Опыт работы дошкольной организации по созданию условий для развития самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста.
учебно-методический материал

Лапшина Ирина Васильевна

Опыт работы дошкольной организации  по созданию условий

           для     развития самостоятельности  и инициативности у детей

                                          дошкольного возраста.        (слайд 1)

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к  общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения.

Каждый здоровый ребенок стремится в пределах своих еще небольших возможностей к некоторой независимости от взрослых в повседневной практической жизни. Важным волевым качеством, необходимым для будущей деятельности ребенка, является самостоятельность  и инициативность.

И детский сад – это  место, где дети получают первый   опыт взаимодействия со взрослыми и сверстниками,  способствующий  раскрытию  детской индивидуальности, развитию социальных, интеллектуальных, физических  качеств, инициативности, самостоятельности.

(слайд2) Целевые ориентиры, определенные федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, представляют собой возрастные характеристики возможных достижений детей, в том числе характеристики инициативной личности:

  • проявления инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности;
  • способность выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • способность к волевым усилиям;
  • самостоятельное придумывание объяснения явлениям природы и поступкам людей;
  • способность к принятию собственных решений.

Детская инициатива и самостоятельность проявляется во всех видах  деятельности. Возможность играть, рисовать, конструировать и прочее, в соответствии с  собственными интересами, является важнейшим источником эмоционального  благополучия ребенка  в детском саду.

Деятельность педагогов нашего дошкольного учреждения направлена на развитие инициативности и самостоятельности детей. Для выявления  самостоятельности и инициативности ребенка используем  в старших группах диагностики для изучения самостоятельности и инициативности у детей , в младших группах  через наблюдение. (Слайд 3) Исходя  из результатов  диагностики выбираем технологии с помощью которых будем развивать детскую  инициативность и самостоятельность. Это игровая технология,  исследовательская деятельность, информационно-комумникативная, здоровьесберегающая, проектная. Погружение в различную технологию не возможно без насыщенности пространства. Поэтому развивающую среду в ДОУ организовываем таким образом, чтобы каждый ребёнок имел возможность заниматься любимым делом, в соответствии со своими индивидуальными и возрастными особенностями. Не забывая основные принципы построения предметно – развивающей среды: (Слайд 4)

  1. Принцип  дистанции, позиции при взаимодействии;
  2. Принцип активности, самостоятельности, творчества;
  3. Принцип стабильности, динамичности;
  4. Принцип комплексирования , гибкого зонирования.

Для этого в каждой из 6 групп размещаем оборудование по центрам развития.(Слайд 5)

  1. Игровые центры, в которых есть разнообразное оборудование позволяющее объединяться детям подгруппами по общим интересам, поло-ролевому принципу, уровню развития детей.
  2. Центры  «конструирования», в котором кроме строительных материалов есть разные наборы легоконструкторов  и богатый автопарк спецмашин и другой техники
  3. Спортивные центры с оборудованием и масками для самостоятельных спортивных и подвижных игр;

4.   Экологические центры с уголком природы и разнообразными коллекциями,                                          собранными совместно  с детьми;

(слайд 6)

5.   Центры экспериментирования   

            6.  Центры  художественного творчества, где есть фломастеры, мелки,        наборы карандашей, трафареты, пластилин, бумага для рисования, гуашь и кисти, столы для рисования песком.

7.Центры  развивающих игр, в котором разные виды мозаик, лото по разным темам, настольных и дидактических игры изготовленные воспитателями групп, которые способствуют обогащению чувственного и тактильного опыта детей, развитию внимания, памяти, слуха, а так же формированию сенсорных эталонов;

8.Музыкальные центры, где есть музыкальные инструменты и игрушки;

       9.Театральные центры в которых представлены различные виды театра:      настольный театр, пальчиковый, и каждый ребенок может выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. Встреча с героями из сказок помогают ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу.

