Главные вкладки

    «Метеоплощадка в ДОУ - как эффективное средство экологического воспитания дошкольников»
    методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

    Сообщение из опыта работы воспитетеля ДОО по разработке метеоплощадки и применение ее в педагогической практике

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_dlya_mo_2017.docx24.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Метеоплощадка  в ДОУ - как эффективное  средство экологического воспитания дошкольников»

    «Великая книга природы открыта перед всеми, и в этой великой книге до сих пор... прочтены только первые страницы

    Писарев Дмитрий Иванович

    Любовь, понимание и забота – это то, что ждет природа от каждого человека. Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. И мы, взрослые, хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными, творческими личностями, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы современного мира. В настоящее время потребность человека в определении погоды на основе личных наблюдений,  наблюдений за поведением животных, состоянием растений и некоторых явлений неживой природы заметно снижается. При современном уровне развития науки и техники легче узнать прогноз погоды из средств массовой информации, чем определять его самому. Но «легче» не значит «лучше»: умение определять погоду оказывает большое влияние на общее развитие человека.

    Дошкольный возраст важен для развития познавательной потребности, которая находит отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, ранее неизведанного.  Ребята нашего ДОУ постоянно интересовались различными  вопросами связанными с определением характера погоды, с сезонными изменениями происходящими в природе, климатическими условиями  Краснодарского края и всей России, проявляли неподдельный интерес к проблемам экологии, экосистемы детского сада. А наша задача , как педагогов не подавлять грузом своих знаний ребенка, а создавать  им условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «почему» и «как», что способствует развитию познавательной компетенции детей. И ориентируясь на возникшую проблему и изучив большинство экологических программ для дошкольных учреждений, педагоги нашего ДОУ увидели, что в них представлены практически все формы, методы и приемы работы с детьми, кроме прогнозирования погоды. Для  чего  же нужен прогноз погоды и как его использовать? Как сделать процесс наблюдений за явлениями погоды более интересным, понятным нашим воспитанникам? И на основе  решения этих вопросов, у нас возникла идея оборудовать на территории дошкольного учреждения метеорологическую площадку.  Для её  реализации, педагогами нашего ДОУ был  разработан информационно-исследовательский проект

    « Метеоплощадка в детском саду « В гостях у пчелки Аси»

    Цель проекта заключалась в  развитии умения  детей наблюдать за изменениями погоды, определять погоду, анализировать, составлять прогноз ,делать выводы, использовать для этого специальные приборы; прививать любовь и бережное отношение к природе.

    Задачи реализации проекта были поставлены такие:

    Организовать работу метеоплощадки   для систематических наблюдений за погодой.

    Познакомить с особенностями климатических условий Краснодарского края

    Формировать представление детей о значении погоды в жизни человека, растительного и животного мира.

    Формировать представления о четырех частях света.

    Познакомить детей с приборами – помощниками для элементарного прогнозирования погоды.

    Познакомить с профессией гидрометеоролога.

    Участники проекта являлись - дети старшего дошкольного возраста  (возраст 5-7 лет), педагоги; родители  воспитанников, сотрудники детского сада

    Работа над проектом строилась на следующих принципах:

    принцип индивидуализации – раскрытие личностного потенциала каждого ребенка;

    принцип проблемности – активизация  мыслительных  функций, стимулирование работы  познавательных  процессов,  развитие  творческих способностей;

    принцип доступности – учет реальных умственных возможностей детей дошкольного -возраста, уровня  их подготовленности и развития;

    принцип сотрудничества – ориентация  на приоритет личности, создание благоприятных условий для ее развития.

      принцип регионального компонента (изучение явлений природы ст.Медведовской);

      принцип научности и доступности понятий

    Работа над проектом велась по следующим этапам:

    1.Вводный (организационный) этап:

    -создание метеостанции и оформление на территории детского сада соответствующей зоны;

    -создание условий для работы детей по изучению погоды.

    -составление перспективного плана работы по данной проблеме

    2.Практический

    3.Аналитический

    На первом этапе работы проекта нами был собран методический, научно-популярный материал, опыты  работы другим  д\ с по изучаемой   теме .Мы выяснили основные требования к организации метеоплощадки в детском саду.   Был составлен перспективный план работы над проектом. К созданию оборудованию метеоплощадки были привлечены  воспитатели,

     и родители,  и воспитанники,  и сотрудники детского сада.

    Создание  самой метеопощадки, строилось согласно основным требованиям к ее  обустройству:

    -Метеоплощадка должна давать возможность познакомить детей с основными стандартными метеорологическими приборами, с методикой и техникой наблюдений и обработки их результатов. ---Метеоплощадка должна обеспечить проведение наблюдений, практических работ,  организовать систематические наблюдения за погодой, сезонными явлениями в окружающей природе, а также изучение микроклимата территории детского сада.

    -Для устройства метеоплощадки необходима площадь размером 30 м².  желательно, чтобы рядом не было строений, высоких деревьев.  -Метеоплощадку ориентируют так, чтобы вход находился с северной стороны.

    -Для метеоплощадки делают небольшую ограду. Для проведения наблюдений прокладывают дорожки шириной 40-50 см.

    -Метеоплощадку засевают травой, которую регулярно скашивают до высоты 20 см.

    -Наблюдения на метеоплощадке проводят ежедневно.

    -Количество выпавших осадков замеряют с помощью дождемера.

    -Осенью и зимой определяют степень покрытия и характер залегания снежного покрова. Весной и осенью ежедневно определяют температуру на поверхности почвы. В дневниках наблюдений заносят наблюдаемые за сутки атмосферные явления: дождь, снег и т. д.

