Развитие навыков звуко-буквенного анализа у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.
консультация по логопедии

Корнеева Валентина Валентиновна

Готовность ребенка к обучению грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом определяется возможностью осознания им звукового строя языка, т.е. переключения внимания от семантики слова к его звуковому составу – к умению услышать в слове отдельные звуки, понять, что они расположены в определенной последовательности. Чтобы подготовить ребенка к обучению грамоте необходимо научить его различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные, выделять звуки из состава слова, членить слова на слоги, а слоги на звуки, объединять слоги и звуки в слова, определять последовательность звуков в слове, делить предложения на слова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие навыков звуко-буквенного  анализа у детей старшего дошкольного возраста с ТНР

 На этапе подготовки к школьному обучению дошкольникам важно овладеть такими операциями, как звуковой анализ и синтез. Это необходимо для полноценного формирования навыков чтения и письма в будущем. Как показывает практика, само по себе знание букв не исключает серьезных затруднений в процессе обучения грамоте, даже у дошкольников с нормальным речевым развитием. Тем более, ситуация усложняется у детей с ТНР. Основные причины подобного явления у таких детей — нарушение фонематического восприятия, а также несформированность навыков звукового анализа и синтеза.

 Анализ – это процесс расчленения целого на части, а также установление связей, отношений между ними. Синтез – это процесс мысленного соединения в единое целое частей предмета и его признаков, полученных в процессе анализа. Звуковой анализ – это определение порядка звуков в слове, выделение отдельных звуков, различение звуков по их качественным характеристикам (гласный – согласный, твёрдый – мягкий). Для чего нам нужен звуковой анализ? Звуковой анализ лежит в основе процесса письма. При обучении письму и чтению исходным процессом является звуковой анализ устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его элементы (звуки), установление их количества и последовательности. Основная трудность, которую испытывают дети при расчленении слова на составные элементы, заключается в неумении услышать гласные звуки, а также отделить гласные от согласных в слове. Поэтому звуковой анализ и синтез должен базироваться на устойчивом фонематическом восприятии. Перед началом письма ребенку необходимо произвести анализ слова, однако уже в ходе записывания происходит синтез, то есть мысленное сочетание звуковых элементов в единое целое. Таким образом, обучение письму невозможно без формирования звукового анализа. Если звуковой анализ не сформирован или сформирован недостаточно, то дети будут писать с ошибками, например: вместо «страна» – «сана», «тана» и т.п..

Значительное количество речевых нарушений, так или иначе, оказывается связанным с неспособностью детей дифференцировать на слух фонемы родного языка. Отсутствие полноценного восприятия фонем делает невозможным их правильное произнесение. Кроме того, нарушение фонематического слуха не дает возможности детям овладеть в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем, а, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом. Это значит, что устранение дефектов речи невозможно без специальной коррекции фонематических процессов. Так, при нарушении формирования звукового анализа и синтеза, возможно побуквенное чтение, т.е. вместо звука произносится буква (не м, н, в, а ме, не, ве). Дети читают: ам – амэ, вы – вэы и т.д. Побуквенное чтение в норме возможно до того момента, пока взрослый не объяснит ребенку, как читать правильно. Но большинство детей с ТНР  без специальной коррекционной работы не смогут полноценно научиться читать и писать, поскольку у них отмечается нарушение нормального речевого развития.

Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до полной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове.

Для процесса чтения детей с ТНР характерны:

-трудности слияния звуков в слоги и слова, взаимные замены фонетически или артикуляционно-близких согласных звуков: свистящих - шипящих, твердых – мягких, звонких – глухих (каска-кашка, помощь-помочь, жевать-зевать);

-искажение слоговой структуры слов (поправился вместо переправилсяоперация вместо операционнаявынула вместо вытянула),

-грамматические ошибки (лодку перевернулась, с двумя друзьям),

-побуквенное чтение (К,А,Ш,А),

-нарушение понимания прочитанного,

-слишком медленный темп чтения,

-«угадывающее чтение».

Для процесса письма детей с ТНР  характерны:

-замены букв;

- искажение слоговой структуры слов – перестановки, пропуски, добавления слогов, раздельное написание частей слова и слитное двух слов, указывающее на несформированность звукового анализа;

- грамматические ошибки – недочеты, связанные с переносом аграмматизмов в письменную речь (неверное употребление предлогов и приставок, падежных окончаний, согласований различных частей речи и пр.).

