Конкурс научно-исследовательских работ и творческих проектов воспитанников и обучающихся муниципальных ДОУ «Я – юный исследователь» Проектная работа: Гвардейский миномёт «Катюша» - оружие Победы
проект (подготовительная группа)

Цель проекта - проследить вклад в дело Победы реактивного миномёта «БМ-13», в просторечии «Катюша».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_egorova_i._n.docx25.53 КБ
PDF icon 1_proekt1_katyusha_16_aprelya.pdf2.74 МБ

Предварительный просмотр:

Конкурс научно-исследовательских работ и творческих проектов воспитанников и обучающихся муниципальных дошкольных образовательных учреждений

«Я – юный исследователь»

Гвардейский миномёт «Катюша» - оружие Победы

                                  Автор: воспитанник МАДОУ «Сказка»

                                                   подготовительной группы №2 Савченко Савелий

                                                   Руководитель: воспитатель МАДОУ «Сказка»

                                                   подготовительной группы №2: Егорова Ирина Николаевна

г. Лабытнанги 2018г.

На фронтах она не унывала,

Песни пела громкие она,

Лишь тогда «Катюша» замолчала,

Как победой кончилась война.

Аннотация

Цель: проследить вклад в дело Победы реактивного миномёта «БМ-13», в просторечии «Катюша».

Данная цель реализуется через решение следующих задач:

  • Изучить предысторию появления предшественников реактивных миномётов.
  • Изучить источники информации о миномёте
  • Проследить путь легенды ВОВ на полях сражений
  • Сделать вывод.

 Для решения задач использовались следующие методы и приёмы:

  • Сбор информации.
  • Изучение материалов, полученных при помощи интернета с помощью воспитателя и мамы.
  • Беседа, размышления, вопросы проблемного характера.

По окончании исследования мы пришли к следующему выводу:

  • Действительно, реактивные миномёты «БМ-13» «Катюша» внесли большой вклад в дело Победы в Великой Отечественной войне.

Введение

Легендарная «Катюша», была создана перед самой Великой Отечественной войной. И я хочу с помощью этого проекта, рассмотреть её вклад в дело Великой Победы.

Актуальность темы в том, что, просматривая путь легендарной «Катюши», я прохожу военный путь своего прадеда, испытываю чувства благодарности, патриотизма.

И поэтому  цель моего исследования: проследить вклад в дело Победы реактивного миномёта «БМ-13», в просторечии «Катюша».

Объект исследования: реактивный миномёт «БМ-13» - «Катюша».

Предмет исследования: вклад реактивного миномёта «БМ-13» - «Катюша» в дело Великой Победы.

Гипотеза состоит из следующих предположений:

  • Предполагаю, что реактивный миномёт сыграл большую роль в борьбе с фашизмом.
  • Предполагаю, что, изучив технические характеристики миномёта «БМ-13», приду к выводам, что это мощное оружие.
  • Предполагаю, что, проследив путь от начала Великой Отечественной войны до Великой победы, приду к выводам, что миномёт «БМ-13» внёс большой вклад в дело великой Победы.

Данная цель реализуется через решение следующих задач:

  • Изучить предысторию появления предшественников реактивных миномётов.
  • Изучить источники информации о миномёте
  • Проследить путь легенды ВОВ на полях сражений
  • Сделать вывод.

Для решения задач использовались следующие методы и приёмы:

  • Сбор информации.
  • Изучение материалов, полученных при помощи интернета с помощью воспитателя и мамы.
  • Беседа, размышления, вопросы проблемного характера.

Исследование проводилось с 09.01.2018 по 23.02.2018

Практическая значимость исследования: материалы проекта могут  быть использованы для проведения непосредственно-образовательной деятельности по социально – коммуникативному развитию, так и в совместной деятельности воспитателя с детьми, при проведении различных мероприятий, направленных на патриотическое воспитание подрастающего поколения.

1.Описание работы.

