консультация для родителей "Посильная помощь дошкольника дома"
консультация (старшая группа)

Каждый родитель желает, чтобы его ребенок вырос трудолюбивым, и был помощником во всех домашних делах. Однако, к сожалению, многие родители досадливо отмахиваются от любопытного ребенка, который стремится сам помыть посуду, постирать белье и даже помочь папе собрать мебель, считая, что справятся лучше и быстрее. А ведь подобная недальновидность способна привести к тому, что в будущем ребенок на просьбу о помощи начнет отвечать отказом.

Психологи советуют закреплять за ребенком конкретные поручения уже с ранних лет, обязательно учитывая возраст и возможности. 

Соблюдение нескольких принципов помогут вам воспитать в ребенке трудолюбие и ответственность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon консультация для родителей35.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей "Посильная помощь дошкольника дома"

Каждый родитель желает, чтобы его ребенок вырос трудолюбивым, и был помощником во всех домашних делах. Однако, к сожалению, многие родители досадливо отмахиваются от любопытного ребенка, который стремится сам помыть посуду, постирать белье и даже помочь папе собрать мебель, считая, что справятся лучше и быстрее. А ведь подобная недальновидность способна привести к тому, что в будущем ребенок на просьбу о помощи начнет отвечать отказом.

Психологи советуют закреплять за ребенком конкретные поручения уже с ранних лет, обязательно учитывая возраст и возможности.  Необходимо проследить за тем, чтобы поручения были по-настоящему нужными, а не придуманными с воспитательной целью.

К примеру, 3-4-летние дети способны: складывать за собой игрушки; помогать в сервировке стола; одеваться с маминой помощью, умываться и чистить зубы; вытирать пыль в детской комнате.

Дошкольник в возрасте 5-7 лет может убирать свою одежду на место; наводить порядок в своей комнате; расстилать и застилать постель; ухаживать за домашним животным (кормить и вычесывать). Можно поручить: мыть посуду за собой, готовить вместе с вами несложные блюда.

Соблюдение нескольких принципов помогут вам воспитать в ребенке трудолюбие и ответственность.

Личный пример. Не случайно именно этот принцип стоит на первом месте. Для дошкольников личный пример близких людей является определяющим, о чем бы ни шла речь. Если вы хотите наделить малыша обязанностью, сначала посмотрите, насколько хорошо вы ее выполняете сами. Ребенок никогда не будет аккуратно вешать одежду на стул, если в вашей одежде беспорядок. Он будет делать так, как вы поступаете сами, не обращая внимания на призывы, если они расходятся с вашим поведением.

Перед тем как требовать — научите! К сожалению, иногда создается впечатление, что родители до сих пор верят в волшебство: им кажется, что ребенок должен научиться всему без их непосредственного участия. Будьте готовы к тому что вам придется несколько раз показать и объяснить, как именно сделать правильно то, что вы требуете, какой результат вы хотите получить. Научите и только потом требуйте!

Постоянство требований! Если вы хотите, чтобы ребенок выполнял домашние обязанности, необходимо, чтобы эти обязанности рассматривались вами как постоянные, потому что только в этом случае они станут таковыми и для ребенка. Родители совершают ошибку, то напоминая ребенку о его обязанностях, то выполняя их сами, а также дискутируя при ребенке о необходимости выполнения им обязанностей. Непостоянство родительской позиции мешает малышу закрепить обязанности как постоянный навык.

Похвала! Родителям важно знать о теории положительного подкрепления: то, что несет позитив, закрепляется в поведении, а то, что несет негатив, — избегается. Помните, что похвала должна носить конкретный характер, иметь определенный адрес, а не сообщать ребенку то, что он «вообще хороший». «Ты хороший мальчик» — не лучший вариант. «Мне нравится, как хорошо ты сегодня убрал свою комнату» — гораздо более правильная формулировка.

Поощрения и санкции. У большинства родителей выработана четкая система поощрений за правильное поведение и санкций за невыполнение обязанностей. Некоторым детям достаточно эмоциональной реакции родителей, для них улыбка — это награда, а сдвинутые брови — наказание. Дети тонко чувствуют состояние родителей и опираются на него в своем поведении.

Но далеко не все дети способны на это. Поэтому можно применять другие методы поощрения. Например, выдавать цветные магнитики каждый раз, когда ребенок сам вспомнил о своих обязанностях (их в конце недели можно будет обменять на какую-то привилегию, например, на поход в парк аттракционов). Также можно нарисовать цветок, а ребенок сможет закрашивать лепесток каждый раз, как он выполнил обязанность. А в случае, если он забывает об обязанностях, можно договориться, что он будет подпрыгивать на одной ножке, считая до 10. Игра становится интереснее, если ребенок тоже следит за вашим поведением: когда вы бросили одежду или не положили на место свою вещь, он также может потребовать исполнения «прыжков со счетом». В этом случае санкции воспринимаются как более справедливые, так как правила едины для всех.

В игре все легче! Не забывайте, что ведущей деятельностью для ребенка-дошкольника является игра. Поэтому если повседневные обязанности имеют игровой компонент, то это поможет ребенку исполнять их охотнее. Например, возьмем уборку игрушек, которая часто становится «яблоком раздора» и приносит немало неприятностей. Можно организовать соревнование, кто больше соберет игрушек. Можно не просто убираться, а укладывать игрушки спать, а машинки ставить в гараж. Ребенок-дошкольник обладает мифологическим мышлением и готов наделить душой любой неодушевленный предмет, от зубной щетки до кастрюли. Это создает большие просторы для совместной полезной деятельности, с игровым компонентом, так милым сердцу ребенка!

Родителям дошкольников стоит помнить, что в этом возрасте дети очень легко отвлекаются. Внимание детей непроизвольное и, увидев в поле зрения привлекательный предмет или опираясь на неожиданную фантазию, они могут начать игру, забыв об обязанностях. Конечно, родители должны быть готовы проявить терпение, напоминая детям об их обязанностях, но не выполняя дело за них. Именно доброжелательное отношение и уверенность в их силах помогут им сформировать навыки в домашнем труде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация: "Развитие познавательной деятельности дошкольников с помощью логических игр"

Формирование логического мышления-важный этап в развитии ребенка. Логические игры научат детей сопоставлять, сравнивать предметы, обобщать, устанавливать причинно- следственные связи и делать выводы....

Консультация для родителей "Чтение дошкольникам дома"

Научить сложному искусству чтения и понимания книги трудно, но возможно....

Консультация для родителей: «Питание дошкольника дома в выходные дни»

Наверное, вы заметили, что у вашего ребёнка произошел, а может быть, вот-вот произойдет скачок роста. Стремительный набор веса и активный рост ребенка в этот период привлекают особое внимание, как род...

Консультация для родителей "Безопасность дошкольника дома и в детскома саду"

БЕЗОПАСНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА ДОМА И В ДЕТСКОМ САДУ                                           ...

Консультация для родителей «Безопасность дошкольников дома и в детском саду»

Консультация для родителей«Безопасность дошкольников дома и в детском саду»...

Консультация для родителей."Безопасность дошкольника дома и в саду"

Консультация для родителей.Безопасность дошкольника дома  и в детском саду....