Тренинг "Методика обучения дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок"
методическая разработка по развитию речи

Буторина Алена Геннадьевна

Обучающий тренинг с педагогами по использованию в образовательном процессе ТРИЗ- технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seriya_kartinok.1doc_2.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района  «Центр развития ребенка — детский сад «Сказка» г.Белоярский

Методика обучения дошкольников

составлению логических рассказов

по серии картинок

Воспитатели:

Буторина А.Г.

2018 г.

 


Введение

Полноценная подготовка ребенка к школе предполагает умение детей работать с серией картинок, объединенных единым содержанием. При этом дошкольник должен не только самостоятельно выложить картинки в логической последовательности, но и составить по ним связный рассказ на данную тему.

Анализ методической литературы показал, что системы обучения дошкольников этому виду деятельности фактически не существует. Работа педагога сводится к созданию условий для свободной манипуляции картинками, при которой дети все время передвигают картинки с места на место и фактически угадывают последовательность.

Случайное перемещение, при котором закрепляется деятельность, связанная с применением метода «проб и ошибок», на наш взгляд, вредно. У ребенка возникают свободные ассоциации, и при отсутствии жизненного опыта случайно разложенные картинки приводят малыша к необходимости фантазировать, в результате чего часто нарушается логика реальных событий.

Развитие навыков фантазирования – другая дидактическая задача, и ее решение нами не рассматривается.

В соответствии с технологической картой освоение способов составления рассказов по серии картин начинается со следующих этапов (2 слайд).

Первые три этапа применяют со второй младшей группы, далее этапы в каждой возрастной группе добавляются.

1. В режимных моментах обращать внимание детей на последовательность событий, проговаривать с использованием слов: после этого, до этого, затем, перед тем, как и др. Например, помыли руки, после этого вытерли их полотенцем; сначала кукле надо расчесать волосы, а после этого завязать бант.

2. Использовать дидактические игры, способствующие установлению последовательности событий. Можно использовать такие дидактические игры как: «Раньше - позже» (с 3-х летнего возраста), «Чем был – чем стал» (с 4-х летнего возраста).

3. Предложить детям серию картинок в перепутанном варианте. (Количество картинок в соответствии с возрастом). Провести тренинги согласно методике, на которых дети усваивают последовательность некоторых событий в быту.

4. По мере освоения этапов работы с серией картинок вводить схемы каждого этапа и повторять их до и после каждого тренинга.

5. Самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя дети объясняют как составить рассказ по серии картинок.

6. При знакомстве детей с литературными произведениями обращать внимание на последовательность событий. Возможна схематизация этой последовательности в виде комиксов. 

7. С 5 – 5, 5 лет дети самостоятельно или с небольшой помощью воспитателя, могут научить кого-либо составить рассказ по серии картинок.

Объяснительная записка

Обучение дошкольников работе с серией картинок надо начинать с трехлетнего возраста. Для составления первых серий детям предлагается 2 – 3 картинки. Например:  «Девочка купает куклу». (3 слайд)

К четырем годам предлагаются серии с 4 – 5 картинками. Сюжеты могут отражать реальный опыт детей (процесс умывания, кормления, укладывания спать и т.д.) «Утро мальчика». (4 слайд)

В возрасте 5 лет в серии может быть до 6 картинок по типичным событиям, переживаемым детьми в этом возрасте (покупка чего-либо в магазинах, поход в зоопарк или в лес). В этом возрастном периоде можно использовать серии картинок на основе сказочных ситуаций (собачка угощает друзей обедом, сова учит лесных зверей в школе и т.д.).

В возрасте 5 – 7 лет целесообразнее использовать серии картинок из 6 – 8 кадров, связанных разнообразным содержанием (из личного опыта детей; из наблюдаемых событий; сказочные ситуации из литературных произведений, не знакомых детям и т.д.). Желательно, чтобы взрослый самостоятельно создавал серии таких картинок. Оформлять их можно  в виде комиксов. Детям  не должна быть заранее известна последовательность действий в серии, например:  «Медведь и пчелы».(5 слайд)

Прежде чем дать задание детям, педагог в отсутствие детей сам должен выполнить действия по установлению логики событий на картинках.

