Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников. Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его содержание в большей степени зависит от природных условий территории, на которой расположено дошкольно
методическая разработка по окружающему миру по теме

Стулова Юлия Владимировна

 

Роль наблюдений в экологическом воспитании дошкольников.

        

Экологическое воспитание детей не может осуществляться одинаково во всей России – его содержание в большей степени зависит от природных условий территории, на которой расположено дошкольное учреждение.

  Вряд ли найдется на земле человек, который скажет о себе: «Я не люблю природу своего родного края». В каждом из нас живет чувство любви к природе, уважение ко всему живому, забота о нем, способность предвидеть последствия своего поведения в окружающем мире. Особенно ярко влечение к природе выражено в детях: ветер и солнце,  лес и вода доставляют им огромную радость.

    Великий педагог В. А. Сухомлинский писал: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».

   Где бы не жил ребенок, в поселке или в город, везде есть свой интересный мир животных и растений. Если человеку мило место, где он родился, то ему дорог там каждый камешек, каждая былинка. И все это надо уметь показать детям, научить их смотреть и видеть, искать, выращивать и выхаживать, любоваться красотой своего родного края, его природой.

    В своей работе я использую в основном методы, эффективно влияющие на мотивационную, эмоциональную и нравственную сферу ребенка:  наблюдения и их фиксация в календаре природы, экскурсии, игры экологического содержания, чтение художественной литературы и т. д.

По словам Саморуковой П. Г. метод наблюдений в экологическом воспитании детей является основным. Необходимость и значение его использования  связаны прежде всего с характером знаний, доступных детям дошкольного возраста. Основной запас накопленных ребенком в дошкольном возрасте знаний – это представления, т. е. образы воспринятых им ранее объектов, явлений. Чем конкретнее,  ярче представление, тем легче ребенку использовать его в практической и познавательной деятельности. А для этого необходимы частые непосредственные встречи с природой, наблюдение за ее объектами.[1.  c.116]

  Отдельно взятое наблюдение – это короткое педагогическое мероприятие познавательного характера, которое проводится с небольшой группой детей в уголке природы или на участке со всей группой. Любое наблюдение это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, поэтому оно непродолжительно. Педагогическое общение воспитателя с детьми принимает познавательную окраску: педагог задает четкие, конкретные вопросы, мобилизующие детей на поиск информации, выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на каждое сообщение, и самое главное, хвалит их за правильный ответ, похвалой стимулирует дальнейший поиск информации. В своей работе я использую циклы наблюдений, сопровождаемые познавательным общением воспитателя с детьми, которые  развивают в них наблюдательность, стойкий интерес к природе, формируют отчетливые конкретные представления о морфофункциональных особенностях  растений и животных и их связях со средой обитания. Природа – это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить природу. Большое значение имеют наблюдения в природе, для этого участок детского сада должен стать источником радости, знаний, местом активной деятельности детей. На участке можно следить за изменениями погоды, наблюдать за жизнью растений и птиц, читать детям рассказы о природе, разучивать с ними стихи, загадывать загадки. Чтобы работа была эффективной, воспитатель должен сам хорошо знать растения своего участка: их названия, особенности развития, значение для человека, уход за ними, борьбу с вредителями и т. д. Работа должна проводиться систематически. Необходимо проводить наблюдения каждого природного объекта многократно, при этом каждый раз привносить в процесс элемент новизны. Это позволяет детям видеть природный объект в разных ракурсах, выделять еще не разгаданные тайны исследуемого объекта.

Согласно технологии формирования начал экологической культуры Николаевой С. Н., наблюдение важно еще тем, что оно лежит в основе разных видов деятельности, направленных на познание или практическое преобразование природы (труд по уходу за растениями и животными, изодеятельность и рассказы детей на основе впечатления, осмотр объектов природы и др.). Поэтому составлению циклов, подбору приемов для их проведения уделяется особое внимание.[2. c. 6]

   Красива природа осенью. Воздух свежий, небо голубое, земля убрана пестрыми листьями. Я обращаю внимание детей на красоту осеннего ковра, на наряд деревьев и кустарников, предлагаю детям определить окраску листвы различных деревьев и кустарников: желтые березы, красные и желтые клена, коричневые липы, красные рябины, пройтись по опавшим листьям: они шуршат. Пусть дети подержат их в руках,  понюхают – листья свежие пахучие. Даю детям задание сравнить листья разных деревьев, так уточняю  понятия детей о форме, цвете, сравнительной величине и характере поверхности предмета.

   Чувственное восприятие предметов и явлений природы все время сопровождается работой по развитию речи детей: воспитатель учит их правильно называть растения, животных, части тела, знакомит с новыми словами, образными выражениями. Благодаря такой работе новые слова, которыми овладевают дети, соединяются в их сознании с конкретными представлениями о предметах и явлениях природы, наполняются богатым жизненным содержанием.

    Ознакомление детей с природой не ограничивается пассивным созерцанием ее явлений. Всюду, где это возможно, организую практическую деятельность детей, их труд. Например, во время наблюдения в цветнике, дети берут с собой коробочки для сбора семян. Сбор семян – увлекательное занятие, оно помогает воспитать любовь к растениям, трудолюбие, терпение. Дети собирают листья и семена деревьев, которые будут использовать при изготовлении поделок из природного материала.

     Зима наступает не сразу, долгое время поздняя осень как бы борется с зимой. Но вот мороз сковал прочно пруды, река «встала», как говорят, и можно сказать, что зима наступила.

