Особенности сенсорного развития детей раннего возраста. Значение для всестороннего развития.
статья (младшая группа)

Иванова Александра Николаевна

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенорного развития детей,  на сколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающий мир.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста.

Значение для всестороннего развития.

     

        Ребёнок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего нервно - психического развития и всестороннего воспитания ребёнка. Чем меньше ребёнок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт. На этапе раннего детства ознакомление со свойствами предметов играет определяющую роль. Профессор Н. М. Щелованов называл ранний возраст "золотой порой" сенсорного воспитания.

           Я работаю с детьми раннего возраста уже более 30 лет. Малыши,

которые приходят к нам в группу, практически не умеют говорить или же

говорят на своём языке, порой просто  не возможно разобрать что  говорит ребенок. Исходя  из этого, главная задача - научить ребёнка говорить. Давно известно, что речь малыша напрямую зависит от развития мелкой моторики. Чем более умелые и развитые пальчики у детей, тем они лучше говорят. Знакомясь с окружающим миром, дети познают свойства различных предметов,  у них расширяется активный словарь, расширяется запас понимаемых слов. Я знакома с работами  Никитина Б. П., он отводит большую роль играм по сенсорному воспитанию и моторики у детей. Мы в своей группе сделали пособия по его книге: "Ступеньки творчества". Так же разукрасили кубики. Детям очень нравятся играть с такими кубиками: они строят разнообразные предметы, открывают и закрывают окошки с геометрическими формами.

         Особая важность сенсорного развития ребёнка раннего возраста объясняется тем, что активное изучение сенсорных свойств объектов

окружающего мира - одна из важных задач развития малыша. На втором -

третьем году жизни у ребёнка начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других  свойствах предметов. Важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. Поэтому в раннем возрасте имеет смысл проводить специальные занятия - игры по сенсорному развитию. Основная задача таких игр - накопление разнообразного сенсорного опыта. Это является необходимым фундаментом. На следующих этапах обучения становится возможным систематизация накопленного опыта и знаний, их осознание, расширение, а также использование в разнообразных ситуациях, как во время обучения, так и в жизни.

        Ведущей в раннем детстве является предметная деятельность, поэтому

сенсорные задания целесообразно включать  именно в этот вид деятельности, где учет цвета, формы и величины объектов является необходимым условием выполнения предметных действий. В качестве таких действий могут выступать раскладывания предметов на две группы, размещение вкладок в гнёзда.  Например, уже на третьем году жизни детей можно научить наносить цветовые пятна, передающие специфику определённых предметов и явлений ("огоньки", "следы на дорожке" и т. д.)

        В первые годы жизни (до трёх лет) ребёнок получает огромное количество

разнообразных впечатлений из окружающего мира. Он различает цвета,

формы, величины. Но далеко не все эти свойства и далеко не во всех случаях

привлекают внимание ребёнка, приобретают для него то или иное жизненное

значение, становятся признаками предметов, которые он учитывает в своих действиях.

      Известно, что восприятие детей раннего возраста очень неустойчиво.

Чаще всего, в предмете они выделяют какое - либо одно наиболее бросающееся в глаза свойство, вовсе не замечая других свойств. Обычно выделяются детьми те свойства, которые имеют непосредственное значение для выполнения простых  предметных действий. На третьем году жизни дети начинают овладевать выполнением некоторых  продуктивных действий (складыванием простых построек из кубиков, выкладыванием мозаики и т. п.). Но, решая даже такую простую задачу, ребёнок не учитывает свойств предметов. Если воспитатель показывает ребёнку, как поставить красный кубик на жёлтый, малыш, подражая

действиям воспитателя, не обращает внимания на цвет. Это происходит

не потому, что дети плохо различают свойства, различение имеет место

уже в первые месяцы жизни, а в силу  непонимания их значения, отсутствия

постоянной ориентировки на них. Воспитание такой ориентировки - важная

задача сенсорного воспитания на втором - третьем году жизни.

        Существенным фактором в планировании и методике проведения занятий

по сенсорному воспитанию является взаимосвязь обучения на занятиях с

закреплением знаний и умений в повседневной жизни; на прогулке, во время

прогулки, в процессе игр; свойства снега, свойства воды, свойства песка.

Собирая матрёшку, размещая вкладыши, одевая маленьких и больших кукол,

они знакомятся с величиной. Форму предмета дети учитывают в играх

со строительным материалом, при проталкивании предметов в отверстия

"занимательной коробки" и т. д.

        После обучения на каждом конкретном занятии дидактический материал

можно дать малышам и для самостоятельных игр. Особое место занимает

сенсорное воспитание в режиме дня. Занятия, на которых осуществляется

ориентировка на цвет, должны проводиться при естественном освещении.

                     

Занятия с детьми второго года жизни.

         

        Складывание двухместной матрёшки.

Цель: Учить детей выполнять простые действия с предметами; открывать

и закрывать матрёшки, вкладывать и вынимать предметы. Обогащать сенсорный опыт малышей при знакомстве с величиной. Вводить понятие слов; большой, маленький.

Материал: Матрёшки: большая двухместная и неразъёмная маленькая.