10.Центры дорожной безопасности

(Слайд7)Наряду с насыщением пространственно – предметной среды идет информатизация ДОУ. Каждая группа ДОУ оснащена интерактивной доской, ноутбуком. Использование  презентаций, интерактивных игр, проведение  кружка   по робототехнике позволяет активизировать непроизвольное внимание, повысить интерес к обучению, расширить возможности работы с наглядным материалом, что способствует развитию самостоятельности и инициативности. Среда групп – мобильная, гибкая, способная  постоянно меняться.

 Воспитатели групп совместно со специалистами    при формировании детской  самостоятельности и инициативности  предоставляют  детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогают  им реализовывать собственные замыслы;
 Отмечают и приветствуют  даже минимальные успехи детей;
 Формирую у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия; приучают свободно пользоваться игрушками и пособиями;
 Поддерживают  интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает в разные режимные моменты.
 Для поддержки инициативы  и самостоятельности  по указанию ребенка создают  для него все необходимые условия;
Содержат в открытом доступе различные атрибуты к играм;
Поощряют  различные творческие начинания ребенка.

Для развития самостоятельности и инициативности применяют различные формы работы: (Слайд 8)

  1. Интеграцию образовательных областей;
  2. Совместную исследовательскую деятельность взрослых  и детей;
  3. Наблюдения  и труд;
  4. Самостоятельную  деятельность детей

Привлекают к формированию самостоятельности и инициативности  детей родителей. (слайд 9) Используя перспективные  формы взаимодействия с семьей:

  1. Разнообразные программы совместной деятельности детей  и родителей;
  2. Семейные экскурсионные  программы;
  3. Праздники и концерты для родителей.

(слайд10)  В нашей дошкольной организации планируется продолжать работу по развитию самостоятельности и инициативности.

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon opyt.ppt2.92 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАДОУ № 1 «А лёнушка» г.Асино Томской области « Опыт работы дошкольной организации по созданию условий для развития самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста» дошкольного возраста. для развития самостоятельности и инициативности у детей дошкольного возраста.

Слайд 2

Целевые ориентиры представляют возрастные характеристики возможных достижений детей способность выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; способность к волевым усилиям; самостоятельное придумывание объяснения явлениям природы и поступкам людей; способность к принятию собственных решений.

Слайд 3

Центры развития.

Слайд 4

Центры развития

Слайд 5

Центры развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития самостоятельности детей младшего дошкольного возраста в режимные моменты.

Истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте и напрямую связаны с формированием навыков самообслуживания у детей. Успешность формирования самостоятельности при самообслуживании и общении со ...

Проект "Создание условий для развития детской инициативности"

Групповая разработка проекта в рамках конкурса "Воспитатель года - 2017" Красноярского края...

Консультация «Создание условий для развития самостоятельной, художественно-речевой активности детей дошкольного возраста через организацию РППС в соответствии с ФГОС ДО».

Консультация «Создание условий для развития самостоятельной, художественно-речевой активности детей дошкольного возраста через организацию РППС в соответствии с ФГОС ДО»....

Опыт работы "Творческая мастерская" как условие для развития инициативы и самостоятельности дошкольников"

Данный опыт был представлен на ГМО воспитателей дошкольных образовательных организаций...

Консультация для педагогов ДОО: «Создание условий для развития самостоятельности, инициативы и самореализации в дошкольном возрасте».

Консультация для педагогов ДОО: «Создание условий для развития самостоятельности, инициативы и самореализации в дошкольном возрасте»....

Педагогический проект "Интересные игры" создание условий для развития самостоятельности детей раннего возраста в предметно-игровой деятельности с детьми раннего возраста 1,6-2 лет

В проекте раскрыта тема создания условий для развития самостоятельности детей раннего возраста в предметно-игровой деятельности  с детьми раннего возраста 1,6-2 лет...

Опыт работы на тему: «Создание условий для поддержки исследовательской активности детей раннего возраста при взаимодействии с семьями воспитанников»

Про взаимодействие с родителями по поддержке исследовательской активности дошкольников и про семейные проекты в последнее время говорят очень много. Однако это в основном касается старшего дошкольного...