1.1 Словарь терминов и понятий:

  • Реактивный миномёт – общее обозначение советских боевых машин реактивной артиллерии периода ВОВ
  • Великая Отечественная война (22 июня 1941 года — 9 мая 1945 года) — война Союза Советских Социалистических Республик против вторгшихся на его территорию нацистской Германии и её европейских союзников (Венгрии, Италии, Румынии, Словакии, Финляндии, Хорватии).
  • Фейерверк — декоративные огни разнообразных цветов и форм, получаемые при сжигании пиротехнических составов.
  • «Катюша» — появившееся во время Великой Отечественной войны 1941—1945 годов неофициальное название бесствольных систем полевой реактивной артиллерии (в первую очередь и первоначально — БМ-13).
  • Катюша, Катя, Екатерина - имя Екатерина пришло в русский язык из греческого языка, означает «чистая, непорочная»
  • Тротил -  это самое распространённое взрывчатое вещество.
  • Взрывчатка – это вещество, которое сгорает или разрушается с очень большой скоростью, создавая много тепла и большой объем расширяющихся газов.
  • Экипаж — группа людей, объединённых целью выполнения совместной работы или совместного задания на движущемся средстве.
  • «Студебеккер» — трёхосный грузовой автомобиль фирмы Studebaker Corporation, выпускавшийся с 1941 по 1945 годы.
  • Гаубица — тип артиллерийского орудия, предназначенного преимущественно для навесной стрельбы с закрытых огневых позиций, вне прямой видимости цели.
  • «Град», «Смерч», «Ураган» - реактивные системы залпового огня.
  • Афганистан — государство в Центральной Азии.
  • Республика Корея — государство в Восточной Азии.

1.2 Этапы работы:

Как-то мы с мамой рассматривали семейный альбом, она мне рассказывала о дедушках и бабушках.

Я обратил внимание на то, что у прадедушки Стефана на фотографии очень много медалей и ордена есть. Спросил у мамы: «Почему?» И она мне стала рассказывать, что прадедушка воевал и не просто воевал, а был командиром экипажа зенитной установки «Катюша» в годы Великой Отечественной войны.  Тогда я поинтересовался: «А что такое «Катюша», это ведь твоё имя, мама». Мама рассмеялась и сказала, что так называли зенитные установки, которые громили врага ураганным огнём.

Я пришёл в детский сад и поделился новостями со своими друзьями и с воспитателем Ириной Николаевной. Она предложила мне узнать подробнее про эту зенитную установку, а потом рассказать всё, что узнаем про неё ребятам и я согласился.

Нашим помощником стал интернет. Ирина Николаевна нашла много интересной информации о знаменитой «Катюше» и поделилась ею со мной. А теперь я хочу поделиться ею с вами.

Когда по великому шёлковому пути из Китая в Европу пришло новое развлечение знати – фейерверк, уже тогда военные задумались о том, как превратить эту забаву в оружие, способное поражать противника на расстоянии.

Первые русские боевые ракеты были созданы в 1817 году генерал-майором от артиллерии Александром Дмитриевичем Засядько.  В 1815 году Александр Дмитриевич организовал пиротехническую лабораторию, где нашёл способы превращения осветительных ракет в боевые.

Разработанный Засядько пусковой станок позволял одновременно запускать 6 снарядов, т. е. можно было вести залповую стрельбу, а ракеты имели дальность полёта до 6 км.

В 1827 году была сформирована ракетная рота №1. Первое серьезное испытание боевые ракеты прошли на полях сражений в ходе очередной русско-турецкой войне, начавшейся в 1828 году.

Реактивные снаряды для «Катюш» разработал Владимир Андреевич Артемьев. Он родился в 1885 году в Петербурге.

О создании реактивной артиллерии в Советском союзе задумались задолго до начала Великой Отечественной войны.  Для этого в 1933 году был основан Реактивный научно-исследовательский институт.  Испытания реактивной установки прошли уже в марте 1941 года. А боевое крещение произошло 14 июля 1941 года, через три недели после начала Великой Отечественной войны.  Боевая машина реактивной артиллерии БМ-13 впервые вступила в бой. Командовал батареей из семи реактивных установок капитан Иван Флёров. 14 июля 1941 года во время Смоленского сражения было осуществлено три залпа по городу Рудня Смоленской области. Все цели были уничтожены, разрушительный эффект был колоссальный.

