Психологическое сопровождение молодых педагогов в образовательном учреждении
статья

Лысякова Мария Александровна

Психологическая адаптация педагога является важнейшим этапом профессионального развития личности. Для становления молодого педагога большое значение имеют ситуации затруднения, препятствующие активности личности по достижению целей педагогической деятельности.

Педагогу необходимо не только обладать профессиональными знаниями и умениями, но и уметь творчески изменять свою личность с использованием психологических знаний, сообразно объективно существующим морально-нравственным ценностям общества,   в соответствии с собственной индивидуальностью.
Именно в процесс адаптации происходит соединение на практике требований профессии к человеку с его возможностями.
От того как адаптируется педагог во многом зависит укрепление его профессиональной мотивации, а также его  личностное развитие, как педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx18.16 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое сопровождение молодых педагогов в образовательном учреждении

Психологическая адаптация педагога является важнейшим этапом профессионального развития личности. Для становления молодого педагога большое значение имеют ситуации затруднения, препятствующие активности личности по достижению целей педагогической деятельности.

Педагогу необходимо не только обладать профессиональными знаниями и умениями, но и уметь творчески изменять свою личность с использованием психологических знаний, сообразно объективно существующим морально-нравственным ценностям общества,   в соответствии с собственной индивидуальностью.

Именно в процесс адаптации происходит соединение на практике требований профессии к человеку с его возможностями.

От того как адаптируется педагог во многом зависит укрепление его профессиональной мотивации, а также его  личностное развитие, как педагога. Именно этот период самый тяжелый для молодого педагога, не пройдя его многие уходят из профессии. В ряде причин психологической дезадоптации относятся:

- психологическая адаптация личности к новым условиям,

- социальная  зрелость личности,

- система отношений личности к себе и окружающим.

Дезадоптация к профессиональной деятельности во многом  зависит от психологических особенностей педагога, а именно, от наличия «психологических факторов риска»:

- отдельных признаков эмоционально-волевой неустойчивости,

- неустойчивости,

- несовершенства ряда интеллектуальных функций,

- элементов социальной незрелости.

В последнее время число молодых педагогов, приходящих в дошкольные учреждения, очень невелико, несмотря на острую нехватку профессиональных кадров. Проблема заключается в недостатке практического опыта молодых специалистов, имеющих специальное образование в области дошкольной педагогики и психологии , в отсутствии знаний по дошкольной педагогике и психологии, т.к. многие начинающие воспитатели, пришедшие в детский сад – либо выпускники педагогических высших учебных заведений (педагоги различных профилей), либо выпускники высших и средних учебных заведений непедагогического профиля, прошедшие курсы повышения квалификации и дополнительного обучения. Вот почему особого внимания требуют молодые педагоги, не имеющие профессионального дошкольного образования.

Для успешной адаптации молодых педагогов создана программа: «Адаптация начинающих педагогов к дошкольному учреждению». Модель программы по адаптации молодых педагогов в дошкольном образовательном учреждении важно определить основные задачи и методы работы с молодыми специалистами, чтобы данная работа была эффективной. В программе используются основные подходы к групповой работе с молодыми педагогами. Она построена на трех аспектах:

- педагогическом, предполагающем выявление педагогических основ и условий эффективного управления процессом адаптации молодого специалиста в практике работы дошкольного образовательного учреждения; исследование влияния указанных явлений на его профессиональное становление и рост педагогического мастерства; разработку методических рекомендаций по решению указанной проблемы;

- психологическом, связанном с развитием у начинающего педагога потребности в самосовершенствовании, личностном росте; создании условий для формирования мотивационно-ценностных установок на успешную профессиональную деятельность;

- социальном, так как адаптация молодого специалиста основывается на социализации его личности, протекает в непосредственном взаимодействии по линии диад «воспитатель-воспитанник», «воспитатель-воспитатель», «воспитатель-администрация дошкольного образовательного учреждения», «воспитатель-родители воспитанника».

Предполагаемые результаты:

I блок:

- представление о собственной значимости, ценности;

- навыки уверенного поведения;

- способность к самоанализу и саморефлексии;

- мотивация саморазвития и самовоспитания.

II блок:

- способность доверять окружающим людям;

- представление ценности другого человека;

- умения и навыки поведения в конфликтных ситуациях;

- навыки партнерского общения.