Ход занятия: Воспитатель показывает детям большую матрёшку,

отмечает, что она яркая, нарядная.  Встряхивает: внутри что - то гремит. Открывает крышку и показывает вторую матрёшку, маленькую. Дети

радостно реагируют. Закрыв большую матрёшку, воспитатель ставит игрушки рядом. Обращая внимание детей на их величину, одна матрёшка маленькая, прячется в ладошке, а другая большая, её в ладошку не спрячешь.

Далее воспитатель открывает большую матрёшку, прячет в ней маленькую

и предлагает кому - то из детей закрыть её второй половинкой. Плотно

соединив матрёшку, воспитатель вращает верхнюю или нижнюю части

до совмещения рисунка. Воспитатель раздаёт детям матрёшки и предлагает

детям открыть матрёшки, показать где большая и где маленькая. Маленькая

 матрёшка ходит топ-топ-топ. Занятие длится 8-10 минут с 3-4 детьми.

Также проводится занятие с трёхместной матрёшкой. Только наглядный показ действий сопровождается словами: маленькая, большая, ещё больше.

Дети с удовольствием играют с народными игрушками, увлекаясь их красочностью, выразительностью. Воспитатель следит, чтобы в самостоятельных играх закреплялись умения и навыки, полученные ими на занятиях.

               

Занятия с детьми третьего года жизни.

        Раскладывание однородных предметов разного цвета на две группы.

Цель: закреплять у детей умение группировать однородные объекты

по цвету.

Материал: Палочки 8 цветов: красного, оранжевого, желтого, зелёного,

синего, фиолетового, черного, белого. На каждого ребёнка 5 палочек одного

и 5 палочек другого цвета.

Ход занятия: Воспитатель показывает детям 5 палочек синего и 5 палочек красного цвета, перемешанных произвольно. Внимание детей фиксируется на том, что палочки разные. Показывая детям палочку красного цвета, воспитатель

объясняет, что у него есть ещё палочки такого цвета. И так же с синим

цветом. Затем воспитатель группирует предметы по цвету, сопровождая

словами: такой цвет, не такой, разные. Приложив одну палочку красного

цвета к другой палочке такого же цвета. Воспитатель поясняет, что предметы

одинакового цвета, и кладет их вместе. Таким же образом детям показывается прием группировки палочки синего цвета  и других цветов. Дети продолжают самостоятельно выполняют задание. Затрудняющимся детям воспитатель помогает словесной инструкцией. Дети оперируют с предметами  следующих сочетаний; красный - синий, жёлтый - зелёный, чёрный - белый, оранжевый - фиолетовый. После того как дети рассортируют палочки предложенного цвета, им предоставляется возможность выполнить задание 1-2 раза, но уже с новыми сочетаниями более близких цветовых тонов: красный - оранжевый, синий - фиолетовый, оранжевый - жёлтый. Если кто-либо из детей употребляет название цвета неправильно,  то воспитатель должен поправить ребёнка, но требовать от детей обязательного их запоминания  и употребления не следует. Так, если ребёнок оранжевый цвет называет красным, то воспитатель говорит: "Нет, это не красный, это оранжевый. Такого цвета бывают морковка и апельсины". Пояснения должно быть кратким, не отвлекающим от выполнения других детей. Занятие длится 10-12 мин, проводится с детьми 1 раз.

                     

СОБЕРЁМ БАШЕНКУ.

Дидактическая задача: учить детей собирать башенку, ориентируясь на образец и располагая кольца по убывающей величине. Выполнение действия регулируется образцом.

Материал: Башенка - образец и башенка из пяти колец на каждого ребёнка.

Ход занятия:  Воспитатель раздает детям материал и говорит: "Давайте вместе рассмотрим башенку. На стержне много колец, снимем их. Вот самое маленькое колечко, это побольше, ещё большое и самое большое кольцо." Затем воспитатель

собирает башенку: " Сначала на стержень надо надеть самое большое кольцо,

затем поменьше …" После этого дети сами разбирают и собирают свои

башенки. Дети постепенно находят следующее по величине кольцо.

Воспитатель следит за действиями детей, напоминает, что надо выбирать всё

время самое большое кольцо из оставшихся и нанизывать на стержень.

В случае затруднения или ошибок детям разрешается прикладывать выбранное кольцо к образцу, чтобы сопоставить его по величине. Игра заканчивается, когда дети соберут башенку из пяти колец. Игра повторяется до тех пор, пока дети не научатся составлять башенку.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Особенности сенсорного развития детей раннего возраста», консультация для воспитателей. Автор: воспитатель Зуй З.И.

На втором году жизни, если созданы все необходимые условия, у ребёнка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия. Доминирующим в сенсорном р...

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста.

Статья о восприятие и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлениях окружающего мира....

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

Основной задачей сенсорного развития является создание условий для формирования восприятия как начальной ступени познания окружающей действительности....

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста

На втором году жизни, если созданы все необходимые условия, у ребенка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия. Доминирующим в сенсорном развит...

Консультация для воспитателей на тему: «Особенности сенсорного развития детей раннего возраста»

На втором году жизни, если созданы все необходимые условия, у ребёнка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия.Доминирующим в сенсорном развити...

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста.

Доминирующим в сенсорном воспитании является восприятие предметов. Действенное знакомство с предметами, их свойствами приводит к возникновению образов восприятия....

Особенности сенсорного развития детей раннего возраста.

Особенности сенсорного развития детей....