Главные вкладки

    Рабочая программа кружка сказкотерапия "В гостях у сказки"
    рабочая программа (старшая, подготовительная группа)

    Керн Алла Викторовна

    Задачи, решаемые с помощью сказкотерапии, важны для творческой активности, продуктивного обучения детей, накопления их познавательного, эмоционального, жизненного опыта, для повышения самооценки детей, снижения уровня тревожности, что способствует и стимулирует речевую активность детей, развивает их индивидуальные способности. Это говорит о широком развивающем потенциале элементов сказкотерапии.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл skazkoterapiya.docx44.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Сказкотерапия»

     Срок реализации программы ( на 2018-2019 учебный год)

     Составитель: Керн А. В.

    Пояснительная записка.

    Сказка рассказывается не для того, чтобы скрыть, а для того, чтобы открыть, сказать во всю силу, во весь голос то, что думаешь.

    Евгений Шварц

    Сказкотерапия («лечение сказкой») – это комплексные занятия, которые нацелены на работу с чувствами, стабилизацию эмоционального состояния, оздоровление и гармонизацию психики, формирование ценностных основ личности, развитие творческих способностей ребёнка. Сказкотерапия родилась и развивалась на стыке психологии, педагогики, к Тематический план кружковой работы « В гостях у сказки» предназначен для работы с детьми от 5 до 6 лет. Программа включает в себя пальчиковые игры, игры драматизации по сказкам, чтение сказок, фольклора, конкурс чтецов, викторины, игры на звукоподражание, игры-фантазии. Данная программа предназначена для воспитателей, работающих с детьми старшего дошкольного возраста.

    Сказка - непревзойденное творение, созданное народной мудростью, где заключены неиссякаемая фантазия и мудрость, основы нравственности и духовности, этики, гуманизма, толерантности. Сила сказки - научить начинающего человека верить в чудо, доброту, справедливост.

    Слушая сказку, ребёнок мысленно переносится в воображаемый мир, проходит испытания, переживает приключения.

    Цели и задачи кружка:

    Цель: нравственно-эстетическое развитие детей через знакомство с творчеством русского народа, фольклора, приобщение детей к богатствам русской художественной литературы; развитие творческих способностей, фантазии детей; содействие гармонизации отношений между взрослыми и детьми, между самими детьми;

    Задачи :

    Для детей:

    • познакомить с творчеством русского народа, способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;
    • воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умение применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний, обогащать и расширять словарный запас детей;
    • развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;
    • воспитывать чувства дружбы и коллективизма;
    • побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.
    • снизить уровень тревожности и агрессивности;  
    • развить способности к эмоциональной регуляции и коммуникации, а также навыки конструктивного выражения эмоций.

    Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, в том числе и в работе над связной речью. Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе.

    Метод сказкотерапии занимает одно из центральных мест в коррекционной работе с детьми компенсирующей группы направленности (логопедической), поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка.

    В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то затем возникают трудности общения с окружающими, мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Всё это подтолкнуло к поиску методов и форм в коррекционной работе.

     Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь. Сказка - психологическая защищенность, т.к. формирует веру в позитивное разрешение проблем. И наконец, сказка лечит душу!

    Следует отметить особенности выбора сказки: используются простые, хорошо знакомые детям сказки, например: «Репка», «Снегурочка», «Царевна-лягушка», «Каша из топора»; «Гуси – лебеди»; «Хаврошечка»  и т.д.

    • сюжет сказки должен быть интересным, вызвать эмоциональный отклик у детей;
    • возможное использование элементов сюжета, а не сказку целиком;

    В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий.

    Таким образом, через использование сказки, её сюжетных линий мы можем решать многие коррекционные задачи. Этим мы повышаем эффективность логопедической работы за счёт включения эмоционального компонента в образовательный материал.  

    Для успешного осуществления коррекционно – развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи, необходимы следующие условия:

    • наличие научно-методической и материальной базы (художественная литература, пособия, оборудование, канцтовары);
    • практические материалы, разработанные для обеспечения педагогического процесса при использовании метода сказкотерапии (конспекты занятий и т. д.);
    • консультации для педагогов и родителей (цель: обновление и качественное улучшение речевого развития детей старшего дошкольного возраста с использованием сказки);  

    Педагогическими условиями эффективности сказкотерапии являются:

    • диалоговые взаимоотношения, воспитателей, родителей и ребёнка на основе сказки;
    •  взаимодействие старшего дошкольника с окружающим миром посредством сказки;
    •  насыщение самостоятельной игровой деятельности детей атрибутами сказки;

    Основные этапы применения сказкотерапии.

