статья "Использование метеоплощадки в ДОУ как средство экологического воспитания дошкольников"
статья

Краснощекова Елена Ивановна

в статье рассматривается и обсуждается вопрос об экологическом воспитаниии дошкольников посредством занятий на метеоплощадке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл статья14.21 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА «ДЕТСКИЙ САД №7»»

«Использование метеоплощадки в ДОУ как средство экологического воспитания дошкольников»

Руководитель метеоплощадки:

                                                                         Краснощекова Елена Ивановна

Калач 2019

В современном мире все чаще и более остро стоит вопрос об экологической проблеме. Подрастающее поколение должно с самого раннего возраста  знакомиться с природой и знать о проблемах экологии.

Метеоплощадка в ДОУ играет одну из главных ролей в экологическом воспитании дошкольников.

Во-первых, важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.

Во-вторых, прогнозирование погоды — это деятельность  познавательная, доступная ребенку, развивающая его умственные способности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать умозаключения,  выводы. Прогнозирование  погоды  позволяет   углубить   знания   о   природе,  о значимости ее компонентов, о зависимости органической природы от неорганической. Например: наблюдая за одуванчиком, мать-и-мачехой, дети узнают их отличительные признаки, реакцию на различные факторы среды (закрывают соцветия при понижении атмосферного давления, повышении влажности). Эти растения не только «живые барометры», но и отличные часы (в хорошую погоду открывают и закрывают соцветия в одно и то же время суток). Этот вид деятельности можно осуществлять в любом месте, в любое время суток, в любое время года и в любом возрасте.

В-третьих, прогнозирование     погоды    позволяет     использовать    все     методы экологического образования во всех формах работы, прежде всего это повторные и длительные наблюдения-исследования за растениями и животными в уголке природы, на прогулке, дома, на даче с последующим обсуждением результатов на  «научной конференции». Этот вид деятельности позволяет открыть детям неизвестное в известном, хорошо знакомом. Например, все знакомы с воронами, но только сведущие люди знают: если вороны устраиваются на ночлег, повернувшись клювами в одну сторону, завтра ветер будет дуть с той стороны, куда направлены клювы, если садятся на ветки как попало, то ветра не  будет. Знакомство детей с народными приметами — это приобщение их к народной культуре, народной мудрости, народному опыту, а это воспитывает уважение к предкам, обеспечивает связь поколений. Знание народных примет, результаты собственных наблюдений в ходе их проверки позволяют развивать детей не только интеллектуально, но и творчески (для лучшего запоминания дети рифмуют приметы, зарисовывают их). Прогнозирование погоды позволяет детям испытывать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы («А календула — это барометр? А рыбка в аквариуме?») При этом не важно, подтвердился прогноз или нет — дети радуются в любом случае. Если прогноз подтвердился — радости нет предела; если нет — можно аргументировано доказать неправомерность предположения. Знакомство детей с «живыми барометрами» способствует формированию бережного отношения к природе («Не наступи случайно на одуванчик или паучка: они подскажут, какая завтра будет погода»). Благодаря этому дети учатся понимать язык природы (о чем предупреждает ласточка, лягушка, ель и т.д.). На прогулке дети знакомятся с тем, как животные и растения приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающей среды. Дети приучаются замечать изменения в состоянии объектов природы («фиалка загрустила» - наклонила цветок к земле — перед дождем и т. д.), а это способствует воспитанию чуткости и внимательности к миру. Прогнозирование погоды позволяет детям убедиться в существовании взаимосвязей живой и неживой природы, что способствует подведению детей к философскому понятию всеединства мира («все связано со всем»). Этот   метод   помогает   детям   разобраться  в  причинно-следственных связях, что очень важно для понимания экологических закономерностей и для жизни вообще.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологическая тропа – как средство экологического воспитания дошкольников

Предложен материал по созданию и использованию экологической тропы на территории детского сада....

Экологическая тропа – как средство экологического воспитания дошкольников

Консультативный материал по организации экологической тропы...

Консультация для воспитателей "Экологическая тропа как средство экологического воспитания дошкольников"

В консультации представлена методика оформления экологической тропы в ДОУ...

«Метеоплощадка в ДОУ - как эффективное средство экологического воспитания дошкольников»

Сообщение из опыта работы воспитетеля ДОО по разработке метеоплощадки и применение ее в педагогической практике...

Инновационный проект  по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»

Проект   по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»...

Инновационный проект самообразования по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»

Цель проекта: Определить эффективность влияния дидактических игр на процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую лите...

Использование метеоплощадки в ДОУ как средство экологического воспитания дошкольников.

Дошкольники– прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации....