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних условиях»
план-конспект занятия (старшая группа)

Попова Аксинья Витальевна

Аксинья Попова 
Консультация для родителей «Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних условиях»

«Создание эффективной предметно-развивающей

среды в домашних условиях»

Для всестороннего развития ребенка в домашних условиях организуются несколько предметно-развивающих сред : для речевого, математического, эстетического, физического развития или же одна, но многофункциональная среда. Принципы построения каждой из таких сред: дистанции, позиции при взаимодействии; активности, самостоятельности, творчества; стабильности-динамичности; комплексирования и гибкого зонирования, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; открытости-закрытости; учета половых и возрастных различий детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx19.87 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних условиях»

Аксинья Попова 
Консультация для родителей «Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних условиях»

«Создание эффективной предметно-развивающей

среды в домашних условиях»

Для всестороннего развития ребенка в домашних условиях организуются несколько предметно-развивающих сред : для речевого, математического, эстетического, физического развития или же одна, но многофункциональная среда. Принципы построения каждой из таких сред: дистанции, позиции при взаимодействии; активности, самостоятельности, творчества; стабильности-динамичности; комплексирования и гибкого зонирования, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; открытости-закрытости; учета половых и возрастных различий детей.

В ходе ее организации особое внимание следует обратить на расположение объектов в комнате. Ее пространство надо оформить таким образом, чтобы ребенок и другие дети могли свободно перемещаться, играть с игрушками, отдыхать. Это пространство активно используется для совместной деятельности ребенка и взрослых, для проведения специальных и комплексных занятий по разностороннему развитию.

Речевая предметно-развивающая среда

Опыт подсказывает, что для таких занятий необходимо свободное место, достаточное для смены положения ребенка: занятий сидя на полу или на ковре, движений в различных направлениях в ходе сюжетных подвижных игр, занятий за столами. Основное пространство в игровой комнате занимает мягкое покрытие, на котором размещаются мягкая мебель и мягкие модули, из которых конструируются игровые уголки для создания соответствующей игровой и коммуникативной ситуации, в процессе которых происходит развитие связной и образной речи. С этими же целями содержание кукольного уголка соответствует ситуациям различных сюжетно-дидактических игр, которые организует взрослый. Так, взрослый развертывает сюжетно-ролевую игру - на этом же материале проводится обучение сюжетно-дидактической игре. Сюжетно-дидактическая игра предлагается после того, как ребенок освоит сюжетно-ролевую, а игровые действия станут для него понятными и доступными. Оборудование для сюжетно-дидактических игр может храниться в доступных для ребенка местах: на специальных стеллажах, в ящиках, коробках с характерными символическими изображениями. Это могут быть игры «Магазин»«Веселый зоосад»«Аптека»«Почта».

Кроме того, при работе с детьми младшего и среднего дошкольного возраста рекомендуется обращать большее внимание на дидактические материалы и пособия, связанные с развитием лексической стороны речи, формированием словаря и слоговой структуры речи.

Для этого используются комплекты:

- игрушек (дидактические, образные, наборы игрушек,

предметных картинок и открыток по основным лексическим темам («Грибы»«Лекарственные растения» «Друзья детей»«Кто это?»«Домашние птицы»«Дикие животные»«Звери наших лесов»«В мире животных»«Птицы вокруг нас»«Птичьи следы».

- различного типа лото («Домашние животные и птицы»«Дикие животные»«Зоологическое лото»«Веселое лото»«Звуковое лото».

При этом взрослый должен освоить приемы, связанные с их обыгрыванием. Например, можно воспользоваться методикой, которая опирается на использование принципов смысловой группировки воспринимаемого материала. Она включает 4 группы заданий:

• обучение дифференциации существенных признаков предметов и явлений от несущественных, а также увеличение запаса знаний.

Ребенок должен выбрать правильный ответ из предложенных, чтобы закончить фразу:

«У сапога всегда есть.» (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица);

«В теплых краях обитает.» (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень);

«В году.» (24, 3, 12, 4, 7 месяцев) и др.

• формирование операций обобщения и отвлечения, способности выделить существенные признаки предметов и явлений.

Требуется объединить в одну группу и назвать для нее обобщающее слово, исключив лишнее понятие:

- тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка;

- река, озеро, море, мост, болото;

- кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата;

• развитие способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями.

• Ребенок должен по аналогии с образцом подобрать пару к предложенному словуНапример:

• - огурец - овощ, георгин -. (сорняк, роса, садик, цветок, земля);

• - учитель - ученик, врач -. (кочки, больные, палата, больной, термометр);

• - огород - морковь, сад -. (забор, яблоня, колодец, скамейка, цветы) и др.

• формирование умения обобщать.

• Требуется назвать обобщающее слово к каждой паре понятий. Например,

- метла, лопата -. ;

- окунь, карась -. ;

- лето, зима -. и др.

Выполняя такие задания, ребенок может выкладывать карточки с ответами, выстраивая таким образом дорогу через лес, горы, моря, поля, что в дальнейшем можно будет обыграть с помощью мелких сюжетных игрушек и машинок. При этом можно использовать игры, направленные на формирование грамматических и синтаксических умений и навыков детей. Например, сюда могут входить такие известные дидактические игры, как «Кто где живет?»«Чьи следы?»«Кому что надо?»«Страны света»«Кем я буду?»«У кого какая профессия?»«Домики сказки»«Сказки-загадки».

В комнате также организуются уголки для театрализованных игр. В них отводится место для режиссерских игр с пальчиковым театром, театра на рукавичках, театра шариков и кубиков, настольного театра, стендового театра, костюмов для игр-драматизаций. Для театрализованных игр подбираются различные куклы-бибабо, режиссерские куклы, плоскостные изображения кукол, деревьев, речки и т. п. Для разыгрывания сказки или игровой ситуации на плоскости используется фланелеграф. Такого рода игры влияют не только на формирование грамматического и лексического строя речи, но и на воспитание звуковой культуры речи, развития ее мелодико-интонационной стороны.

В дополнение к ним необходимо предусмотреть как при работе с детьми младшего, так и старшего дошкольного возраста дидактические игры и пособия, направленные на формирование умений составлять

• Рассказ с опорой на серию картин (2 - 3,

• Рассказ по серии сюжетных картин (4,

• Рассказ по сюжетной картине.

Для этого нужно завести уголок Книги, в котором будут храниться не только детские книги и хрестоматии произведений детской литературы, но и серии картинок для пересказов и составления рассказов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних условиях

Даны рекомендации по созданию развивающей среды в домашних условиях...

Консультация для родителей "Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних условиях"

Для всестороннего развития ребенка в домашних условиях организуются несколько предметно-развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития или же одна, но многофунк...

Консультация для родителей «Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних условиях»

Для всестороннего развития ребенка в домашних условиях организуются несколько предметно-развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития или же одна, но мно...

Консультация для родителей «Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних условиях»

Для всестороннего развития ребенка в домашних условиях организуются несколько предметно-развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития или же одна, но многофунк...

Консультация для родителей "Создание эффективной предметно - развивающей среды в домашних условиях"

Для всестороннего развития ребенка в домашних условиях организуются несколько предметно-развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития или же одна, ...

Консультация для родителей «Создание эффективной предметно-развивающей среды в домашних условиях»Информация для родителей и воспитателей десткого сада

Информация для родителей и воспитателей о том, как организовать предметно-развивающую среду в домашних условиях, для всестороннего развития детей дошкольного возраста....