    Второй этап проекта прошел увлекательно и познавательно:

    Ребята с увлечением  и любознательностью знакомились  с работой различных  метеоприборов, с интересов вели дневники наблюдений, участвовали в различный  экологических викторинах, квест- играх, природоохранных  акциях, проводимых на территории метеоплощадке.

    Педагоги ДОУ  проводили  для ребят: целевые прогулки, экскурсии, беседы, занимательные опыты, знакомили детей  с художественными произведениями экологической тематики  ,с  «умными» книгами,  изготавливали модели «Времена года», «Термометр», «Изучаем стороны света», « Мой друг компас»,  « Знакомьтесь – барометр» .

    Работа с родителями и сотрудниками детского сада проводилась, согласно перспективному плану проекта:

    -Анкетирование родителей с целью выявления уровня заинтересованности данной  формой работы .

    -Проведение консультаций для педагогов с целью повышения уровня   знаний по     теме: «Погода и наблюдения за ней»; «Моделирование как метод экологического воспитания»

    «Фиксация результатов наблюдений в дневниках и календарях»;

    -Выступление перед педагогами ДОУ на тему «Наблюдение как метод экологического воспитания» ;

    -Проведение мастер- классов по изучению и изготовлению дополнительных приборов для метеостанции.

    Деятельность  родителей во время проекта   велась  активно и плодотворно. Заключалась она в изготовление приборов-помощников, сбора информации для оформления тематических альбомов ,  в оказание помощи в приобретении экспонатов для мини-музея, метеорологической лаборатории.

    Заключительный этап проекта показал, что  все задачи и  запланированные мероприятия были успешно  выполнены. Особенно интересными для детей оказались экскурсии, эксперименты и практические работы на метеостанции.

     Диагностические исследования выявили, что за время реализации проекта  у детей значительно повысился  уровень развития познавательной сферы, улучшились практические навыки пользования метеорологическими приборами и навыки фиксации результатов наблюдений.. Тема проекта оказалась интересна дошкольникам, особенно эксперименты и практические  работы.

     У воспитанников значительно улучшились навыки работы с календарями наблюдений.

    Дети с увлечением выполняли задания педагогов, отгадывали загадки,  играли, учились пользоваться незнакомыми до тех пор метеорологическими приборами

    у  детей повысился уровень самооценки, они стали более бережно относится к природе.

    Во время  экскурсий, наблюдений, экспериментов даже замкнутые дети проявляли большую активность и старались работать вместе с группой детей.

    Таким образом, по результатам проведенной работы можно сделать вывод: мероприятия  проекта смогли  сделать более интересными традиционные наблюдения за погодой, значительно вырос уровень знаний о метеорологических приборах и способах их использования для характеристики погоды нашей местности.

    Получили развитие исследовательские умения детей, умение анализировать, обобщать. В ходе игровых занятий, экспериментов и экскурсий  дети приобретали ценный коммуникативный опыт, брали на себя роль взрослых, умных ученых, труд которых очень важен для других людей. Это способствовало, на наш взгляд, воспитанию гражданской позиции детей- жителей станицы Медведовской.

    Все это свидетельствует о том, что  создание метеоплощадки  интересно и полезно детям , способствует  развитию  их интеллектуальной, нравственной  и эмоциональной  сферы. Метеоплощадка стала изюминкой, маленькой экосистемой нашего детского сада.  Ребята с огромным желанием, увлеченно и сейчас проводят время  «В гостях у пчелки Аси».Ежедневно ведется наблюдение за погодой, дети самостоятельно определяют характер погоды и заносят все в дневники наблюдений. Ребята энтузиазмом  проводят увлекательные и познавательные  экскурсии, квест-игры для младших товарищей  по ознакомлению о окружающей природой  и мастер-класс по изготовлению и применению  простых  метеооприборов.  И глядя  на огромную увлеченность наших ребят  хочется порекомендовать коллегам, не бойтесь начинать  что то новое, ведь новое и неизведанное- это верный путь к  вашему  развитию и совершенствованию знаний ваших воспитанников. А в наш век  инновационных технологий это очень важно. 

    Главное- не стоит забывать, что  природа —   родной дом, в котором живет человек,  а он у нас один и другого не будет! Берегите его, любите  его, цените его и не забывайте прививать нежные  и бережные чувства  к природе  подрастающему поколению. 

     

     Спасибо за внимание.

    Уважаемые коллеги, мне хотелось  бы узнать ваше мнение о работе нашей метеоплощадки. Что вам понравилось ? Что ,на ваш взгляд ,не стоит применять  в  .Какие вопросы возникли у вас после ознакомления с нашим проектом? Разрешите  поинтересоваться, у вас в ДОУ как оборудованы метеоплощадки или метеостанции. Очень хотелось бы, перенять  у вас что то полезное и интересное для дальнейшей работы нашей метеоплощадки  и поделиться опытом   с такими же как мы начинающими метеорологами. Разрешите задать вам последний вопрос- « А как раньше велась работа по прогнозированию погодный явлений В ДОУ? Коллеги , я думаю , что все вы заметили, что все новое- это усовершенствованное, приближенное к нашему новому мировоззрению, забытое старое Ведь правда?!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

    Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

    СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

    Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

    Семинар – практикум по обмену опытом между воспитателями «Детский сад – уголок природы. Экологическое воспитание дошкольников в свете реализации требований ФГОС ДО» Тема выступления: «Формирование основ экологического воспитания через сенсорное развитие»

    Семинар – практикум по обмену опытом между воспитателями «Детский сад – уголок природы. Экологическое воспитание дошкольников в свете реализации требований ФГОС ДО»Тема выступления: «Формирование осно...

    статья "Использование метеоплощадки в ДОУ как средство экологического воспитания дошкольников"

    в статье рассматривается и обсуждается вопрос об экологическом воспитаниии дошкольников посредством занятий на метеоплощадке....