В честь первой успешной битвы, где использовалась батарея БМ-13 Флерова, в городе Рудня поставили монумент – “Катюша” на пьедестале.

Реактивная установка это   оружие небывалой силы — дальность полета снаряда достигала восьми с половиной километров (то есть из города Лабытнанги, можно было бы обстрелять станцию Обская), а температура в эпицентре взрыва — тысяча пятьсот градусов. Такова температура земной коры на глубине 40 километров, это примерное расстояние от города Лабытнанги до посёлка Харп.

А вес боевой части одного снаряда составлял 5 килограммов тротила. Тротил -  это самое распространённое взрывчатое вещество. Сам же снаряд весил 42 кг. Это мой вес и вес моего друга Бубенщикова Саши вместе взятых. А высота снаряда 1 метр 42 сантиметра, он на 10 сантиметров выше самого высокого мальчика в нашей группе.

Экипаж (расчёт) установки состоял из 5 — 7-ми человек,

Командир орудия — 1.

Наводчик — 1.

Водитель — 1.

Заряжающий — 2 — 4.

Экипаж давал клятву уничтожить машину, даже ценой жизни, но не отдать машину врагу.

Первый опыт применения нового ракетного оружия показал его высокую боевую эффективность. Немцы неоднократно пытались захватить образец русской чудо-техники, но экипажи «Катюш» строжайше выдерживали правило — попасть в руки врага им было нельзя. На критический случай машины были снабжены механизмом самоликвидации. Из-за секретности на каждую машину было установлено 30 кг взрывчатки. Столько весит мой одногруппник Зуев Семён.

В годы войны наибольшее число "Катюш" было смонтировано на полно приводных трехосных "студебеккерах". Это американские грузовые машина нам поставлялись как армии союзнице от американского народа. Благодаря мощным и надежным американским грузовикам, наши батареи реактивных установок получили желанную мобильность. Этот автомобиль имел повышенную проходимость, обеспечивающуюся мощным двигателем, тремя ведущими осями, лебедкой для самовытаскивания, высоким расположением всех частей и механизмов, чувствительных к воздействию воды. Так и провоевали до конца войны эта пара: наша "Катюша" на американских колесах.

Традиция давать прозвища оружию была широко распространена на фронте. Например, гаубицу М-30 прозвали «Матушкой», пушку-гаубицу МЛ-20 — «Емелькой», миномётные установки — «Марусями». В то время все люди в нашей стране напевали песню «Катюша», и, когда произошел первый обстрел фашистов из зениток, то один из связистов армии сказал, что звук этого оружия «просто песня какая-то», и напел мотив «Катюши».   Кстати, и у БМ-13 было второе название — «Раиса Сергеевна». Так бойцы расшифровывали сокращение РС — реактивный снаряд.  

Во время Великой Отечественной войны БМ–13 использовались во всех крупных сражениях. Это оружие было очень эффективным при массированном применении. Огонь поражал до 80% живой силы на открытой местности и до 40% в укрытиях. Немаловажен был эмоциональный эффект: во время залпа все ракеты выпускались практически одновременно - за несколько секунд территорию в районе цели буквально перепахивали реактивные снаряды. При этом оглушительный вой, которым сопровождался полёт ракеты, буквально сводил с ума противника. Те, кто не погибал во время обстрела, часто уже не могли оказывать сопротивление, так как были контужены, оглушены, совершенно психологически подавлены. "Катюша" - это сила!

Зенитные установки славились своей мобильностью. Залп осуществлялся всем зарядом (16 ракет) за 7-10 секунд. Это как не торопясь сосчитать до десяти, на перезарядку уходило до 5 минут.  

Запуск снарядов мог производиться и из кабины, и с выносного пульта. А в боевое состояние машина переводилась за 1-2 минуты.  После выпуска ракет батарея могла в течение минуты сняться с места, что затрудняло ответный огонь. Благодаря высокой эффективности применения и простоте в производстве уже к осени 1941 г. БМ-13 широко применялась на фронте, системы оказали значительное влияние на ход боевых действий. В 1945 году во время штурма Берлина ударной армией было использовано более 12 тысяч реактивных снарядов.

С началом войны в составе Вооруженных сил Советского Союза были созданы специальные войска для боевого применения ракетного оружия. Это были ракетные войска.

