Развитие креативного мышления у дошкольников
статья

Основы креативного мышления. Педагогические методы развития креативного мышления

Креативное мышление - процесс, способный порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Креативность - это творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, отдельных видах деятельности.

Основой креативного мышления является воображение.

Чаще всего обучение, к сожалению, сводится к запоминанию и воспроизведению приёмов действия, типовых способов решения заданий, что развивает левое полушарие головного мозга.

При развитии креативного мышления развивается правое полушарие головного мозга.

Левое полушарие

Правое полушарие

Рационализм

Интуиция

Логика

Образы

Знаки

Воображение, фантазия

Счёт

Чувства

Чтение

Ощущение пространства

Письмо

Владение телом

Речь

Восприятие красоты

Анализ

Синтез

Частное

Целое

Избегание неудач

Ориентация на успех

 Из этой таблицы видно, что без должного развития правого полушария головного мозга невозможно воспитать успешного человека. В детском саду  таким занятия как музыка, ИЗО деятельность, физкультура уделяется достаточно много времени, а в школе эти предметы становятся второстепенными.

Развивать креативное мышление можно через разные виды деятельности: речевое развитие, изобразительная деятельность, тезнология ТРИЗ.

 

Педагогические методы развития креативного мышления

Метод креативного речевого развития:

- подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия света и темноты (тепла и холода, весны и зимы, утра и вечера и т.д)

Свет (яркий, ласковый, живой и.т.д.), солнце, утро, лампа, костёр, свеча, темнота (закрытый, ночной), ночь, вечер, пещера…

- найти как можно больше общих признаков для непохожих предметов

Колодец –паркет, бревно - коробка, облако – дверь, кукла, снег…

- найти как можно больше самых разных, оригинальных применений хорошо знакомому предмету (на выполнение этого задания отводится 5-6 минут. Учитываются все ответы, кроме повторяющихся.

- поиск причин событий (требуется определить причины возникновения каких-либо ситуаций)

Утром Дима проснулся раньше обычного; Солнце ещё не ушло за горизонт, но стало уже темно; Сидевший у ног хозяина пёс грозно зарычал на маленького котёнка.

- Что может произойти если: …дождь будет идти не переставая, …люди научатся летать как птицы, …собаки начнут разговаривать человеческим голосом, оживут все сказочные герои, …из водопроводного крана польётся апельсиновый сок.

Развитие креативного мышления через использование ТРИЗ

- Игра с подзорной трубой.

Каждый ребёнок по очереди рассматривает картину в «подзорную трубу» и называет только один объект. Это позволяет детям выделить отдельные объекты, изображённые на картине, давать им соответствующие названия.

- Данетки

Дети задают вопросы и угадывают загаданный предмет. Водящий отвечает только «ДА» или «Нет».

- Черное – белое

Когда воспитатель поднимает белый домик дети называют  положительные качества объекта. Когда воспитатель поднимет чёрный домик дети называют отрицательные качества.

- Хорошо – плохо

Один ребёнок называет положительное качество предмета, второй отрицательное, третий – положительное и т.д.

- Что было потом?

Дети придумывают продолжение сказки

- Подскажи словечко

Ведущий начинает фразу, а ребёнок её быстро заканчивает

У стрекозы прозрачные крылья, а у бабочки? У розы лепестки нежные, а у астры? Ворона каркает, а сорока? Петух кукарекает, а курица? У кровы телёнок, а у овцы?

Развитие  креативного мышления через художественное творчество

- Облака – загадки

Детям нужно придумать на что похожи нарисованные облака

- Разноцветные геометрические фигуры

Дети составляют из геометрических фигур различные стилизованные изображения

- Коллаж

Из старых журналов, каталогов дети вырезают разные элементы и составляют коллажи.

- Дорисуй и раскрась

Дорисовать два силуэта волшебниц, но так чтобы одна стала доброй, а другая злой.

  1. Маслова Р.Ю. Мы входим в мир прекрасного. - СПб. : СпецЛит, 2010.
  2. Лободина С.В. Как развить способности ребёнка. –СПб.: Питер,1997

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kreativnoe_myshlenie_vystuplenie.docx16.4 КБ

Предварительный просмотр:

Основы креативного мышления. Педагогические методы развития креативного мышления

Креативное мышление - процесс, способный порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации. Креативность - это творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, отдельных видах деятельности.

Основой креативного мышления является воображение.

Чаще всего обучение, к сожалению, сводится к запоминанию и воспроизведению приёмов действия, типовых способов решения заданий, что развивает левое полушарие головного мозга.

При развитии креативного мышления развивается правое полушарие головного мозга.