   С каким удовольствием дети встречают первые  «настоящие» снегопады и готовят санки и лыжи. На участке  дети все вместе мастерят горку.

    Пользуясь интересом детей к зиме, обращаю их внимание на снег, даю задание понаблюдать формы снежинок, цвет снега, его свойства, какой он бывает в разную погоду и при разных условиях. На участке, играя в снежки, дети замечают, что в морозный день снег рассыпчатый и искрится блестками на солнце. А когда чуть-чуть подтаивает, из снега хорошо лепить снеговика и играть в «пещеры».

    После прогулки приносим в группу немного снега. Снег от тепла тает и превращается в воду. Я указываю детям, что снежинки очищают воздух от пыли. Снег еще приносит большую пользу, без воды не могут жить растения, и чем больше выпадет снега зимой, тем больше влаги будет весной. Необходимо напоминать детям о правилах поведения в природе. Гуляя в морозные дни, обращаю внимание детей, что ветки в это время особенно хрупкие, их надо оберегать.

    На прогулках не забываем о наблюдении за птицами. Этот объект природы наиболее доступен непосредственному восприятию детей. Зимой птицы страдают от холода и голода, с рассветом они спешат к жилью человека, поэтому их надо подкармливать.   Я разработала проект для детей подготовительной группы «Подкормка зимующих птиц». Цель проекта: развивать у детей представление о зимующих птицах; дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой; приучать их ответственно относиться к серьезному делу – подкормке птиц. В начале осени мы заготовили корма для птиц, дети из дома принесли семена арбузов, дынь, тыквы. К проекту привлекли родителей, они изготовили разные виды кормушек и развесили их на территории детского сада. В ходе работы по проекту дети наблюдали за птицами, прилетающими на кормушки, ежедневно кормили их, еженедельно чистили кормушки. Дети получили много полезной и интересной информации, познакомились с видовым составом зимующих птиц, узнали, что разные виды предпочитают различный корм. Совместно с воспитателем сделали вывод , чтобы птицы пережили суровую зиму, их необходимо подкармливать. Эмоциональность, увлеченность детей убеждает в том, что работа по экологическому воспитанию очень важна и дает хорошие результаты. Эта работа помогает нам воспитывать любовь к родной природе, бережное отношение к ней.

   Опыт нашей работы еще раз убедительно показал, что воспитание положительного отношения к природе должно основываться на взаимосвязи между полученными знаниями и практической деятельностью. Чувство любви к природе и соответствующее ему поведение развиваются  постепенно от положительно-эмоционального отношения к сознательно-целенаправленной деятельности, имеющей общественную значимость.

 

   Весной дети наблюдают, как набухают почки, раскрываются кожистые чешуйки и оттуда начинают выглядывать кончики зеленых листьев. Ежедневно обходя участок, показываю детям пробуждение природы, обращаю внимание, как много воды и солнца, какой приятный, душистый воздух, на разнообразные оттенки цветущих деревьев и кустарников.

   Наблюдения природы фиксируем в календаре природы. Это имеет очень большое значение для детей. Здесь закладываются у детей первые представления об изменениях в природе и осознание, что все эти изменения имеют свои естественные причины. Заполнение календаря – важная совместная практическая деятельность, в процессе которой воспитатель обучает детей находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками те явления природы, которые они наблюдали, обучает детей умению использовать и понимать символы. Заполненный календарь становится графической моделью, на которой одновременно представлены все изменения. Незаметно и постепенно накапливаются у детей знания о природе и появляется интерес к ней и любовь.

 

                                        Литература

1.П.Г. Саморукова, Л.М. Маневцова  « Мир природы и ребенок» СПб.-Акцидент,1998.-319с.

2.С.Н. Николаева « Воспитание экологической культуры 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал из опыта работы по экологическому воспитанию дошкольников: развлечение для детей старшего дошкольного возраста "День Земли".

Данный материал поможет углубить экологические знания детей, формируя гуманное отношение к природе....

«Экологическое воспитание дошкольников - нравственное воспитание»

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать д...

Консультация по экологическому воспитанию дошкольников "Экологические игры"

АКТУАЛЬНОСТЬ: На современном этапе развития цивилизации наиболее актуальными становятся проблемы взаимоотношения человека и природы. Наша цель развить в детях экологическую культуру, основы бережного ...

«Экологическое воспитание дошкольника - это воспитание любви к природе, всему живому, что нас окружает»

формирование чувства ответственности, привязанности ко всему живому, что окружает нас. Прививать чувство любви к своей Родине через бережное отношение к природе....

«Гендерное воспитание дошкольников. Гендерное воспитание дошкольников в игре.»

Одним из основных принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определяется принцип уважения личности ребенка. Задачей педагога (также по ФГОС ДО) являетс...

Сообщение: РОЛЬ СКАЗОК В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ  ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ Экологическая сказка «Все нуждаются в воде»

}Один из основных принципов экологического образования – это принцип научности и достоверности фактов. Но как рассказать маленьким детям о том, как размножаются растения, о пользе и вреде нефти,...

Проект "Роль формирования экологической культуры в нравственном воспитании дошкольников”

Цель: Формирование гуманного отношения к природе, к себе и другим людям, как к части природы. Задачи: 1. Сформировать представление о природе естественной, независимой от человека и его деятельно...


 

Комментарии

Стулова Юлия Владимировна

"Умейте открывать перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал" В.А. Сухомлинский