Не рекомендуется использовать серии картинок с нарушенной  логической цепочкой. Например, серия картинок "Сажаем фруктовый сад" (6 слайд) не выдерживает никакой критики на предмет временной зависимости. На всех  картинках изображены мальчик и девочка, одинаковые по возрасту, в одинаковой одежде. На первой картинке они копают ямку; на второй, третьей, четвертой – сажают и выхаживают саженец; на пятой - рассматривают цветущее выросшее дерево; на шестой, седьмой - с взрослого дерева собирают яблоки; на восьмой – несут урожай. То есть, с момента посадки саженца до сбора урожая проходит несколько лет, а дети  при этом  внешне не изменились, то есть не выросли и даже одеты в одну и ту же одежду.

В серии «Девочка и птица» (7 слайд) изображено, как девочка увидела падающую птицу, оказала ей помощь и выпустила на волю. Данная серия не может быть предложена детям, потому что невозможно птице выздороветь в течение одного дня. Да и нормы поведения по отношению к больным животным на сегодняшний день противоречат сюжету серии - нельзя прикасаться к больной птице. Необходимо пригласить ветеринара для оказания  ей помощи.

Не рекомендуется использовать картинки по сюжетам литературных произведений, знакомых детям, так как они не самостоятельно ищут причинно-следственные связи, а вспоминают  тексты сказок или рассказов.

Желательно организовывать работу с подгруппами детей или индивидуально без отвлекающих моментов. (8 слайд) Время на игры с серией картинок, не должно превышать для детей

до 4 лет  - 5 – 6 минут,

до 5 лет – 10 минут,

до 7 лет – до 15 минут.

Очень важно взрослому мотивировать деятельность детей по составлению рассказа по серии картинок.

Примеры мотивации:

  • для детей 3 лет: «порадоваться» картинкам, сложенным в нужной последовательности (стимуляция положительного эмоционального состояния – пропеть песенку с картинками, проговорить рифмованный текст или порадовать кого-то результатом);
  • для детей 4 – 5 лет используется мотив помощи какому-либо герою (Чебурашка хочет разобраться в картинках) или мотив получения приза (Соберешь последовательно картинки – найдешь спрятанный  сюрприз).

для детей 5 – 7 лет –  мотив соревнования (работа на скорость без ошибок); подготовка к школе; игра в "Сыщиков" (Цель игры -  из перепутанной серии картинок выстроить логический ряд, так же как это делают сыщики при раскрытии преступлений.)

  • или создание из отдельных «кадров» целого фильма.

Последовательность обучения составлению рассказов по серии картинок предполагает предварительную подготовку и этапы игровых упражнений с последующей проверкой качества сформированного навыка.

Подготовительный этап (9 слайд)

Для подготовки детей к работе с серией картинок необходимо научить анализировать реальные ситуации из жизни. В процессе организации различных видов деятельности педагог обращает внимание детей на последовательность  и результат совершаемых действий.  Например: в процессе умывания взрослый спрашивает:

  • Что мы сейчас делаем? – Намыливаем руки.
  • Что вы делали до этого? – Открыли кран с водой.
  • Что вы будете делать после того, когда намылите руки? – Будем смывать мыло под струей воды. Закроем кран и вытрем руки полотенцем.
  • Зачем мы все это делали? – Чтобы руки перед едой были чистые.

Цель таких бесед  в том, чтобы научить детей проговаривать цепочку взаимосвязанных действий, устанавливать причинно-следственные связи и видеть результат.

В качестве подготовки может служить работа по анализу причинно-следственных связей в литературных произведениях. После чтения литературного произведения педагог совместно с детьми производит "раскадровку" содержания текста (с опорой на иллюстрации). Например:(10 слайд) сказка Ш. Перро "Красная Шапочка" представляется следующим образом:

Кадр 1: мама с дочкой разговаривают; дочка держит корзиночку.

Кадр 2: Красная Шапочка с корзинкой идет по лесу.

Кадр 3: Волк разговаривает с Красной Шапочкой и т.д.

Последовательность действий обсуждается на основе вопросов к детям:

  • Кто изображен?
  • Что он делает?
  • Какая цель этого действия?
  • Добился ли герой этой цели?

Ответы детей:  

Кадр 1: изображена мама, которая просит дочку отнести гостинец бабушке. Цель мамы – уговорить дочь сделать это.

Изображена Красная Шапочка, которая внимательно слушает маму, и забирает корзиночку из ее рук. Цель  Красной Шапочки – выполнить просьбу мамы. Результат – Красная Шапочка соглашается отнести гостинец бабушке.

Кадр 2: изображена Красная Шапочка, которая идет по лесной дорожке и несет корзиночку в руках. Ее цель –  доставить гостинец бабушке. Результат впоследствии будет достигнут.

Кадр 3: изображен Волк, который спрашивает Красную Шапочку о том, куда она идет. Его цель -  выяснить место нахождения домика бабушки. Изображена Красная Шапочка, которая говорит Волку, куда она идет. Ее цель – выполнить просьбу  Волка. Результат: Волк узнает, где живет бабушка.

Основные задачи педагога при этом:

  • упражнять детей в выстраивании причинно-следственных связей, установленных автором текста;
  • формировать умение определять по действию героя его цель, фиксировать результат выполнения данной цели.

Обучение детей работе с серией картинок можно организовывать в форме игр "Умники и умницы", "Догадай-ка", "Сыщики", "Режиссеры фильма". Названия игр разные, но цель одна – установление логической цепочки в каких-либо действиях, изображенных на картинках.

Многолетний опыт показывает, что нецелесообразно говорить ребенку такие фразы: "Сейчас ты должен разложить картинки в нужной последовательности", "Мы вместе разложим картинки правильно". Установлено, что такие фразы мало стимулируют интерес детей  к данному виду деятельности.

Обучение дошкольников работе с серией картинок осуществляется в определенной последовательности и в достаточно быстром темпе. Игровые задания проводятся динамично. Каждый этап имеет свою цель, игровое действие и его схематизированное изображение.  Взрослый переходит к следующему этапу только в случае освоения ребенком предыдущих заданий.

Этапы работы с серией картинок (11 слайд)

Методика обучения детей дошкольного возраста работе с серией картинок позволяет детям освоить логические операции воссоздания последовательности событий по отдельным кадрам; составить речевой текст, как сопровождение к серии картинок; и, главное, осознать последовательность этапов работы.

Основные задачи работы с серией картинок:

  1. Собрать логическую последовательность какого-либо сюжета из отдельно взятых картинок (кадров).
  2. Составить связный рассказ по сюжету.
  3. Стимулировать детские рассуждения по поводу смысла составленного рассказа.
  4.  Осознать и озвучить правила составления серии картинок (ребенок должен научить кого-то собирать картинки в правильной последовательности).

Примером может служить серия картинок «Мальчик лепит снеговика» (12 слайд). 

Задание считается правильно выполненным, если картинки разложены следующим образом:

Кадр 1: Мальчик катает большой снежный ком.

Кадр 2: Мальчик ставит на большой снежный ком шар поменьше.

Кадр 3:Мальчик прикрепляет голову снеговику.

Кадр 4: Мальчик закрепляет на лице снеговика морковку (нос).

Итогом работы служит составленный ребенком описательный рассказ о событиях, изображенных на картинках и придуманное к нему общее название, типа «Зимние забавы», «Умелый  мальчик», «Красивый снеговик» и подбор схематических изображений каждого этапа работы «Схемы этапов работы с серией картинок» (13 слайд)

Этап 1. "Паровозик из картинок" (14 слайд)

Цель: научить ребенка раскладывать серию картинок слева направо в одну линию без учета последовательности сюжета. По схеме  этапа узнавать игровое действие.

Игровое действие:

Дать в руки ребенку набор перепутанных картинок и попросить разложить их в произвольной последовательности в одну линию слева направо (составить «паровозик» из картинок) и не трогать картинки руками. Показать схему игры «Паровозик из картинок» схема 1. 

Пример:

 «Паровозик»  из картинок может быть выстроен в следующем варианте.  Серия картинок «Мальчик лепит снеговика», разложенная без логической последовательности.

Возможный диалог:

П.: Разложи картинки в ряд – паровозиком и покажи схему нашей игры.

Р.: Вот схема «паровозик из картинок» (Схема 1).

Информация для педагогов.

  • Взрослый должен обеспечить достаточно места, на котором произвольно раскладывается серия картинок в ряд.
  • Не стоит долго задерживать ребенка на этом этапе, он занимает несколько секунд. Не следует позволять ребенку строить догадки типа "А вот это должно быть первым, а это - потом…".  
  • В ходе упражнения необходимо требовать соблюдения правила: после раскладывания не перемещать картинки на столе (до них не дотрагиваться).

Этап 2. "Назови место, где происходят события" (15 слайд)

Цель: научить ребенка определять место действия объектов на каждой картинке и  делать обобщения (события всегда происходят в определенном месте и места могут быть разные). По схеме этапа узнавать игровое действие.

Игровое действие:

Предложить детям, глядя на картинки, найти место, в котором происходят события и как можно точнее обозначить его словом. Показать схему игры «Назови место, где происходят события». схема 2. 

Пример:

Возможный диалог:

П.: В каком месте происходят события?

Р.: На улице, где-то около дома.

П.: Покажи схему, обозначающую место, где происходят события (Схема  2)

Информация для педагогов

На начальном этапе следует подбирать картинки с одним общим местом действия (серия «Кошки, пытающиеся поймать воробья», (Серия состоит из 4 кадров: 1- воробей сидит на пеньке, к нему подбираются с разных сторон два кота; 2 - коты подбираются ближе к сидящему воробью; 3 - коты одновременно прыгают и ударяются лбами, воробей взлетает; 4 - котам больно, они потирают лапами ушибленные лбы, воробей высоко в небе).

  • общее место - полянка у пенька).

Со временем детям предлагаются картинки, где место действия изменяется (серия «Про щенка» ( Серия состоит из 6 картинок: 1 - мальчик на кухне разбивает чашку, щенок сидит в углу;  2 - .мама  смотрит на разбитую чашку, мальчик показывает на щенка; 3 -  мама веником выгоняет щенка на улицу; .4 -  щенок на крыльце мерзнет, мальчик смотрит на него в окно; 5 -  мальчик стоит перед мамой с опущенной головой; 6 - мама запускает щенка в дом, мальчик подметает осколки веником).

  •  «место действия - двор, в который выгоняют щенка, и кухня,  где разбивается чашка).

Этап 3  "Определи время событий" (16 слайд)

Цель: научить детей определять время событий, происходящих на картинках и  делать обобщения (события всегда происходят в определенное время года и в какую-то часть суток). По схеме этапа узнавать игровое действие.

Игровое действие:

Предложить детям определить время года или части суток на каждой   картинке. Покажи схему игры: «Определи время событий» схема 3.

Пример:

Возможные диалоги:

П.: Кто быстрее скажет, в какое время года происходит это событие?

Р.: Зимой, когда холодно.

П.: В какое время суток?

Р.: Днем, нет, наверное, вечером.

П.: Найди схему, обозначающую время событий (Схема  3).

Информация для педагогов

  • На начальном этапе следует подбирать серии картинок, где сюжет разворачивается в коротком временном отрезке («Кошка, пытающаяся поймать воробья» – светлое время суток и теплый период года). Принимаются ответы детей типа: «На картинке -  день», и «Это происходит  летом».

