"День Земли" как событийное меропритие в рамаках воспитания гражданина Планеты
статья

Праздничные события оказывают мощное воспитательное воздействие на ребенка. Как ,не навязывая ценности и нормы поведения ,создать условия  для того,чтобы дети почувствовали ценность и ранимость окружающего мира, осознали себя причастным к нему?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл i.s.stashevskaya.docx25.31 КБ

Предварительный просмотр:

«День Земли» как событийное мероприятие в рамках воспитания гражданина  Планеты.

                                                  In every gob that must be done

                                                  There is an element of fun.

        You find the fun and-SNAP! –

                                                  That gob’s a game!

                                                  From «Mary Poppins»

        Учитель - человек, который может делать трудные вещи легкими.

        Р.Эмирсон

В современном обществе дошкольное образование играет важную роль в становлении личности ребенка, в его развитии и приобретении необходимых навыков и компетенций в различных областях.                 Каждый, кто работает с маленькими детьми, наверняка задаёт себе те же вопросы, которые стоят и перед педагогами нашего детского сада. Как сделать занятия максимально полезными и интересными для ребёнка, эффективно развивающими его эмоциональную сферу, интеллект, коммуникативные умения? Как помочь ребёнку научиться использовать собственный опыт, осмыслять свои шаги в познании мира? Как, не навязывая ценности и нормы поведения, создать условия, чтобы дети почувствовали целостность и ранимость окружающего мира, осознали, что и они способны помочь ему? Чтобы получить ответы на эти вопросы, педагогам необходимо выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых технологий. Одним из перспективных методов является интегрированный метод обучения, который направлен на развитие личности ребёнка, его познавательных и творческих способностей. Интегрированный подход подразумевает сотрудничество педагогов между собой на всех этапах работы с детьми. Анализируя рабочие программы воспитателей, педагогов дополнительного образования мы пришли к выводу, что сотворчество разных специалистов в детском саду может сделать процесс развития дошкольника наиболее комфортным, учитывающим  его возрастными особенности и наименее травматичным  для его психического и физического здоровья.                         Уже никому не нужно доказывать важность изучения иностранного языка, в дошкольном возрасте, т.к. владение языком является неотъемлемой составляющей  становления гармоничной и всесторонне развитой личности.                                                                                Наш детский сад реализует широкий спектр образовательных мероприятий. Одно из направлений - воспитание детей в духе мира через знакомство с англоязычной культурой. Его новизна заключается в интегративном подходе к ознакомлению дошкольников с культурой англоязычных стран. Использование интегрированного метода обучения способствует целостному восприятию мира ребёнком, развивает его самостоятельность, познавательные и творческие способности. Занятия педагогов, построенные на совместном творчестве, объединяются одной темой, однако, каждый при этом решает на занятиях задачи собственной программы. На таких занятиях дети чувствуют себя раскрепощено, умеют работать в сотрудничестве с детьми и взрослыми, любознательны и активны со сверстниками, реализуют высокий творческий потенциал. Все занятия проводятся в игровых формах. В них включены элементы толерантного воспитания, экологического воспитания и знакомство с традициями разных стран.        

 Важнейшими задачами мы видим:

  • развитие у детей дошкольного возраста целостного восприятия окружающей среды
  • подведение каждого ребенка к идее осознания  себя гражданином нашего сложного, но уникального мира
  • формирование бережного отношения к природе, понимание ее ценности и значимости,
  • развитие интереса к природным объектам,
  •  создание условий ,помогающих осознать необходимость соблюдения правил и норм взаимодействия с соседями по планете Земля.

        Для осуществления данных задач мы используем разнообразные формы работы. Это  тематические беседы, создание совместных с родителями газет, коллажей экологической направленности, реализация проекта «Красная книга», проведение экскурсий в детском экологическом центре при музее Воды, в музее Начало начал. Наши родители активно участвуют в проектах, предлагаемых нашим учреждением: конкурс на лучшую поделку из бросового материала (то, что мы называем мусором, загрязняющим нашу планету), подготовка  творческих номеров для вечеров досуга и тематических праздников и другое.

        Подготовке и проведению Всемирного Дня Земли мы уделяем особое внимание. Первая Всемирная акция День Земли прошла 22 апреля 1970г. в США как день напоминая о страшных экологических катастрофах и для предотвращения необратимых последствий деятельности человека, угрожающей самому факту существования нашей планеты. Всемирная акция по сохранению Земли с каждым годом  привлекает все больше участников. Наш детский сад проводит такую акцию ежегодно на протяжении пятнадцати лет. Цель данного мероприятия еще раз привлечь внимание детей и родителей к тому, что все мы - жители одной уникальной планеты Земля и наше общее дело-жить в мире и беречь ее вместе.

