Главные вкладки

    статья "Использование метеоплощадки в ДОУ как средство экологического воспитания дошкольников"
    статья

    Краснощекова Елена Ивановна

    в статье рассматривается и обсуждается вопрос об экологическом воспитаниии дошкольников посредством занятий на метеоплощадке.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл статья14.21 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА «ДЕТСКИЙ САД №7»»

    «Использование метеоплощадки в ДОУ как средство экологического воспитания дошкольников»

    Руководитель метеоплощадки:

                                                                             Краснощекова Елена Ивановна

    Калач 2019

    В современном мире все чаще и более остро стоит вопрос об экологической проблеме. Подрастающее поколение должно с самого раннего возраста  знакомиться с природой и знать о проблемах экологии.

    Метеоплощадка в ДОУ играет одну из главных ролей в экологическом воспитании дошкольников.

    Во-первых, важно помнить то, что самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. Самое важное то, что ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно ученому (проводя исследования, ставя эксперименты, др.), чем получать добытые кем-то знания в готовом виде.

    Во-вторых, прогнозирование погоды — это деятельность  познавательная, доступная ребенку, развивающая его умственные способности: наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать, делать умозаключения,  выводы. Прогнозирование  погоды  позволяет   углубить   знания   о   природе,  о значимости ее компонентов, о зависимости органической природы от неорганической. Например: наблюдая за одуванчиком, мать-и-мачехой, дети узнают их отличительные признаки, реакцию на различные факторы среды (закрывают соцветия при понижении атмосферного давления, повышении влажности). Эти растения не только «живые барометры», но и отличные часы (в хорошую погоду открывают и закрывают соцветия в одно и то же время суток). Этот вид деятельности можно осуществлять в любом месте, в любое время суток, в любое время года и в любом возрасте.

    В-третьих, прогнозирование     погоды    позволяет     использовать    все     методы экологического образования во всех формах работы, прежде всего это повторные и длительные наблюдения-исследования за растениями и животными в уголке природы, на прогулке, дома, на даче с последующим обсуждением результатов на  «научной конференции». Этот вид деятельности позволяет открыть детям неизвестное в известном, хорошо знакомом. Например, все знакомы с воронами, но только сведущие люди знают: если вороны устраиваются на ночлег, повернувшись клювами в одну сторону, завтра ветер будет дуть с той стороны, куда направлены клювы, если садятся на ветки как попало, то ветра не  будет. Знакомство детей с народными приметами — это приобщение их к народной культуре, народной мудрости, народному опыту, а это воспитывает уважение к предкам, обеспечивает связь поколений. Знание народных примет, результаты собственных наблюдений в ходе их проверки позволяют развивать детей не только интеллектуально, но и творчески (для лучшего запоминания дети рифмуют приметы, зарисовывают их). Прогнозирование погоды позволяет детям испытывать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы («А календула — это барометр? А рыбка в аквариуме?») При этом не важно, подтвердился прогноз или нет — дети радуются в любом случае. Если прогноз подтвердился — радости нет предела; если нет — можно аргументировано доказать неправомерность предположения. Знакомство детей с «живыми барометрами» способствует формированию бережного отношения к природе («Не наступи случайно на одуванчик или паучка: они подскажут, какая завтра будет погода»). Благодаря этому дети учатся понимать язык природы (о чем предупреждает ласточка, лягушка, ель и т.д.). На прогулке дети знакомятся с тем, как животные и растения приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающей среды. Дети приучаются замечать изменения в состоянии объектов природы («фиалка загрустила» - наклонила цветок к земле — перед дождем и т. д.), а это способствует воспитанию чуткости и внимательности к миру. Прогнозирование погоды позволяет детям убедиться в существовании взаимосвязей живой и неживой природы, что способствует подведению детей к философскому понятию всеединства мира («все связано со всем»). Этот   метод   помогает   детям   разобраться  в  причинно-следственных связях, что очень важно для понимания экологических закономерностей и для жизни вообще.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Экологическая тропа – как средство экологического воспитания дошкольников

    Предложен материал по созданию и использованию экологической тропы на территории детского сада....

    Экологическая тропа – как средство экологического воспитания дошкольников

    Консультативный материал по организации экологической тропы...

    Консультация для воспитателей "Экологическая тропа как средство экологического воспитания дошкольников"

    В консультации представлена методика оформления экологической тропы в ДОУ...

    Экологическая тропа детского сада как средство экологического воспитания дошкольников

    Представлен опыт организации экологической тропы на территории ДОУ...

    «Метеоплощадка в ДОУ - как эффективное средство экологического воспитания дошкольников»

    Сообщение из опыта работы воспитетеля ДОО по разработке метеоплощадки и применение ее в педагогической практике...

    Инновационный проект  по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»

    Проект   по экологическому воспитанию «Дидактическая игра как средство экологического воспитания дошкольника»...