Левое полушарие

Правое полушарие

Рационализм

Интуиция

Логика

Образы

Знаки

Воображение, фантазия

Счёт

Чувства

Чтение

Ощущение пространства

Письмо

Владение телом

Речь

Восприятие красоты

Анализ

Синтез

Частное

Целое

Избегание неудач

Ориентация на успех

 Из этой таблицы видно, что без должного развития правого полушария головного мозга невозможно воспитать успешного человека. В детском саду  таким занятия как музыка, ИЗО деятельность, физкультура уделяется достаточно много времени, а в школе эти предметы становятся второстепенными.

Развивать креативное мышление можно через разные виды деятельности: речевое развитие, изобразительная деятельность, тезнология ТРИЗ.

Педагогические методы развития креативного мышления

Метод креативного речевого развития:

- подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия света и темноты (тепла и холода, весны и зимы, утра и вечера и т.д)

Свет (яркий, ласковый, живой и.т.д.), солнце, утро, лампа, костёр, свеча, темнота (закрытый, ночной), ночь, вечер, пещера…

- найти как можно больше общих признаков для непохожих предметов

Колодец –паркет, бревно - коробка, облако – дверь, кукла, снег…

- найти как можно больше самых разных, оригинальных применений хорошо знакомому предмету (на выполнение этого задания отводится 5-6 минут. Учитываются все ответы, кроме повторяющихся.

- поиск причин событий (требуется определить причины возникновения каких-либо ситуаций)

Утром Дима проснулся раньше обычного; Солнце ещё не ушло за горизонт, но стало уже темно; Сидевший у ног хозяина пёс грозно зарычал на маленького котёнка.

- Что может произойти если: …дождь будет идти не переставая, …люди научатся летать как птицы, …собаки начнут разговаривать человеческим голосом, оживут все сказочные герои, …из водопроводного крана польётся апельсиновый сок.

Развитие креативного мышления через использование ТРИЗ

- Игра с подзорной трубой.

Каждый ребёнок по очереди рассматривает картину в «подзорную трубу» и называет только один объект. Это позволяет детям выделить отдельные объекты, изображённые на картине, давать им соответствующие названия.

- Данетки

Дети задают вопросы и угадывают загаданный предмет. Водящий отвечает только «ДА» или «Нет».

- Черное – белое

Когда воспитатель поднимает белый домик дети называют  положительные качества объекта. Когда воспитатель поднимет чёрный домик дети называют отрицательные качества.

- Хорошо – плохо

Один ребёнок называет положительное качество предмета, второй отрицательное, третий – положительное и т.д.

- Что было потом?

Дети придумывают продолжение сказки

- Подскажи словечко

Ведущий начинает фразу, а ребёнок её быстро заканчивает

У стрекозы прозрачные крылья, а у бабочки? У розы лепестки нежные, а у астры? Ворона каркает, а сорока? Петух кукарекает, а курица? У кровы телёнок, а у овцы?

Развитие  креативного мышления через художественное творчество

- Облака – загадки

Детям нужно придумать на что похожи нарисованные облака

- Разноцветные геометрические фигуры

Дети составляют из геометрических фигур различные стилизованные изображения

- Коллаж

Из старых журналов, каталогов дети вырезают разные элементы и составляют коллажи.

- Дорисуй и раскрась

Дорисовать два силуэта волшебниц, но так чтобы одна стала доброй, а другая злой.

  1. Маслова Р.Ю. Мы входим в мир прекрасного. - СПб. : СпецЛит, 2010.
  2. Лободина С.В. Как развить способности ребёнка. –СПб.: Питер,1997

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие креативного мышления у дошкольников

Консультация для родителей«Развитие креативного мышления у дошкольников»Под креативностью психологи понимают способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения...

Консультации для воспитателей. Развитие креативного мышления старших дошкольников посредством творческих и сюжетно-ролевых игр.

Консультации для воспитателей.Развитие креативного мышления старших дошкольников посредством творческих и сюжетно-ролевых игр....

Развитие креативного мышления у дошкольников с помощью элементов методики ТРИЗ

Развивать креативное мышление необходимо еще в дошкольном возрасте, когда восприятие ребенка особенно эмоционально, а яркие и насыщенные занятия, основанные на развитии креативного мышления и воображе...

Презентация «Круги Луллия, в развитии креативного мышления у дошкольников»

Учите ребенка, каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- Он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, Он усвоит их на лету. К.Д.Ушинский ...

Мастер-класс для педагогов: «Развитие креативного мышления у дошкольников с использованием техники друдлы»

Цель мастер – класса: повышение мотивации у педагогов к использованию технологии, способствующей развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста.Задачи:систематизировать знани...

Развитие креативного мышления у дошкольников

Существует множество методов, подходящих для развития творческого и креативного мышления. Когда речь идет о детях, идеальной формой образовательной деятельности является игра. Именно она позволяет одн...