Главные вкладки

    Консультация «Создание условий для развития самостоятельной, художественно-речевой активности детей дошкольного возраста через организацию РППС в соответствии с ФГОС ДО».
    консультация

    Городецкая Наталия Александровна

    Консультация «Создание условий для развития самостоятельной, художественно-речевой активности детей дошкольного возраста через организацию РППС в соответствии с ФГОС ДО».

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    МДОУ «Детский сад № 8 «Сказка»

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

    Тема: «Создание условий для развития самостоятельной, художественно-речевой активности детей дошкольного возраста через организацию РППС в соответствии с ФГОС ДО»

    Подготовила: Н.А. Городецкая,

     старший воспитатель

    Г. Семенов.

    2019г.

    Дошкольный возраст, как известно, период интенсивного развития ребенка, а своевременное овладение правильной речью, в том числе и активное пользование ею, является одним из основных условий нормального психофизического развития ребенка, формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе.

    Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям, способности к познанию самоорганизации, саморазвитию и к построению личности, своего мира через диалог с другими людьми.

    Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и со взрослыми, т.е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.

    Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования развитие речи выделено в отдельную образовательную область и включает в себя:

    - владение речью как средством общения и культуры;

    - обогащение активного словаря;

    - развитие связной, грамматически правильной  диалогической и монологической речью;

    - развитие речевого творчества;

    - развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

    - знакомство с книжной культурой, детской литературой;

    - формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

    Однако динамический анализ практической ситуации за последние несколько лет свидетельствуют о ежегодном увеличении количества дошкольников с речевыми нарушениями. В связи с этим встает вопрос создания оптимальных условий для полноценного развития детей.

    Создание условий для полноценного развития детей предусматривает:

    -  создание развивающей предметно-пространственной среды;

    - целенаправленная работа над речевым развитием детей во всех видах детской деятельности;

    - развитие речи детей во время общения взрослых и детей.

    - участие родителей в речевом воспитании.

    К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, он усвоит их на лету».

    Известно, что развитие ребенка осуществляется в игре. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, с другой - сама игра развивается под влиянием развития речи.

    Насыщая групповое пространство, необходимо позаботиться в первую очередь о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками. Группы должны быть оснащены современным игровым оборудованием, наглядными игровыми и демонстрационными материалами, обеспечивающими более высокий уровень познавательного развития детей и провоцирующий речевую активность. С целью  создания эффективно развивающей предметно-пространственной среды в детском саду нужно оформлять речевые уголки, включающие в себя: пособия для проведения артикуляционных упражнений, комплекса пальчиковых игр, игрушки для развития дыхания, тематические альбомы, игры для обогащения словарного запаса, формирования связной речи, развитие фонематического слуха и мелкой моторики.

    Образовательный процесс нужно организовать таким образом, чтобы обеспечить детям потребность в получении новых знаний. Проблемно-игровые развивающие ситуации, литературные викторины, видеофильмы, слайды – все это побуждает детей к самостоятельному добыванию информации, стремлению узнать и поделиться своими знаниями с другими.

    Организационный таким образом педагогический процесс позволяет сделать результат речевой деятельности ребенка предметом обсуждения и оценки. Это способствует развитию самооценки и повышению социального статуса ребенка в группе сверстников.

    Наряду с обогащением словарного запаса, овладением сложными речевыми формами, не менее важна задача развивать умение ребенка отбирать и использовать те средства, которые соответствуют поставленной цели и содержанию речевой деятельности, отражать не только тему и содержание рассказа, но и его настроение. Например: «Придумай страшную сказку», «Расскажи смешную историю», «Сказка о доброй Бабе-Яге» и т.д. В процессе рассказывания в соответствии с характеристикой рассказа, ребенок отбирает необходимые ему средства речевой деятельности.

    В работе с детьми необходимо использовать весь спектр педагогических методов и приемов.

    Наглядный метод: наблюдения в природе, в быту, рассматривание картин, иллюстраций.

    Словесный метод: чтение и рассказывание детям художественных произведений, заучивание стихов, беседы на различные темы без опоры на наглядный материал.

    Например: «Расскажи, как провел выходные дни», «Как провел день рождение».

    Практический метод: дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки.

    Таким образом, должна проводиться систематическая работа по формированию речи дошкольников, но ни одна, даже самая лучшая развивающая программа не может дать полноценных результатов, если она не решается совместно с семьей, если в дошкольном учреждении не созданы условия для привлечения родителей к участию в образовательно-воспитательном процессе. Включение родителей в педагогический процесс является важнейшим условием полноценного речевого развития ребенка. Как известно, образовательно-воспитательное воздействие состоит из двух взаимосвязанных процессов – организации различных форм помощи родителям и содержательно-педагогической работы с ребенком. Такой подход к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения обеспечивает непрерывность педагогического воздействия. Организация работы с родителями, направленной на формирование правильного речевого воспитания ребенка в семье, является необходимым условием при создании единого речевого пространства в ДОУ. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребенка в семье осуществляется через различные формы: оформление информационных стендов, консультации, проведение конкурсов, индивидуальная работа с родителями, показ открытой непосредственно образовательной деятельности для родителей, совместное изготовление игр и пособий по развитию речи.

    Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируются позиции педагогов и родителей.

    Список используемой литературы:

    1. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12. 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.09.2016 г.).

    2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» №1155 от 17.10.2013 г.

    3. Баранков В.Л., Волкова Н.С., Дмитриев Ю.А., Егошина Л.А., Еремина О.Ю., Жукова Т.В., Журавлева О.О., Кирилловых А.А., Махник Д.И., Павлушкин А.В., Пуляева Е.В., Путило Н.В. Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (постатейный; издание второе, переработанное и дополненное) (под общей редакцией А.А. Кирилловых). - "Деловой двор", 2016 г.

    4. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 февраля 2014 г. N 08-249 "Комментарии к ФГОС дошкольного образования"

    5. «Организация развивающей предметно – пространственнойсреды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования». Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста. О.А. Карабанова и др.

    6. Публикации в журналах «Справочник старшего воспитателя ДОУ», «Дошкольная педагогика» и др.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    26 ноября 2013 года состоялся педагогический совет по теме: "Работа по развитию социальной компетентности и познавательной активности детей дошкольного возраста через организацию мини-музеев"

    26 ноября 2013 года состоялся педагогический совет по теме: "Работа по развитию социальной компетентности и познавательной активности детей дошкольного возраста через организацию мини-музеев"Цель...

    Создание условий для развития художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста.

    Реализация художественно-эстетического направления развития детей дошкольного возраста в ФГОС. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприяти...

    Тематический контроль «Создание условий для развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО».

    Цель: определить эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ по развитию элементарных математических представлений в соответствии с требованиями ФГОС ДО....

    Методическая разработка «Повышение двигательной активности детей дошкольного возраста, через организацию народных подвижных игр»

    laquo;Повышение двигательной активности детей дошкольного возраста, через организацию народных подвижных игр»...

    Опыт работы дошкольной организации по созданию условий для развития самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста.

    Опыт работы дошкольной организации  по созданию условий           для     развития самостоятельности  и инициативности у...

    Консультация для педагогов ДОО: «Создание условий для развития самостоятельности, инициативы и самореализации в дошкольном возрасте».

    Консультация для педагогов ДОО: «Создание условий для развития самостоятельности, инициативы и самореализации в дошкольном возрасте»....