Тема по самообразованию и работы с детьми раннего возраста
методическая разработка (младшая группа)

Казакова Оксана Владимировна

план дополнительной образовательой деятельности с детьми раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_po_samoobrazovaniyu.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема по самообразованию

 «Сенсомоторное развитие воспитанников раннего возраста посредством организации развивающей предметно-пространственной среды в группе»

                             

                                2015-2016 г.г.

                                                         Воспитатели О.В. Казакова

                                                                                              С.С.Морозова

 Цель работы:

повысить теоретический уровень, профессиональное мастерство и компетентность по вопросу организации развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО.

организовать развивающую предметно-пространственную среду, способствующую сенсомоторному развитию воспитанников с учётом требований ФГОС.

Задачи: 

• проанализировать развивающую предметно-пространственную среду в группе;

 выявить сенсомоторные способности детей на данном возрастном этапе

• изучить методики, технологии по организации развивающей предметно - пространственной среды;

-разработать план работы по теме

-привлечь родителей к активному участию в организации развивающей  предметно -пространственной среды группы

Актуальность темы

. Мы живем в век стремительного развития информационных технологий, которые вносят свои коррективы даже в такие традиционные сферы, как детская игра и игрушка, а значит и соответственно в развивающую предметно-пространственную среду. Одним из основных принципов дошкольного образования Стандарта является «формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности». По ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Целевые ориентиры к завершению дошкольного образования четко обозначены образовательным стандартом. Ребенок должен обладать инициативностью и самостоятельностью в разных видах детской деятельности, способностью выбирать род занятий, партнеров, к порождению и воплощению разнообразных замыслов, быть уверенным в своих силах и открытым внешнему миру. Поэтому развивающая предметно-пространственная среда, стимулирующая коммуникативную, игровую, познавательную, физическую и другие виды активности ребенка, должна быть организована в зависимости от возрастной специфики его развития. В частности для детей раннего возраста образовательное пространство должно представлять необходимые и достаточные возможности для движения предметной и игровой деятельности с разными материалами. Создание развивающей предметно-пространственной среды, отвечающей возрастным потребностям детей, позволяет воспитывать любознательность, расширять опыт ориентировки в окружающем пространстве, обогащать детей разнообразными сенсорными впечатлениями. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств (зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса), накопления представлений об окружающем мире.

Можно определить сущность понятия «сенсорного воспитания», под которым понимаются целенаправленные, последовательные и планомерные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений через ознакомление с сенсорной культурой человека.

Для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его среды.

Желательно, чтобы ребенка окружали игрушки из различных материалов - дерева, камня, глины, металла, разных по фактуре тканей и т.п., причем предпочтение желательно отдавать природным материалом и объектам. Большое значение в этом возрасте имеют игры с песком и водой, когда ребенок имеет возможность пересыпать и переливать из одной емкости в другую; различные движущиеся игрушки; игрушки для построения ряда по возрастанию-убыванию: пирамидки, матрешки и т.д.; игрушки, в которых используются разные принципы извлечения звука; самодельные свистящие, шумящие, гремящие, скрипящие, шуршащие предметы. Не стоит забывать и о конструкторах, мозаиках, разнообразных, изобразительных материалах (бумага разной фактуры, плотности и цвета, пластилин, воск, краски, карандаши, фломастеры, мелки и т.д.). Ручной труд способствует сенсомоторике - согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, гибкости, точности выполнения действий. Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие ребенка, на его мышление.

Развитие игр с природными материалами не может быть осуществлено одинаковыми раз и навсегда установленными приемами и способами. Оно должно осуществляться разнообразно, с использованием приемов, учитывающих развитие каждого ребенка.

Содержание деятельности по самообразованию1

Изучение нормативной документации, сопровождающей ФГОС ДО.

• Изучение базовых документов ФГОС ДО

Обобщение педагогического опыта по вопросу изучения ФГОС ДО Формирование и закрепление профессиональных знаний, умений в систематизации содержания работы. • Изучение Интернет-ресурсов

• Участие в семинарах и педагогических советах

• Проведение оценки и анализа предметно-пространственной среды группового помещения.

• Изучение интересов, склонностей, предпочтений, особенностей детей группы.