    -  Ознакомление родителей с методом сказкотерапии. Необходимо разъяснить родителям большую значимость семейного чтения. Большой проблемой остаются семейные литературные вечера. Чтение и обсуждение сказок должно стать доброй семейной традицией, создать тёплую задушевную атмосферу в доме.  

    Для родителей:

    • создание в семье благоприятных условий для развития ребёнка;
    • развитие совместного творчества родителей и детей;
    • развивать у родителей способность видеть в ребёнке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;
    • заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

    Сказкотерапевтическое рисование. Дети рисуют сказки: любимого сказочного героя, сказочную страну, «Моя семья в образах сказочных животных», «Моя семья в образах сказочных героев», что является прекрасным средством обогащения словаря, проявления творчества и фантазии.

    Решение сказочных задач. При решении сказочных задач дети оказываются в ситуации выбора, в котором важны опыт ребенка, его мировосприятие, наиболее понятные и результативные для него способы взаимодействия с миром. Процесс группового решения и обсуждения обогащает жизненный опыт ребенка: чем больше он будет слышать ответы детей, тем более адаптированным он будет в жизни. Решая сказочные задачи, ребенок также совершенствует вербальный язык, то есть учится доходчиво и правильно формулировать свои мысли.

    Работа со страхами детей (для детей логопедической группы характерна неуверенность в своих способностях, умении, стеснение, страх неправильно произнести слово).  Не все сказки обсуждаются в группе после прочитывания, иногда ребенку дается возможность побыть наедине с собой и подумать. При помощи этого вида сказок решались проблемы темноты, хвастовства, детских капризов, навязчивых вопросов. Погружение в различные стихии. Эти упражнения помогают стабилизации психических процессов, снимают напряжение и заряжают энергией. Выполняя задания, дети приобретают умения, необходимые для перехода ко второму периоду, способствующему активизации речи детей: самостоятельное сочинение сказок.

    Занятия с детьми проводятся в течении одного года в объеме 34 часа с интервалом 1 раз в неделю во второй половине дня с старшей группой детей.

    Предполагаемый результат:

    • развитие интереса к русской литературе;
    • развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
    • совершенствование выразительности и связной речи детей;
    • содействие творческому развитию детей;
    • развитие эмоциональной отзывчивости;
    • гармонизация отношений между взрослыми и детьми.

    Основные этапы реализации кружка:

    Подготовительный:

    • опрос родителей и детей о том, какие книги дома читают, есть ли в домашней библиотеке сказки;
    • обсуждение кружковой деятельности, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации кружка.

    Совместная деятельность детей и воспитателя:

    1.Чтение сказок, фольклора;
    2.Рассматривание и сравнение иллюстраций в детских книгах различных изданий;
    3.Игры- драматизации по сказкам;
    4. Конкурс чтецов отрывков из произведений;
    5.Игры на звукоподражание;
    6.Игра-фантазия «Если б я поймал золотую рыбку.»;
    7. Оформление детских работ по сказкам.

    Самостоятельная деятельность детей:

    1. Рассматривание иллюстраций в различных книгах сказок;

    2. Самостоятельная изобразительная деятельность по сказкам

    (рисование, раскраски, лепка, аппликация, ручной труд).

    Совместная деятельность детей и родителей:

    1. Чтение сказок, просмотр мультфильмов, художественных фильмов по сказкам;

    2. Заучивание отрывков из сказок;

    3. Совместное творчество родителей и детей по изготовлению

    игрушек, поделок, рисунков по сказкам;

    4. Изготовление костюмов для игр- драматизаций;

    Заключительный этап:

    1. Оформление выставки «По дорогам русских сказок»;

    2. Развлечение «Что за прелесть эти сказки!»;

    3.Подведение итогов кружковой деятельности.

    Календарно- тематический  план кружковой работы

    недели

    Тема занятия

    Игровые упражнения

    Программные задачи

    Сентябрь

    1

    Знакомство с русской народной сказкой.

    Игра «Гори-гори ясно»

    Познакомить детей с величайшим богатством русской народной культуры – сказками, развивать интерес к русским народным сказкам, воспитывать желание их читать. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству

     2

    Русская народная сказка «Репка»

    Игровое упражнение

    «Угадай, из какой я

    сказки?»

    Учить детей фантазировать,

    самостоятельно придумывать образы

    сказочных героев, описывать их

    внешний вид. Развивать словарный

    запас.