Затем детям предлагаются серии картинок в большом временном разрыве (серия "Выращиваем помидоры" ( Серия состоит из 5  картинок: 1- дети сажают семена помидор в горшочки; 2 - дети поливают ростки помидор в горшочках; 3 - дети вмести с педагогом  высаживают рассаду в грунт;  4- дети подвязывают цветущие помидоры; 5- идет сбор урожая красных помидор.) -  два времени года).

  • В случае затруднений в определении времени происходящего рекомендуется провести игровые упражнения на закрепление знаний о последовательности времен года или частей суток.

Этап 4. "Найди общих героев на всех картинках" (17 слайд)

Цель: научить ребенка находить сквозных героев и объекты на всех картинках серии. Учить делать обобщения (в событиях всегда есть действующие лица и предметы). По схеме этапа узнавать игровое действие.

Игровое действие:

Найти сквозного героя и объекты, которые изображены на всех без исключения картинках схема 4.

Пример:

Возможный диалог:

П.: Посмотри на каждый «вагончик» паровозика из картинок и найди главного героя.

Р.: Главный герой – мальчик, потому что он нарисован на всех картинках.

П.: Давай придумаем ему имя.

Р.: Его зовут Коля.

П.: Скажи, во что он одет и какого он возраста?

Р.: Он ходит в школу, у него есть шапочка, свитер и штаны, и коричневые ботинки.

П. Что еще нарисовано на всех картинках?

Р.: Снег, шары из снега.

П.: Найди схему, обозначающую  героев на всех картинках. Схема 4.

Информация для педагогов

  • Сложность восприятия героев на картинках в том, что у детей наглядно-образное мышление. Им часто кажется, что на картинках изображены разные мальчики и разные снеговики. Поэтому важно сформировать у ребенка понятие, что на всех картинках нарисован один сквозной герой - мальчик Коля, и он делает одного снеговика.
  • Живым объектам, нарисованным на картинках можно придумать имена, при необходимости обозначить возраст, описать внешний вид, одежду.
  • На первых этапах работы надо подбирать картинки, где основные герои должны быть расположены на переднем плане.
  • В дальнейшем используются серии картинок, на которых главный герой может отсутствовать, либо быть на втором плане. При работе с серией картинок "Кошки, пытающиеся поймать воробья" (сюжет из четырех кадров) педагог обращает внимание детей на воробья, который все же присутствует, хотя на 4-ом кадре едва виден. Педагог предлагает еще раз всмотреться в картинки и найти летящего в небе воробья (маленькая точка).

Этап 5. "Назови действия героя и догадайся, зачем он это делает " (18 слайд)

Цель: научить детей называть действия героев и делать умозаключения, с какой целью совершаются эти действия. Учить делать обобщения (все герои  чего-то хотят и для этого совершают какие-то действия). По схеме этапа узнавать игровое действие.

Игровое действие

Предложить ребенку поочередно брать картинки, называть героя, его действия и обсуждать, для чего он это делал.

Используется логическая цепочка:

 «объект – действие  – цель действия» схема 5.

Пример:

Ребенок выбрал третью картинку из серии «Мальчик лепит снеговика».

Возможный диалог:

П.: Назови действия мальчика на картинке.

Р.: Коля ставит голову снеговику.

П.: А что мальчик хотел?

Р.: Он хотел, чтобы у снеговика была голова, и снеговик был красивым.

П.: Найди схему, обозначающую нашу игру (Схема 6).

Информация для педагогов

  • Педагог акцентирует внимание детей на изменениях (перемещениях, исчезновениях и т.д.), происходящих с главными героями и другими объектами на каждой картинке серии.
  • Целесообразно этап «герой – действие – цель» сопровождать  дополнительной буквенной схемой «Г – Д – Ц».
  • Обсуждение каждой последующей картинки начинается после выяснения цели действий героев на предыдущей картинке. Для обеспечения динамичности игры педагог или ребенок отодвигают картинки поочередно, начиная с крайней левой.