• Составление перечня необходимых материалов и оборудования, исходя из принципа необходимости и материальных возможностей (по образовательным областям)

Методическая литература

. Гринявичене Н. Т. Игра и новый подход к организации предметно-игровой среды. / Творчество и педагогика (материалы Всесоюзной научно-практической конференции). – М., 2012

. Доронова. Т. Н., Короткова Н. А. "Материалы и оборудование для детского сада".М., 2013

. Петровский В. А., Кларина Л. М., Смывина Л. А., Стрелкова Л. П. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. – М., 2013 Сентябрь 2014 – октябрь 2014 Анализ развивающей предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС ДО

. Нищева Н. В. Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду. Принципы построения, советы, рекомендации. «Детство- Пресс», 2014 -128с.

Новоселова С. Л. Развивающая предметная среда. // М., 2012г. Ноябрь 2014 –декабрь 2014

Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ; Мозаика-Синтез, 2010

. Научно-методическое сопровождение инновационных процессов в системе дошкольного образования. Под ред. Морозовой Е. В. // Барнаул. 2012 г.

. Предметно-развивающая среда детского сада; Сфера, 2012. - 128 c.

Периодические издания

3. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. - 2012. - №4

Электронные ресурсы

1. http://nsportal.ru/ - социальная сеть работников образования

2. http://ds11.edumsko.ru/ - сеть сайтов образовательных учреждений

3. http://www.prosv.ru/ - издательство «Просвещение»

4http://ozgdou20.edumsko.ru/activity/fgos/articles10/razvivayuwaya_predmetno-prostranstvennaya_sreda_v_sootvetstvii_s_fgos/ Развивающаяпредметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС

План работы

срок

Методическая

Работа

Работа с детьми

Взаимодействие

с родителями

Трансляция своего опыта

Сент.

Проведение педагогической диагностики

• Привлечение родителей к организации развивающего пространства в групповой комнате, к изготовлению пособий

(в течении года)

Распространение педагогического опыта по данной теме - Познакомить педагогов с опытом работы по изученному вопросу.

Пополнение в течении года

Оформить в группе

- уголок «Сенсорики»

(создание Копилки дид/игр и игрушек )

Игры с дид. пособиями

(ежедневно по календарному плану)

Консультация для родителей на тему «Какие игрушки необходимы детям»

(родидельский уголок)

Обновление в течении года

Оборудование уголка для простейшего экспериментирования

Простейшее экспериментирование

(ежемесячно-календарный план)

«Фотомоменты из жизни группы» оформление в родительском уголке

Презентация развивающего пространства «Наша группа Солнышко» фотогазета

Пополнение физ-уголка нетрадиционными пособиями

Использование пособий в различных видах гимнастик

(в течении года)

Привлечь к изготовлению пособия «Дорожка здоровья»

ноябрь-декабрь

Пополнение в течении года

Создание уголка «Звука»

(игрушки в кот. используются разные принципы извлечения звука)

Январь февраль

Изготовление пособий «Тактильная дорожка», «Сенсорная полянка»

Использование нетрадиционных пособий в совместной деятельности

Сбор материалов для изготовления нетрадицион-ных пособий

Провести мастер-класс для педагогов на тему «Изготовление пособий по сенсорике»

План работы кружка «Разноцветный мир»

Цель – развивать интерес детей раннего возраста к изобразительной деятельности посредством использования нетрадиционных техник

          Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребенка:

   - мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

   -пространственной ориентировки на листе бумаги,глазомера и      

    зрительного восприятия;

   -внимания и усидчивости;

   -мышления;

   -изобразительных навыков и    

    умений,наблюдательности,эстетического  

    восприятия, эмоциональной отзывчивости.

                                                                                                        

Месяц

Техника нетрадиционного рисования

     Тема занятия

Сентябрь

Рисование пальчиками

Цветные пальчики

Яблочки наливные

Октябрь

Рисование пальчиками

Рубашка и штаны

 для Кузи

Ноябрь

Рисование пальчиками

Тарелочки для мамы

Декабрь

Рисование пальчиками

Зимние фантазии

Январь

Рисование пальчиками

Снеговичок

Февраль

Рисование ладошками

Ёжик

Март

Рисование ватными пальчиками

Мимоза

Апрель

Рисование тычком

Бусы для Кати

Май

Рисование печаткой из картофеля

Весенние фантазии