    3

    Сказка  «Репка»              (на новый лад).

    Игры на звукоподражание. («доскажи словечко» и др.)

    Познакомить детей с музыкальной

    сказкой. Распределять роли между

    собой. Разучить с детьми песенку к

    музыкальному вступлению.

    4

    Чтение русской народной сказки «Петушок золотой гребешок»

    Игра «Живые слова»

    Познакомить детей со сказкой,

    учить осмысливать идею сказки, характер персонажей, обогащать словарный запас детей.

    Октябрь

    1

    Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки»     

    Дидактическая игра «Вершки и корешки».

    Учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей. Обогащать словарный запас детей. Закреплять знания о съедобных и не съедобных корнях и вершках.

    2

     

    Рассказывание  русской народной сказки «Мужик и медведь»

    Игра «Закончи фразу»

    Учить понимать образное содержание и идею сказки, оценивать характер и поступки героев, обогащать словарь детей. Развивать умение детей внимательно слушать литературные произведения.

    3

    Чтение русской народной сказки «Лиса и козел»

    Игра «Зайцы  и  лиса»

    Развивать у детей образное мышление, фантазию.

    4

    Литературная викторина.

    Игра "Чьи слова?"

    Продолжать прививать у детей любовь к русским народным сказкам.

    Ноябрь

    1

    Чтение русской народной сказки «Финист – ясный сокол»

    Игра  «Прилетели птицы»

    Продолжать знакомить детей с волшебными сказками как литературным жанром. Учить выявлять образный строй волшебной сказки и структуру сюжета.

    2

     

    Фланелеграф по сказке «Гуси лебеди».

    Игра «Гуси-лебеди»

    Игра - ассоциация  «Страх»

    Развивать монологическую и диалогическую речь.

    3

    Лепка любимых героев из сказки «Гуси лебеди»

     Игра «Удивительные превращения»

    Учить детей давать характеристику любимому герою из сказки. Развивать творческие способности

    4

      Чтение русской народной сказки «Лев, щука и человек»

    Игра «Назови сказку по главному герою»

    Учить прислушиваться к советам друзей, не забывать об осторожности, не доверять безоговорочно новым знакомым и не рисковать собой без оснований к этому.

    Декабрь

    1

     Чтение русской народной сказки «Морозко»

    Игра «Работа с чувствами»

    Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, учить оценивать поступки героев, выражать свое отношение к ним.

     чувствах, которые испытывали герои сказки и что испытывают они сами

    2

     

    Викторина по математике «Герои сказок в цифрах».

    Игра «Ящик-загадка»

    Побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, к речевому общению между собой.

    3

    Родительское собрание «По дорогам сказок».

    Игра: «Красная Шапочка»

    Создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, приобщение родителей к русскому народному творчеству.

    4

    Чтение русской народной сказки «Мороз и заяц»

    Игра: «Волк и козлята»

    Воспитывать доброжелательность, закладывать основы доброты и дружелюбия.  

    Январь

    1

    Чтение русского фольклора

    Игра « Муха- Цокотуха»

    Учить детей понимать значение русского фольклора, использовать в самостоятельных играх детей.

    2

     

    Чтение русской народной сказки «Снегурочка».

    Игра –драматизация по сказке «Снегурочка».

    Учить детей интонационно и мимически выражать настроение героев, добиваться четкости при пересказе текста сказки..

    3

    Чтение русской народной сказки «Заюшкина избушка»

    Словесная игра «Кто где живет»

    Учить детей узнавать героев по характерным признаками. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки. Развивать у детей память.

    4

    Чтение русской народной сказки «По щучьему велению»

    Игра «Необыкновенные путешествия»

     Учить трудолюбию, вниманию, ловкости, ответственности за свои слова и умению понимать свои желания вовремя.

    Февраль

    1

    Чтение сказки «Каша из топора».

    Игра «Волшебные предметы» 

    Формирование эстетического восприятия посредством русского народного фольклора

    2

     

    Аудиозапись сказки «Каша из топора»

    Игра «Найди ошибку»

    Развить творческое воображение и фантазию.

    3

    Рассказывание сказки «Лиса и кувшин»

    «Волшебные предметы»

    Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, учить отвечать на вопросы по тексту, рассказывать о поступках героев, их характере, о своем впечатлении от новой сказки.

    4

    Чтение русской народной  сказки   «У страха глаза велики»

    Игра « Найди!»

    Учить детей выполнять свои обязанности добросовестно.