Этап 6. "Что за чем?" (19 слайд)

Цель: учить детей устанавливать логическую последовательность действий на картинках. По схеме этапа узнавать игровое действие.

Игровое действие

Предложить ребенку взять любую понравившуюся картинку, переложить ее ближе к себе. Еще раз назвать действие объекта и его цель. Затем поиграть в игру "Что было раньше - что будет потом". Таким образом, картинки выстраиваются в логический ряд схема 6.

Пример:

Возможный диалог:

П.: Возьми любую картинку.

Р.: Я хочу взять картинку, где Коля на большой шар ставит шар поменьше (вторая картинка сюжета).

П.: А что раньше делал Коля? Что он будет делать потом?

Р.: Вначале он скатал большой ком.

П.: Найди картинку, где Коля делает большой ком. В какое место  ты поставишь ее? До или после своей картинки?

Р.: Сначала должна быть картинка, где Коля  делает большой ком; затем картинка, где Коля ставит на большой ком,  шар поменьше. Следующая картинка – Коля ставит на второй ком голову снеговика.

П.: Какая картинка будет последней?

Р.: Ребенок украшает голову снеговика (ведро, глаза, морковка).

П.: Разложи картинки «Кадры фильма», чтобы было понятно, о чем наш фильм.

         Малыш раскладывает картинки в логической последовательности.

П.: Найди схему игры «Что сначала, что потом».

          Ребенок по просьбе педагога еще раз называет основную цель героя и оценивает результат его действий.

Р.: Коля хотел слепить снеговика, и у него это хорошо получилось.

П.: Какое свойство характера может быть у Коли?

Р.: Он любит трудиться, он умеет делать хорошие поделки.

П.: Значит можно сказать, что он трудолюбивый и старательный.

Информация для педагогов

  • На 6 этапе педагог (или другие дети) контролируют правильность составленного одним из детей логического ряда серии картинок. Если ребенок нарушает последовательность расположения кадров, педагог не должен его поправлять сразу. Он предлагает посмотреть на оставшиеся картинки и поставить их между какими-либо кадрами.
  • В случае нарушения логики временных связей предлагается вспомнить последовательность частей суток или времен года, их характерные признаки.
  • В случае нарушения логики в установлении места действия педагог задает уточняющий вопрос: "В каком месте происходит последующее действие?"
  • Если ошибка связана с изменением признаков объекта, педагог предлагает обсудить, в результате чего произошло изменение этого объекта.

Например: серия «Разбитая чашка». Ребенок положил картинку, где изображены осколки, около мальчика, а следом положил картинку «мальчик вытирает чашку».

Возможные вопросы к ребенку:

Что это за осколки?

Какого они цвета?

Чем могли быть раньше?

В результате чего могли возникнуть?

 Ребенок самостоятельно исправляет свою ошибку (сначала должен идти кадр, где чашка целая, а потом тот кадр, где она представлена в виде осколков). Ребенок делает предположение: чашка выпала из рук мальчика.

  • Необходимо обобщить смысл сюжета серии картинок, сделать вывод и оценить результат действий героя с точки зрения «хорошо – плохо». Рекомендуется обозначить свойства характера героя.

В случае если ребенок быстро и верно выкладывает серию картинок, взрослый может поспорить с ним, предложив заведомо неправильную последовательность. При этом решается задача формирования у ребенка умения доказывать свою правоту, исходя из объективных фактов. Рекомендуется учить ребенка доказательствам своей правоты с помощью речевых оборотов:  «Я считаю, что  правильно разложил картинки, потому что, во-первых …, во-вторых…, в- третьих…»

Этап 7. "Составь рассказ" (20 слайд)

Цель: учить детей составлять связный рассказ на основе последовательно выложенной серии картинок. По схеме этапа узнавать игровое действие.

Игровое действие

Предложить ребенку расшифровать «секретное письмо», т.е. составить рассказ по серии картинок схема 7.