        Мы хотим поделиться опытом проведения международного праздника «День Земли». Яркие, запоминающиеся события играют важную роль в формировании маленького человека. Праздники пробуждают интерес к творчеству, воспитывают умение жить в коллективе. Массовость, красочность, положительные эмоции, доступность восприятия всего происходящего необходимы каждому ребенку. Подготовка к празднику начинается задолго до его начала. Педагоги совместно отбирают содержательный материал, разрабатывают сценарий праздника.

         Дети совместно с воспитателями и педагогами дополнительного образования разучивают стихи, загадки о природе на английском и русских языках, проводятся беседы на тему экологического воспитания. В каждой возрастной группе организуются выставки художественных произведений о растениях и животных. В ходе подготовки к празднику дети совместно с воспитателями  создают коллективные работы. Воспитанники младшей и средней группы делают коллективный  коллаж « Наши меньшие друзья»,

« Космос» и т.д. Старшая и подготовительная  группы работают над проектом «Красная книга», в ходе которого узнают об исчезающих видах животных и растений, изготавливают макет Земного шара, панно

 «Мы –жители одной Планеты»и т.д.

        Музыкальный руководитель разучивает песни и танцевальные композиции.

Так же во всех группах проводятся беседы, чтение художественной литературы экологической направленности, ребятам показывают фильмы о многообразии растительного и животного мира, все вместе обсуждают необходимость бережного отношения к природным ресурсам.         Традиционным стало проведение конкурса на лучшую семейную поделку. Непременное условие: материалом для творчества должен быть мусор.  Очень важно, что в процессе совместной работы родители еще раз рассказывают детям о том, как важно не загрязнять  окружающую природу.  Такие выставки экоискусства радуют разнообразием своих экспонатов. Ежегодно у детей и родителей возникают все новые и новые идеи. В их руках из пластиковых бутылок, пакетов из под сока, упаковочной тары, стекла, проволоки, алюминиевых банок возникают причудливые звери и птицы, космические корабли, машины времени, инопланетные жители.

Дети готовят красочные послания жителям планеты. Поражает своей зрелостью  строки их детских писем: « Давайте вместе беречь нашу Землю, нас много, а она одна», «Мы хотим, чтобы не было на Земле войны», «Пусть люди дружат и будут здоровыми». В день праздника эти послания будут торжественно отправлены адресатам на воздушных шарах.

Воспитанники старшей и подготовительной групп готовят спектакли на английском языке и приглашают на премьеру родителей и детей других групп. В ходе  репетиций и спектакля дети закрепляют полученные коммуникативные навыки, но важнее то, что в ходе этих мероприятий детям предоставляется возможность исполнять роль, принимать самостоятельные решения, оказывать помощь и быть ответственным в заботе о других. Впоследствии они осознанно пытаются использовать английский язык в знакомых и любимых ими видах деятельности: в танце, пении, играх, а также в диалогах с родителями и знакомыми людьми.  Дошкольники понимают, что английский - это не просто игра и не понарошку, а это что-то настоящее, что можно использовать в общении со сверстниками, взрослыми. Благодаря тому, что наш детский сад расположен в самом центре города, в месте, привлекательном для туристов из разных стран, дети имеют возможность общаться с иностранными гостями во время прогулок и посещения Эрмитажа, используют усвоенные разговорные конструкции.

У ребят уже есть багаж коммуникативных навыков (представление себя, своего настроения, своих предпочтений в еде и игрушках, описание погоды, представления о Рождестве и Новом годе, о дне рождении, о животных домашних и диких). Таким образом, играя, дети постигают культуру и язык другой страны, учатся видеть красоту природы, приходят к пониманию того, что все люди живут на одной планете и несут за неё ответственность.

Неотъемлемым условием  успешной работы нашего детского сада является  участие родителей наших воспитанников  в ежедневной  жизни ДОУ. Они не только принимают активное участие в репетициях и спектаклях, но и  участвуют с детьми в фестивальных занятиях, которые проводятся раз в три- четыре месяца. Также помогают с изготовлением театральных костюмов и декораций к нашим спектаклям, сопровождают детей на выездных мероприятиях.

Наконец наступает день праздника. Как правило, мы меняем места его проведения. За пятнадцать лет это были: Александровский парк, Центральная городская детская библиотека им. А.С. Пушкина, Михайловский сад, зал Дома Дружбы на Фонтанке, зал Адмиралтейства.

Педагоги своими силами  подготовили интерактивный спектакль «Петушок и бобовое зернышко». В ходе спектакля Петушка, подавившегося зернышком, спасают сказочные жители других стран: корова Буренка из Финляндии, косарь из Англии, кузнец из Греции и т.д.  Дети были активными участниками всего театрального действа, путешествуя с курочкой по всей планете в поисках маслица для несчастного Петушка. Юные зрители, искренне сочувствуя Петушку, вспоминали слова приветствия на английском языке, знакомые выражения для дружеских диалогов, чтобы помочь Курочке наладить общение со сказочными героями из разных стран.