Без умения четко дифференцировать на слух фонемы родного языка нельзя овладеть навыками звукового анализа и синтеза, а это делает невозможным и полноценное усвоение грамоты. Обучение грамоте в русском языке осуществляется по звуковому аналитико-синтетическому методу. Для успешного овладения грамотой ребенок должен хорошо ориентироваться в звуковом составе слов, т. е. владеть фонематическим анализом и синтезом. Из всех видов анализа речевого потока (деление предложений на слова, слов на слоги, слогов на звуки), самым сложным для детей является фонематический анализ слов. Полным фонематическим анализом слов ребенок овладевает лишь в процессе обучения грамоте. Следовательно, успешное обучение письму и чтению так же предполагает, как обязательное условие, развитие фонематических процессов. В работах В. К. Орфинской, Н. Х. Швачкиной,Г. А. Каше, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Н. А. Чевелевой и др. указывается на необходимость развития фонематических процессов у дошкольников и дается характеристика этих процессов. Фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. (Г. В. Чиркина). Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. ( Г. В.Чиркина.) Фонематический анализ – это умение расчленять слышимое слово на составляющие его звуки, т. е. четко представлять себе его звуковую структуру.  (Л. Г. Парамонова). Фонематический синтез – это умение соединять отдельные звуки в целое слово с последующим узнаванием этого слова, мысленно составленного из звуков. (Л. Г. Парамонова). Фонематические представления –это способность оперировать результатами фонематического анализа. ( О.Б. Иншакова).

 Достаточная сформированность основ фонематического восприятия, фонематического анализа позволяет ребенку осуществлять анализ и синтез звуков, слогов, слов, т.е. мысленно расчленять на составные элементы (фонемы). Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование слоговой структуры слов. При плановой работе по развитию фонематического слуха дети намного лучше воспринимают и различают: окончания слов, приставки, суффиксы, предлоги при стечении согласных звуков и т.п.  Без длительных специальных упражнений по формированию фонематического восприятия дети с ТНР не овладевают грамотным чтением и письмом. Процесс формирования фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза – это есть подготовка к обучению грамоте.

При обучении звуковому анализу используются символы звуков, а не сразу буквы. Буквы – это абстрактный знак, он никак не связан со звуком. Некоторым детям с нарушениями речи трудно их запомнить. А символ связан со звуком. Символы гласных звуков соответствуют положению губ при их произнесении, символы согласных звуков представляют собой зрительный образ предмета или объекта, способного издавать похожий звук.

Формирование навыков звукового анализа и синтеза осуществляется в принятой в современной логопедии последовательности:

 выделение в словах первого гласного звука;

 анализ и синтез сочетаний из двух гласных звуков;

 определение последнего гласного звука в словах;

 определение первого и последнего гласного звука в словах;

 определение наличия либо отсутствия в словах звука;

 определение первого согласного звука в словах;

 определение последнего согласного звука в словах;

 определение гласного звука в середине односложных слов;

 синтез односложных слов, состоящих из трех звуков;

 определение позиции согласного звука в словах;

 определение количества слогов в словах;

 синтез двусложных слов, состоящих из двух открытых слогов.

Таким образом, овладение навыками звукового анализа и синтеза:

1. обеспечивает готовность к освоению грамоты;

2. способствует предупреждению появления нарушений в письменной речи в период школьного обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер класс для родителей. Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста

У детей с нарушениями речи в силу объективных причин к 6 годам оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка. Поэтому  коррекционная работа по перемещению вниман...

РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ РЕЧЕВОГО ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РОБОТОТЕХНИКИ.

Образовательная робототехника, способствует формированию не только конструкторских способностей, но и развитию речи детей....

Развитие навыков самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста

Методическая разработка по развитию навыков самостоятельной исследовательской деятельности  детей 5-7 лет на тему "Выращивание плесени"....

Буклет для родителей "Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста"

Обучение дошкольников грамоте осуществляется аналитико-синтетическим методом. Это означает, что дети знакомятся сначала не с буквами, а со звуками родного языка. И действительно, без представления о к...

Проект «Развитие навыков изобразительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании посредством различных видов деятельности»

Приобщение к русской национальной культуре через знакомства с традициями и обычаями русского народа ( апрель 2017)...

Особенности развития навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Дошкольное детство – период, когда происходит общее развитие ребенка и закладывается фундамент этого развития. Определенное направление развития получают все стороны психики ребенка, но более ин...

«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ».

Основная трудность, которую испытывают дети при расчленении слова на составные элементы, заключается в неумении услышать гласные звуки, а также отделить гласные от согласных в слове. Поэтому звуковой ...