Остается добавить, что у БМ-13 была долгая боевая жизнь. Установки применялись во время войны в Корее в 1950-53 годах и в Афганистане в 1979-89 годах.

Жители Советского союза считали эту боевую машину оружием победы и даже сочиняли о ней песни.

На фронтах она не унывала,

Песни пела громкие она,

Лишь тогда «катюша» замолчала,

Как победой кончилась война.

Прославленное оружие Победы, так называли БМ-13. И даже слова в знаменитой песни, где выходила на берег Катюша, переделывали солдаты так, что песня получалась не про девушку, а про боевую машину.

Выходила песню заводила,

Эта песня грозною была,

Ахнет раз и целый полк скосила

Ахнет два – дивизию смела.

Именно на её реактивных снарядах впервые стали появляться знаменитые надписи: «За Родину!», «За Сталина!» и, наконец, победное — «На Берлин!».

Сегодня на смену «Катюше» пришли новые реактивные системы залпового огня - «Грады», «Смерчи», «Ураганы». Все они - прямые наследники первых реактивных установок. А БМ-21 «Град», так вообще считается «правнуком» своей знаменитой «бабушки», да и сам завоевал немалую популярность.

Вот и подошёл к концу мой рассказ о легендарной «Катюше». Я думаю, что смог убедить вас в том, что «Катюша» - это оружие Великой Победы.

Заключение

После исследования технических данных реактивного миномёта, прослеживания боевого пути, я пришёл к выводу, что боевой реактивный миномёт «БМ-13» «Катюша» действительно был оружием Великой Победы.

 

Список литературы

  • https://ru.wikipedia.org/wiki/БМ-13 - Википедия
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/Гвардейский_реактивный_миномёт - Википедия
  • https://www.youtube.com/watch?v=IuL7jA6SntI – Ютуб
  • http://www.perunica.ru/istoria/4870-segodnya-ispolnyaetsya-rovno-70-let-s-momenta-kogda-progremeli-pervye-zalpy-legendarnyh-katyush.html - 70 лет «Катюше»
  • https://super-arsenal.ru/blog/43223227591/Glavnaya-tayna-minomyota- «Katyusha»: -versii-i-faktyi – Версии и факты о «Катюше»
  • https://topwar.ru/643-tajny-russkogo-oruzhiya-proekt-bm-13-zagadki-i-legendy-reaktivnaya-sistema-zalpovogo-ognya-bm-13-16-katyusha.html - Загадки и легенды. Проект «БМ-13»

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Конкурс научно-исследовательских работ и творческих проектов обучающихся и воспитанников муниципальных образовательных организаций.

25 и 29 апреля 2019 года в городе проходил муниципальный этап конкурса научно-исследовательских работ и творческих проектов обучающихся и воспитанников муниципальных образовательных организаций. В это...

Конкурсная работа Всероссийского конкурса научно-исследовательских и творческих работ "Моя Россия"

Биография участика Великой Отечественной войны Кошевых Алексея Кирилловича...

Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ обучающихся "Неоткрытые тайны". Секция спорт: «Физическая культура, спорт, здоровый образ жизни в XXI веке». "Как заниматься спортом во время пандемии?"

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек – сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активны...

Региональный конкурс научно-исследовательских, методических и творческих работ «Мой край»

коспект познавательного занятия с детьми подготовительной группы о родном городе в рамках участия в конкурсе "Мой край"...

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении конкурса исследовательских работ и творческих проектов среди воспитанников МАДОУ №10 «Я – исследователь»

Настоящее Положение определяет  цели и задачи  конкурса  исследовательских работ и творческих проектов детей  дошкольного возраста «Я - исследователь», порядок его орга...

Конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников «Я – исследователь» Проектно – исследовательская работа. Тема: «Мой дядя – солдат»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад № 50 Конкурс исследовательских работ и творческих проектов дошкольников«Я – исследователь»Проектно &nda...

Конкурс исследовательских работ и творческих проектов воспитанников МАДОУ №34 "Я-исследователь"

Развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольного возраста путем совершенствования навыков исследовательского поведения и развития исследовательских способностей....