Фактически ребенок составляет рассказ, используя базовую модель: 

  1. Однажды (указание времени года, части суток).
  2. В таком-то месте (указание  либо на общее место действия, либо на место действия происходящего в первом кадре).
  3. Такой-то объект (указание на сквозного героя, героев на первом кадре).  
  4. Делал (делали) то-то для того-то.
  5. Потом этот же объект (переход ко второму кадру) делал (действие и цель действия).
  6. И далее по каждой картинке рассказывается об объекте, его действиях и цели действий.
  7. В результате получилось то-то (обобщение), поэтому можно сказать, что данный объект (герой, герои) такой-то по характеру.
  8. Придумать название получившемуся рассказу.

Пример:

Возможные варианты рассказов по серии картинок.

Сережа К., 5 лет:

Зимой Коля пошел на улицу лепить снеговика. Он скатал сначала большой ком, потом поменьше и сделал голову. Чтобы снеговик получился красивым, он сделал лицо и воткнул морковку – это нос. Вот какой получился красивый снеговик. Я назову этот рассказ «Красивый снеговик».

Лена В., 6,5 лет:

Мальчик Коля после уроков пошел на улицу. Это было днем. Он нашел много снега и стал катать большой-большой снежный шар. Потом сделал еще один – это было туловище снеговика. Коля подумал и сделал голову и руки. Потом сделал глаза, нос и рот. На голову надел ведро. Получился большой снеговик. Хорошо зимой на улице! Я назову свой рассказ «Как зимой можно делать снеговиков».

Информация для педагога

  • Базовая модель рассказа в зависимости от возраста и уровня обучения детей может использоваться частично.
  • Воспитатель объявляет игровое действие как итог деятельности "следователя", "сыщика" или "режиссера отснятого фильма".  Главное в рассказе ребенка – это повествование, поэтому заострять внимание на образных характеристиках не следует.
  • Не рекомендуется также позволять ребенку додумывать действия, которых нет на картинках.
  • По итогам составления рассказа придумывается его название.

Варианты придумывания названий рассказов:

  1. В названии рассказа дается обозначение главного героя и обозначение объекта, например «Коля и снеговик».
  2.  В название рассказа вводится глагол или называется главное действие, например «Как Коля лепил снеговика».
  3. В названии рассказа проговаривается результат действия героя или его жизненное правило «Как хорошо, что Коля такой умелый» или «Без труда ничего не получится».
  4. В названиях рассказов используется признак места - «Игры во дворе» или признак времени - «Зимние забавы».
  5. Более сложный вариант названий составляется с помощью оценки результата. «Снеговик хорош, но одному скучно» или «Как жаль, что никто не видит такого хорошего снеговика».

Заключительный этап(21 слайд)

Цель: научить ребенка выделять последовательность действий, необходимых для составления логически верной версии по серии картинок.

Игровое действие

Игра проходит без сюжетных картинок, используются схемы этапов.

Предложить детям вспомнить, в какие игры они играли с картинками, и какие действия при этом выполнялись. Рассказать «секрет» каждой схемы и разложить их по порядку.

Пример:

Педагог предлагает ребенку последовательно рассказать, что изображено на схемах, т.е. сказать правила игр с серией картинок.

Возможные высказывания детей:

- Эта схема «говорит», что надо выложить паровозик из картинок (Схема 1).

- Эта схема «спрашивает», в каком месте все происходит (Схема 2).

- Я смотрю на эту схему и думаю, какое время года изображено, день или ночь (Схема 3).

- Здесь надо выбрать главных  героев (Схема 4).

- Здесь нужно посмотреть, кто, что делает и додуматься, что тот хочет (Схема  5).

-На этой схеме нужно правильно выложить «кадры» из фильма (Схема 6).

-Эта схема «просит» рассказать рассказ и придумать название (Схема 7).