Красной нитью через весь спектакль проходит мысль о дружбе между жителями планеты, идея взаимопомощи и  сотрудничества. В ходе интерактивного действия дети активно участвовали в различных конкурсах: «Самый вежливый зритель», конкурс на самое теплое приветствие гостю из другой страны, пантомима «Хочу с тобой дружить» и так далее. В конце спектакля спасенный общими усилиями Петушок благодарить всех ребят за помощь,  и  призывает всех жить на Земле без сор и войн, бережно относиться к окружающей нас природе, артисты, дети и родители вместе поют песню про друзей.

        Апофеоз праздника - появление на сцене «почтовых» воздушных шаров. Взрослые объясняют детям, что шары - это посланники дружбы и им предстоит отправиться  в далекое путешествие, унося с собой, трогательные  детские послания. Ребята выходят на Дворцовую площадь и ввысь взмывают десятки ярких разноцветных шаров, несущих тепло детских сердец.

        В это день дети и родители уходят домой  особенно счастливые - они были участника большого и важного события. Проведение Дня Земли помогает нам, её жителям , взглянуть на мир вокруг нас более внимательно, почувствовать сопричастность к  общему делу сохранения мира и благополучия на Планете.

        После праздника дети и родители в рисунках делятся своими впечатлениями. Организуется фотовыставка, выставка детских рисунков, поделок, оформляются  стенгазеты.

Таким образом, процесс подготовки и проведения праздника состоит из нескольких этапов. На подготовительном  осуществляется взаимодействие педагогов (воспитателей, педагогов дополнительного образования, музыкального руководителя и других специалистов), в ходе которого составляется совместный план подготовительных мероприятий, проводимых с детьми и родителями. Анализируется методическая литература, отбирается содержательный материал для детей разных возрастных групп, продумывается интеграция образовательных областей, обсуждается праздничное оформление.

Для родителей создаются условия для их  участия в выставках, конкурсах, в совместном с детьми изготовлении театральных костюмов, атрибутов, декораций. С этой целью для них проводятся мастер-классы, творческие мастерские. Итогом подготовительного этапа становится совместно разработанный сценарий.

Второй - содержательный этап. В разных видах деятельности  дети знакомятся  с отобранным содержанием, разучивают стихи, песни, танцы, которые будут включены в ход праздника. На данном этапе  проводится сам праздник, в ходе которого дети и родители становятся активными его участниками.

Последний этап - рефлексивный. Он заключается в закрепление впечатлений, оформление и актуализация позитивных эмоциональных переживаний. Дети отражают свои впечатления в доступных продуктивных видах деятельности (рисунки, поделки из природного материала, аппликации, коллективные коллажи). Родители участвуют в организации фотовыставок, оставляют свои мнения в книге отзывов. На методических мероприятиях педагогический коллектив анализирует проведенное мероприятие, отмечает успехи и недостатки. Сохраненный материал праздника становятся значимым  ресурсом для последующего обращения к нему.

Опыт работы нашего учреждения показывает: праздники в жизни ДОУ оказывают мощное воспитательное воздействие на ребенка, а  тесное сотрудничество  детского сада и семьи  усиливают это воздействие ,позволяя , воспитать маленького гражданина инициативным и творческим, открытым к общению  со сверстниками и взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад "Духовно - нравственное развитие и воспитание гражданина России - залог психического и физического здоровья личности".

Нравственно - духовное воспитание - это важное направление в работе нашего отделения раннего эстетического развития детей. На музыкальныз занятиях, с 3х летнего возраста педагоги знакомят детей с наро...

"Воспитание гражданина в семье"

"Воспитание гражданина в семье"...

Проблема воспитания гражданина.

Нет сомнений в том, что в наше время возникает проблема патриотического воспитания детей дошкольного и школьного возраста. В предыдущие годы это направление воспитательной деятельности было недостаточ...

Статья"Воспитание гражданина в семье"

Именно в семье в основном происходит формирование привычек, жизненных принципов. От того, как строятся отношения в семье, какие ценности, интересы здесь находятся на первом плане, зависит, какими выра...

"Воспитание гражданина и патриота России"

В статье представлен опыт работы ГБДОУ № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга по реализации  познавательно-патриотического проекта "Святой благоверный Александр Невский", являющимся небесным пок...

консультация для родителей: "Воспитать достойного гражданина планеты – задача каждого"

Природа не только храм здоровья и эстетического наслаждения, природа могучий древний источник познания и воспитания человечества....

Краткосрочный проект " Воспитание патриота - воспитание гражданина".

Краткосрочный проект : занятие, викторина, продуктивная деятельность....