III блок:

- умение определять свои профессиональные планы;

- способность проявления своей жизненной и профессиональной перспективы и дальнейшего продвижения в плане лично-профессионального самоопределения.

Список литературы

  1. Кэдьюсон Х., Шеффер И. Практикум по игровой психотерапии. – СПб., 2000.
  2. Микляева А.В. Мир эмоций. – СПб., 2003.
  3. Микляева А.В. Встречи с самим собой. – СПб., 2003.
  4. Микляева А.В. Я среди других людей. – СПб., 2003.
  5. Немов Р.С. Психология. – М., 2000.
  6. Резапкина Г.В. Я и моя профессия. – М., 2000.
  7. Рязанова Д.В. Тренинг: с чего начать? – М., 2003.
  8. Смид Р. Групповая работа с педагогами. – М., 1999.
  9. Фопель К. Создание команды. – М., 2003.
  10. Фопель К. Психолгические группы. – М., 2001.
  11. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 1995.
  12. Аминов Н. А. Психофизиологические и психологические предпосылки педагогических способностей // Вопр. психол. 1988. N 5.
  13. Балл Г.А. Понятие адаптации и его значение для психологии личности // Вопросы психологии. – 1989. - № 1. – С. 56-65.
  14. Вербова К. В., Парамей Г. В. Психодиагностика склонностей и способностей к педагогической деятельности // Beстник МГУ. Серия: Психология. 1990. N 2.
  15. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала, М., 1998. Стр. 206-224.
  16. Виханский О.С., Наумов A.H.: Менеджмент, М. , 1996
  17. Волина В. Методы адаптации персонала // Управление персоналом, 1998, №13.
  18. Денисенко Г.Ф. Охрана труда, М, 1995
  19. Дичев Т.Г., Тарасов К.Е. Проблема адаптации и здоровье человека: Методические и социальные аспекты. М., 1976.184с.
  20. Зеер Э., Сыманюк Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал, 1997., т. 18, №6
  21. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. Новосибирск 1986. 191с.
  22. Каптерев П.Ф. Дидактические очерки. Теория образования. – М., 1982.
  23. Коротков Э.М.: Концепция менеджмента, М, 1996
  24. Коханов Е. Ф. Отбор персонала и введение в должность. М., 1996.
  25. Кричевский Р.Л., Если Вы – руководитель, М, 1996
  26. Кузьмина Е.С., Прохвалитов А.А. О системной подходе к исследованию процессов адаптации // Психологические проблемы повышения эффективности деятельности производственных коллективов: Тез. докл. Конф. – Курган, 1981.
  27. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996.
  28. Марушина В. Проблема адаптации молодых специалистов к профессиональной деятельности //www.mstu.edu.ru,2002.
  29. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. М., 1999. Стр.169-177.
  30. Медведев В.И. О проблеме адаптации. Л., 1984.
  31. Мирзаянова Л. Кризисы в адаптации к профессии//Адукацыя і выхаванне. 2000, №12.
  32. Петровский А.В. Психология. – М., 2002.
  33. Проблемы адаптации молодых педагогов: Отчет по результатам социологического исследования. Тольятти: Изд-во Фонда "Развитие через образование", 1999.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методического сопровождения повышения профессионального мастерства педагогов дошкольного образовательного учреждения.

Конкурсы педагогического мастерства являются одним из важных этапов в развитии профессионализма педагога, т. к. дают возможность стать значимым в профессиональном сообществе через оценку данным сообще...

Специфика сопровождения ребенка в дошкольных образовательных учреждениях разного вида и проблемы подготовки педагогов к данной работе.

Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в образовательном учреждении является создание психологических условий для всестороннего развития и успешного обучения ребенка....

Особенности работы педагога-наставника МБДОУ№98 по сопровождению молодого педагога.

Особенности работы педагога-наставника МБДОУ№98  по сопровождению молодого педагога....

Наставничество как способ сопровождения и поддержки молодых педагогов в образовательной организации

Наставник в ДОУ – это высококвалифицированный специалист, который делится знаниями и практическими навыками с молодыми педагогами....

Рекомендации молодому педагогу дошкольного образовательного учреждения

Рекомендации молодому педагогу дошкольного образовательного учреждения...

"ОРГАНИЗАЦИЯ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ ПЕДАГОГАМИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ "

Как  сделать профессиональгую адаптацию молодых педагогов в процессе вхождения в образовательную среду успешной....