Информация для педагогов

  • Работа на этом шаге возможна с 4,5 – 5-летнего возраста.
  • Важно на начальных этапах не нарушать последовательность работы с серией картинок:
  • сначала картинки выкладываются в ряд слева направо в произвольной последовательности,
  • определяются места действий,
  • обозначается время действий,
  • находятся сквозные общие герои и предметы (объекты),
  • поочередно на каждой картинке называется объект - действие - цель действия,
  • потом "снимается фильм", то есть выкладывается логическая последовательность "кадров";
  • в заключении кадры озвучиваются (составляется рассказ по алгоритму).
  • Педагог  может принять рассказ как коллективное творчество присутствующих детей, либо предложить только одному ребенку произвести полное «озвучивание». Другие же дети при этом выступают в роли зрителей.
  • Необходимо назвать рассказ и оценить цель и действия героя. В старшем дошкольном возрасте побуждать детей строить доказательную часть через словесные обороты: «Я считаю, что герой «такой», потому что,  во-первых …, во-вторых…, в-третьих…»

Проверочные задания (22 слайд)

Вы хотите проверить умения детей работать с серией картинок?

Рекомендуем провести игровые упражнения.

" Играем в учителя"

Предложить ребенку научить кого-либо (лучше всего взрослого) раскладывать картинки в логической последовательности. При этом вначале можно использовать знакомую ребенку серию картинок. А затем усложнить задания, предложив неизвестную серию для обучения. Ребенок одновременно устанавливает логическую последовательность серии картин и учит это делать кого-либо.

" Помощники"

Дать возможность детям по- своему изобразить каждый этап работы с серией картинок любыми знаками или буквами на отдельных карточках ("помощники"), которые позволят детям из соседней группы научиться раскладывать картинки в логической последовательности.

"Загадочные истории в подарок друзьям"

Дети самостоятельно делают «раскадровку» (разделение события на части (кадры), схематическое изображение каждой части события (зарисовка кадров), событий из реальной жизни (процесс ухаживания за домашним растением или животным). Попросить детей из соседней группы с помощью "помощников" – схем этапов -  расшифровать историю (правильно разложить нарисованные детьми картинки в логической последовательности).

Вместо заключения

       Работа с серией картинок решает конкретные  задачи: учит раскладывать последовательно серии картинок, составлять  по ним  рассказы, осознавать этапы произведенных  действий с картинками.

        Но на самом деле, эта работа решает еще и более серьезную задачу: формирование понятия, что любое событие в жизни имеет обязательные признаки:

  • признак места,
  • признак времени,
  • наличие действующих лиц,  
  • наличие предметов или дополнительных объектов,
  • признак действия или взаимодействия объектов с определенной целью,
  • наличие результата и положительного, и отрицательного.

       Вся наша жизнь -  это цепочка причинно-следственных связей, которая приводит к определенному результату, который может быть оценен с разных точек зрения.

Таким образом, мы формируем у детей начальные навыки анализа ситуаций, что чрезвычайно важно не только для успешного обучения в школе, но и в целом для подготовки детей к жизни в завтрашнем дне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Составление рассказов по серии картинок"

Материалы по развитию речи для родителей....

составление рассказа по серии картинок "Умный ежик".

конспект логопедического занятия в подготовительной группе детскоо  сада для детей с общим недоразвитием речи...

Непрерывная образовательная деятельность «Любимая кукла» Составление рассказа по серии картинок

Цель:Учить передавать сюжет, заложенный в серии картинок, определять основную идею рассказа.Формировать представление о композиции рассказа: зачин, средняя часть, концовка Интеграция образователь...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ СОСТАВЛЕНИЮ ЛОГИЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО СЕРИИ КАРТИНОК.

Основная дидактическая задача по развитию связной речи по технологии ТРИЗ через обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картин  Упражнять детей в нахождении причинно-следс...

Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок (Технология ТРИЗ): Методическое пособие

Т.А. Сидорчук, С.В. Лелюх Обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок (Технология ТРИЗ): Методическое пособие...