    Март

    1

    Сказки, придуманные детьми

    Игра: «Дополни имя»

    Учить детей самостоятельно придумывать сказки из личного опыта. Развивать творческое воображение, фантазию.

    2

    Чтение русской народной  сказки «Царевна-лягушка».

     Игра «Отгадай загадку»

    Знакомить детей с классическими произведениями композиторов, созданными по сказкам народа.

    3

    Прослушивание аудио записи сказки «Царевна-лягушка».

    Игра- драматизация по сказке «Царевна-лягушка».

    Воспитывать у детей чувство дружбы и коллективизма.

    4

    Чтение русской народной  сказки «Баба –Яга»

    Игра  «Волшебные слова»

    Формировать умение  быть внимательными, острожными, смелыми, сочувствовать чужому горю и полагаться в трудностях на собственные силы.

    Апрель

    1

    Чтение русской народной сказки «Хаврошечка».

    Игра «Разрезные картинки»  

    Продолжать развивать нравственно-эстетическое восприятие русских народных сказок. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

    2

     

    Изготовление с детьми настольного театра по сказке «Хаврошечка».

    «Отгадай сказку»

    Развивать творческие способности у детей.

    3

    Чтение русской народной сказки «Сивка-Бурка»

    Игра «Волшебные предметы»

    Учить детей узнавать героев по характерным признаками. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки.

    4

    Рисование «Моя любимая сказка».

    Игра «Закончи»

    Выставка детских рисунков.

    Развивать творческое воображение у детей.

    Май

    1

    Чтение русской народной сказки «Василиса Прекрасная»

    Игра «Угадай, из какой я сказки?»

    Воспитывать в детях добру, трудолюбие, терпение и умению ценить советы старших.

    2

    Чтение русской народной сказки «Илья Муромец и Соловей разбойник «

    Игра «Закончи фразу»

    Учить осмысливать идею сказки, оценивать характер персонажей. Обогащать словарный запас детей.

    3

    Конкурс «Мой лучший сказочный герой». (Презентация костюмов).

    Игра «Волшебные предметы» 

    Развитие совместного творчества родителей и детей.

    4

    Развлечение «Что за прелесть эти сказки!».

    «Волшебные предметы»

    Развитие монологической и диалогической речи у детей. Развитие артистических способностей у детей.

    Список используемой литературы

    1. Большая книга пословиц и поговорок, потешек и загадок [Текст] – СПБ : Детство-Пресс, 2003.

    2. Гербова, В. В. Книга для чтения в детском саду и дома (2-4 года) [Текст] / В. В. Гербова. – М. : Мозаика-Синтез, 2015. – 256 с.

    3. Лучшая книга сказок [Текст] / сост. А. С. Давыдов. – М. : ЭксмоПресс, 2004. – 320 с.

    4. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. – М. : МозаикаСинтез, 2009. – 208 с.

    5. Садилова, О. А. Волшебные сказки. Духовно-нравственная реабилитация детей и подростков [Текст] : метод. пособие по сказкотерапии / О. А. Садилова, Д. Б. Юматова, Ю. С. Моздокова. – М. : ГУ «Центр «Семья»,

    2005. – 84 с.

    6. Субботина, Л. Ю. Развитие воображения у детей [Текст] : метод. пособие / Л. Ю. Субботина. – М.: Просвещение, 2005. – 178 с.

    7. Фесюкова, Л. Б. Воспитываем сказкой. Беседы по картинкам [Текст] / Л. Б. Фесюкова. – М.: Сфера, 2014. – 48

    8. nukadeti.ruskazki/russkie_narodnye

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа кружка "В гостях у сказки"

    Программа кружка для детей  3- го года жизни.Театрализованная деятельность - важнейшее средство развития эмпатии,любимые герои становятся образцами для подражания и отожествления....

    Программа кружка "В гостях у сказки"

    Кружок по театрализованной деятельности...

    Рабочая программа кружка "В гостях у сказки"

    Театрализованные игры имеют огромное значение в жизни ребенка. Они в полном объеме развивают речь ребенка. Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциона...

    Рабочая программа кружка "В гостях у сказки" вторая младшая группа

    laquo;Роль и целесообразность театрализованной деятельности в развитии дошкольника».Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни детей в соответствии с определением ФГОС...

    Рабочая программа кружка по театральной деятельности «Сказка» (средняя группа №3)

    Рабочая программа кружка по театральной деятельности«Сказка»(средняя группа №3)Пояснительная запискаПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни детей в соответстви...